18 нояб­ря. Свя­ти­тель Тихон, пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Рос­сии (Избра­ние на Пат­ри­ар­ший пре­стол 1917)
В 1917 г. после откры­тия Помест­но­го Собо­ра архи­епи­скоп Мос­ков­ский Тихон был удо­сто­ен сана мит­ро­по­ли­та, а затем избран Пред­се­да­те­лем Собо­ра, цель кото­ро­го была вос­ста­нов­ле­ние жиз­ни Рус­ской Церк­ви на стро­го кано­ни­че­ских нача­лах. Пат­ри­ар­ше­ство есть основ­ной закон выс­ше­го управ­ле­ния…

В 1917 г. после откры­тия Помест­но­го Собо­ра архи­епи­скоп Мос­ков­ский Тихон был удо­сто­ен сана мит­ро­по­ли­та, а затем избран Пред­се­да­те­лем Собо­ра, цель кото­ро­го была вос­ста­нов­ле­ние жиз­ни Рус­ской Церк­ви на стро­го кано­ни­че­ских нача­лах. Пат­ри­ар­ше­ство есть основ­ной закон выс­ше­го управ­ле­ния каж­дой Помест­ной Церк­ви, и собор­ным реше­ни­ем было его вос­ста­нов­ле­ние в Рос­сии. После отбо­ра трех кан­ди­да­тов в пат­ри­ар­хи было предо­став­ле­но воле Божи­ей, посред­ством жре­бия, ука­зать избран­ни­ка, и на Пат­ри­ар­ше­ство бого­спа­са­е­мо­го гра­да Моск­вы и всея Рос­сии был при­зван высо­ко­прео­свя­щен­ней­ший мит­ро­по­лит Тихон.

Пат­ри­арх Тихон не укло­нял­ся от пря­мых обли­че­ний, направ­лен­ных про­тив гоне­ний на Цер­ковь, про­тив тер­ро­ра и жесто­ко­сти, но каж­дое посла­ние Пер­во­свя­ти­те­ля дыша­ло упо­ва­ни­ем на то, что в сре­де бого­бор­цев воз­мож­но еще пока­я­ние. Сво­им исклю­чи­тель­но высо­ким нрав­ствен­ным и цер­ков­ным авто­ри­те­том Пат­ри­арх Тихон соби­рал воеди­но цер­ков­ные силы, его имя было мая­ком, ука­зы­вав­шим путь к истине Православия.

Несмот­ря на гоне­ния, свя­ти­тель Тихон про­дол­жал при­ни­мать народ в Дон­ском мона­сты­ре, где он уеди­нен­но жил, и люди шли нескон­ча­е­мым пото­ком, при­ез­жая часто изда­ле­ка или пеш­ком пре­одо­ле­вая тыся­чи верст. Послед­ний мучи­тель­ный год сво­ей жиз­ни он, пре­сле­ду­е­мый и боль­ной, неиз­мен­но слу­жил по вос­крес­ным и празд­нич­ным дням.

23 мар­та 1925 года он совер­шил послед­нюю Боже­ствен­ную литур­гию в церк­ви Боль­шо­го Вознесения.

Бла­жен­ная кон­чи­на свя­ти­те­ля и испо­вед­ни­ка Тихо­на после­до­ва­ла 25 мар­та, в празд­ник Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы, он уми­рал с тихой молит­вой к Богу, молит­вой бла­го­дар­но­сти, сла­во­сло­вя и кре­стясь “Сла­ва Тебе, Гос­по­ди, сла­ва Тебе, Гос­по­ди, сла­ва Тебе…”

1 нояб­ря 1981 года Пат­ри­арх Тихон был про­слав­лен в лике ново­му­че­ни­ков и испо­вед­ни­ков Рос­сий­ских Архи­ерей­ским Сино­дом РПЦЗ.

В РПЦ про­слав­ле­ние свя­ти­те­ля Тихо­на, Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Руси, про­изо­шло на Архи­ерей­ском Собо­ре 9 октяб­ря 1989 года, в день пре­став­ле­ния Апо­сто­ла Иоан­на Богослова.

В нача­ле 1992 года в Малом собо­ре Дон­ско­го мона­сты­ря был совер­шен под­жог, в резуль­та­те чего выго­ре­ла прак­ти­че­ски вся тра­пез­ная часть хра­ма. При вос­ста­но­ви­тель­ных рабо­тах после пожа­ра прак­ти­че­ски слу­чай­но были обна­ру­же­ны мощи свя­ти­те­ля Тихо­на, Пат­ри­ар­ха Все­рос­сий­ско­го, похо­ро­нен­но­го здесь в 1925 году. Наход­ка ста­ла насто­я­щим чудом и еще одним сви­де­тель­ством воз­рож­де­ния собо­ра. 19 фев­ра­ля 1992 года совер­ши­лось обре­те­ние свя­тых мощей Пат­ри­ар­ха Тихо­на. Мощи откры­то поко­ят­ся в Боль­шом Дон­ском собо­ре Дон­ско­го монастыря.

3 декаб­ря 2007 года Свя­тей­ший Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси Алек­сий II бла­го­сло­вил вне­сти в офи­ци­аль­ный меся­це­слов еще один день памя­ти свя­ти­те­ля Тихо­на, Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Руси.

Новая дата при­уро­че­на к дню избра­ния свя­ти­те­ля Тихо­на на Все­рос­сий­ский Пат­ри­ар­ший пре­стол – 5/​18 ноября.

Тро­парь, глас 1

Апо́стольских преда́ний ревни́теля/ и Христо́вы Це́ркве па́стыря до́браго, /​ду́шу свою́ за о́вцы положи́вшаго, /​жре́бием Бо́жиим избра́ннаго/ Всеросси́йскаго Патриа́рха Ти́хона восхва́лим /​и к нему́ с ве́рою и упова́нием возопии́м: /​предста́тельством святи́тельским ко Го́споду /​Це́рковь Ру́сскую в тишине́ соблю­ди́, /​расточе́нная ча́да ея́ во еди́но ста́до собе­ри́, /​отступи́вшия от пра́выя ве́ры к покая́нию обра­ти́, /​стра­ну́ на́шу от междоусо́бныя бра́ни сохра­ни́ /​/​и мир Бо́жий лю́дем испроси́.

Кондак, глас 2

Ти́хостию нра́ва укра́шен, /​кро́тость и милосе́рдие ка́ющимся явля́яй, /​во испове́дании правосла́вныя ве́ры и люб­ве́ ко Го́споду/ тверд и непрекло́нен пре­был еси́, /​святи́телю Христо́в Ти́хоне. /​моли́ся о нас, да не разлучи́мся от люб­ве́ Бо́жия, /​/​я́же о Хри­сте́ Иису́се, Го́споде на́шем.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​святи́телю о́тче Ти́хоне, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

Молит­ва свя­ти­те­лю Тихо­ну, пат­ри­ар­ху Московскому

О па́стырю наш до́брый, святы́й вели́кий патриа́рше Ти́хоне! я́ко град го́рний ты яви́лся еси́, до́брая дела́ твоя́ и до ны́не све́тятся пред челове́ки. Ве́мы, я́ко ты, пред­стоя́ Престо́лу Пресвяты́я Тро́ицы, ве́лие и́маши дерзнове́ние в моли́твах пред Го́сподем. Воз­зри́ и ны́не на нас гре́шных и недосто́йных чад твои́х, к тебе́ бо я́ко иму́щему ве́лие дерзнове́ние пред Творце́м вся́ческих, ны́не припа́даем и усе́рдно мо́лимся: умо­ли́ Го́спода, да пода́ст нам реши́мость стяжа́ти благоче́стие отце́в на́ших, его́же ты стяжа́л еси́ от ю́ности тво­ея́. Ты в житии́ свое́м ре́вностный защи́титель и храни́тель и́стинныя ве́ры был еси́, помо­зи́ и нам незы́блему соблю­сти́ ве́ру правосла́вную. Ти́хая бо душа́ твоя́ зело́ преуспе́ла в Боже́ственном смиренному́дрии: научи́ и нас ра́зум наш пита́ти не многомяте́жною му́дростию челове́ческою, но смире́нным позна́нием во́ли Бо́жией. Ты пред лице́м лю́тых враго́в Христо́вых и́стиннаго Бо́га дерзнове́нно испове́дал еси́: моли́твою свое́ю укре­пи́ нас, малоду́шных, да и мы все­гда́ и всю́ду противоста́нем ду́ху безбо́жия и льсти. Ей, уго́дниче Бо́жий, не пре́зри нас, моля́щихся тебе́, и́бо не то́кмо от бед и скорбе́й избавле́ние про́сим, но си́лы и тве́рдости, великоду́шия и люб­ве́ про́сим, да́бы претерпева́ти о́ныя напа́сти, возстаю́щия на ны. Испро­си́ нам неосла́бное терпе́ние да́же до кон­ца́ жития́ на́шего, мир с Го́сподом и грехо́в отпуще́ние. О́тче святы́й! Укро­ти́ в стране́ на́шей ве́тры неве́рия и сму́ты, да водвори́т Госпо́дь на зем­ли́ Росси́йстей тиши­ну́ и благоче́стие и любо́вь нелицеме́рную: моли́твами твои́ми да сохрани́т ю́ от междоусо́бныя бра́ни, да укрепи́т святу́ю Це́рковь на́шу Правосла́вную: да не оскуде́ет она́ и́стинными па́стырьми, до́брыми де́лательми, пра́во пра́вящими сло́во ева́нгельской и́стины; упа­си́ и заблу́ждшия о́вцы ста́да Христо́ва. Наипа́че же моли́ Го́спода сил, да возроди́тся Ру́сская зем­ля́ святы́м покая́нием и еди́ным се́рдцем и еди́ными усты́ просла́вит ди́внаго во святы́х Свои́х Бо́га в Тро́ице сла́вимаго Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Мчч. Галак­ти­о­на и Епи­сти­мии (III). Свт. Ионы, архи­еп. Нов­го­род­ско­го (1470). Отцов Помест­но­го Собо­ра Церк­ви Рус­ской 1917 – 1918 годов. Апп. от 70 Патро­ва, Ерма, Лина, Гаия, Фило­ло­га (I). Свт. Гри­го­рия, архи­еп. Алек­сан­дрий­ско­го (IX). Сщмч. Гав­ри­и­ла Мас­лен­ни­ко­ва пре­св. (1937).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму