19 нояб­ря. Свя­ти­тель Гер­ман, архи­епи­скоп Казанский
Свя­ти­тель Гер­ман, архи­епи­скоп Казан­ский, жил в ХVI веке, родил­ся в горо­де Ста­ри­це, про­ис­хо­дил из древ­не­го бояр­ско­го рода Поле­вых. В моло­дые годы Гри­го­рий (так его зва­ли в миру) при­нял постриг в Иоси­фо-Воло­ко­лам­ском мона­сты­ре от игу­ме­на Гурия, впо­след­ствии…

Свя­ти­тель Гер­ман, архи­епи­скоп Казан­ский, жил в ХVI веке, родил­ся в горо­де Ста­ри­це, про­ис­хо­дил из древ­не­го бояр­ско­го рода Поле­вых. В моло­дые годы Гри­го­рий (так его зва­ли в миру) при­нял постриг в Иоси­фо-Воло­ко­лам­ском мона­сты­ре от игу­ме­на Гурия, впо­след­ствии свя­то­го архи­епи­ско­па Казан­ско­го. В мона­сты­ре свя­той зани­мал­ся кни­го­пи­са­ни­ем, был бли­зок с жив­шим там в заклю­че­нии пре­по­доб­ным Мак­си­мом Греком.

В 1551 году бра­тия Ста­риц­ко­го Успен­ско­го мона­сты­ря, узнав о бла­го­че­стии сво­е­го сооте­че­ствен­ни­ка, избра­ла его архи­манд­ри­том. Всту­пив в управ­ле­ние мона­сты­рем, свя­той Гер­ман с пас­тыр­ской рев­но­стью забо­тил­ся о его бла­го­устрой­стве – как внеш­нем, так и внутреннем.

Для ино­ков он был образ­цом сми­ре­ния и кро­то­сти. Он уве­ще­вал всех стро­го соблю­дать ино­че­ские обя­зан­но­сти, а для руко­вод­ства ввел в сво­ей оби­те­ли устав Пре­по­доб­но­го Иоси­фа Волоцкого.

Но через два с поло­ви­ной года архи­манд­рит Гер­ман оста­вил Ста­риц­кий мона­стырь, пере­дав началь­ство в нем сво­е­му постри­же­ни­ку, свя­щен­но­и­но­ку Иову, впо­след­ствии пер­во­му Пат­ри­ар­ху Мос­ков­ско­му, подвиж­ни­ку и стра­даль­цу за Рус­скую землю.

Любовь к уеди­нен­ным подви­гам вер­ну­ла его в род­ной Воло­ко­лам­ский мона­стырь, где свя­той Гер­ман спа­сал­ся как про­стой инок. Когда же в Москве появил­ся новый ере­тик Мат­фей Баш­кин, не при­зна­вав­ший Свя­тых Таин и отри­цав­ший веру в Свя­тую Тро­и­цу, свя­той Гер­ман вме­сте со сво­им отцом (при­няв­шим постриг в Воло­ко­лам­ской оби­те­ли с име­нем Фило­фей) был вызван на Мос­ков­ский Собор 1553 г. Собор осу­дил ере­ти­ка Баш­ки­на и поста­но­вил послать его для вра­зум­ле­ния в Воло­ко­лам­скую оби­тель к свя­то­му Гер­ма­ну, извест­но­му свя­той жиз­нью рев­ни­те­лю Хри­сто­вой веры.

В 1555 году, после поко­ре­ния Каза­ни, там была учре­жде­на архи­ерей­ская кафед­ра, на кото­рую назна­чи­ли архи­епи­ско­пом быв­ше­го игу­ме­на Воло­ко­лам­ско­го мона­сты­ря свя­ти­те­ля Гурия. Ему было пору­че­но устро­ить в мис­си­о­нер­ских целях Успен­скую оби­тель в г. Сви­яж­с­ке. Насто­я­те­лем новой оби­те­ли Успе­ния Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы в г. Сви­яж­с­ке по ука­за­нию свя­ти­те­ля Гурия был назна­чен свя­той Гер­ман. Был выстро­ен камен­ный собор с коло­коль­ней и мона­ше­ские кел­лии. Сам насто­я­тель жил весь­ма скром­но, в тес­ной кел­лии под собор­ной коло­коль­ней. Свя­той Гер­ман осо­бен­но забо­тил­ся о соби­ра­нии мона­стыр­ской библиотеки.

Вско­ре мона­стырь его про­сла­вил­ся широ­кой бла­го­тво­ри­тель­но­стью и стал цен­тром про­све­ще­ния Казан­ско­го края. 12 мар­та 1564 года, по пре­став­ле­нии свя­ти­те­ля Гурия, свя­той Гер­ман был посвя­щен во епи­ско­па Казан­ско­го. Непро­дол­жи­тель­ное вре­мя его управ­ле­ния кафед­рой отме­че­но забо­той о постро­е­нии хра­мов и о про­све­ще­нии края.

В 1566 году свя­ти­те­ля Гер­ма­на вызвал в Моск­ву Иоанн Гроз­ный и пове­лел избрать его на мит­ро­по­ли­чью кафед­ру. Свя­ти­тель Гер­ман сна­ча­ла отка­зы­вал­ся от воз­ла­га­е­мо­го на него бре­ме­ни. Царь не тер­пел воз­ра­же­ний, и свя­ти­тель дол­жен был посе­лить­ся в мит­ро­по­ли­чьих поко­ях до воз­ве­де­ния в сан мит­ро­по­ли­та. Видя неспра­вед­ли­во­сти со сто­ро­ны цар­ско­го окру­же­ния, свя­ти­тель Гер­ман, вер­ный сво­е­му пас­тыр­ско­му дол­гу, попы­тал­ся вра­зу­мить царя сво­и­ми уве­ща­ни­я­ми. “Ты еще не воз­ве­ден на мит­ро­по­лию, а уже отни­ма­ешь у меня сво­бо­ду”, – пере­дал царь архи­епи­ско­пу через сво­их любим­цев и при­ка­зал изгнать свя­ти­те­ля Гер­ма­на с мит­ро­по­ли­чье­го дво­ра и дер­жать в Москве под надзором.

Око­ло двух лет свя­ти­тель про­был в опа­ле и 6/​19 нояб­ря 1567 года скон­чал­ся. Его похо­ро­ни­ли в церк­ви Свя­ти­те­ля Нико­лая Гостунского.

По прось­бе жите­лей горо­да Сви­яж­ска, мощи свя­ти­те­ля в 1592 году были пере­не­се­ны из Моск­вы в Сви­яж­ский Успен­ский мона­стырь. Гроб его встре­чал свя­ти­тель Гер­мо­ген, тогда мит­ро­по­лит Казанский.

Тро­парь, глас 4

Я́ко вели́ким па́­сты­рем еди­но­нра́в­на /​и учи́­те­лем все­ле́н­ныя еди­но­мы­́с­лен­на, /​Це́ркве Бо́­жия слу­жи́­те­ля усе́рд­на /​и стро­и́­те­ля Та́ин Хри­сто́­вых бла­го­го­ве́й­на, /​сте́к­ше­ся, бла­го­ве́р­нии лю́­дие, /​Сви­я́ж­ския оби́­те­ли Бого­му́дра­го осно­ва́­те­ля /​и Каза­́н­ския ново­про­све­ще́н­ныя па́ст­вы свя­ти́­те­ля Ге́р­ма­на /​пе́с­нь­ми и пе́­нии вос­хва́­лим, гла­го́лю­ще: /​не пре­ста́й при­се­ща́ти моли́тва­ми тво­и́­ми на всю па́ству тво­ю́ /​/​и в ве́­ре и бла­го­че́­стии блю­ди́ невреди́мо.

Кондак, глас 4

Бо́др­ствуя в моли́твах, /​послу­ша́­ния до́брый рачи́­тель быв, /​в тер­пе­́­нии стя­жа́л еси́ ду́­шу тво­ю́, /​де́­лы сми­рен­но­му́д­рия и кро́то­сти изря́д­ствуя, /​пре­сто́л свя­ти́­тель­ства бла­го­ве́ри­ем и бла­го­че́­сти­ем укра­си́л еси́, /​о́т­че свя­щен­но­на­ча́ль­ни­че Ге́р­мане, /​моли́ Хри­ста́ Бо́­га о всем ста́­де тво­е́м, /​я́ко па́ст­вы тво­е­я́ утвер­жде́­ние /​/​и су́­щим по тебе́ свя­ти́­те­лем све́т­лое украше́ние.

Вели­ча­ние

Вели­ча́ем тя, /​свя­ти́­те­лю о́т­че Ге́р­мане, /​и чтим свя­ту́ю па́­мять тво­ю́, /​ты бо мо́­ли­ши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́­га на́шего.

Молит­ва свя­ти­те­лю Гер­ма­ну, архи­епи­ско­пу Казанскому

О свя­ти́­те­лю Хри­сто́в Ге́р­мане, бого­му́д­рый оби́­те­ли сея́ осно­ва́­те­лю, духо́в­ный и́но­че­ству­ю­щих вождю́, при­ме́ром Хри­сто­под­ра­жа́­тель­ной жи́з­ни тво­е­я́ всех ве́р­ных и в жи́з­ни и по кон­чи́не тво­е́й настав­ля́­ю­щий! К тебе́ при­бе­га́ем и тебе́ усе́рд­но мо́­лим: соде́лай свя­ты­́­ми тво­и́­ми моли́тва­ми, да и мы бла­го­да́тию Бо́­жи­ею сози́ж­дем­ся во оби́­тель Ду́­ха Свя­та́­го, после́­до­ва­ни­ем жи́з­ни тво­е́й вооб­ра­жа́ем­ся во о́браз Хри­сто́в, во о́браз пре­по­до́­бия и пра́в­ды, и осе­ня́е­мы си́­лою бла­го­при­я́т­ных моли́тв тво­и́х, при­но́­сим пло­ды́ бла­ги́х дел, бла­го­уго­жда́­ю­ще Го́с­по­ду, да тщи́м­ся ходи́ти во све́­те лица́ Его́, па́­че все­го́ люби́ти Его́ и испол­ня́ти свя­ту́ю во́­лю Его́, слу­жи́ти во бла́­го бли́ж­них на́­ших и все­ме́р­но соде́­ло­ва­ти спа­се́­ние сво­е́, на пути́ мно­го­пре­ме́н­чи­вой жи́з­ни, тер­пе­́­ни­ем вся́кой тес­но­ты́, скор­бе́й, лише́­ний. А да́­бы воз­мо́­щи нам поне­сти́ бла­го́е и́го Хри­сто́во, моли́, свя́т­че Бо́­жий, о укрепле́­нии не́­мо­щи на́­шей по́­мо­щию свы­́­ше, да изба́вит нас Гос­по́дь от враг ви́­ди­мых и неви́­ди­мых, от о́г­нен­на­го и во́д­на­го потреб­ле́­ния, от небла­го­рас­тво­ре́­ния воз­ду́­ха и тле­тво́р­ных ветр, а па́­че от душе­па́­губ­на­го пла́­мене, пото­пле́­ния и обу­ре­ва́­ния страсте́й наших, да, под кро́вом бла́­го­сти и мило­се́р­дия Бо́­жия, ти́­хое и без­мо́лв­ное жити­е́ пожи­ве́м, жду­́­ще бла­же́­на­го явле́­ния Го́с­по­да и Спа́­са на́­ше­го Иису́­са Хри­ста́, Ему́­же со Отце́м и Свя­ты­́м Его́ Ду́­хом честь и сла́­ва во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Сщисп. Пав­ла, патр. Кон­стан­ти­но­поль­ско­го (после 350). Прп. Вар­ла­а­ма Хутын­ско­го (1192). Прп. Вар­ла­а­ма Керет­ско­го (XVI). Прп. Луки, ико­но­ма Печер­ско­го, в Ближ. пещ. (XIII) Мцц. Теку­сы, Алек­сан­дры, Полак­тии, Клав­дии, Евфро­си­нии, Афа­на­сии и Мат­ро­ны (III). Прп. Луки Тав­ро­ме­ний­ско­го (ок. 800 – 820). Сщмч. Ники­ты, еп. Оре­хо­во-Зуев­ско­го (1937). Сщмч. Ана­то­лия Бер­жиц­ко­го пре­св. (1937) Сщмч. Арсе­ния Тро­иц­ко­го пре­св. (1937) Сщмч. Нико­лая Дво­риц­ко­го пре­св. (1937) Сщмч. Нико­лая Про­та­со­ва пре­св. (1937) Сщмч. Кон­стан­ти­на Любо­муд­ро­ва пре­св. (1937) Прмч. Вар­ла­а­ма (Николь­ско­го) игум. (1937) Прмч. Гав­ри­и­ла (Вла­ди­ми­ро­ва) иером. (1937) Прмч. Гав­ри­и­ла (Гура) иером. (1937) Прмц. Нины (Шува­ло­вой) ин. (1937) Прмц. Сера­фи­мы (Горш­ко­вой) ин. (1937) Сщмч. Васи­лия Кры­ло­ва пре­св. (1938).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму