18 янва­ря. Пре­по­доб­ный Симе­он Псково-Печерский
Пре­по­доб­ный Симе­он (в миру Васи­лий Ива­но­вич Жел­нин) родил­ся 1 мар­та 1869 года в деревне Яко­влев­ской Ост­ров­ско­го уез­да Псков­ской губер­нии в кре­стьян­ской семье от роди­те­лей Иоан­на и Ната­лии. Вско­ре он был кре­щен в пого­сте Вех­но­во и во…

Пре­по­доб­ный Симе­он (в миру Васи­лий Ива­но­вич Жел­нин) родил­ся 1 мар­та 1869 года в деревне Яко­влев­ской Ост­ров­ско­го уез­да Псков­ской губер­нии в кре­стьян­ской семье от роди­те­лей Иоан­на и Ната­лии. Вско­ре он был кре­щен в пого­сте Вех­но­во и во Свя­том Кре­ще­нии назван Василием.

Роди­те­ли его были глу­бо­ко веру­ю­щи­ми, бого­бо­яз­нен­ны­ми и бла­го­че­сти­вы­ми и вос­пи­ты­ва­ли Васи­лия в пови­но­ве­нии и послу­ша­нии роди­тель­ской воле.

В сво­ей духов­ной био­гра­фии, напи­сан­ной пре­по­доб­ным Симео­ном уже в зре­лые годы, он вспо­ми­на­ет, как в роди­тель­ский дом не раз при­ез­жал Кор­ни­лий, монах Кры­пец­ко­го мона­сты­ря (ныне при­чис­лен­ный к лику мест­но­чти­мых свя­тых Псков­ских). Ино­гда тот оста­вал­ся ноче­вать в их доме и, все­гда ложась спать с отро­ком Васи­ли­ем, часто гово­рил ему: «Будешь ты мона­хом, будешь ста­рец вели­кий». Ино­гда брал отро­ка с собою по сбо­ру для мона­сты­ря и при этом гово­рил: «Вася, вот здесь не дадут, а вот здесь – пода­дут нам». Так все­гда и бывало.

В 20 лет Васи­лий стал про­сить отца, что­бы тот отпу­стил его в мона­стырь, но отец и слу­шать об этом не хотел и заявил юно­ше: «Женить тебя надо, а не в мона­хи». Но юно­ша сто­ял на сво­ем, твер­до заявив отцу, что не будет женить­ся нико­гда. Так про­дол­жа­лось несколь­ко лет, пока отец не убе­дил­ся в серьез­но­сти наме­ре­ния сына стать мона­хом. Тогда он раз­ре­шил Васи­лию выстро­ить в усадь­бе домик, где буду­щий подвиж­ник жил и молил­ся в уеди­не­нии до 25-лет­не­го возраста.

В 1896 году Васи­лий посту­пил послуш­ни­ком в Пско­во-Печер­ский мона­стырь. Архи­манд­рит Мефо­дий (Холм­ский, † 1906), быв­ший тогда намест­ни­ком мона­сты­ря, взял его к себе келей­ни­ком в насто­я­тель­ские покои. Кро­ме это­го, Васи­лий ходил и на общие послу­ша­ния с бра­ти­ей, осо­бен­но на построй­ку гости­ни­цы для бого­моль­цев. Часто при­хо­ди­лось рабо­тать с 5 часов утра и до позд­не­го вече­ра. В ред­кие сво­бод­ные часы, когда моло­дые послуш­ни­ки и ино­ки соби­ра­лись отды­хать на све­жем воз­ду­хе на Свя­той гор­ке, в саду, он все­гда отго­ва­ри­вал­ся от тако­го празд­но­го обще­ния и под видом послу­ша­ния, дан­но­го от намест­ни­ка, шел в сто­ляр­ку и, будучи опыт­ным сто­ля­ром-крас­но­де­рев­щи­ком, выта­чи­вал там раз­ные полез­ные вещи.

В 1900 году послуш­ник Васи­лий был постри­жен в мона­хи с име­нем Вас­си­ан, а в 1901 году руко­по­ло­жен во иеро­ди­а­ко­на и полу­чил отдель­ную кел­лию для жительства.

3 фев­ра­ля 1927 года он был постри­жен с име­нем Симе­он и назна­чен духов­ни­ком бра­тии и палом­ни­ков Пско­во-Печер­ско­го мона­сты­ря. Насто­я­тель оби­те­ли при­вел его в убо­гую, сырую, тем­ную кел­лию, по сути дела, пеще­ру, иско­пан­ную в горе рядом с Успен­ским хра­мом, и ска­зал: «Вот тебе кел­лия, здесь и умрешь». Так и вышло потом.

«Тру­ден путь мона­ше­ский, – запи­сал ста­рец Симе­он в сво­ей био­гра­фии, – но труд­нее подвиг схим­ни­че­ский, если идти так, как ука­зал нам Подви­го­по­лож­ник наш Гос­подь Иисус Хри­стос. При посе­ще­нии Его Все­свя­та­го Духа все воз­мож­но побе­дить, пере­не­сти, пере­тер­петь и достиг­нуть вожде­лен­но­го, обе­то­ван­но­го нам Им неиз­гла­го­лан­но­го веч­но­го насле­дия в Его Цар­ствии Небесном».

Шесть­де­сят четы­ре года тако­го мона­ше­ско­го подви­га соде­ла­ли иерос­хи­мо­на­ха Симео­на сосу­дом бла­го­да­ти Божи­ей, кото­рой лучи­лись его гла­за и весь облик старца.

«Вся­че­ской мало­стью, суе­той, неве­де­ни­ем, сле­по­тою люди омра­ча­ют чудо, – гово­рил ста­рец одно­му посе­ти­те­лю. – Див­ный дар Гос­по­день – чело­ве­че­ская жизнь! Не купишь ее, не зара­бо­та­ешь. На, чело­век, при­и­ми награ­ду бес­цен­ную!.. Радость, радость, вели­кая радость!..»

Послед­ние дни перед сво­им пре­став­ле­ни­ем ста­рец очень осла­бел, но людей про­дол­жал при­ни­мать. На вопрос духов­ных чад сво­их, на кого он их поки­да­ет, отве­тил: «На Матерь Божию». И настав­лял всех любить друг дру­га, про­щать все оби­ды, так как нена­висть хотя бы к одно­му чело­ве­ку ведет к смерт­но­му гре­ху, и надо так про­щать, что­бы чело­век знал, что ты ему простил.

Послед­ний урок сми­ре­ния и послу­ша­ния явил ста­рец даже в сво­ем пре­став­ле­нии ко Господу.

По откро­ве­нию от Гос­по­да он ждал смер­ти 15/​2 янва­ря 1960 года, в день памя­ти пре­по­доб­но­го Сера­фи­ма Саров­ско­го. Но намест­ник мона­сты­ря архи­манд­рит Али­пий (Воро­нов, † 1975), наве­стив­ший боль­но­го стар­ца, забес­по­ко­ил­ся, что тот может уме­реть и сде­лать пере­по­лох в самый день празд­ни­ка Кре­ще­ния Гос­под­ня, и поэто­му про­сил стар­ца помо­лить­ся Богу об отсроч­ке кон­чи­ны его. “Хоро­шо, – отве­тил ему сми­рен­ный ста­рец, – ты намест­ник, а я послуш­ник, пусть будет по-тво­е­му”. Так и вышло: почил ста­рец в Кре­щен­ский сочель­ник, а хоро­ни­ли его уже после празд­ни­ка Крещения.

Ко дню его погре­бе­ния в мона­стырь с раз­ных мест при­бы­ло мно­го духов­ных его чад. Отпе­ва­ли почив­ше­го намест­ник мона­сты­ря архи­манд­рит Али­пий (Воро­нов) и 40 свя­щен­но­слу­жи­те­лей. А после отпе­ва­ния гроб с чест­ны­ми моща­ми стар­ца был постав­лен в пеще­рах мона­сты­ря на месте, ука­зан­ным им ещё при жизни.

Память о стар­це иерос­хи­мо­на­хе Симеоне свя­то чтят в Пско­во-Печер­ской оби­те­ли, где он 64 года подви­гом доб­рым подвизался.

1 апре­ля 2003 года состо­я­лось про­слав­ле­ние иерос­хи­мо­на­ха Симео­на в лике свя­тых Пско­во-Печер­ских. Отныне его свя­тые мощи поко­ят­ся в Сре­тен­ском хра­ме монастыря.

Сво­им молит­вен­ным пред­ста­тель­ством пред Гос­по­дом ста­рец Симе­он пода­ёт и ныне свою чудес­ную помощь при­те­ка­ю­щим к нему с верою, и мно­гие, как и при жиз­ни стар­ца, обре­та­ют душев­ный покой и исце­ле­ние недугов.

Тро­парь, глас 1

Любо́вию Христо́вою се́рдце твое́ уязви́вый,/ ева́нгельски Тому́ после́довал еси́:/ я́ко дре́вний подви́жник преподо́бием украси́выйся,/ сла́вный насе́льник оби́тели Богома́тери у пеще́р Бо́гом зда́нных яви́лся еси́,/ и, благода́ть духо́вную свы́ше прие́мь,/ подае́ши ве́рным исцеле́ния,/ Симео́не богоблаже́нне,// не преста́й моли́тися о чту́щих тя.

Кондак, глас 4

Я́ко Бо́жия люб­ве́ зерца́ло,/ во оби́тели Пече́рстей благода́тно просвети́лся еси́,/ о́браз и́ноческаго жития́ показу́я,/ трудолю́бием и послуша́нием на высо­ту́ доброде́телей восте́кл еси́./ Те́мже, да́ры Ду́ха Свята́го от Го́спода почте́нный,/ чуде­са́ мно́га ще́дро источа́еши,/ преподо́бне о́тче наш Симео́не,// моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Вели­ча­ние

Убла­жа­ем тя, пре­по­добне отче наш Симеоне, и чтем свя­тую память твою, настав­ни­че мона­хов, и собе­сед­ни­че Ангелов.

Молит­ва пре­по­доб­но­му Симео­ну Псково-Печерскому

О, вели́кий уго́дниче Бо́жий, преподо́бне о́тче Симео́не! При́зри на нас гре́шных, ко святе́й ико́не твое́й припа́дающих и прося́щих тво­е­го́ заступле́ния и по́мощи. Скорбь бо обдержи́т нас от обстоя́щих нас ны́не бед и зол, и утеше́ния не и́мамы многоболе́зненным душа́м на́шим. Иска́хом бо по́мощи от челове́к, и не обре́теся. Вопия́хом ко Го́споду, и не услы́ша нас, зане́ прогне́вах пречи́стую бла́гость Его́ беззако́ньми на́шими, и мно́жеством мно́гих грехо́в на́ших преогорчи́хом человеколю́бную утро́бу Его́. И кто нам ны́не по́мощь яви́т, кто нам скорбь утоли́т, кто даст отра́ду и успокое́ние многомяте́жным душа́м на́шим? К тебе́, вели́кий уго́дниче Бо́жий, прибега́ем мы, гре́шнии и недосто́йнии, ве́дуще бо, я́ко ве́лие дерзнове́ние и́маши ко Хри­сту́ Бо́гу, и многомо́щен предста́тель еси́ о всех, с ве́рою к тебе́ прибега́ющих и тво­е­го́ заступле́ния и по́мощи тре́бующих. Моли́ у́бо Человеколю́бца Го́спода, я́ко да прости́в нам безчи́сленная на́ша прегреше́ния, не отврати́т ми́лость Свою́ от нас, но я́ко благ и сострада́телен, яви́т и нам безконе́чное Свое́ милосе́рдие, и в лю́тем напа́стей и бед на́ших озлобле́нии пода́ст нам всеси́льную по́мощь Свою́, и преогорче́нным душа́м на́шим осла́бу, мир, укрепле́ние, утеше́ние и успокое́ние да́рует. Ей, вели́кий уго́дниче Бо́жий! Воз­не­си́ преподо́бнии ру́це твои́ ко Хри­сту́ Бо́гу на́шему и моли́ бла́гость Его́, да не отри́нет моле́ния серде́ц на́ших, недосто́инства ра́ди на́шего, но да яви́т нам благовре́менне ми́лость Свою́, да та́ко в ми́ре вре́менное сие́ житие́ преше́дше, в ве́чный дости́гнем поко́й, и с тобо́ю удосто́имся сла́вити Отца́ и Сы́на и Свята́го Уте́шителя Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Пред­праздн­ство Бого­яв­ле­ния. На́вечерие Бого­яв­ле­ния (Кре­щен­ский сочель­ник). Прор. Михея (IX в. до Р. Х.). Сщмч. Фео­пемп­та, еп. Нико­ми­дий­ско­го, и мч. Фео­ны волх­ва (303). Прп. Син­кли­ти­кии Алек­сан­дрий­ской (ок. 350). Сщмч. Андрея Зими­на пре­св. (1920). Прп. Апол­ли­на­рии (ок. 470). Прп. Фости­рия. Прп. Мины Синай­ско­го (VI). Прп. Гри­го­рия Акрит­ско­го (ок. 820). Мч. Иоси­фа Бес­па­ло­ва и с ним 37 мчч. (1921) Мц. Евге­нии Домо­жи­ро­вой (1937). Сщмч. Сер­гия Лав­ро­ва пре­св. (1937) Мч. Мат­фея Гусе­ва (1937).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму