18 нояб­ря. Свя­тые oтцы Помест­на­го Собо­ра Церк­ви Русския
Все­рос­сий­ский Помест­ный Собор был пер­вым с кон­ца XVII века. В нем участ­во­ва­ли не толь­ко все архи­ереи Рус­ской Церк­ви, но и намест­ни­ки круп­ней­ших мона­сты­рей, пред­ста­ви­те­ли Ака­де­мии наук, уни­вер­си­те­тов, Госу­дар­ствен­но­го Сове­та и Госу­дар­ствен­ной Думы. Отли­чи­тель­ной чер­той Собо­ра было…

Все­рос­сий­ский Помест­ный Собор был пер­вым с кон­ца XVII века. В нем участ­во­ва­ли не толь­ко все архи­ереи Рус­ской Церк­ви, но и намест­ни­ки круп­ней­ших мона­сты­рей, пред­ста­ви­те­ли Ака­де­мии наук, уни­вер­си­те­тов, Госу­дар­ствен­но­го Сове­та и Госу­дар­ствен­ной Думы. Отли­чи­тель­ной чер­той Собо­ра было то, что поми­мо иерар­хии и духо­вен­ства в его соста­ве было зна­чи­тель­ное чис­ло деле­га­тов от мирян. Из 564 деле­га­тов 299 были миря­на­ми со всех угол­ков Рос­сии, избран­ны­ми путем мно­го­сту­пен­ча­той систе­мы голо­со­ва­ний на епар­хи­аль­ных собраниях.

В этот день про­изо­шло избра­ние свя­ти­те­ля Тихо­на на Мос­ков­ский Пат­ри­ар­ший престол.

Сре­ди пер­вых дея­ний Собо­ра в 1917 году, бук­валь­но через три дня после захва­та вла­сти боль­ше­ви­ка­ми в Пет­ро­гра­де, было при­ня­то реше­ние о вос­ста­нов­ле­нии пат­ри­ар­ше­ства. Одним из самых актив­ных побор­ни­ков вос­ста­нов­ле­ния пат­ри­ар­ше­ства был архи­манд­рит (впо­след­ствии архи­епи­скоп) Ила­ри­он (Тро­иц­кий). После это­го Собор обсуж­дал вопрос «О пра­во­вом поло­же­нии Рос­сий­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви», кото­рый стал пер­вой реак­ци­ей Церк­ви на дей­ствия новой власти.

Собор успел при­нять опре­де­ле­ние «Об охране цер­ков­ных свя­тынь от кощун­ствен­но­го захва­та и пору­га­ния», утвер­дил новый при­ход­ской устав, в кото­ром была отра­же­на неко­то­рая авто­ном­ность при­хо­дов от цен­траль­ной вла­сти. В состав пра­во­слав­ных епар­хий были при­ня­ты еди­но­вер­че­ские при­хо­ды. Обсуж­да­лось мно­же­ство иных про­ек­тов доку­мен­тов, кото­рые каса­лись как внут­ри­цер­ков­ной жиз­ни, так и отно­ше­ний Церк­ви и госу­дар­ства в све­те акту­аль­ных пере­мен. Были и доста­точ­но нова­тор­ские для сво­е­го вре­ме­ни про­ек­ты, как, напри­мер, о при­вле­че­нии жен­щин к дея­тель­но­му уча­стию на раз­ных попри­щах цер­ков­но­го служения.

Перед лицом воин­ству­ю­ще­го ате­и­сти­че­ско­го режи­ма ново­му­че­ни­ки и испо­вед­ни­ки – отцы Собо­ра – пока­за­ли свою кро­тость нра­вов и стой­кость в убеж­де­ни­ях. Они хоте­ли идти в ногу со вре­ме­нем в отно­ше­нии роли мирян в жиз­ни при­хо­дов, соци­аль­но­го попе­че­ния о нуж­да­ю­щих­ся и школь­но­го обра­зо­ва­ния, но были про­тив навя­зы­ва­ния ате­из­ма в шко­лах и паде­ния обще­ствен­ных усто­ев, кото­рые вели к рас­па­ду инсти­ту­та семьи.

При­мер ново­му­че­ни­ков и испо­вед­ни­ков Церк­ви Рус­ской, кото­рые 100 лет назад отда­ли Богу душу, что­бы сви­де­тель­ство­вать о вере во Хри­ста перед лицом без­бож­но­го режи­ма, при­зы­ва­ет всех совре­мен­ных хри­сти­ан быть гото­вы­ми в любой момент зем­ной жиз­ни без коле­ба­ния сви­де­тель­ство­вать свою веру во Хри­ста даже самой смерти.

Тро­парь, глас 6

Днесь бла­го­да́ть Свя­та́­го Ду́­ха нас собра́, /​про­сла́ви­ти отцы́ Собо́­ра Це́ркве Ру́с­ския /​с Пер­во­свя­ти́­те­лем Моско́в­ским Ти́­хо­ном, /​и́же ве́р­ныя лю́­ди зем­ли́ на́­шея /​на по́­двиг испо­ве́­да­ния пра́­выя ве́­ры бла­го­сло­ви́­ша /​/​и стра­да́­нии сво­и́­ми Це́р­ковь на́­шу просла́виша.

Кондак, глас 3

Гоне́­ния и стра­да́­ния да́­же до сме́р­ти пре­тер­пе­ва́­ю­ще /​и пра­во­сла́в­на­го Ца́р­ства Ру́с­ска­го разо­ре́­ние обли­ча́­ю­ще, /​отцы́ Собо́­ра Це́ркве на́­шея /​к пока­я́­нию ча́­да ве́р­ныя при­зы­ва́­ют /​/​и сто­я́ти тве́р­до за ве́­ру Хри­сто́ву благословля́ют.

Вели­ча­ние

Вели­ча́ем вас, /​свя­ти́и отцы́ Собо́­ра Це́ркве Ру́с­ския, /​и чтим чест­на́я стра­да́­ния ва́­ша, /​я́же за Хри­ста́ /​/​пре­тер­пе­́­ли есте́.

Молит­ва свя­тым отцам, на Собо­ре Церкве Рус­ския потрудившимся

О, свя­ти́и уго́д­ни­цы Бо́­жии, со́н­ма но́­вых му́­че­ни­ков и испо­ве́д­ни­ков Це́ркве Ру́с­ския при­ча́ст­ни­цы, на Собо́­ре Це́ркве Ру́с­ския в годи́­ну ско́р­би до́б­ре потру­ди́в­ши­и­ся и му́­же­ски за ве́­ру Хри­сто́ву в ле́та гоне́­ния лю́­та­го постра­да́в­шии! Поми­на́­ю­ще тру­ды́ на ни́ве Бо́­жи­ей, ва́­ми подъ­я́тыя, и по́­дви­ги во стра­да́­нии за ве́­ру свер­ше́н­ныя, сла­во­сло́вим доб­ро­де́­те­ли ва́­ша, вос­пе­ва́ем бра­то­лю́­бие, про­слав­ля́ем любо́вь ко Спа­си́­те­лю Хри­сту́ и Це́рк­ви Его́ Свя­те́й, и, я́ко ча́­да ва́­ша по ду́­ху, мо́­лим: научи́­те нас ра́­зум ева́н­гель­ский при­ле́жне стя­жа́ти, на вся́кое де́­ло бла­го́е потре́­бен, помо­зи́­те во испы­та́­ни­их кре́­пость ве́­ры име́ти, спо­до́­би­те нас насле́д­ни­ки по́­дви­га ва́­ше­го бы́ти, да неосуж­де́н­но Ца́р­ствия Бо́­жия дости́­г­нем, иде́­же ку́п­но с ва́­ми про­сла́вим Тро́и­цу Еди­но­су́щ­ную во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Мчч. Галак­ти­о­на и Епи­сти­мии (III). Свт. Ионы, архи­еп. Нов­го­род­ско­го (1470). Свт. Тихо­на, патр. Мос­ков­ско­го и всея Руси (избра­ние на Пат­ри­ар­ший пре­стол 1917 г.). Апп. от 70 Патро­ва, Ерма, Лина, Гаия, Фило­ло­га (I). Свт. Гри­го­рия, архи­еп. Алек­сан­дрий­ско­го (IX). Сщмч. Гав­ри­и­ла Мас­лен­ни­ко­ва пре­св. (1937).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму