19 нояб­ря. Свя­ти­тель Павел, архи­епи­скоп Константинопольский
Свя­ти­тель Павел, архи­епи­скоп Кон­стан­ти­но­поль­ский, был избран на пат­ри­ар­шую кафед­ру после смер­ти Пат­ри­ар­ха Алек­сандра, когда вновь вспых­ну­ла ари­ан­ская ересь. На Собо­ре, изби­рав­шем ново­го Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха, при­сут­ство­ва­ло мно­го ари­ан. Они вос­ста­ва­ли про­тив избра­ния свя­ти­те­ля Пав­ла, но пра­во­слав­ных чле­нов Собо­ра…

Свя­ти­тель Павел, архи­епи­скоп Кон­стан­ти­но­поль­ский, был избран на пат­ри­ар­шую кафед­ру после смер­ти Пат­ри­ар­ха Алек­сандра, когда вновь вспых­ну­ла ари­ан­ская ересь.

На Собо­ре, изби­рав­шем ново­го Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха, при­сут­ство­ва­ло мно­го ари­ан. Они вос­ста­ва­ли про­тив избра­ния свя­ти­те­ля Пав­ла, но пра­во­слав­ных чле­нов Собо­ра ока­за­лось большинство.

Импе­ра­тор Кон­стан­ций, цар­ство­вав­ший над восточ­ной поло­ви­ной Рим­ской импе­рии, был арианин.

Во вре­мя выбо­ров пат­ри­ар­ха его не было в Кон­стан­ти­но­по­ле. По воз­вра­ще­нии сво­ем, он созвал собор, кото­рый неза­кон­но объ­явил низ­ло­жен­ным свя­ти­те­ля Пав­ла, и импе­ра­тор изгнал его из сто­ли­цы. На место свя­ти­те­ля воз­ве­ли ари­а­ни­на Евсе­вия Никомидийского.

Пат­ри­арх Павел уда­лил­ся в Рим, где нашли себе при­ют и дру­гие пра­во­слав­ные епи­ско­пы, изгнан­ные Евсе­ви­ем. Недол­го управ­лял Цер­ко­вью Евсе­вий. Когда он умер, свя­ти­тель Павел вер­нул­ся в Кон­стан­ти­но­поль. Он с любо­вью был встре­чен паст­вой. Но Кон­стан­ций вто­рич­но изгнал свя­то­го, и ему при­шлось воз­вра­тить­ся в Рим.

Импе­ра­тор Кон­стант напи­сал сво­е­му восточ­но­му сопра­ви­те­лю Кон­стан­цию гроз­ное пись­мо, кото­рое отпра­вил в Кон­стан­ти­но­поль со свя­тым архи­пас­ты­рем-изгнан­ни­ком. Угро­зы подей­ство­ва­ли, и свя­ти­тель Павел был воз­вра­щен на пат­ри­ар­ший пре­стол. Одна­ко вско­ре бла­го­че­сти­вый импе­ра­тор Кон­стант, защит­ник пра­во­слав­ных, был пре­да­тель­ски убит во вре­мя двор­цо­во­го переворота.

Свя­ти­те­ля Пав­ла вновь изгна­ли из сто­ли­цы и отпра­ви­ли в ссыл­ку в Арме­нию, в город Кукуз, где он при­нял муче­ни­че­скую кон­чи­ну. Когда Пат­ри­арх совер­шал Боже­ствен­ную литур­гию, ворва­лись ари­ане и заду­ши­ли свя­то­го его свя­ти­тель­ским омо­фо­ром. Про­изо­шло это в 350 году.

В 381 году свя­той царь Фео­до­сий Вели­кий тор­же­ствен­но пере­нес мощи свя­ти­те­ля Пав­ла испо­вед­ни­ка, из Куку­за в Константинополь.

В 1326 году мощи свя­ти­те­ля Пав­ла пере­не­се­ны в Венецию.

Свя­ти­тель Афа­на­сий Вели­кий, совре­мен­ник свя­то­го Пав­ла, об его изгна­нии пишет крат­ко: “Свя­той Павел в пер­вый раз сослан Кон­стан­ти­ном в Понт, во вто­рой раз Кон­стан­ци­ем, око­ван­ный желез­ны­ми уза­ми, зато­чен в Син­га­ру Месо­по­там­скую и отту­да пере­ве­ден в Еме­су, а в чет­вер­тый раз в Куку­зу Кап­па­до­кй­ис­кую у Тавр­ских пустынь”.

Тро­парь, глас 3

Боже́ственныя ве́ры испове́данием /​друга́го Па́вла тя Це́рковь, ревни́теля во свяще́нницех, пока­за́, /​свозопие́т ти и А́вель ко Го́споду, /​и Заха́риина кровь пра́ведная. /​О́тче преподо́бне, Хри­ста́ Бо́га моли́ /​/​дарова́тися нам ве́лией ми́лости.

Кондак, глас 2

Облиста́вый на зем­ли́, я́ко звез­да́ Небосве́тлая, /​Кафоли́ческую просвеща́еши Це́рковь ны́не, /​о не́йже и страда́льчествовал еси́, /​ду́шу твою́, Па́вле, предложи́в, /​и, я́коже Заха́риина и А́велева, /​/​я́сно вопие́т твоя́ кровь ко Го́споду.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​святи́телю о́тче Па́вле, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Прп. Вар­ла­а­ма Хутын­ско­го (1192). Свт. Гер­ма­на, архи­еп. Казан­ско­го (1567). Прп. Вар­ла­а­ма Керет­ско­го (XVI). Прп. Луки, ико­но­ма Печер­ско­го, в Ближ. пещ. (XIII) Мцц. Теку­сы, Алек­сан­дры, Полак­тии, Клав­дии, Евфро­си­нии, Афа­на­сии и Мат­ро­ны (III). Прп. Луки Тав­ро­ме­ний­ско­го (ок. 800 – 820). Сщмч. Ники­ты, еп. Оре­хо­во-Зуев­ско­го (1937). Сщмч. Ана­то­лия Бер­жиц­ко­го пре­св. (1937) Сщмч. Арсе­ния Тро­иц­ко­го пре­св. (1937) Сщмч. Нико­лая Дво­риц­ко­го пре­св. (1937) Сщмч. Нико­лая Про­та­со­ва пре­св. (1937) Сщмч. Кон­стан­ти­на Любо­муд­ро­ва пре­св. (1937) Прмч. Вар­ла­а­ма (Николь­ско­го) игум. (1937) Прмч. Гав­ри­и­ла (Вла­ди­ми­ро­ва) иером. (1937) Прмч. Гав­ри­и­ла (Гура) иером. (1937) Прмц. Нины (Шува­ло­вой) ин. (1937) Прмц. Сера­фи­мы (Горш­ко­вой) ин. (1937) Сщмч. Васи­лия Кры­ло­ва пре­св. (1938).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму