19 сен­тяб­ря. Муче­ни­ки Евдок­сий, Зинон, Мака­рий и их дружина
Свя­тые муче­ни­ки Евдок­сий, Зинон, Мака­рий и их дру­жи­на при­ня­ли муче­ни­че­скую смерть за Хри­ста при импе­ра­то­ре Мак­си­ми­ане Гале­рии, пре­ем­ни­ке импе­ра­то­ра Диоклитиана. Свя­той Евдок­сий зани­мал высо­кую долж­ность вое­на­чаль­ни­ка в импе­ра­тор­ских вой­сках. Он был хри­сти­а­нин, так же как и…

Свя­тые муче­ни­ки Евдок­сий, Зинон, Мака­рий и их дру­жи­на при­ня­ли муче­ни­че­скую смерть за Хри­ста при импе­ра­то­ре Мак­си­ми­ане Гале­рии, пре­ем­ни­ке импе­ра­то­ра Диоклитиана.

Свя­той Евдок­сий зани­мал высо­кую долж­ность вое­на­чаль­ни­ка в импе­ра­тор­ских вой­сках. Он был хри­сти­а­нин, так же как и его друг свя­той Зинон и его домо­пра­ви­тель Мака­рий. После изда­ния импе­ра­то­ром Дио­кли­ти­а­ном эдик­та о пре­да­нии смер­ти хри­сти­ан, отка­зав­ших­ся при­не­сти жерт­ву идо­лам, мно­гие, в том чис­ле знат­ные люди и санов­ни­ки, бежа­ли в раз­ные стра­ны со сво­и­ми семья­ми, что­бы избе­жать муче­ний и смер­ти. Тогда и свя­той Евдок­сий со сво­ей супру­гой свя­той Васи­лис­сой и всей сво­ей семьей оста­вил высо­кую долж­ность, бро­сил иму­ще­ство и скрыл­ся в пре­де­лах Мели­ти­ны Армян­ской. Пра­ви­тель Мели­ти­ны послал вои­нов разыс­ки­вать Евдоксия.

Встре­тив само­го Евдок­сия, оде­то­го в бед­ную одеж­ду, и не узнав его, вои­ны ста­ли рас­спра­ши­вать о место­на­хож­де­нии вое­на­чаль­ни­ка Евдок­сия. Не откры­вая себя, свя­той при­гла­сил вои­нов в свой дом, накор­мил их и предо­ста­вил им ноч­лег. Встре­чу свою с вои­на­ми свя­той Евдок­сий рас­це­нил как при­зыв от Гос­по­да на муче­ни­че­ский подвиг. Утром он открыл сво­им гостям, что он и есть тот, кого они ищут. Бла­го­дар­ные за госте­при­им­ство вои­ны пред­ла­га­ли скрыть от началь­ства, что им уда­лось най­ти свя­то­го Евдок­сия. Одна­ко он сам не согла­сил­ся на это. Сде­лав все рас­по­ря­же­ния по дому, он объ­яс­нил сво­ей супру­ге, что его не сле­ду­ет опла­ки­вать, а наобо­рот, день его муче­ни­че­ской смер­ти надо отме­чать как празд­ник. Надев на себя воин­скую одеж­ду, он ушел с вои­на­ми к пра­ви­те­лю. Свя­тая Васи­лис­са и его дру­зья – свя­тые Зинон и Мака­рий – сле­до­ва­ли за свя­тым Евдок­си­ем. Пра­ви­тель пытал­ся уго­во­рить свя­то­го Евдок­сия при­не­сти жерт­ву идо­лам и этим сохра­нить себе жизнь, высо­кое поло­же­ние и иму­ще­ство. Свя­той Евдок­сий твер­до отка­зал­ся от все­го, обли­чив безу­мие тех, кто покло­ня­ет­ся без­душ­ным идолам.

Воин­ский пояс – знак его началь­ни­че­ской вла­сти, – он снял с себя сам и бро­сил в лицо пра­ви­те­лю. Нахо­див­ши­е­ся при этом вои­ны, тай­ные хри­сти­ане, сде­ла­ли то же, а их было более тыся­чи чело­век. Сму­щен­ный пра­ви­тель запро­сил импе­ра­то­ра, как ему посту­пить, и полу­чил при­ка­за­ние: началь­ни­ков пытать, а про­чих отпу­стить. После дли­тель­ных истя­за­ний свя­то­го муче­ни­ка Евдок­сия пове­ли на казнь. Сле­дуя за мужем, свя­тая Васи­лис­са пла­ка­ла, пла­кал и друг муче­ни­ка свя­той Зинон. Тогда свя­той Евдок­сий опять убеж­дал жену не пла­кать, а радо­вать­ся, что он удо­сто­ил­ся муче­ни­че­ско­го вен­ца, и про­сил ее похо­ро­нить его тело в месте, назы­ва­е­мом Амимна.

Пла­чу­ще­му Зино­ну свя­той Евдок­сий пред­ска­зал, что они в одно вре­мя пред­ста­нут в Цар­ствии Небесном.

Вооду­шев­лен­ный эти­ми сло­ва­ми, Зинон гром­ко испо­ве­дал себя хри­сти­а­ни­ном, за что немед­лен­но был при­го­во­рен к смер­ти. Свя­тая Васи­лис­са бес­пре­пят­ствен­но забра­ла тело сво­е­го мужа и похо­ро­ни­ла его там, где он ей запо­ве­дал. За это свя­тую схва­ти­ли и при­ве­ли к пра­ви­те­лю; стре­мясь раз­де­лить участь сво­е­го мужа, она без вся­ко­го стра­ха обли­ча­ла и пра­ви­те­ля, и его лож­ных богов – идо­лов. Одна­ко пра­ви­тель понял ее наме­ре­ние, не стал ее мучить и про­гнал от себя. Ухо­дя, свя­тая ска­за­ла ему, что Бог видит ее жела­ние постра­дать за свою веру и при­мет это жела­ние как испол­нен­ный подвиг.

Через 7 дней свя­той Евдок­сий явил­ся сво­ей жене в виде­нии и велел пере­дать сво­е­му дру­гу и домо­пра­ви­те­лю Мака­рию, что он со свя­тым Зино­ном ожи­да­ет при­хо­да к ним Мака­рия. Послед­ний немед­лен­но пошел к пра­ви­те­лю, испо­ве­дал себя хри­сти­а­ни­ном, был при­го­во­рен к смер­ти и обезглавлен.

Мно­гие хри­сти­ане видя эти подви­ги свя­тых так­же испо­ве­да­ли себя хри­сти­а­на­ми и при­ня­ли муче­ни­че­скую смерть.

Тро­парь, глас 4

Му́ченицы Твои́, Го́споди, Евдок­сий, Зинон и Мака­рий /​во стра́даниих свои́х вен­цы́ прия́ша нетле́нныя от Тебе́, Бо́га на́шего: /​иму́ще бо кре́пость Твою́, /​мучи́телей низложи́ша, /​сокруши́ша и де́монов немощны́я де́рзости. /​Тех моли́твами /​/​спа­си́ ду́ши на́ша.

Кондак, глас 2

Свети́льницы све́тлии я́вльшеся, /​Боже́ственнии му́ченицы, /​тварь всю све́тлостию чуде́с озаря́ете, /​неду́ги разреша́юще, /​и глубо́кую тьму все­гда́ отгоня́юще, /​/​Хри­сту́ Бо́гу моля́щеся непреста́нно о всех нас.

Вели­ча­ние

Велича́ем вас, /​страстоте́рпцы святи́и Евдок­сие, Зиноне и Мака­рие /​и чтим честна́я страда́ния ва́ша, /​я́же за Хри­ста́ /​/​претерпе́ли есте́.

Молит­ва к свя­тым муче­ни­кам Евдок­сию, Зино­ну и Макарию

Святи́и му́ченицы Евдок­сие, Зиноне Мака­рие и иже с ними постра­дав­шие. При́зрите с Небе́снаго черто́га на тре́бующих ва́шей по́мощи и не отве́ргните проше́ний на́ших; но я́ко при́снии благоде́тели и хода́таи на́ши, моли́те Хри­ста́ Бо́га, да человеколюби́в и многоми́лостив сый, сохрани́т нас от вся́каго лю́таго обстоя́ния: от тру́са, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нников и междоусо́бныя бра́ни. Да не осу́дит нас гре́шных по беззако́ниям на́шим, и да не во зло обрати́м блага́я, да́руемая нам от всеще́драго Бо́га, но во сла́ву свята́го и́мени Его́ и в прославле́ние кре́пкаго ва́шего заступле́ния. Да моли́твами ва́шими даст нам Госпо́дь мир по́мыслов, воздержа́ние от па́губных страсте́й и от вся́кия скве́рны; и да укрепи́т во всем ми́ре Свою́ еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь, ю́же стяжа́л есть честно́ю Свое́ю кро́вию. Моли́теся приле́жно, святи́и му́ченицы, да утверди́т Христо́с Бог во Святе́й Свое́й Правосла́вной Це́ркви живы́й дух пра́выя ве́ры и благоче́стия; да вси чле́ны ея́, чи́стии от суему́дрия и суеве́рия, ду́хом и и́стиною покланя́ются Ему́ и усе́рдно пеку́тся о соблюде́нии Его́ за́поведей; да мы вси в ми́ре и благоче́стии поживе́м в настоя́щем ве́це и дости́гнем блаже́нныя ве́чныя жи́зни на Небе­си́, благода́тию Го́спода на́шего Иису́са Хри­ста́, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и держа́ва со Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Мчч. Евдок­сия, Зино­на и Мака­рия (311 – 312). Прп. Архип­па (IV). Мчч. Роми­ла и с ним мно­гих дру­гих (107 – 115). Сщмч. Кирил­ла, еп. Гор­тин­ско­го (III – IV). Мчч. Фав­ста пре­св., Ави­ва диак. и с ними 11 мчч.: Кири­а­ка и иных (ок. 250). Прп. Дави­да (VI). Сщмч. Димит­рия Спас­ско­го пре­св. (1918) Сщмч. Иоан­на Пав­лов­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Все­во­ло­да Поте­мин­ско­го пре­св. (1937). Кие­во-Брат­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри (1654). Ара­пет­ской ико­ны Божи­ей Матери.

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму