Святитель Павел, архиепископ Константинопольский, был избран на патриаршую кафедру после смерти Патриарха Александра, когда вновь вспыхнула арианская ересь.
На Соборе, избиравшем нового Константинопольского патриарха, присутствовало много ариан. Они восставали против избрания святителя Павла, но православных членов Собора оказалось большинство.
Император Констанций, царствовавший над восточной половиной Римской империи, был арианин.
Во время выборов патриарха его не было в Константинополе. По возвращении своем, он созвал собор, который незаконно объявил низложенным святителя Павла, и император изгнал его из столицы. На место святителя возвели арианина Евсевия Никомидийского.
Патриарх Павел удалился в Рим, где нашли себе приют и другие православные епископы, изгнанные Евсевием. Недолго управлял Церковью Евсевий. Когда он умер, святитель Павел вернулся в Константинополь. Он с любовью был встречен паствой. Но Констанций вторично изгнал святого, и ему пришлось возвратиться в Рим.
Император Констант написал своему восточному соправителю Констанцию грозное письмо, которое отправил в Константинополь со святым архипастырем-изгнанником. Угрозы подействовали, и святитель Павел был возвращен на патриарший престол. Однако вскоре благочестивый император Констант, защитник православных, был предательски убит во время дворцового переворота.
Святителя Павла вновь изгнали из столицы и отправили в ссылку в Армению, в город Кукуз, где он принял мученическую кончину. Когда Патриарх совершал Божественную литургию, ворвались ариане и задушили святого его святительским омофором. Произошло это в 350 году.
В 381 году святой царь Феодосий Великий торжественно перенес мощи святителя Павла исповедника, из Кукуза в Константинополь.
В 1326 году мощи святителя Павла перенесены в Венецию.
Святитель Афанасий Великий, современник святого Павла, об его изгнании пишет кратко: “Святой Павел в первый раз сослан Константином в Понт, во второй раз Констанцием, окованный железными узами, заточен в Сингару Месопотамскую и оттуда переведен в Емесу, а в четвертый раз в Кукузу Каппадокйискую у Таврских пустынь”.
Тропарь, глас 3
Боже́ственныя ве́ры испове́данием /друга́го Па́вла тя Це́рковь, ревни́теля во свяще́нницех, показа́, /свозопие́т ти и А́вель ко Го́споду, /и Заха́риина кровь пра́ведная. /О́тче преподо́бне, Христа́ Бо́га моли́ //дарова́тися нам ве́лией ми́лости.
Кондак, глас 2
Облиста́вый на земли́, я́ко звезда́ Небосве́тлая, /Кафоли́ческую просвеща́еши Це́рковь ны́не, /о не́йже и страда́льчествовал еси́, /ду́шу твою́, Па́вле, предложи́в, /и, я́коже Заха́риина и А́велева, //я́сно вопие́т твоя́ кровь ко Го́споду.
Величание
Велича́ем тя, /святи́телю о́тче Па́вле, /и чтим святу́ю па́мять твою́, /ты бо мо́лиши о нас //Христа́ Бо́га на́шего.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Прп. Варлаама Хутынского (1192). Свт. Германа, архиеп. Казанского (1567). Прп. Варлаама Керетского (XVI). Прп. Луки, иконома Печерского, в Ближ. пещ. (XIII) Мцц. Текусы, Александры, Полактии, Клавдии, Евфросинии, Афанасии и Матроны (III). Прп. Луки Тавроменийского (ок. 800 – 820). Сщмч. Никиты, еп. Орехово-Зуевского (1937). Сщмч. Анатолия Бержицкого пресв. (1937) Сщмч. Арсения Троицкого пресв. (1937) Сщмч. Николая Дворицкого пресв. (1937) Сщмч. Николая Протасова пресв. (1937) Сщмч. Константина Любомудрова пресв. (1937) Прмч. Варлаама (Никольского) игум. (1937) Прмч. Гавриила (Владимирова) иером. (1937) Прмч. Гавриила (Гура) иером. (1937) Прмц. Нины (Шуваловой) ин. (1937) Прмц. Серафимы (Горшковой) ин. (1937) Сщмч. Василия Крылова пресв. (1938).