19 октяб­ря. Ико­на Бого­ро­ди­цы Ара­пет­ская (Ара­вий­ская или О Все­пе­тая Мати)
Ара­пет­ская или Ара­вий­ская ико­на Божи­ей Мате­ри отно­сит­ся к чис­лу наи­бо­лее древ­них икон, но извест­на толь­ко по име­ни. Све­де­ний же о месте и вре­ме­ни ее явле­ния не сохра­ни­лось ника­ких. Суще­ству­ют одни толь­ко догад­ки и пред­по­ло­же­ния по это­му…

Ара­пет­ская или Ара­вий­ская ико­на Божи­ей Мате­ри отно­сит­ся к чис­лу наи­бо­лее древ­них икон, но извест­на толь­ко по име­ни. Све­де­ний же о месте и вре­ме­ни ее явле­ния не сохра­ни­лось ника­ких. Суще­ству­ют одни толь­ко догад­ки и пред­по­ло­же­ния по это­му вопро­су. Одни отно­сят явле­ние и про­слав­ле­ние ико­ны к нача­лу IV века, а имен­но к 301 году. По дру­гим же источ­ни­кам явле­ние ее отно­сит­ся к более ран­не­му вре­ме­ни – I веку, и при­уро­чи­ва­ет­ся это собы­тие к тому момен­ту, когда свя­той апо­стол Фома рас­про­стра­нял свет еван­гель­ско­го уче­ния в Индии.

Еще одно наиме­но­ва­ние ико­ны – «О Все­пе­тая Мати» свя­за­но с тем, что край «муа­ро­во­го» мафо­рия Бого­ро­ди­цы укра­шен кай­мой с тек­стом стро­фы 13-го конда­ка Вели­ко­го Ака­фи­ста на цер­ков­но-сла­вян­ском язы­ке: «О все­пе­тая Мати, рожд­шая всех свя­тых Свя­тей­шее Сло­во, нынеш­нее при­но­ше­ние при­ем­ши, от вся­ких напа­сти изба­ви всех, и гря­ду­щия изми муки, вопи­ю­щия Ти: Алли­лу­иа». Кро­ме того, на кай­ме мафо­рия Бого­ма­те­ри мож­но про­чи­тать сло­ва, кото­ры­ми начи­на­ет­ся Вели­кий Ака­фист: «Взбран­ной Вое­во­де побе­ди­тель­ная, яко избав­ля­ше­ся от злых…». В рус­ской ико­но­пис­ной тра­ди­ции эта ико­но­гра­фия извест­на с XVII в.

Наи­бо­лее ран­нее изоб­ра­же­ние Бого­ма­те­ри «О Все­пе­тая Мати» встре­ча­ет­ся на несколь­ких листах Сий­ско­го лице­во­го ико­но­пис­но­го под­лин­ни­ка XVII в. На одном из них ико­на име­ну­ет­ся «Арап­скою». В ико­но­пис­ной прак­ти­ке нача­ла XX в. мож­но встре­тить так­же назва­ние «Ара­вий­ская». Ико­на пред­став­ля­ет собой пояс­ное изоб­ра­же­ние Бого­ма­те­ри в трех­чет­верт­ном пово­ро­те, ладо­ня­ми лег­ко под­дер­жи­ва­ю­щей Мла­ден­ца Хри­ста на уровне его пред­пле­чий. Руки Спа­си­те­ля под­ня­ты и лежат на гру­ди Бого­ма­те­ри. Ино­гда гла­ва Божи­ей Мате­ри увен­ча­на ска­зоч­ной цар­ской коро­ной. Обла­че­ния Пре­свя­той Девы обыч­но состо­ят из крас­но-корич­не­во­го хито­на и виш­не­во­го «облач­но­го» мафо­рия, явля­ю­ще­го­ся сим­во­лом гор­не­го мира. На пле­чах и гла­ве Бого­ма­те­ри вме­сто при­выч­ных звез­диц – сим­во­лов дев­ства – изоб­ра­же­ны три меда­льо­на с голо­ва­ми анге­ла, кото­рые ино­гда истол­ко­вы­ва­ют­ся пра­во­слав­ны­ми бого­сло­ва­ми как древ­ний сим­во­ли­че­ский образ Тро­и­цы. Воз­мож­но, в пред­став­ле­нии XVII в. такое ико­но­гра­фи­че­ское про­чте­ние обра­за свя­зы­ва­лось с Восто­ком, Егип­том и Пале­сти­ной, что отра­зи­лось в име­но­ва­нии ико­ны «Араб­ской» или «Ара­вий­ской».

На иконе из собра­ния Тре­тья­ков­ской Госу­дар­ствен­ной гале­реи изоб­ра­же­на Божия Матерь без вен­ца и очень ред­ко встре­ча­ю­ще­е­ся лево­сто­рон­нее поло­же­ние Мла­ден­ца Спа­си­те­ля. Хри­стос обла­чен толь­ко в набед­рен­ный плат и гима­тий, кото­рый на этой иконе име­ет уни­каль­ную «облач­ную» фор­му и, слов­но оку­ты­вая, под­дер­жи­ва­ет и сокры­ва­ет Христа.

Тро­парь, глас 4

К Бого­ро­ди­це при­леж­но ныне при­те­цем, /​греш­нии и сми­рен­нии, /​и при­па­дем, в пока­я­нии зову­ще из глу­би­ны души: /​Вла­ды­чи­це, помо­зи, на ны мило­сер­до­вав­ши, /​пот­щи­ся, поги­ба­ем от мно­же­ства пре­гре­ше­ний, /​не отвра­ти Твоя рабы тщи, /​/​Тя бо и Еди­ну надеж­ду имамы.

Кондак, глас 6

Пред­ста­тель­ство хри­сти­ан непо­стыд­ное, /​хода­тай­ство ко Твор­цу непре­лож­ное, /​не пре­зри греш­ных моле­ний гла­сы, /​но пред­ва­ри, яко Бла­гая, на помощь нас, вер­но зову­щих Ти: /​уско­ри на молит­ву и пот­щи­ся на умо­ле­ние, /​/​пред­ста­тель­ству­ю­щи прис­но, Бого­ро­ди­це, чту­щих Тя.

Вели­ча­ние

Вели­ча­ем Тя, /​Пре­свя­тая Дево, /​и почи­та­ем свя­тую ико­ну Твою, /​еюже от лет древ­них /​/​град Труб­чев­ский про­сла­ви­ла еси.

Молит­ва Пре­свя­той Бого­ро­ди­це пред ико­ной Ея Ара­пет­ская (Ара­вий­ская, О Все­пе­тая Мати)

О, Пре­чуд­ная и Пре­выс­шая всех тва­рей Цари­це и Бого­ро­ди­це, Небес­на­го Царя Хри­ста Бога наше­го Мати, при­па­да­ем и покло­ня­ем­ся Тебе пред свя­тою и пре­чест­ною ико­ною Тво­ею, еюже див­ныя и пре­слав­ныя чуде­са соде­ва­е­ши! Сми­рен­но молим Тя, все­силь­ная рода наше­го Заступ­ни­це, услы­ши нас и уди­ви на нас пре­бо­га­тыя мило­сти Твоя, и про­ше­ния наша, при­но­си­мая Тебе, яко бла­гая Ско­ро­по­слуш­ни­ца, испол­ни. Бла­го­да­тию Тво­ею души наша освя­ти и не отни­май от нас покро­ва Сво­е­го, под ним же прис­но пре­бы­вая, яко Сте­ной Неру­ши­мей защи­ще­ни пре­бу­дем от всех бед и напа­стей, от вся­ка­го вра­га и супо­ста­та, от всех злых коз­ней вра­жи­их на нас прис­но нахо­дя­щих. Бла­го­уха­ни­ем непо­роч­ней души Сво­ея напол­ни души наша, да воз­ве­се­лят­ся серд­ца наша, ибо несть никто в мире сем милее и пре­крас­нее Тебе, Дево Пре­свя­тая! Ты еси наше Богат­ство, Ты еси наше Сокро­ви­ще, Ты еси наше Упо­ва­ние и наша Защи­то! К Тебе Еди­ней в печа­лех наших при­те­ка­ем и у Тебе Еди­ней уте­ше­ние полу­чи­ти чаем. О, Все­пе­тая Дево Бого­ро­ди­це, не пре­стай моли­ти­ся о нас, недо­стой­ных рабех Тво­их, сла­вя­щих Тя и почи­та­ю­щих, и надеж­ду на Тебе иму­щих, ныне и прис­но, и во веки веков. Аминь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Ап. Фомы (I). Прп. Ника­но­ра. Муче­ни­цы Еро­ти­иды девы. Прп­мч. Мака­рия Афон­ско­го (1590). Сщмч. Иоан­на (Рыби­на) пре­сви­те­ра, Алма-Атин­ско­го (1937). Ико­ны Божи­ей Мате­ри, име­ну­е­мой “О Все­пе­тая Мати”.

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму