Святитель Герман, архиепископ Казанский, жил в ХVI веке, родился в городе Старице, происходил из древнего боярского рода Полевых. В молодые годы Григорий (так его звали в миру) принял постриг в Иосифо-Волоколамском монастыре от игумена Гурия, впоследствии святого архиепископа Казанского. В монастыре святой занимался книгописанием, был близок с жившим там в заключении преподобным Максимом Греком.
В 1551 году братия Старицкого Успенского монастыря, узнав о благочестии своего соотечественника, избрала его архимандритом. Вступив в управление монастырем, святой Герман с пастырской ревностью заботился о его благоустройстве – как внешнем, так и внутреннем.
Для иноков он был образцом смирения и кротости. Он увещевал всех строго соблюдать иноческие обязанности, а для руководства ввел в своей обители устав Преподобного Иосифа Волоцкого.
Но через два с половиной года архимандрит Герман оставил Старицкий монастырь, передав начальство в нем своему постриженику, священноиноку Иову, впоследствии первому Патриарху Московскому, подвижнику и страдальцу за Русскую землю.
Любовь к уединенным подвигам вернула его в родной Волоколамский монастырь, где святой Герман спасался как простой инок. Когда же в Москве появился новый еретик Матфей Башкин, не признававший Святых Таин и отрицавший веру в Святую Троицу, святой Герман вместе со своим отцом (принявшим постриг в Волоколамской обители с именем Филофей) был вызван на Московский Собор 1553 г. Собор осудил еретика Башкина и постановил послать его для вразумления в Волоколамскую обитель к святому Герману, известному святой жизнью ревнителю Христовой веры.
В 1555 году, после покорения Казани, там была учреждена архиерейская кафедра, на которую назначили архиепископом бывшего игумена Волоколамского монастыря святителя Гурия. Ему было поручено устроить в миссионерских целях Успенскую обитель в г. Свияжске. Настоятелем новой обители Успения Пресвятой Богородицы в г. Свияжске по указанию святителя Гурия был назначен святой Герман. Был выстроен каменный собор с колокольней и монашеские келлии. Сам настоятель жил весьма скромно, в тесной келлии под соборной колокольней. Святой Герман особенно заботился о собирании монастырской библиотеки.
Вскоре монастырь его прославился широкой благотворительностью и стал центром просвещения Казанского края. 12 марта 1564 года, по преставлении святителя Гурия, святой Герман был посвящен во епископа Казанского. Непродолжительное время его управления кафедрой отмечено заботой о построении храмов и о просвещении края.
В 1566 году святителя Германа вызвал в Москву Иоанн Грозный и повелел избрать его на митрополичью кафедру. Святитель Герман сначала отказывался от возлагаемого на него бремени. Царь не терпел возражений, и святитель должен был поселиться в митрополичьих покоях до возведения в сан митрополита. Видя несправедливости со стороны царского окружения, святитель Герман, верный своему пастырскому долгу, попытался вразумить царя своими увещаниями. “Ты еще не возведен на митрополию, а уже отнимаешь у меня свободу”, – передал царь архиепископу через своих любимцев и приказал изгнать святителя Германа с митрополичьего двора и держать в Москве под надзором.
Около двух лет святитель пробыл в опале и 6/19 ноября 1567 года скончался. Его похоронили в церкви Святителя Николая Гостунского.
По просьбе жителей города Свияжска, мощи святителя в 1592 году были перенесены из Москвы в Свияжский Успенский монастырь. Гроб его встречал святитель Гермоген, тогда митрополит Казанский.
Тропарь, глас 4
Я́ко вели́ким па́стырем единонра́вна /и учи́телем вселе́нныя единомы́сленна, /Це́ркве Бо́жия служи́теля усе́рдна /и строи́теля Та́ин Христо́вых благогове́йна, /сте́кшеся, благове́рнии лю́дие, /Свия́жския оби́тели Богому́драго основа́теля /и Каза́нския новопросвеще́нныя па́ствы святи́теля Ге́рмана /пе́сньми и пе́нии восхва́лим, глаго́люще: /не преста́й присеща́ти моли́твами твои́ми на всю па́ству твою́ //и в ве́ре и благоче́стии блюди́ невреди́мо.
Кондак, глас 4
Бо́дрствуя в моли́твах, /послуша́ния до́брый рачи́тель быв, /в терпе́нии стяжа́л еси́ ду́шу твою́, /де́лы смиренному́дрия и кро́тости изря́дствуя, /престо́л святи́тельства благове́рием и благоче́стием украси́л еси́, /о́тче священнонача́льниче Ге́рмане, /моли́ Христа́ Бо́га о всем ста́де твое́м, /я́ко па́ствы твоея́ утвержде́ние //и су́щим по тебе́ святи́телем све́тлое украше́ние.
Величание
Велича́ем тя, /святи́телю о́тче Ге́рмане, /и чтим святу́ю па́мять твою́, /ты бо мо́лиши о нас //Христа́ Бо́га на́шего.
Молитва святителю Герману, архиепископу Казанскому
О святи́телю Христо́в Ге́рмане, богому́дрый оби́тели сея́ основа́телю, духо́вный и́ночествующих вождю́, приме́ром Христоподража́тельной жи́зни твоея́ всех ве́рных и в жи́зни и по кончи́не твое́й наставля́ющий! К тебе́ прибега́ем и тебе́ усе́рдно мо́лим: соде́лай святы́ми твои́ми моли́твами, да и мы благода́тию Бо́жиею сози́ждемся во оби́тель Ду́ха Свята́го, после́дованием жи́зни твое́й вообража́емся во о́браз Христо́в, во о́браз преподо́бия и пра́вды, и осеня́емы си́лою благоприя́тных моли́тв твои́х, прино́сим плоды́ благи́х дел, благоугожда́юще Го́споду, да тщи́мся ходи́ти во све́те лица́ Его́, па́че всего́ люби́ти Его́ и исполня́ти святу́ю во́лю Его́, служи́ти во бла́го бли́жних на́ших и всеме́рно соде́ловати спасе́ние свое́, на пути́ многопреме́нчивой жи́зни, терпе́нием вся́кой тесноты́, скорбе́й, лише́ний. А да́бы возмо́щи нам понести́ благо́е и́го Христо́во, моли́, свя́тче Бо́жий, о укрепле́нии не́мощи на́шей по́мощию свы́ше, да изба́вит нас Госпо́дь от враг ви́димых и неви́димых, от о́гненнаго и во́днаго потребле́ния, от неблагорастворе́ния возду́ха и тлетво́рных ветр, а па́че от душепа́губнаго пла́мене, потопле́ния и обурева́ния страсте́й наших, да, под кро́вом бла́гости и милосе́рдия Бо́жия, ти́хое и безмо́лвное житие́ поживе́м, жду́ще блаже́наго явле́ния Го́спода и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, Ему́же со Отце́м и Святы́м Его́ Ду́хом честь и сла́ва во ве́ки веко́в. Ами́нь.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Сщисп. Павла, патр. Константинопольского (после 350). Прп. Варлаама Хутынского (1192). Прп. Варлаама Керетского (XVI). Прп. Луки, иконома Печерского, в Ближ. пещ. (XIII) Мцц. Текусы, Александры, Полактии, Клавдии, Евфросинии, Афанасии и Матроны (III). Прп. Луки Тавроменийского (ок. 800 – 820). Сщмч. Никиты, еп. Орехово-Зуевского (1937). Сщмч. Анатолия Бержицкого пресв. (1937) Сщмч. Арсения Троицкого пресв. (1937) Сщмч. Николая Дворицкого пресв. (1937) Сщмч. Николая Протасова пресв. (1937) Сщмч. Константина Любомудрова пресв. (1937) Прмч. Варлаама (Никольского) игум. (1937) Прмч. Гавриила (Владимирова) иером. (1937) Прмч. Гавриила (Гура) иером. (1937) Прмц. Нины (Шуваловой) ин. (1937) Прмц. Серафимы (Горшковой) ин. (1937) Сщмч. Василия Крылова пресв. (1938).