2 фев­ра­ля. Пре­по­доб­ный Евфи­мий Архангелогородский
Све­де­ний о жиз­ни пре­по­доб­но­го Евфи­мия Архан­ге­ло­го­род­ско­го прак­ти­че­ски не сохра­ни­лось. Извест­но, что родом он был из села Воз­не­се­нья и с 1585 по 1589 год (по дру­гим дан­ным, он жил гораз­до рань­ше и умер в 1523 году) был…

Све­де­ний о жиз­ни пре­по­доб­но­го Евфи­мия Архан­ге­ло­го­род­ско­го прак­ти­че­ски не сохра­ни­лось. Извест­но, что родом он был из села Воз­не­се­нья и с 1585 по 1589 год (по дру­гим дан­ным, он жил гораз­до рань­ше и умер в 1523 году) был игу­ме­ном Михай­ло­во-Архан­гель­ско­го монастыря.

До нас не дошло ни вос­по­ми­на­ний, ни сви­де­тельств о его зем­ной жиз­ни. В каноне пре­по­доб­но­му Евфи­мию Архан­ге­ло­го­род­ско­му гово­рит­ся: «Жизнь свою сотво­рил еси в молит­вах и поще­нии, закон­но пре­про­во­дил еси, отче, в без­стра­стие обле­че­ся, пло­ти муд­ро­ва­ния сми­рив кре­по­стию Боже­ствен­на­го Духа».

По пре­став­ле­нии сво­ем пре­по­доб­ный Евфи­мий был про­слав­лен от Гос­по­да мно­го­чис­лен­ны­ми чудесами.

Обре­те­ние мощей пре­по­доб­но­го Евфи­мия Архан­ге­ло­го­род­ско­го про­изо­шло 7 июля 1647 года. В этот день на дво­ре архан­гель­ско­го вое­во­ды бояри­на Юрия Пет­ро­ви­ча Буй­но­со­ва-Ростов­ско­го куз­нец из Хол­мо­гор Евста­фий Тро­фи­мов рыл яму для уста­нов­ки куз­неч­но­го гор­на. Когда он углу­бил­ся в зем­лю все­го-навсе­го на локоть, пока­за­лась дере­вян­ная крыш­ка. Куз­нец решил, что нашел сун­дук с кла­дом. К его разо­ча­ро­ва­нию, наход­ка ока­за­лась ста­рин­ным гро­бом. «Вот те и барыш»! – толь­ко и мог вымол­вить раз­до­са­до­ван­ный Евста­фий. Он стал насме­хать­ся над усоп­шим: «Вста­вай, помо­гай копать!» – и попы­тал­ся про­су­нуть руку под крыш­ку гро­ба. После это­го Евста­фия вне­зап­но нача­ло тря­сти как в силь­ной лихо­рад­ке, а от рез­кой сла­бо­сти он не мог даже поше­вель­нуть­ся («осла­бел весь, ста­ло его тря­сти, руки отня­лись»). Он понял, что нака­зан за непо­чти­тель­ное отно­ше­ние к неиз­вест­но­му подвиж­ни­ку, кото­рый лежал в най­ден­ном им гро­бу, и стал горь­ко опла­ки­вать свой посту­пок. Исце­лил­ся Евста­фий толь­ко после того, как по пове­ле­нию бояри­на Буй­но­со­ва-Ростов­ско­го, узнав­ше­го о при­чине болез­ни сво­е­го слу­ги, была совер­ше­на пани­хи­да по неве­до­мо­му угод­ни­ку Божию. Это было пер­вое из чудес пре­по­доб­но­го Евфи­мия Архангелогородского.

Вое­во­да Буй­но­сов-Ростов­ский стал пер­вым почи­та­те­лем памя­ти свя­то­го Евфимия.

Ста­ра­ни­я­ми его гроб с моща­ми пре­по­доб­но­го был пере­не­сен в нахо­див­шу­ю­ся неда­ле­ко от места их обре­те­ния дере­вян­ную цер­ковь в честь Про­ис­хож­де­ния чест­ных древ Кре­ста Гос­под­ня. Меж­ду про­чим, храм этот был постро­ен на том месте, где до пожа­ра 1636 года нахо­ди­лись церк­ви Михай­ло-Архан­гель­ско­го мона­сты­ря. Тогда же мощи пре­по­доб­но­го пере­ло­жи­ли из ста­ро­го гро­ба в новую дере­вян­ную раку. При этом совер­ши­лось несколь­ко зна­ме­на­тель­ных чудес. Некий Миха­ил Мед­вед­кин, скеп­ти­че­ски отнес­ший­ся к почи­та­нию неве­до­мо­го чудо­твор­ца, поте­рял рас­су­док. Он исце­лил­ся от навяз­чи­вых страш­ных виде­ний толь­ко после слез­но­го молит­вен­но­го обра­ще­ния к тому, над кем недо­вер­чи­во посме­и­вал­ся. Стра­дав­ший десять лет неиз­ле­чи­мой болез­нью ног вдо­вый свя­щен­ник Вос­кре­сен­ской церк­ви Дмит­рий Козь­мин полу­чил исце­ле­ние после того, как отсто­ял Боже­ствен­ную литур­гию у гро­ба свя­то­го Евфимия.

Есть нема­ло сви­де­тельств и об исце­ле­ни­ях детей по молит­вам к пре­по­доб­но­му Евфи­мию Архангелогородскому.

Про­дол­жав­ше­е­ся народ­ное почи­та­ние пре­по­доб­но­го Евфи­мия Архан­ге­ло­го­род­ско­го было пре­рва­но рево­лю­ци­ей и после­до­вав­ши­ми за нею гоне­ни­я­ми на Пра­во­слав­ную веру.

В насто­я­щее вре­мя мощи пре­по­доб­но­го Евфи­мия Архан­ге­ло­го­род­ско­го утра­че­ны. Нет и хра­ма, где они когда-то нахо­ди­лись. На том месте, сле­ва от зда­ния Гости­но­го дво­ра, где сто­я­ла когда-то Михай­ло-Архан­гель­ская цер­ковь, сей­час раз­бит сквер. Одна­ко память о небес­ном покро­ви­те­ле горо­да Архан­гель­ска пре­по­доб­ном Евфи­мии Архан­ге­ло­го­род­ском в насто­я­щее вре­мя про­дол­жа­ет жить.

Тро­парь, глас 4

Я́ко сокро́вище многоце́нно /​и исто́чник, излива́ющ то́ки исцеле́ний, /​пода­де́ нам Христо́с честны́я мо́щи твоя́, /​преподо́бне Евфи́мие, /​боле́зни у́бо отъе́млющия страсте́й разли́чных, /​благода́ть же душа́м точа́щия непреста́нно, /​/​Его́же моли́ дарова́ти нам ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 3

Пра́зднует днесь Арха́нгелов град пра́здник пресве́тлый светоно́сныя тво­ея́ па́мяти, /​вся созыва́я окре́стныя его́, /​ра́дуется бо, я́ко стяжа́в сокро́вище ве́лие /​честны́я мо́щи твоя́, преподо́бне Евфи́мие, /​его́же сохраня́й все­гда́ моли́твами твои́ми от всех зол, да зове́м ти: /​/​ра́дуйся, о́тче, благоду́шию тезоимени́те.

Вели­ча­ние

Ублажа́ем тя, /​преподо́бне о́тче Евфи́мие, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​наста́вниче мона́хов /​/​и собесе́дниче А́нгелов.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Прп. Евфи́мия Вели­ко­го, иеро­мо­на­ха (473). Прпп. Евфи́мия схим­ни­ка (XIV) и Лавре́нтия затвор­ни­ка (XIII – XIV), Печер­ских, в Даль­них пеще­рах. Мчч. И́нны, Пи́нны и Ри́ммы (I – II); Ва́сса, Евсе́вия, Евти́хия и Васили́да (303). Исп. Евфи́мия (Кере­се­лид­зе), игу­ме­на (1944) (Груз.). Сщмч. Пав­ла Доб­ро­мыс­ло­ва, пре­сви­те­ра (1940).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму