Согласно житию, Адриан Пошехонский родился в Ростове Великом в нач. XVI в. в семье благочестивых христиан Григория и Ирины. После 3 лет безмолвия и жизни в пустыне он принял постриг в Корнилиевом Комельском монастыре. Адриана Пошехонского часто называют учеником прп. Корнилия Комельского, что, однако, не подтверждается ни житиями, ни др. источниками. 13 сент. 1539 г. Адриан Пошехонский уже в сане иеродиакона по благословению игумена монастыря прп. Лаврентия Комельского оставил обитель и удалился вместе с прп. Леонидом Пошехонским и неким “черноризцем Бестужем” в глухие места Пошехонья с желанием “создать новый дом Богородицы”. Место было выбрано в лесу на берегу р. Вотха (Ветха), где иноками была обретена на дереве икона Успения Богоматери (по др. версии, образ иноки принесли с собой и, выбрав место для обители, укрепили его на большом дубе).
В 1543 г. по благословению митр. Московского свт. Макария иноки основали монастырь, тогда же Адриан Пошехонский был поставлен на игуменство. Святой сам принимал участие в украшении деревянной храма во имя Успения Богоматери (заложена 17 мая 1543), поскольку был искусным иконописцем, изучившим это ремесло еще в Корнилиевом Комельском монастыре. Адриану Пошехонскому приписывают авторство чудотворной иконы Успения Богоматери — главной святыни Адриановского монастыря. В житии есть рассказ о том, как грабители, ворвавшись в келью игумена, забрали иконы “преподобнаго бывшия и вся орудия ко иконописному художеству потребная, валы же и кисти, в едином ковчежце заключенная, мняще в оном быти злату и сребру… бе бо преподобный иконописец изрядень, и по церковном и келейном правиле в свободное время в писании икон упражнящеся” (в др. списке: “Виде много множьство образцов святых икон, тако же и валов и кистей”). Как иконописец Адриан Пошехонский упоминается в Клинцовском иконописном подлиннике.
В Великий пост 1550 г., в ночь с 5 на 6 марта, в день памяти 42 мучеников Аморейских, вооруженные крестьяне из соседнего напали на монастырь, схватили игумена, отняли деньги, собранные на строительство каменного храма, и после истязаний задушили. Избили иноков, убили старца Давида и унесли из монастыря все ценности. Тело Адриана Пошехонского бросили на берегу р. Ушломы между селами Белым и Шигорша. Наутро местные жители нашли его и тайно захоронили под полом заброшенной церкви пророка Илии на реке Ухре, а на месте захоронения посадили рябину.
Святые мощи преподобномученика были открыты 17 декабря 1626 года, торжественно перенесены в монастырский храм и положены в открытую раку, напротив правого клироса. При гробе преподобного Адриана совершилось множество исцелений.
Тропарь, глас 4
Христо́ву му́ченику Адриа́ну тезоимени́т был еси́, преподо́бне, /мно́гия труды́ подъя́л еси́ в жи́зни вре́менней, /оби́тель и́ноческую созида́я в пусты́ни, /иде́же пострада́л еси́ да́же до кро́ве от злых разбо́йник /и му́ченическую смерть от них прия́л еси́, /Адриа́не сла́вне, /чуде́с благода́тию обогати́вся, /предстои́ши всех Царю́, Христу́ Бо́гу, //Его́же моли́ спасти́ся ду́шам на́шим.
Кондак, глас 6
Жите́йския молвы́ избежа́в, преподо́бне, /в пусты́ню всели́лся еси́, /и, та́мо оби́тель и́ноков возгради́в, /последи́ от разбо́йник му́ченически пострада́л еси́, /и ны́не сия́еши нетле́нием и чудесы́, /Адриа́не многострада́льне, //моли́твенниче о ду́шах на́ших.
Величание
Ублажа́ем тя, /преподобному́чениче Адриа́не, /и чтим святу́ю па́мять твою́, /наста́вниче мона́хов //и собесе́дниче а́нгелов.
Молитва преподобномученику Адриану Пошехонскому
Преподо́бне о́тче преблаже́нне Адриа́не, перве́йший пусты́ни Пошехо́нския просвети́телю и мона́шескаго жития́ в ней основа́телю, прише́дый в ню со А́нгелом Госпо́дним, и освети́вый ю́ Пресвяты́я Богоро́дицы чудотво́рною ико́ною и благода́тию, в не́йже и яви́лся еси́ по́двиги твои́ми пресве́тлое целому́дрия зерца́ло, прекра́сный смиренному́дрия о́бразе, одушевле́нный терпе́ния сто́лпе, изве́стное воздержа́ния пра́вило, и́стинный нестяжа́ния и нищеты́ люби́телю и всесоверше́нный Христо́в уго́дниче, се мы гре́шнии, смире́нно припа́дая, мо́лим тя. Приими́ моле́ния на́ша и вознеси́ я́ на же́ртвенник благоутро́бия Бо́жия. Испроси́ нам предста́тельством твои́м у всеми́лостиваго Бо́га на́шего: мир ми́ру, Це́ркви Святе́й утвержде́ние, согла́сие в ве́ре, преуспе́яние во благоче́стии и доброде́телех христиа́нских, да досто́йны яви́мся щедро́т и ми́лостей благосе́рдаго Бо́га: па́ству твою́ духо́вную, и оби́тель твою́ святу́ю, непреста́нно управля́ти жезло́м му́дрости духо́вныя: подвиза́ющимся помози́, разсла́бленныя укрепи́, па́дающия возста́ви, споспеши́ всем нам и́го Христо́во в терпе́нии и благоду́шии понести́, и всех нас упра́ви в ми́ре и покая́нии сконча́ти живо́т наш и со упова́нием спасе́ния пресели́тся в блаже́нныя не́дра Авраа́мова, иде́же ты ра́достно по труде́х земны́х опочива́еши, прославля́я со все́ми святы́ми Триипоста́снаго Бо́га, Отца́ и Сы́на, и Свята́го Ду́ха в безконе́чныя ве́ки веко́в. Ами́нь.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Мч. Ко́нона Исаврийского (I). Обре́тение мощей блгвв. князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских, чудотворцев (1463). Мч. Они́сия (I). Мч. Ко́нона градаря́ (огородника) (III). Мц. Ираиды. Мч. Евлогия, иже в Палестине. Мч. Евлампия. Прп. Марка постника Египетского (V). Прп. Иси́хия Вифинского (ок. 790). Сщмч. Николая Покровского пресвитера (1919); сщмч. Иоанна Миротворцева пресвитера и прмчч. Мардария Исаева и Феофана Графова (1938). Обре́тение мощей свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского и Крымского (1996). Иконы Божией Матери, именуемой “Воспитание”.