18 мар­та. Обре­те­ние мощей свя­ти­те­ля Луки, архи­епи­ско­па Сим­фе­ро­поль­ско­го и Крымского
Архи­епи­скоп Лука (в миру Вален­тин Фелик­со­вич Вой­но-Ясе­нец­кий) родил­ся в Кер­чи 27 апре­ля 1877 г. Окон­чив гим­на­зию, по раз­мыш­ле­нии о выбо­ре жиз­нен­но­го пути решил, что обя­зан зани­мать­ся толь­ко тем, что «полез­но для стра­да­ю­щих людей», выбрал медицину. По…

Архи­епи­скоп Лука (в миру Вален­тин Фелик­со­вич Вой­но-Ясе­нец­кий) родил­ся в Кер­чи 27 апре­ля 1877 г. Окон­чив гим­на­зию, по раз­мыш­ле­нии о выбо­ре жиз­нен­но­го пути решил, что обя­зан зани­мать­ся толь­ко тем, что «полез­но для стра­да­ю­щих людей», выбрал медицину.

По окон­ча­нии уни­вер­си­те­та буду­щий свя­ти­тель зани­мал­ся меди­цин­ской прак­ти­кой и науч­ны­ми иссле­до­ва­ни­я­ми. В 1920‑х гг. он рабо­тал хирур­гом в Таш­кен­те, актив­но участ­вуя и в цер­ков­ной жиз­ни, посе­щая засе­да­ния цер­ков­но­го брат­ства. Сло­ва епи­ско­па Таш­кент­ско­го Инно­кен­тия: «Док­тор, вам надо быть свя­щен­ни­ком» были вос­при­ня­ты как Божий при­зыв. После трех­лет­не­го слу­же­ния в сане иерея отец Вален­тин при­ни­ма­ет мона­ше­ский постриг с име­нем апо­сто­ла, еван­ге­ли­ста и вра­ча Луки, и 30 мая 1923 г. иеро­мо­нах Лука был тай­но хиро­то­ни­сан во епископа.

С это­го вре­мен начи­на­ет­ся крест­ный путь Вла­ды­ки как испо­вед­ни­ка. Мно­го­чис­лен­ные аре­сты, пыт­ки и ссыл­ки не осла­би­ли рев­ность Свя­ти­те­ля в испол­не­нии архи­пас­тыр­ско­го дол­га и слу­же­нии людям в каче­стве врача.

С 1946 по 1961 гг. Вла­ды­ка Лука был пра­вя­щим архи­и­ере­ем Крым­ской епар­хии. Скон­чал­ся Прео­свя­щен­ней­ший Лука 11 июня 1961 г., в День Всех свя­тых, в зем­ле Рос­сий­ской про­си­яв­ших. Но пас­тырь не оста­вил свою паст­ву. Его молит­ва­ми совер­ша­лись мно­го­чис­лен­ные чудес­ные исцеления.

В ночь с 17 на 18 мар­та 1996 года, на Кре­сто­по­клон­ной сед­ми­це, во Все­х­свят­ском хра­ме Сим­фе­ро­по­ля собра­лись чле­ны епар­хи­аль­ной Комис­сии по кано­ни­за­ции свя­тых, намест­ни­ки крым­ских мона­сты­рей, духо­вен­ство. Высо­ко­прео­свя­щен­ней­ший Вла­ды­ка Лазарь совер­шил моле­бен и попро­сил прис­но­па­мят­но­го Вла­ды­ку о помо­щи в обре­те­нии его мощей. При­бли­зи­тель­но око­ло двух часов ночи вскры­ли моги­лу и нача­ли выни­мать грунт. Свя­щен­ни­ки непре­рыв­но слу­жи­ли пани­хи­ды и пели сти­хи­ры Кре­сту. Было очень холод­но, про­ни­зы­ва­ю­щий ветер рас­ка­чи­вал ста­рые клад­би­щен­ские дере­вья. Но когда вла­ды­ка Лазарь спу­стил­ся в моги­лу и сво­и­ми рука­ми под­нял мощи Свя­ти­те­ля, ветер мгно­вен­но стих и воца­ри­лась бла­го­го­вей­ная тиши­на. Духо­вен­ство и миряне с зажжен­ны­ми све­ча­ми, стоя на коле­нях, уми­лен­но пели пани­хид­ное «Свя­тый Боже». Свя­щен­ни­ки внес­ли мощи в храм Всех Свя­тых. А у стен хра­ма бес­но­ва­тая страш­ным голо­сом кри­ча­ла: «Не мучь меня, отпу­сти меня, Святитель!..»

В насто­я­щее вре­мя свя­тые мощи почи­ва­ют в Свя­то-Тро­иц­ком кафед­раль­ном собо­ре Симферополя.

Тро­парь, глас 1

Возвести́телю пути́ спаси́тельнаго, /​испове́дниче непоколеби́мый, /​и́стинный храни́телю оте́ческих преда́ний, /​Правосла́вия наста́вниче, /​Кры́мския зем­ли́ архипа́стырю, /​вра­чу́ богому́дрый, святи́телю Луко́, /​Хри­ста́ Спа́са непреста́нно моли́, /​/​дарова́ти душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 1

Я́ко звез­да́ всесве́тлая, /​в нощи́ безбо́жия доброде́тельми просия́л еси́ /​и, от гони́телей мно́го пострада́в, /​непоколеби́м ве́рою пребы́л еси́, /​враче́бною же му́дростию укра́шен, /​мно́гия лю́ди исцели́л еси́. /​Сего́ ра́ди с любо́вию вопие́м ти: /​ра́дуйся, добропобе́дный испове́дниче, /​ра́дуйся, о́тче святи́телю Луко́, /​/​ра́дуйся, зем­ли́ Ру́сския похва­ло́ и утвержде́ние.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​святи́телю о́тче Луко́, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

Молит­ва свя­ти­те­лю Луке, испо­вед­ни­ку, архи­епи­ско­пу Крымскому

О, святи́телю Луко́, испове́дниче и уго́дниче Христо́в! Услы́ши нас, гре́шных, со умиле́нием припа́дающих к ра́це честны́х и многоцеле́бных моще́й твои́х, и при­не­си́ моли́тву на́шу к Ми́лостивому Человеколю́бцу Бо́гу, Ему́же ты ны́не со все́ми святы́ми предстои́ши. Испро­си́ у Хри­ста́ Бо́га на́шего, коему́ждо дар благопотре́бен и вся, я́же ко спасе́нию поле́зная, да утверди́т ны в ве́ре Правосла́вней и благоче́стии, я́ко изба́вльшеся от ко́зней лука́ваго, избе́гнем вся́кия враж­ды́, нестрое́ний, ересе́й и раско́лов. О, цели́телю преди́вный и вра­чу́ безме́здный! Уврачу́й благода́тию, да́нной тебе́ от Бо́га, я́звы душ и теле́с на́ших, да не неисцеле́ни оты́дем из сей жи́зни вре́менней, но да чи́сти и непоро́чни предста́нем Престо́лу Бо́жию, прославля́юще Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Мч. Ко́нона Исаврий­ско­го (I). Обре́тение мощей блгвв. кня­зей Фео­до­ра Смо­лен­ско­го и чад его Дави­да и Кон­стан­ти­на, Яро­слав­ских, чудо­твор­цев (1463). Прмч. Адри­а­на Поше­хон­ско­го, Яро­слав­ско­го (1550). Мч. Они́сия (I). Мч. Ко́нона гра­да­ря́ (ого­род­ни­ка) (III). Мц. Ира­и­ды. Мч. Евло­гия, иже в Пале­стине. Мч. Евлам­пия. Прп. Мар­ка пост­ни­ка Еги­пет­ско­го (V). Прп. Иси́хия Вифин­ско­го (ок. 790). Сщмч. Нико­лая Покров­ско­го пре­сви­те­ра (1919); сщмч. Иоан­на Миро­твор­це­ва пре­сви­те­ра и прмчч. Мар­да­рия Иса­е­ва и Фео­фа­на Гра­фо­ва (1938). Ико­ны Божи­ей Мате­ри, име­ну­е­мой “Вос­пи­та­ние”.

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму