19 нояб­ря. Свя­ти­тель Гер­ман, архи­епи­скоп Казанский
Свя­ти­тель Гер­ман, архи­епи­скоп Казан­ский, жил в ХVI веке, родил­ся в горо­де Ста­ри­це, про­ис­хо­дил из древ­не­го бояр­ско­го рода Поле­вых. В моло­дые годы Гри­го­рий (так его зва­ли в миру) при­нял постриг в Иоси­фо-Воло­ко­лам­ском мона­сты­ре от игу­ме­на Гурия, впо­след­ствии…

Свя­ти­тель Гер­ман, архи­епи­скоп Казан­ский, жил в ХVI веке, родил­ся в горо­де Ста­ри­це, про­ис­хо­дил из древ­не­го бояр­ско­го рода Поле­вых. В моло­дые годы Гри­го­рий (так его зва­ли в миру) при­нял постриг в Иоси­фо-Воло­ко­лам­ском мона­сты­ре от игу­ме­на Гурия, впо­след­ствии свя­то­го архи­епи­ско­па Казан­ско­го. В мона­сты­ре свя­той зани­мал­ся кни­го­пи­са­ни­ем, был бли­зок с жив­шим там в заклю­че­нии пре­по­доб­ным Мак­си­мом Греком.

В 1551 году бра­тия Ста­риц­ко­го Успен­ско­го мона­сты­ря, узнав о бла­го­че­стии сво­е­го сооте­че­ствен­ни­ка, избра­ла его архи­манд­ри­том. Всту­пив в управ­ле­ние мона­сты­рем, свя­той Гер­ман с пас­тыр­ской рев­но­стью забо­тил­ся о его бла­го­устрой­стве – как внеш­нем, так и внутреннем.

Для ино­ков он был образ­цом сми­ре­ния и кро­то­сти. Он уве­ще­вал всех стро­го соблю­дать ино­че­ские обя­зан­но­сти, а для руко­вод­ства ввел в сво­ей оби­те­ли устав Пре­по­доб­но­го Иоси­фа Волоцкого.

Но через два с поло­ви­ной года архи­манд­рит Гер­ман оста­вил Ста­риц­кий мона­стырь, пере­дав началь­ство в нем сво­е­му постри­же­ни­ку, свя­щен­но­и­но­ку Иову, впо­след­ствии пер­во­му Пат­ри­ар­ху Мос­ков­ско­му, подвиж­ни­ку и стра­даль­цу за Рус­скую землю.

Любовь к уеди­нен­ным подви­гам вер­ну­ла его в род­ной Воло­ко­лам­ский мона­стырь, где свя­той Гер­ман спа­сал­ся как про­стой инок. Когда же в Москве появил­ся новый ере­тик Мат­фей Баш­кин, не при­зна­вав­ший Свя­тых Таин и отри­цав­ший веру в Свя­тую Тро­и­цу, свя­той Гер­ман вме­сте со сво­им отцом (при­няв­шим постриг в Воло­ко­лам­ской оби­те­ли с име­нем Фило­фей) был вызван на Мос­ков­ский Собор 1553 г. Собор осу­дил ере­ти­ка Баш­ки­на и поста­но­вил послать его для вра­зум­ле­ния в Воло­ко­лам­скую оби­тель к свя­то­му Гер­ма­ну, извест­но­му свя­той жиз­нью рев­ни­те­лю Хри­сто­вой веры.

В 1555 году, после поко­ре­ния Каза­ни, там была учре­жде­на архи­ерей­ская кафед­ра, на кото­рую назна­чи­ли архи­епи­ско­пом быв­ше­го игу­ме­на Воло­ко­лам­ско­го мона­сты­ря свя­ти­те­ля Гурия. Ему было пору­че­но устро­ить в мис­си­о­нер­ских целях Успен­скую оби­тель в г. Сви­яж­с­ке. Насто­я­те­лем новой оби­те­ли Успе­ния Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы в г. Сви­яж­с­ке по ука­за­нию свя­ти­те­ля Гурия был назна­чен свя­той Гер­ман. Был выстро­ен камен­ный собор с коло­коль­ней и мона­ше­ские кел­лии. Сам насто­я­тель жил весь­ма скром­но, в тес­ной кел­лии под собор­ной коло­коль­ней. Свя­той Гер­ман осо­бен­но забо­тил­ся о соби­ра­нии мона­стыр­ской библиотеки.

Вско­ре мона­стырь его про­сла­вил­ся широ­кой бла­го­тво­ри­тель­но­стью и стал цен­тром про­све­ще­ния Казан­ско­го края. 12 мар­та 1564 года, по пре­став­ле­нии свя­ти­те­ля Гурия, свя­той Гер­ман был посвя­щен во епи­ско­па Казан­ско­го. Непро­дол­жи­тель­ное вре­мя его управ­ле­ния кафед­рой отме­че­но забо­той о постро­е­нии хра­мов и о про­све­ще­нии края.

В 1566 году свя­ти­те­ля Гер­ма­на вызвал в Моск­ву Иоанн Гроз­ный и пове­лел избрать его на мит­ро­по­ли­чью кафед­ру. Свя­ти­тель Гер­ман сна­ча­ла отка­зы­вал­ся от воз­ла­га­е­мо­го на него бре­ме­ни. Царь не тер­пел воз­ра­же­ний, и свя­ти­тель дол­жен был посе­лить­ся в мит­ро­по­ли­чьих поко­ях до воз­ве­де­ния в сан мит­ро­по­ли­та. Видя неспра­вед­ли­во­сти со сто­ро­ны цар­ско­го окру­же­ния, свя­ти­тель Гер­ман, вер­ный сво­е­му пас­тыр­ско­му дол­гу, попы­тал­ся вра­зу­мить царя сво­и­ми уве­ща­ни­я­ми. “Ты еще не воз­ве­ден на мит­ро­по­лию, а уже отни­ма­ешь у меня сво­бо­ду”, – пере­дал царь архи­епи­ско­пу через сво­их любим­цев и при­ка­зал изгнать свя­ти­те­ля Гер­ма­на с мит­ро­по­ли­чье­го дво­ра и дер­жать в Москве под надзором.

Око­ло двух лет свя­ти­тель про­был в опа­ле и 6/​19 нояб­ря 1567 года скон­чал­ся. Его похо­ро­ни­ли в церк­ви Свя­ти­те­ля Нико­лая Гостунского.

По прось­бе жите­лей горо­да Сви­яж­ска, мощи свя­ти­те­ля в 1592 году были пере­не­се­ны из Моск­вы в Сви­яж­ский Успен­ский мона­стырь. Гроб его встре­чал свя­ти­тель Гер­мо­ген, тогда мит­ро­по­лит Казанский.

Тро­парь, глас 4

Я́ко вели́ким па́стырем единонра́вна /​и учи́телем вселе́нныя единомы́сленна, /​Це́ркве Бо́жия служи́теля усе́рдна /​и строи́теля Та́ин Христо́вых благогове́йна, /​сте́кшеся, благове́рнии лю́дие, /​Свия́жския оби́тели Богому́драго основа́теля /​и Каза́нския новопросвеще́нныя па́ствы святи́теля Ге́рмана /​пе́сньми и пе́нии восхва́лим, глаго́люще: /​не преста́й присеща́ти моли́твами твои́ми на всю па́ству твою́ /​/​и в ве́ре и благоче́стии блю­ди́ невреди́мо.

Кондак, глас 4

Бо́дрствуя в моли́твах, /​послуша́ния до́брый рачи́тель быв, /​в терпе́нии стяжа́л еси́ ду́шу твою́, /​де́лы смиренному́дрия и кро́тости изря́дствуя, /​престо́л святи́тельства благове́рием и благоче́стием украси́л еси́, /​о́тче священнонача́льниче Ге́рмане, /​моли́ Хри­ста́ Бо́га о всем ста́де твое́м, /​я́ко па́ствы тво­ея́ утвержде́ние /​/​и су́щим по тебе́ святи́телем све́тлое украше́ние.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​святи́телю о́тче Ге́рмане, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

Молит­ва свя­ти­те­лю Гер­ма­ну, архи­епи­ско­пу Казанскому

О святи́телю Христо́в Ге́рмане, богому́дрый оби́тели сея́ основа́телю, духо́вный и́ночествующих вождю́, приме́ром Христоподража́тельной жи́зни тво­ея́ всех ве́рных и в жи́зни и по кончи́не твое́й наставля́ющий! К тебе́ прибега́ем и тебе́ усе́рдно мо́лим: соде́лай святы́ми твои́ми моли́твами, да и мы благода́тию Бо́жиею сози́ждемся во оби́тель Ду́ха Свята́го, после́дованием жи́зни твое́й вообража́емся во о́браз Христо́в, во о́браз преподо́бия и пра́вды, и осеня́емы си́лою благоприя́тных моли́тв твои́х, прино́сим пло­ды́ благи́х дел, благоугожда́юще Го́споду, да тщи́мся ходи́ти во све́те лица́ Его́, па́че все­го́ люби́ти Его́ и исполня́ти святу́ю во́лю Его́, служи́ти во бла́го бли́жних на́ших и всеме́рно соде́ловати спасе́ние свое́, на пути́ многопреме́нчивой жи́зни, терпе́нием вся́кой тес­но­ты́, скорбе́й, лише́ний. А да́бы возмо́щи нам поне­сти́ благо́е и́го Христо́во, моли́, свя́тче Бо́жий, о укрепле́нии не́мощи на́шей по́мощию свы́ше, да изба́вит нас Госпо́дь от враг ви́димых и неви́димых, от о́гненнаго и во́днаго потребле́ния, от неблагорастворе́ния возду́ха и тлетво́рных ветр, а па́че от душепа́губнаго пла́мене, потопле́ния и обурева́ния страсте́й наших, да, под кро́вом бла́гости и милосе́рдия Бо́жия, ти́хое и безмо́лвное житие́ поживе́м, жду́ще блаже́наго явле́ния Го́спода и Спа́са на́шего Иису́са Хри­ста́, Ему́же со Отце́м и Святы́м Его́ Ду́хом честь и сла́ва во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Сщисп. Пав­ла, патр. Кон­стан­ти­но­поль­ско­го (после 350). Прп. Вар­ла­а­ма Хутын­ско­го (1192). Прп. Вар­ла­а­ма Керет­ско­го (XVI). Прп. Луки, ико­но­ма Печер­ско­го, в Ближ. пещ. (XIII) Мцц. Теку­сы, Алек­сан­дры, Полак­тии, Клав­дии, Евфро­си­нии, Афа­на­сии и Мат­ро­ны (III). Прп. Луки Тав­ро­ме­ний­ско­го (ок. 800 – 820). Сщмч. Ники­ты, еп. Оре­хо­во-Зуев­ско­го (1937). Сщмч. Ана­то­лия Бер­жиц­ко­го пре­св. (1937) Сщмч. Арсе­ния Тро­иц­ко­го пре­св. (1937) Сщмч. Нико­лая Дво­риц­ко­го пре­св. (1937) Сщмч. Нико­лая Про­та­со­ва пре­св. (1937) Сщмч. Кон­стан­ти­на Любо­муд­ро­ва пре­св. (1937) Прмч. Вар­ла­а­ма (Николь­ско­го) игум. (1937) Прмч. Гав­ри­и­ла (Вла­ди­ми­ро­ва) иером. (1937) Прмч. Гав­ри­и­ла (Гура) иером. (1937) Прмц. Нины (Шува­ло­вой) ин. (1937) Прмц. Сера­фи­мы (Горш­ко­вой) ин. (1937) Сщмч. Васи­лия Кры­ло­ва пре­св. (1938).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму