19 янва­ря. СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСИТЕЛЯ НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА
Свя­тая Цер­ковь празд­ну­ет Кре­ще­ние Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста. Это один из вели­ких дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков, кото­рый празд­ну­ет­ся, не менее тор­же­ствен­но, чем Рож­де­ство Хри­сто­во. Мож­но ска­зать, что Рож­де­ство и Кре­ще­ние, свя­зан­ные меж­ду собой свят­ка­ми, состав­ля­ют еди­ное тор­же­ство –…

Свя­тая Цер­ковь празд­ну­ет Кре­ще­ние Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста. Это один из вели­ких дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков, кото­рый празд­ну­ет­ся, не менее тор­же­ствен­но, чем Рож­де­ство Хри­сто­во. Мож­но ска­зать, что Рож­де­ство и Кре­ще­ние, свя­зан­ные меж­ду собой свят­ка­ми, состав­ля­ют еди­ное тор­же­ство – празд­ник Бого­яв­ле­ния. Имен­но в един­стве этих празд­ни­ков нам явля­ют­ся все три лица Пре­свя­той Тро­и­цы. В виф­ле­ем­ском вер­те­пе родил­ся во пло­ти Сын Божий, а при Его кре­ще­нии, из отвер­стых небес “Дух Свя­тый нис­шел на Него в телес­ном виде, как голубь” (Лк. 3, 22) и был слы­шен голос Бога Отца, “гла­го­лю­щий: Ты Сын Мой Воз­люб­лен­ный; в Тебе Мое благоволение!”

Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст пишет, что “не тот день, в кото­рый родил­ся Спа­си­тель, нуж­но назвать явле­ни­ем, но тот, когда Он кре­стил­ся. Не через рож­де­ние Свое Он всем сде­лал­ся извест­ным, а через кре­ще­ние, поэто­му и Бого­яв­ле­ни­ем назы­ва­ет­ся не тот день, в кото­рый Он родил­ся, а тот, в кото­рый крестился”.

Иисус Хри­стос не имел нуж­ды в этом кре­ще­нии, как без­греш­ный и непо­роч­ный, рож­ден­ный от Пре­чи­стой Девы Марии и Сам, по боже­ству Сво­е­му, быв­ший источ­ни­ком вся­кой чисто­ты и свя­ты­ни, но, так как Он взял на Себя гре­хи все­го мира, то и при­шел к водам Иор­дан­ским, что­бы очи­стить их посред­ством кре­ще­ния. Он при­шел кре­стить­ся для того, что­бы освя­тить Собой вод­ное есте­ство, что­бы и нам даро­вать купель свя­то­го кре­ще­ния. Он при­шел кре­стить­ся еще и для того, что­бы Иоанн уви­дел испол­не­ние гла­го­ла Божия, пове­лев­ше­го ему вый­ти из пусты­ни: “На Кого уви­дишь Духа, схо­дя­ще­го и пре­бы­ва­ю­ще­го на Нем, Тот есть кре­стя­щий Духом Святым”.

Соглас­но цер­ков­но­му пре­да­нию, про­по­ведь Иоан­на Пред­те­чи, а так­же кре­ще­ние им Спа­си­те­ля про­ис­хо­ди­ли на месте древ­ней пере­пра­вы через Иор­дан, при­бли­зи­тель­но в 5‑ти кило­мет­рах от впа­де­ния реки в Мерт­вое море. Уже во вре­ме­на царя Дави­да здесь был устро­ен паром, а в 19‑м сто­ле­тии это место име­но­ва­лось “Палом­ни­че­ским бро­дом”, из-за мно­же­ства палом­ни­ков сте­кав­ши­ся сюда для омо­ве­ния в водах Иор­дан­ских. Имен­но этим путем, за 12 сто­ле­тий до Рож­де­ства Спа­си­те­ля, всту­пил древ­ний Изра­иль, пред­во­ди­мый Иису­сом Нави­ном, в Зем­лю обе­то­ван­ную. Здесь же, за тыся­чу лет до Бого­во­пло­ще­ния, пере­пра­вил­ся за Иор­дан царь Давид, убе­гая от вос­став­ше­го на него соб­ствен­но­го сына Авес­са­ло­ма. В этом же месте пере­прав­ля­лись через реку про­ро­ки Илия и Ели­сей, а уже в хри­сти­ан­скую эпо­ху этим же путем ушла в заи­ор­дан­скую пусты­ню опла­ки­вать свои гре­хи пре­по­доб­ная Мария Египетская.

Свя­тая Цер­ковь еще с апо­столь­ских вре­мен празд­ну­ет день Свя­то­го Бого­яв­ле­ния, запо­ве­дуя в сво­их поста­нов­ле­ни­ях так: “да будет у вас в вели­ком ува­же­нии день, в кото­рый Гос­подь явил нам Божество”.

Тро­парь, глас 1

Во Иoрда́не креща́ющуся Тебе́, Го́споди, /​Тро́йческое яви́ся поклоне́ние: /​Роди́телев бо глас свиде́тельствоваше Тебе́, /​возлю́бленнаго Тя Сы́на имену́я, /​и Дух в ви́де голуби́не /​изве́ствоваше сло­ве­се́ утвержде́ние. /​Явле́йся Хри­сте́ Бо́же /​и мир просвеще́й, сла́ва Тебе́.

Кондак, глас 4

Яви́лся еси́ днесь вселе́нней, /​и свет Твой, Го́споди, зна́менася на нас, /​в ра́зуме пою́щих Тя: /​прише́л еси́ и яви́лся еси́, /​Свет Непристу́пный.

Вели­ча­ние

Велича́ем Тя, /​Живода́вче Хри­сте́, /​нас ра́ди ны́не пло́тию крести́вшагося /​от Иоа́нна /​в вода́х Иорда́нских.

Молит­ва Кре­ще­нию Гос­под­ню. Богоявлению

Го́споди Иису́се Хри­сте́, Сы́не Бо́жий Единоро́дный, от Отца́ пре́жде всех век рожде́нный, Све́те от Све́та, просвеща́яй вся́ческая, в после́дняя же ле́та от Пресвяты́я Де́вы Ма́рии нетле́нно воплоще́нный и в мир сей на спасе́ние на́ше прише́дый! Ты бо не потерпе́л еси́ ви́дети от диа́вола му́чима ро́да челове́ча и сего́ ра́ди в пресве́тлый день Богоявле́ния Тво­е­го́ прише́л еси́ на Иорда́н ко гре́шником и мытаре́м крести́тися от Иоа́нна, безгре́шен сый, да испо́лниши вся́кую пра́вду и да во́зьмеши в вода́х Иорда́нских гре­хи́ все­го́ ми́ра, я́ко А́гнец Бо́жий, во е́же поне­сти́ их на Себе́ и искупи́ти Креще́нием кре́стным, пречи́стою Кро́вию Твое́ю. Сего́ ра́ди погрузи́вшуся Тебе́ в вода́х, отверзо́шася Тебе́ небе­са́ Ада́мом заключе́нная и Дух Святы́й сни́де на Тя в ви́де голуби́не, просвеще́ние и обоже́ние нося́й есте­ству́ на́шему, и Пребоже́ственный Оте́ц Твой воз­ве­сти́ Тебе́ небе́сным гла́сом благоволе́ние Свое́, зане́ сотвори́л еси́ во́лю Его́ и челове́к гре­хи́ восприя́л еси́ и Себе́ на закла́ние уже́ предугото́вал еси́, я́коже Сам рекл еси́: «Сего́ ра́ди лю́бит Мя Оте́ц, я́ко Аз ду́шу Мою́ полага́ю, да па́ки при­и­му́ ю́», и та́ко во всесве́тлый день сей, Ты, Го́споди, положи́л еси́ нача́ло искупле́ния на́шего от грехопаде́ния прароди́тельскаго. Сего́ ра́ди вся си́лы небе́сныя ра́дуются и вся тварь весели́тся, ча́юще свобожде́ние свое́ от рабо́ты истле́ния, глаго́люще: Прии́де просвеще́ние, благода́ть яви́ся, избавле́ние наста́, мир просвети́ся и лю́дие ра́достию исполня́ются. Да весели́тся ны́не не́бо и зем­ля́ и мир весь да игра́ет; ре́ки да пле́щут; исто́чницы и озе­ра, бе́здны и моря́ да сра́дуются, я́ко Боже́ственным Креще́нием освяти́ся днесь есте­ство́ их. Да ра́дуются днесь и челове́ков собо́ри, я́ко есте­ство́ их взы́де ны́не па́ки к пе́рвому благоро́дию и вси с ра́достию пою́т: Богоявле́ния вре́мя. Прииди́те мы́сленно на Иорда́н, виде́ние ве́лие в нем у́зрим: Христо́с ко Креще́нию гряде́т. Христо́с ко Иорда́ну прихо́дит. Христо́с на́ши в воде́ погреба́ет гре­хи́. Христо́с овча́ похи́щеннаго и заблу́ждшаго прихо́дит иска́ти и обре́т е́ вво́дит в рай.

Сего́ Боже́ственнаго та́инства воспомина́ние пра́зднующе, усе́рдно мо́лимся Тебе́, Человеколю́бче Го́споди: сподо́би нам жа́ждущим по гла́су Тво­е­му́ при­и­ти́ к Тебе́, Исто́чнику присноживо́тныя воды́, да почерпе́м во́ду благода́ти Тво­ея́ и оставле́ние грехо́в на́ших и да отве́ргшеся нече́стия и мирски́х по́хотей; целому́дренно и де́вственно, и пра́ведно и благоче́стно поживе́м в ны́нешнем ве́це, жду́ще блаже́ннаго упова́ния и явле́ния сла́вы Тво­ея́, Вели́каго Бо́га и Спа́са на́шего, да не от дел на́ших спасе́ши нас, но по Твое́й ми́лости и по обновле́нию Свята́го Ду́ха Тво­е­го́ ба́нею паки­бы­тия́, Его́же оби́льно излия́л еси́, да оправди́вшеся благода́тию Его́, насле́дницы бу́дем ве́чныя жи́зни во Ца́рствии Твое́м, иде́же со все́ми святы́ми сподо́би нам просла́вити всесвято́е И́мя Твое́ со Безнача́льным Твои́м Отце́м и со Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Пре­став­ле­ние свя­ти­те­ля Фео­фа­на, Затвор­ни­ка Вышен­ско­го (1894).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму