В Индии, некогда получившей христианскую веру через благовествование святого апостола Фомы, правил царь Авенир, идолопоклонник и жестокий гонитель христиан. Долго не было у него детей. Наконец, родился у царя сын, названный Иоасафом. При рождении царевича мудрейший царский звездочет предсказал, что царевич примет гонимую его отцом христианскую веру. Царь, желая предотвратить предсказанное, приказал выстроить для царевича отдельный дворец и распорядился, чтобы царевич не услышал ни одного слова о Христе и его учении. Достигнув юношеского возраста, царевич испросил у отца разрешения выезжать за пределы дворца и увидел тогда, что существуют страдания, болезни, старость и смерть. Это навело царевича на размышления о суетности и бессмысленности жизни, и он стал пребывать в тяжких раздумьях. В то время в далекой пустыне подвизался мудрый отшельник преподобный Варлаам. Божиим откровением он узнал о страждущем в поисках истины юноше. Выйдя из пустыни, преподобный Варлаам под видом купца отправился в Индию и, прибыв в город, где находился дворец царевича, объявил, что привез с собой драгоценный камень, обладающий чудодейственными свойствами исцелять болезни. Приведенный к царевичу Иоасафу, преподобный Варлаам стал излагать ему христианское вероучение в виде притч, а затем и от “Святаго Евангелия и Святых Апостол”. Из наставлений Варлаама юноша уразумел, что драгоценный камень есть вера в Господа Иисуса Христа, уверовал в Него и пожелал принять святое Крещение. Окрестив царевича, преподобный Варлаам заповедал ему пост и молитву и отошел в пустыню.
Царь, узнав, что сын его стал христианином, впал в гнев и скорбь. По совету одного из вельмож, царь устроил прение о вере между христианами и язычниками, на которое под видом лаама явился маг и чародей Нахор. Нахор должен был признать себя в прении побежденным и таким образом отвратить царевича от христианства. Через видение во сне святой Иоасаф узнал об обмане и пригрозил Нахору лютой казнью, если тот окажется побежденным. Убоявшийся Нахор не только победил язычников, но и сам уверовал во Христа, раскаялся, принял святое Крещение и удалился в пустыню. Царь пытался отвратить сына от христианства и другими средствами, но царевич преодолел все соблазны. Тогда по совету вельмож Авенир выделил сыну половину царства. Святой Иоасаф, став царем, восстановил христианство в своей стране, отстроил заново церкви и, наконец, обратил в христианство своего отца царя Авенира. Вскоре после Крещения царь Авенир преставился, а святой царевич Иоасаф оставил царство и ушел в пустыню на поиски своего учителя старца Варлаама.
В течение двух лет странствовал он по пустыне, терпя напасти и искушения, пока нашел пещеру преподобного Варлаама, спасавшегося в безмолвии. Старец и юноша стали подвизаться вместе. Когда приблизилось время кончины преподобного Варлаама, он отслужил литургию, приобщился Святых Таин и причастил святого Иоасафа и с тем отошел ко Господу, пробыв в пустыне 70 лет из прожитых ста лет. Совершив погребение старца, святой Иоасаф остался в той же пещере, продолжая пустыннический подвиг. Он пробыл в пустыне 35 лет, отошел ко Господу, достигнув шестидесятилетия.
Преемник святого Иоасафа по царству, Варахия, по указанию некоего отшельника, нашел в пещере нетленные и благоуханные мощи обоих подвижников, перенес их в свое отечество и предал погребению в церкви, воздвигнутой преподобным царевичем Иоасафом.
Тропарь, глас 4
От духо́внаго наста́вника научи́вся, /царю́ Иоаса́фе, Бо́га позна́ти, /Креще́нием же просвети́вся, /лю́ди к ве́ре обрати́л еси́, /и отцу́ твоему́ от купе́ли прие́мник быв, /ца́рство оста́вив, пусты́ню дости́гл еси́, /и в ней трудолю́бне подвиза́лся еси́. /Моли́ Христа́ Бо́га со учи́телем твои́м Варлаа́мом, //спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак, глас 8
Ве́дый твое́ из младе́нства благо́е изволе́ние, Иоаса́фе, еди́н сердцеве́дец Бог, /и от ца́рствия земна́го в мона́шеское пребыва́ние приведы́й тя, /вели́кому Варлаа́му после́довати сподо́би. /С ни́мже и ны́не го́рний Иерусали́м всесве́тлый оте́чество име́я, /жела́емыя добро́ты красно́ наслажда́яся Святы́я Тро́ицы, /мо́лим тя, ца́рская красото́, //помина́й нас, ве́рою чту́щия тя.
Величание
Велича́ем вас, /святи́е Варлаа́ме, Иоаса́фе и Авени́ре, /и чтим святу́ю па́мять ва́шу: /вы бо мо́лите о нас //Христа́ Бо́га на́шего.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Прор. Авдия (из 12; IX в. до Р. Х.). Мч. Варлаама (ок. 304). Прп. Варлаама, игум. Печерского, в Ближ. пещ. (1065) Прмч. Адриана Пошехонского, Ярославского (обрет. мощей, 1626). Свт. Филарета, митр. Московского и Коломенского (1867). Прмчч. Гуслицких: Серафима (Булашова) игум. (1938), Иоасафа (Крымзина) игум., Петра (Мамонтова) иером. (1937) Мч. Азы и с ним 150 воинов (284 – 305). Мч. Илиодора (ок. 273). Прп. Илариона чуд. (ок. 875; груз.) Прп. Порфирия Кавсокаливита (1991). Сщмч. Иоанна Вишневского пресв. (1920) Сщмч. Порфирия, еп. Симферопольского (1937). Сщмч. Иоасафа, еп. Чистопольского (1937). Сщмч. Сергия Махаева пресв. (1937) Сщмч. Михаила Дмитрева пресв. (1937) Сщмч. Александра Мишутина пресв. (1937) Сщмч. Иоанна Малиновского пресв. (1937) Сщмч. Константина Михайловского пресв. (1937) Сщмч. Александра Сереброва пресв. (1937) Сщмч. Игнатия Теслина пресв. (1937) Сщмч. Иоанна Пирамидина пресв. (1937) Сщмч. Симеона Кривошеева пресв. (1937) Сщмч. Иоанна Флоровского пресв. (1937) Сщмч. Иакова Бриллиантова пресв. (1937) Сщмч. Димитрия Куклина пресв. (1937) Сщмч. Иакова Передерия пресв. (1937) Прмч. Иоасафа (Крымзина) иером. (1937) Прмч. Геннадия (Ребезы) иером. (1937) Прмч. Петра (Мамонтова) иером. (1937) Прмч. Герасима (Сухова) иером. (1937) Прмч. Михаила (Кванина) иером. (1937) Мч. Валентина Корниенко (1937). Мч. Петра Антонова (1937). Мч. Леонида Салькова (1937). Мч. Тимофея Кучерова (1937). Иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» (1863).