2 декаб­ря. Пре­по­доб­ные Вар­ла­ам пустын­ник, Иоасаф, царе­вич Индий­ский, и его отец Авенир
В Индии, неко­гда полу­чив­шей хри­сти­ан­скую веру через бла­го­вест­во­ва­ние свя­то­го апо­сто­ла Фомы, пра­вил царь Аве­нир, идо­ло­по­клон­ник и жесто­кий гони­тель хри­сти­ан. Дол­го не было у него детей. Нако­нец, родил­ся у царя сын, назван­ный Иоаса­фом. При рож­де­нии царе­ви­ча муд­рей­ший…

В Индии, неко­гда полу­чив­шей хри­сти­ан­скую веру через бла­го­вест­во­ва­ние свя­то­го апо­сто­ла Фомы, пра­вил царь Аве­нир, идо­ло­по­клон­ник и жесто­кий гони­тель хри­сти­ан. Дол­го не было у него детей. Нако­нец, родил­ся у царя сын, назван­ный Иоаса­фом. При рож­де­нии царе­ви­ча муд­рей­ший цар­ский звез­до­чет пред­ска­зал, что царе­вич при­мет гони­мую его отцом хри­сти­ан­скую веру. Царь, желая предот­вра­тить пред­ска­зан­ное, при­ка­зал выстро­ить для царе­ви­ча отдель­ный дво­рец и рас­по­ря­дил­ся, что­бы царе­вич не услы­шал ни одно­го сло­ва о Хри­сте и его уче­нии. Достиг­нув юно­ше­ско­го воз­рас­та, царе­вич испро­сил у отца раз­ре­ше­ния выез­жать за пре­де­лы двор­ца и уви­дел тогда, что суще­ству­ют стра­да­ния, болез­ни, ста­рость и смерть. Это наве­ло царе­ви­ча на раз­мыш­ле­ния о сует­но­сти и бес­смыс­лен­но­сти жиз­ни, и он стал пре­бы­вать в тяж­ких раз­ду­мьях. В то вре­мя в дале­кой пустыне под­ви­зал­ся муд­рый отшель­ник пре­по­доб­ный Вар­ла­ам. Божи­им откро­ве­ни­ем он узнал о страж­ду­щем в поис­ках исти­ны юно­ше. Вый­дя из пусты­ни, пре­по­доб­ный Вар­ла­ам под видом куп­ца отпра­вил­ся в Индию и, при­быв в город, где нахо­дил­ся дво­рец царе­ви­ча, объ­явил, что при­вез с собой дра­го­цен­ный камень, обла­да­ю­щий чудо­дей­ствен­ны­ми свой­ства­ми исце­лять болез­ни. При­ве­ден­ный к царе­ви­чу Иоаса­фу, пре­по­доб­ный Вар­ла­ам стал изла­гать ему хри­сти­ан­ское веро­уче­ние в виде притч, а затем и от “Свя­та­го Еван­ге­лия и Свя­тых Апо­стол”. Из настав­ле­ний Вар­ла­а­ма юно­ша ура­зу­мел, что дра­го­цен­ный камень есть вера в Гос­по­да Иису­са Хри­ста, уве­ро­вал в Него и поже­лал при­нять свя­тое Кре­ще­ние. Окре­стив царе­ви­ча, пре­по­доб­ный Вар­ла­ам запо­ве­дал ему пост и молит­ву и ото­шел в пустыню.

Царь, узнав, что сын его стал хри­сти­а­ни­ном, впал в гнев и скорбь. По сове­ту одно­го из вель­мож, царь устро­ил пре­ние о вере меж­ду хри­сти­а­на­ми и языч­ни­ка­ми, на кото­рое под видом лаа­ма явил­ся маг и чаро­дей Нахор. Нахор дол­жен был при­знать себя в пре­нии побеж­ден­ным и таким обра­зом отвра­тить царе­ви­ча от хри­сти­ан­ства. Через виде­ние во сне свя­той Иоасаф узнал об обмане и при­гро­зил Нахо­ру лютой каз­нью, если тот ока­жет­ся побеж­ден­ным. Убо­яв­ший­ся Нахор не толь­ко побе­дил языч­ни­ков, но и сам уве­ро­вал во Хри­ста, рас­ка­ял­ся, при­нял свя­тое Кре­ще­ние и уда­лил­ся в пусты­ню. Царь пытал­ся отвра­тить сына от хри­сти­ан­ства и дру­ги­ми сред­ства­ми, но царе­вич пре­одо­лел все соблаз­ны. Тогда по сове­ту вель­мож Аве­нир выде­лил сыну поло­ви­ну цар­ства. Свя­той Иоасаф, став царем, вос­ста­но­вил хри­сти­ан­ство в сво­ей стране, отстро­ил зано­во церк­ви и, нако­нец, обра­тил в хри­сти­ан­ство сво­е­го отца царя Аве­ни­ра. Вско­ре после Кре­ще­ния царь Аве­нир пре­ста­вил­ся, а свя­той царе­вич Иоасаф оста­вил цар­ство и ушел в пусты­ню на поис­ки сво­е­го учи­те­ля стар­ца Варлаама.

В тече­ние двух лет стран­ство­вал он по пустыне, тер­пя напа­сти и иску­ше­ния, пока нашел пеще­ру пре­по­доб­но­го Вар­ла­а­ма, спа­сав­ше­го­ся в без­мол­вии. Ста­рец и юно­ша ста­ли под­ви­зать­ся вме­сте. Когда при­бли­зи­лось вре­мя кон­чи­ны пре­по­доб­но­го Вар­ла­а­ма, он отслу­жил литур­гию, при­об­щил­ся Свя­тых Таин и при­ча­стил свя­то­го Иоаса­фа и с тем ото­шел ко Гос­по­ду, про­быв в пустыне 70 лет из про­жи­тых ста лет. Совер­шив погре­бе­ние стар­ца, свя­той Иоасаф остал­ся в той же пеще­ре, про­дол­жая пустын­ни­че­ский подвиг. Он про­был в пустыне 35 лет, ото­шел ко Гос­по­ду, достиг­нув шестидесятилетия.

Пре­ем­ник свя­то­го Иоаса­фа по цар­ству, Вара­хия, по ука­за­нию неко­е­го отшель­ни­ка, нашел в пеще­ре нетлен­ные и бла­го­ухан­ные мощи обо­их подвиж­ни­ков, пере­нес их в свое оте­че­ство и пре­дал погре­бе­нию в церк­ви, воз­двиг­ну­той пре­по­доб­ным царе­ви­чем Иоасафом.

Тро­парь, глас 4

От духо́внаго наста́вника научи́вся, /​царю́ Иоаса́фе, Бо́га позна́ти, /​Креще́нием же просвети́вся, /​лю́ди к ве́ре обрати́л еси́, /​и отцу́ тво­е­му́ от купе́ли прие́мник быв, /​ца́рство оста́вив, пусты́ню дости́гл еси́, /​и в ней трудолю́бне подвиза́лся еси́. /​Моли́ Хри­ста́ Бо́га со учи́телем твои́м Варлаа́мом, /​/​спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 8

Ве́дый твое́ из младе́нства благо́е изволе́ние, Иоаса́фе, еди́н сердцеве́дец Бог, /​и от ца́рствия земна́го в мона́шеское пребыва́ние приведы́й тя, /​вели́кому Варлаа́му после́довати сподо́би. /​С ни́мже и ны́не го́рний Иерусали́м всесве́тлый оте́чество име́я, /​жела́емыя добро́ты крас­но́ наслажда́яся Святы́я Тро́ицы, /​мо́лим тя, ца́рская кра­со­то́, /​/​помина́й нас, ве́рою чту́щия тя.

Вели­ча­ние

Велича́ем вас, /​святи́е Варлаа́ме, Иоаса́фе и Авени́ре, /​и чтим святу́ю па́мять ва́шу: /​вы бо мо́лите о нас /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Прор. Авдия (из 12; IX в. до Р. Х.). Мч. Вар­ла­а­ма (ок. 304). Прп. Вар­ла­а­ма, игум. Печер­ско­го, в Ближ. пещ. (1065) Прмч. Адри­а­на Поше­хон­ско­го, Яро­слав­ско­го (обрет. мощей, 1626). Свт. Фила­ре­та, митр. Мос­ков­ско­го и Коло­мен­ско­го (1867). Прмчч. Гус­лиц­ких: Сера­фи­ма (Була­шо­ва) игум. (1938), Иоаса­фа (Крым­зи­на) игум., Пет­ра (Мамон­то­ва) иером. (1937) Мч. Азы и с ним 150 вои­нов (284 – 305). Мч. Или­о­до­ра (ок. 273). Прп. Ила­ри­о­на чуд. (ок. 875; груз.) Прп. Пор­фи­рия Кав­со­ка­ли­ви­та (1991). Сщмч. Иоан­на Виш­нев­ско­го пре­св. (1920) Сщмч. Пор­фи­рия, еп. Сим­фе­ро­поль­ско­го (1937). Сщмч. Иоаса­фа, еп. Чисто­поль­ско­го (1937). Сщмч. Сер­гия Маха­е­ва пре­св. (1937) Сщмч. Миха­и­ла Дмит­ре­ва пре­св. (1937) Сщмч. Алек­сандра Мишу­ти­на пре­св. (1937) Сщмч. Иоан­на Мали­нов­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Кон­стан­ти­на Михай­лов­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Алек­сандра Сереб­ро­ва пре­св. (1937) Сщмч. Игна­тия Тесли­на пре­св. (1937) Сщмч. Иоан­на Пира­ми­ди­на пре­св. (1937) Сщмч. Симео­на Кри­во­ше­е­ва пре­св. (1937) Сщмч. Иоан­на Фло­ров­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Иако­ва Брил­ли­ан­то­ва пре­св. (1937) Сщмч. Димит­рия Кукли­на пре­св. (1937) Сщмч. Иако­ва Пере­де­рия пре­св. (1937) Прмч. Иоаса­фа (Крым­зи­на) иером. (1937) Прмч. Ген­на­дия (Ребезы) иером. (1937) Прмч. Пет­ра (Мамон­то­ва) иером. (1937) Прмч. Гера­си­ма (Сухо­ва) иером. (1937) Прмч. Миха­и­ла (Ква­ни­на) иером. (1937) Мч. Вален­ти­на Кор­ниен­ко (1937). Мч. Пет­ра Анто­но­ва (1937). Мч. Лео­ни­да Саль­ко­ва (1937). Мч. Тимо­фея Куче­ро­ва (1937). Ико­ны Божи­ей Мате­ри «В скор­бех и печа­лех Уте­ше­ние» (1863).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму