18 сен­тяб­ря. Свя­тые про­рок Заха­рия и пра­вед­ная Елиcа­ве­та, роди­те­ли свя­то­го Иоан­на Предтечи
Свя­той про­рок Заха­рия и свя­тая пра­вед­ная Елиcа­ве­та были роди­те­ля­ми свя­то­го Про­ро­ка, Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Гос­под­ня Иоан­на. Они про­ис­хо­ди­ли из рода Ааро­но­ва: свя­той Заха­рия, сын Вара­хии, был свя­щен­ни­ком в Иеру­са­лим­ском хра­ме, а свя­тая Елиcа­ве­та была сест­рой свя­той…

Свя­той про­рок Заха­рия и свя­тая пра­вед­ная Елиcа­ве­та были роди­те­ля­ми свя­то­го Про­ро­ка, Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Гос­под­ня Иоан­на. Они про­ис­хо­ди­ли из рода Ааро­но­ва: свя­той Заха­рия, сын Вара­хии, был свя­щен­ни­ком в Иеру­са­лим­ском хра­ме, а свя­тая Елиcа­ве­та была сест­рой свя­той Анны, мате­ри Пре­свя­той Богородицы.

Пра­вед­ные супру­ги, “посту­пая по всем запо­ве­дям Гос­под­ним бес­по­роч­но” (Лк. 1, 5 – 25), стра­да­ли непло­ди­ем, что счи­та­лось в вет­хо­за­вет­ные вре­ме­на вели­ким нака­за­ни­ем Божи­им. Одна­жды во вре­мя слу­же­ния в хра­ме свя­той Заха­рия полу­чил весть от Анге­ла, что его пре­ста­ре­лая жена родит ему сына, кото­рый “будет велик пред Гос­по­дом” (Лк. 1, 15) и “предъ­и­дет пред Ним в духе и силе Илии” (Лк. 1, 17). Заха­рия усо­мнил­ся в воз­мож­но­сти испол­не­ния это­го пред­ска­за­ния и был за мало­ве­рие нака­зан немотой.

Когда у пра­вед­ной Ели­са­ве­ты родил­ся сын, она по вну­ше­нию Свя­то­го Духа объ­яви­ла, что назо­вет мла­ден­ца Иоан­ном, хотя рань­ше в их роду такое имя нико­му не дава­ли. Спро­си­ли пра­вед­но­го Заха­рию, и он так­же напи­сал на дощеч­ке имя Иоанн. Тот­час к нему воз­вра­тил­ся дар речи, и он, испол­нив­шись Свя­то­го Духа, стал про­ро­че­ство­вать о сво­ем сыне как Пред­те­че Господа.

Когда нече­сти­вый царь Ирод услы­шал от волх­вов о родив­шем­ся Мес­сии, он решил избить в Виф­ле­е­ме и его окрест­но­стях всех мла­ден­цев в воз­расте до 2‑х лет, наде­ясь, что в их чис­ле будет и родив­ший­ся Мес­сия. Ирод хоро­шо знал о необыч­ном рож­де­нии про­ро­ка Иоан­на и хотел убить его, опа­са­ясь, что он и есть Царь Иудей­ский. Но пра­вед­ная Ели­са­ве­та укры­лась вме­сте с мла­ден­цем в горах.

Убий­цы повсю­ду иска­ли Иоан­на. Пра­вед­ная Ели­са­ве­та, уви­дев пре­сле­до­ва­те­лей, со сле­за­ми ста­ла молить Бога о спа­се­нии, и тот­час рас­сту­пив­ша­я­ся гора укры­ла ее вме­сте с мла­ден­цем от пого­ни. В эти бед­ствен­ные дни свя­той Заха­рия испол­нял свою чре­ду слу­же­ния в Иеру­са­лим­ском хра­ме. Вои­ны, послан­ные Иро­дом, тщет­но пыта­лись узнать у него, где нахо­дит­ся его сын. Тогда, по пове­ле­нию Иро­да, они уби­ли свя­то­го про­ро­ка, зако­лов его меж­ду жерт­вен­ни­ком и алта­рем (Мф. 23, 35).

Пра­вед­ная Ели­са­ве­та скон­ча­лась через 40 дней после сво­е­го супру­га, а свя­той Иоанн, хра­ни­мый Гос­по­дом, пре­бы­вал в пустыне до дня сво­е­го явле­ния изра­иль­ско­му народу.

Тро­парь, глас 2

Пра́ведных Твои́х Заха́рии и Елисаве́ти, Го́споди, па́мять пра́зднующе, /​те́ми мо́лим Тя: /​/​спа­си́ ду́ши на́ша.

Кондак, глас 4

Я́ко луна́ пол­на́, /​свет пра́вды от мы́сленнаго Со́лнца Месси́и прия́ла еси́, /​и во всех за́поведех Госпо́дних с Заха́рией ходи́ла еси́, /​боговозлю́бленная Елисаве́то. /​Досто́йными у́бо Тя пе́сньми ублажа́юще, /​/​всеще́драго Све́та, просвеща́ющаго всех, Го́спода велича́ем.

Вели­ча­ние

Вели­ча­ем вас, /​святи́и пра́веднии Заха́рие и Елисаве́то, /​и чтим святу́ю па́мять ва́шу, /​вы бо мо́лите о нас /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

Молит­ва про­ро­ку Заха­рии и пра­вед­ной Елиcавете

О святи́и уго́дницы Бо́жии, проро́че Заха́рие и пра́ведная Елисаве́то! По́двигом до́брым подвиза́вшася на зем­ли́, восприя́ли еста́ на Небесе́х вене́ц пра́вды, его́ же угото́вал есть Госпо́дь всем лю́бящим Его́. Те́мже взира́юще на святы́й ваш о́браз, ра́дуемся о пресла́внем сконча́нии жи́тельства ва́шего и чтим святу́ю па́мять ва́шу. Вы же, пред­стоя́ Престо́лу Бо́жию, прими́те моле́ния на́ша и ко Всеми́лостивому Бо́гу принеси́те, о е́же прости́ти нам вся́кое прегреше́ние и по́мощи нам ста́ти проти́ву ко́знем диа́вольским, да изба́вльшеся от скорбе́й, боле́зней, бед и напа́стей и вся́каго зла, благоче́стно и пра́ведно поживе́м в ны́нешнем ве́це и сподо́бимся предста́тельством ва́шим, а́ще и недосто́йни есмы́, ви́дети блага́я на зем­ли́ живы́х, сла́вяще Еди́наго во святы́х Свои́х сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Прмч. Афа­на­сия Брест­ско­го (1648). Блгв. кн. Гле­ба, во св. Кре­ще­нии Дави­да (уби­е­ние, 1015; тро­парь, кондак; служ­бу блгвв. кнн. Бори­са и Гле­ба зри 24 июля). Мчч. Фифа­и­ла и сест­ры его Фивеи (Вивеи; 98 – 138). Мч. Сар­ви­ла. Мц. Раи­сы (Ира­и­ды; ок. 308). Мчч. Иувен­ти­на и Мак­си­ма вои­нов (361 – 363). Мчч. Урва­на, Фео­до­ра и Медим­на и с ними 77 мужей от цер­ков­но­го чина, в Нико­ми­дии постра­дав­ших (370). Мч. Авдия (Ави­да) в Пер­сии (V). Мч. Евфи­мия Коче­ва (1937). При­сп. Алек­сандра Уро­до­ва архим. (обрет. мощей, 2001). Оршан­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри (1631).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму