18 янва­ря. Пре­по­доб­ная Син­кли­ти­кия Александрийская
Пре­по­доб­ная Син­кли­ти­кия роди­лась око­ло 270 года в Алек­сан­дрии, куда пере­се­ли­лись из Маке­до­нии ее бла­го­че­сти­вые и знат­ные роди­те­ли. Мно­гие юно­ши, оча­ро­ван­ные кра­со­той Син­кли­ти­кии, иска­ли ее руки, но тщет­но: в ее душе таи­лось жела­ние иной, духов­ной жиз­ни, серд­це…

Пре­по­доб­ная Син­кли­ти­кия роди­лась око­ло 270 года в Алек­сан­дрии, куда пере­се­ли­лись из Маке­до­нии ее бла­го­че­сти­вые и знат­ные роди­те­ли. Мно­гие юно­ши, оча­ро­ван­ные кра­со­той Син­кли­ти­кии, иска­ли ее руки, но тщет­но: в ее душе таи­лось жела­ние иной, духов­ной жиз­ни, серд­це ее пла­ме­не­ло любо­вью ко Гос­по­ду. Не о наря­дах и уве­се­ле­ни­ях, а об уго­жде­нии Богу забо­ти­лась свя­тая дева. Она очи­ща­ла и укра­ша­ла свою душу постом и дела­ми мило­сер­дия, а уте­ше­ние нахо­ди­ла в усерд­ной молитве.

По смер­ти роди­те­лей свя­тая Син­кли­ти­кия все иму­ще­ство свое раз­да­ла бед­ным. Взяв с собой сле­пую сест­ру, полю­бив­шую уеди­не­ние, она посе­ли­лась в скле­пе на моги­ле сво­е­го род­ствен­ни­ка. При­гла­сив пре­сви­те­ра, пре­по­доб­ная при­ня­ла ино­че­ский постриг.

В пер­вые годы подвиж­ни­че­ской жиз­ни свя­тая Син­кли­ти­кия пре­взо­шла мно­гих, но скры­ва­ла свои подви­ги. Вку­шая лишь хлеб с водой, пре­по­доб­ная сораз­ме­ря­ла стро­гость поста с состо­я­ни­ем души и тела. Когда воз­дви­га­лась про­тив нее брань вра­га, она усу­губ­ля­ла пост, не пила воды, спа­ла на голой земле.

Вели­кая подвиж­ни­ца жела­ла быть без­вест­ной в сво­ем уеди­не­нии. Но Гос­подь судил ина­че. Доб­ро­де­тель­ная жизнь пре­по­доб­ной при­влек­ла мно­гих дев и жен, кото­рые при­хо­ди­ли к ней за нази­да­ни­ем. Свя­тая дол­го одним мол­ча­ни­ем отве­ча­ла на их прось­бы, но, нако­нец, усту­пи­ла настой­чи­во­сти рев­ну­ю­щих о душев­ном спа­се­нии. Так обра­зо­ва­лось при ней обще­жи­тие ино­кинь, и она была мате­рью-настав­ни­цей многих.

Подоб­но свя­то­му Анто­нию Вели­ко­му, кото­рый явил­ся осно­ва­те­лем отшель­ни­че­ской жиз­ни, свя­тая Син­кли­ти­кия ста­ла осно­ва­тель­ни­цею пустын­но­го обще­жи­тия для дев и жен.

Духов­ная муд­рость ее настав­ле­ний ока­за­лась столь вели­ка, что их запи­сы­ва­ли для нази­да­ния потом­ству. Вот неко­то­рые из поуче­ний пре­по­доб­ной Синклитикии.

«Мно­го тру­дов и подви­гов пред­сто­ит при­хо­дя­щим к Богу, но потом ожи­да­ет их радость. Жела­ю­щие раз­ве­сти огонь спер­ва зады­ха­ют­ся от дыма и пла­чут, а потом дости­га­ют, чего ищут; так и мы долж­ны вос­пла­ме­нять в себе Боже­ствен­ный огонь со сле­за­ми и трудами».

«Враг напа­да­ет спер­ва объ­еде­ни­ем, негою и любо­де­я­ни­ем. Эти вет­ры дуют осо­бен­но на моло­дой воз­раст. Когда душа воз­дер­жа­ла чре­во, побе­ди­ла чисто­тою чув­ствен­ные удо­воль­ствия, явля­ет­ся гор­дость или среб­ро­лю­бие; в уме явля­ют­ся мыс­ли о пер­вен­стве, уче­нии, даро­ва­ни­ях, заслу­гах. Отшель­ни­ца, если при­дут к ней такие помыс­лы, пусть идет в киновию».

Забо­ты свя­той Син­кли­ти­кии о вве­рив­ших­ся ей душах нико­гда не осла­бе­ва­ли. Одних она обра­ща­ла к доб­ру стро­го­стью, дру­гих под­дер­жи­ва­ла мате­рин­ской любовью.

В кон­це жиз­ни, в 80-лет­нем воз­расте, пре­по­доб­ная потер­пе­ла от иску­си­те­ля то же, что пре­тер­пел неко­гда пра­вед­ный Иов: все ее тело было исто­ще­но и покры­то стру­пья­ми. Свя­тая без­ро­пот­но пере­но­си­ла мучи­тель­ную болезнь, сохра­няя радост­ную при­вет­ли­вость. Так она стра­да­ла три года и шесть месяцев.

За три дня до смер­ти свя­тая Син­кли­ти­кия пред­ска­за­ла день и час сво­е­го раз­лу­че­ния с телом и откры­ла ино­ки­ням быв­шее ей виде­ние: свя­тые Анге­лы и лик свет­лых дев при­зы­ва­ли ее в рай­ские селе­ния, В назна­чен­ный час бла­жен­ная пре­ста­ви­лась ко Гос­по­ду (†ок. 350).

Тро­парь, глас 8

В тебе́, ма́ти, изве́стно спасе́ся е́же по о́бразу: /​прии́мши бо крест, после́довала еси́ Хри­сту́, /​и де́ющи учи́ла еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо, /​прилежа́ти же о души́, ве́щи безсме́ртней. /​/​Те́мже и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бная Синклитики́е, дух твой.

Кондак, глас 2

За любо́вь Госпо́дню преподо́бная, /​поко́я жела́ние возненави́дела еси́, /​поще́нием дух твой просвети́вши: /​кре́пко бо зве́ри победи́ла еси́; /​но моли́твами твои́ми /​/​проти́вных шата́ние разори́.

Вели­ча­ние

Ублажа́ем тя, /​преподо́бная ма́ти Синклитики́е, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Пред­праздн­ство Бого­яв­ле­ния. На́вечерие Бого­яв­ле­ния (Кре­щен­ский сочель­ник). Прор. Михея (IX в. до Р. Х.). Сщмч. Фео­пемп­та, еп. Нико­ми­дий­ско­го, и мч. Фео­ны волх­ва (303). Сщмч. Андрея Зими­на пре­св. (1920) Прп. Симео­на Пско­во-Печер­ско­го (пре­став­ле­ние, 1960). Прп. Апол­ли­на­рии (ок. 470). Прп. Фости­рия. Прп. Мины Синай­ско­го (VI). Прп. Гри­го­рия Акрит­ско­го (ок. 820). Мч. Иоси­фа Бес­па­ло­ва и с ним 37 мчч. (1921). Мц. Евге­нии Домо­жи­ро­вой (1937). Сщмч. Сер­гия Лав­ро­ва пре­св. (1937). Мч. Мат­фея Гусе­ва (1937).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму