18 мар­та. Пре­по­доб­но­му­че­ник Адри­ан Пошехонский
Соглас­но житию, Адри­ан Поше­хон­ский родил­ся в Росто­ве Вели­ком в нач. XVI в. в семье бла­го­че­сти­вых хри­сти­ан Гри­го­рия и Ири­ны. После 3 лет без­мол­вия и жиз­ни в пустыне он при­нял постриг в Кор­ни­ли­е­вом Комель­ском мона­сты­ре. Адри­а­на Поше­хон­ско­го…

Соглас­но житию, Адри­ан Поше­хон­ский родил­ся в Росто­ве Вели­ком в нач. XVI в. в семье бла­го­че­сти­вых хри­сти­ан Гри­го­рия и Ири­ны. После 3 лет без­мол­вия и жиз­ни в пустыне он при­нял постриг в Кор­ни­ли­е­вом Комель­ском мона­сты­ре. Адри­а­на Поше­хон­ско­го часто назы­ва­ют уче­ни­ком прп. Кор­ни­лия Комель­ско­го, что, одна­ко, не под­твер­жда­ет­ся ни жити­я­ми, ни др. источ­ни­ка­ми. 13 сент. 1539 г. Адри­ан Поше­хон­ский уже в сане иеро­ди­а­ко­на по бла­го­сло­ве­нию игу­ме­на мона­сты­ря прп. Лав­рен­тия Комель­ско­го оста­вил оби­тель и уда­лил­ся вме­сте с прп. Лео­ни­дом Поше­хон­ским и неким “чер­но­риз­цем Бес­ту­жем” в глу­хие места Поше­хо­нья с жела­ни­ем “создать новый дом Бого­ро­ди­цы”. Место было выбра­но в лесу на бере­гу р. Вот­ха (Вет­ха), где ино­ка­ми была обре­те­на на дере­ве ико­на Успе­ния Бого­ма­те­ри (по др. вер­сии, образ ино­ки при­нес­ли с собой и, выбрав место для оби­те­ли, укре­пи­ли его на боль­шом дубе).

В 1543 г. по бла­го­сло­ве­нию митр. Мос­ков­ско­го свт. Мака­рия ино­ки осно­ва­ли мона­стырь, тогда же Адри­ан Поше­хон­ский был постав­лен на игу­мен­ство. Свя­той сам при­ни­мал уча­стие в укра­ше­нии дере­вян­ной хра­ма во имя Успе­ния Бого­ма­те­ри (зало­же­на 17 мая 1543), посколь­ку был искус­ным ико­но­пис­цем, изу­чив­шим это ремес­ло еще в Кор­ни­ли­е­вом Комель­ском мона­сты­ре. Адри­а­ну Поше­хон­ско­му при­пи­сы­ва­ют автор­ство чудо­твор­ной ико­ны Успе­ния Бого­ма­те­ри — глав­ной свя­ты­ни Адри­а­нов­ско­го мона­сты­ря. В житии есть рас­сказ о том, как гра­би­те­ли, ворвав­шись в келью игу­ме­на, забра­ли ико­ны “пре­по­доб­на­го быв­шия и вся ору­дия ко ико­но­пис­но­му худо­же­ству потреб­ная, валы же и кисти, в еди­ном ков­чеж­це заклю­чен­ная, мня­ще в оном быти зла­ту и среб­ру… бе бо пре­по­доб­ный ико­но­пи­сец изря­день, и по цер­ков­ном и келей­ном пра­ви­ле в сво­бод­ное вре­мя в писа­нии икон упраж­ня­ще­ся” (в др. спис­ке: “Виде мно­го множь­ство образ­цов свя­тых икон, тако же и валов и кистей”). Как ико­но­пи­сец Адри­ан Поше­хон­ский упо­ми­на­ет­ся в Клин­цов­ском ико­но­пис­ном подлиннике.

В Вели­кий пост 1550 г., в ночь с 5 на 6 мар­та, в день памя­ти 42 муче­ни­ков Амо­рей­ских, воору­жен­ные кре­стьяне из сосед­не­го напа­ли на мона­стырь, схва­ти­ли игу­ме­на, отня­ли день­ги, собран­ные на стро­и­тель­ство камен­но­го хра­ма, и после истя­за­ний заду­ши­ли. Изби­ли ино­ков, уби­ли стар­ца Дави­да и унес­ли из мона­сты­ря все цен­но­сти. Тело Адри­а­на Поше­хон­ско­го бро­си­ли на бере­гу р. Ушло­мы меж­ду села­ми Белым и Шигор­ша. Наут­ро мест­ные жите­ли нашли его и тай­но захо­ро­ни­ли под полом забро­шен­ной церк­ви про­ро­ка Илии на реке Ухре, а на месте захо­ро­не­ния поса­ди­ли рябину.

Свя­тые мощи пре­по­доб­но­му­че­ни­ка были откры­ты 17 декаб­ря 1626 года, тор­же­ствен­но пере­не­се­ны в мона­стыр­ский храм и поло­же­ны в откры­тую раку, напро­тив пра­во­го кли­ро­са. При гро­бе пре­по­доб­но­го Адри­а­на совер­ши­лось мно­же­ство исцелений.

Тро­парь, глас 4

Христо́ву му́ченику Адриа́ну тезоимени́т был еси́, преподо́бне, /​мно́гия тру­ды́ подъя́л еси́ в жи́зни вре́менней, /​оби́тель и́ноческую созида́я в пусты́ни, /​иде́же пострада́л еси́ да́же до кро́ве от злых разбо́йник /​и му́ченическую смерть от них прия́л еси́, /​Адриа́не сла́вне, /​чуде́с благода́тию обогати́вся, /​предстои́ши всех Царю́, Хри­сту́ Бо́гу, /​/​Его́же моли́ спасти́ся ду́шам на́шим.

Кондак, глас 6

Жите́йския мол­вы́ избежа́в, преподо́бне, /​в пусты́ню всели́лся еси́, /​и, та́мо оби́тель и́ноков возгради́в, /​после­ди́ от разбо́йник му́ченически пострада́л еси́, /​и ны́не сия́еши нетле́нием и чуде­сы́, /​Адриа́не многострада́льне, /​/​моли́твенниче о ду́шах на́ших.

Вели­ча­ние

Ублажа́ем тя, /​преподобному́чениче Адриа́не, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​наста́вниче мона́хов /​/​и собесе́дниче а́нгелов.

Молит­ва пре­по­доб­но­му­че­ни­ку Адри­а­ну Пошехонскому

Преподо́бне о́тче преблаже́нне Адриа́не, перве́йший пусты́ни Пошехо́нския просвети́телю и мона́шескаго жития́ в ней основа́телю, прише́дый в ню со А́нгелом Госпо́дним, и освети́вый ю́ Пресвяты́я Богоро́дицы чудотво́рною ико́ною и благода́тию, в не́йже и яви́лся еси́ по́двиги твои́ми пресве́тлое целому́дрия зерца́ло, прекра́сный смиренному́дрия о́бразе, одушевле́нный терпе́ния сто́лпе, изве́стное воздержа́ния пра́вило, и́стинный нестяжа́ния и нище­ты́ люби́телю и всесоверше́нный Христо́в уго́дниче, се мы гре́шнии, смире́нно припа́дая, мо́лим тя. При­и­ми́ моле́ния на́ша и воз­не­си́ я́ на же́ртвенник благоутро́бия Бо́жия. Испро­си́ нам предста́тельством твои́м у всеми́лостиваго Бо́га на́шего: мир ми́ру, Це́ркви Святе́й утвержде́ние, согла́сие в ве́ре, преуспе́яние во благоче́стии и доброде́телех христиа́нских, да досто́йны яви́мся щедро́т и ми́лостей благосе́рдаго Бо́га: па́ству твою́ духо́вную, и оби́тель твою́ святу́ю, непреста́нно управля́ти жезло́м му́дрости духо́вныя: подвиза́ющимся помо­зи́, разсла́бленныя укре­пи́, па́дающия возста́ви, спо­спе­ши́ всем нам и́го Христо́во в терпе́нии и благоду́шии поне­сти́, и всех нас упра́ви в ми́ре и покая́нии сконча́ти живо́т наш и со упова́нием спасе́ния пресели́тся в блаже́нныя не́дра Авраа́мова, иде́же ты ра́достно по труде́х земны́х опочива́еши, прославля́я со все́ми святы́ми Триипоста́снаго Бо́га, Отца́ и Сы́на, и Свята́го Ду́ха в безконе́чныя ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Мч. Ко́нона Исаврий­ско­го (I). Обре́тение мощей блгвв. кня­зей Фео­до­ра Смо­лен­ско­го и чад его Дави­да и Кон­стан­ти­на, Яро­слав­ских, чудо­твор­цев (1463). Мч. Они́сия (I). Мч. Ко́нона гра­да­ря́ (ого­род­ни­ка) (III). Мц. Ира­и­ды. Мч. Евло­гия, иже в Пале­стине. Мч. Евлам­пия. Прп. Мар­ка пост­ни­ка Еги­пет­ско­го (V). Прп. Иси́хия Вифин­ско­го (ок. 790). Сщмч. Нико­лая Покров­ско­го пре­сви­те­ра (1919); сщмч. Иоан­на Миро­твор­це­ва пре­сви­те­ра и прмчч. Мар­да­рия Иса­е­ва и Фео­фа­на Гра­фо­ва (1938). Обре́тение мощей свт. Луки исп., архи­еп. Сим­фе­ро­поль­ско­го и Крым­ско­го (1996). Ико­ны Божи­ей Мате­ри, име­ну­е­мой “Вос­пи­та­ние”.

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму