19 декаб­ря. Свя­ти­тель Нико­лай, архи­епи­скоп Мир Ликий­ских, чудотворец
Свя­ти­тель Нико­лай, архи­епи­скоп Мир Ликий­ских, чудо­тво­рец про­сла­вил­ся как вели­кий угод­ник Божий. Он родил­ся в горо­де Паха­ре Ликий­ской обла­сти (на южном побе­ре­жье Мало­азий­ско­го полу­ост­ро­ва), был един­ствен­ным сыном бла­го­че­сти­вых роди­те­лей Фео­фа­на и Нон­ны, дав­ших обет посвя­тить его Богу.…

Свя­ти­тель Нико­лай, архи­епи­скоп Мир Ликий­ских, чудо­тво­рец про­сла­вил­ся как вели­кий угод­ник Божий. Он родил­ся в горо­де Паха­ре Ликий­ской обла­сти (на южном побе­ре­жье Мало­азий­ско­го полу­ост­ро­ва), был един­ствен­ным сыном бла­го­че­сти­вых роди­те­лей Фео­фа­на и Нон­ны, дав­ших обет посвя­тить его Богу. Плод дол­гих молитв ко Гос­по­ду без­дет­ных роди­те­лей, мла­де­нец Нико­лай со дня рож­де­ния сво­е­го явил людям свет буду­щей сво­ей сла­вы вели­ко­го чудо­твор­ца. Мать его, Нон­на, после родов сра­зу исце­ли­лась от болез­ни. Ново­рож­ден­ный мла­де­нец еще в купе­ли кре­ще­ния про­сто­ял на ногах три часа, никем не под­дер­жи­ва­е­мый, воз­да­вая этим честь Пре­свя­той Троице.

Свя­той Нико­лай во мла­ден­че­стве начал жизнь пост­ни­че­скую, при­ни­мал моло­ко мате­ри по сре­дам и пят­ни­цам, лишь один раз, после вечер­них молитв роди­те­лей. С дет­ских лет Нико­лай пре­успе­вал в изу­че­нии Боже­ствен­но­го Писа­ния; днем он не выхо­дил из хра­ма, а ночью молил­ся и читал кни­ги, сози­дая в себе достой­ное жили­ще Свя­то­го Духа.

Дядя его, епи­скоп Татар­ский Нико­лай, раду­ясь духов­ным успе­хам и высо­ко­му бла­го­че­стию пле­мян­ни­ка, поста­вил его во чте­ца, а затем воз­вел Нико­лая в сан свя­щен­ни­ка, сде­лав его сво­им помощ­ни­ком и пору­чив ему гово­рить поуче­ния пастве. Слу­жа Гос­по­ду, юно­ша горел духом, а опыт­но­стью в вопро­сах веры был подо­бен стар­цу, чем вызы­вал удив­ле­ние и глу­бо­кое ува­же­ние веру­ю­щих. Посто­ян­но труж­да­ясь и бодр­ствуя, пре­бы­вая в непре­стан­ной молит­ве, пре­сви­тер Нико­лай про­яв­лял вели­кое мило­сер­дие к пасо­мым, при­хо­дя на помощь страж­ду­щим, и раз­да­вал все свое име­ние нищим.

В 325 году свя­ти­тель Нико­лай был участ­ни­ком I Все­лен­ско­го Собо­ра, при­няв­ше­го Никей­ский Сим­вол веры, и опол­чал­ся со свя­ты­ми Силь­ве­стром, папой Рим­ским, Алек­сан­дром Алек­сан­дрий­ским, Спи­ри­до­ном Три­ми­фунт­ским и дру­ги­ми от 318 свя­тых отцов Собо­ра на ере­ти­ка Ария. В пылу обли­че­ния свя­ти­тель Нико­лай, пла­ме­нев­ший рев­но­стью ко Гос­по­ду, даже зау­шил лже­учи­те­ля, за это он был лишен свя­ти­тель­ско­го омо­фо­ра и поса­жен под стра­жу. Одна­ко несколь­ким свя­тым отцам было откры­то в виде­нии, что Сам Гос­подь и Бого­ма­терь посвя­ти­ли свя­то­го во епи­ско­па, подав ему Еван­ге­лие и омо­фор. Отцы Собо­ра, ура­зу­мев, что дерз­но­ве­ние свя­ти­те­ля угод­но Богу, про­сла­ви­ли Гос­по­да, а Его свя­то­го угод­ни­ка вос­ста­но­ви­ли в свя­ти­тель­ском сане. Вер­нув­шись в свою епар­хию, свя­ти­тель при­нес ей мир и бла­го­сло­ве­ние, сея сло­во Исти­ны, пре­се­кая в самом корне непра­во­мыс­лие и сует­ное мудр­ство­ва­ние, обли­чая зако­ре­не­лых ере­ти­ков и вра­чуя пад­ших и укло­нив­ших­ся по неве­де­нию. Он был поис­ти­не свет миру и соль зем­ли, ибо житие его было свет­ло и сло­во его было рас­тво­ре­но солию премудрости.

Достиг­нув глу­бо­кой ста­ро­сти, свя­ти­тель Нико­лай мир­но ото­шел ко Господу.

Чест­ные его мощи хра­ни­лись нетлен­ны­ми в мест­ной кафед­раль­ной церк­ви и исто­ча­ли целеб­ное миро от кото­ро­го мно­гие полу­ча­ли исце­ле­ния. В 1087 году мощи его были пере­не­се­ны в ита­льян­ский город Бар, где почи­ва­ют и поныне.

Имя вели­ко­го угод­ни­ка Божия, свя­ти­те­ля и чудо­твор­ца Нико­лая, ско­ро­го помощ­ни­ка и молит­вен­ни­ка за всех, при­те­ка­ю­щих к нему, про­сла­ви­лось во всех кон­цах зем­ли, во мно­гих стра­нах и наро­дах. На Руси мно­же­ство собо­ров, мона­сты­рей и церк­вей посвя­ще­но его свя­то­му име­ни. Нет, пожа­луй, ни одно­го горо­да без Николь­ско­го хра­ма. Во имя свя­ти­те­ля Нико­лая чудо­твор­ца был кре­щен свя­тым Пат­ри­ар­хом Фоти­ем в 866 году Киев­ский князь Аскольд, пер­вый рус­ский князь-хри­сти­а­нин († 882). Над моги­лой Асколь­да свя­тая рав­ноап­о­столь­ная Оль­га воз­двиг­ла пер­вый в Рус­ской Церк­ви храм свя­ти­те­ля Нико­лая в Киеве.

Глав­ные собо­ры были посвя­ще­ны свя­ти­те­лю Нико­лаю в Избор­ске, Ост­ро­ве, Можай­ске, Зарай­ске. В Нов­го­ро­де Вели­ком один из глав­ных хра­мов горо­да – Нико­ло-Дво­ри­щен­ская цер­ковь (ХII), став­шая поз­же собо­ром. Про­слав­лен­ные и чти­мые Николь­ские хра­мы и мона­сты­ри есть в Кие­ве, Смо­лен­ске, Пско­ве, Тороп­це, Гали­че, Архан­гель­ске, Вели­ком Устю­ге, Тоболь­ске. Москва сла­ви­лась несколь­ки­ми десят­ка­ми хра­мов, посвя­щен­ных свя­ти­те­лю, три Николь­ских мона­сты­ря нахо­ди­лись в Мос­ков­ской епар­хии: Нико­ло-Гре­че­ский (Ста­рый) – в Китай-горо­де, Нико­ло-Пере­р­вин­ский и Николо-Угрешский.

Одна из глав­ных башен Мос­ков­ско­го Крем­ля назы­ва­ет­ся Николь­ской. Чаще все­го ста­ви­лись хра­мы свя­ти­те­лю на тор­го­вых пло­ща­дях рус­ски­ми куп­ца­ми, море­хо­да­ми и зем­ле­про­ход­ца­ми, почи­тав­ши­ми чудо­твор­ца Нико­лая покро­ви­те­лем всех стран­ству­ю­щих на суше и на море. Ино­гда они полу­ча­ли в наро­де име­но­ва­ние “Нико­лы Мок­ро­го”. Мно­же­ство сель­ских хра­мов на Руси посвя­ще­но чудо­твор­цу Нико­лаю, свя­то чти­мо­му кре­стья­на­ми мило­сти­во­му пред­ста­те­лю перед Гос­по­дом о всех людях в их тру­дах. И свя­ти­тель Нико­лай не остав­ля­ет сво­им заступ­ни­че­ством Рус­скую зем­лю. Древ­ний Киев хра­нит память о чуде спа­се­ния свя­ти­те­лем уто­нув­ше­го мла­ден­ца. Вели­кий чудо­тво­рец, услы­шав скорб­ные молит­вы роди­те­лей, поте­ряв­ших един­ствен­но­го наслед­ни­ка, ночью вынул мла­ден­ца из воды, ожи­вил его и поло­жил на хорах хра­ма свя­той Софии перед сво­им чудо­твор­ным обра­зом. Здесь и был най­ден утром спа­сен­ный мла­де­нец счаст­ли­вы­ми роди­те­ля­ми, про­сла­вив­ши­ми со мно­же­ством наро­да свя­то­го Нико­лая чудотворца.

Мно­го чудо­твор­ных икон свя­ти­те­ля Нико­лая яви­лось в Рос­сии и при­шло из дру­гих стран. Это и древ­ний Визан­тий­ский пояс­ной образ свя­ти­те­ля (ХII), при­ве­зен­ный в Моск­ву из Нов­го­ро­да, и огром­ная ико­на, напи­сан­ная в ХIII веке нов­го­род­ским масте­ром. Два изоб­ра­же­ния чудо­твор­ца осо­бен­но рас­про­стра­не­ны в Рус­ской Церк­ви: свя­ти­те­ля Нико­лая Зарай­ско­го – в рост, с бла­го­слов­ля­ю­щей дес­ни­цей и Еван­ге­ли­ем (этот образ был при­не­сен в Рязань в 1225 году визан­тий­ской царев­ной Евпрак­си­ей, став­шей супру­гой рязан­ско­го кня­зя Фео­до­ра и погиб­шей в 1237 году с мужем и мла­ден­цем-сыном при наше­ствии Батыя), и свя­ти­те­ля Нико­лая Можай­ско­го – тоже в рост, с мечом в пра­вой руке и горо­дом в левой – в память чудес­но­го спа­се­ния, по молит­вам свя­ти­те­ля, горо­да Можай­ска от напа­де­ния вра­жья. Невоз­мож­но пере­чис­лить все бла­го­дат­ные ико­ны свя­ти­те­ля Нико­лая. Каж­дый рус­ский город и каж­дый храм бла­го­слов­лен такой ико­ной по молит­вам святителя.

Тро­парь, глас 4

Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости, /​воздержа́ния учи́теля/ яви́ тя ста́ду твоему́,/ я́же веще́й и́стина./ Сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая,/ нището́ю бога́тая,/ о́тче священнонача́льниче Нико́лае/ моли́ Хри­ста́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 3

В Ми́рех, свя́те, священноде́йствитель показа́лся еси́, /​Христо́во бо, преподо́бне, Ева́нгелие испо́лнив, /​положи́л еси́ ду́шу твою́ о лю́дех твои́х /​и спасл еси́ непови́нныя от сме́рти. /​Сего́ ра́ди освяти́лся еси́, /​я́ко вели́кий таи́нник Бо́жия благода́ти.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​святи́телю о́тче Нико́лае, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши за нас /​Хри­ста́, Бо́га на́шего.

Молит­ва свя­ти­те­лю Нико­лаю, архи­епи­ско­пу Мир Ликийских

О до́брый наш па́стырю и богому́дрый наста́вниче, святи́телю Христо́в Нико́лае! Услы́ши нас гре́шных, моля́щихся тебе́ и призыва́ющих в по́мощь ско́рое предста́тельство твое́; виждь нас не́мощных, отвсю́ду уловля́емых, вся́каго бла́га лише́нных и умо́м от малоду́шия помраче́нных; потщи́ся, уго́дниче Бо́жий, не оста́вити нас в грехо́внем пле­ну́ бы́ти, да не бу́дем в ра́дость враго́м на́шим и не у́мрем в лука́вых дея́ниих на́ших. Моли́ о нас недосто́йных Соде́теля на́шего и Влады́ку, ему́ же ты со безпло́тными ли́ки предстои́ши: ми́лостива к нам сотво­ри́ Бо́га на́шего в ны́нешнем житии́ и в бу́дущем ве́це, да не возда́ст нам по дело́м на́шим и по нечи­сто­те́ серде́ц на́ших, но по свое́й бла́гости возда́ст нам. На твое́ бо хода́тайство упова́юще, твои́м предста́тельством хва́лимся, твое́ заступле́ние на по́мощь призыва́ем, и ко пресвято́му о́бразу тво­е­му́ припа́дающе, по́мощи про́сим: изба́ви нас, уго́дниче Христо́в, от зол находя́щих на нас, и укро­ти́ во́лны страсте́й и бед возстаю́щих на нас, да ра́ди святы́х твои́х моли́тв не обы́мет нас напасть и не погря́знем в пучи́не грехо́вней и в ти́не страсте́й на́ших. Моли́, святи́телю Христо́в Нико́лае, Хри­ста́ Бо́га на́шего, да пода́ст нам ми́рное житие́ и оставле́ние грехо́в, душа́м же на́шим спасе́ние и ве́лию ми́лость, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму