18 мар­та. Обре­те­ние мощей бла­го­вер­но­го кня­зя Фео­до­ра Смо­лен­ско­го и чад его Дави­да и Кон­стан­ти­на Ярославских
5/​18 мар­та 1463 года спас­ский архи­манд­рит Хри­сто­фор обрел нетлен­ные мощи трех свя­тых кня­зей — Фео­до­ра и сыно­вей его (Дави­да и Кон­стан­ти­на), пере­нес их в храм и поло­жил в одном гро­бе. Ныне они поко­ят­ся в одной раке в Фео­до­ров­ском…

5/​18 мар­та 1463 года спас­ский архи­манд­рит Хри­сто­фор обрел нетлен­ные мощи трех свя­тых кня­зей — Фео­до­ра и сыно­вей его (Дави­да и Кон­стан­ти­на), пере­нес их в храм и поло­жил в одном гро­бе. Ныне они поко­ят­ся в одной раке в Фео­до­ров­ском кафед­раль­ном собо­ре г. Ярославля.

Лето­пи­сец, оче­ви­дец собы­тия, запи­сал под этим годом: “Во гра­де Яро­слав­ле в мона­сты­ре Свя­то­го Спа­са лежа­ли три кня­зя вели­кие, князь Фео­дор Рости­сла­вич да дети его Давыд и Кон­стан­тин, поверх зем­ли лежа­ли. Сам же вели­кий князь Фео­дор велик был ростом чело­век, те у него, сыно­вья Давид и Кон­стан­тин, под пазу­ха­ми лежа­ли, зане мень­ше его ростом были. Лежа­ли же во еди­ном гробе”.

Эта чер­та физи­че­ско­го обли­ка свя­то­го кня­зя так запе­чат­ле­лась в вос­при­я­тии оче­вид­цев и совре­мен­ни­ков обре­те­ния его мощей, что запись об этом вошла в Про­лож­ные жития кня­зя Фео­до­ра и в Ико­но­пис­ные подлинники.

Житие свя­то­го кня­зя Фео­до­ра Чер­но­го было напи­са­но вско­ре по обре­те­нии мощей иеро­мо­на­хом Яро­слав­ско­го Спас­ско­го мона­сты­ря Анто­ни­ем, по бла­го­сло­ве­нию мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го и всея Руси Филип­па I.

Дру­гая редак­ция Жития была напи­са­на Андре­ем Юрье­вым в Кирил­ло-Бело­зер­ском мона­сты­ре. Тре­тье, наи­бо­лее подроб­ное Житие свя­то­го Фео­до­ра вошло в “Кни­гу сте­пен­ную цар­ско­го родо­сло­вия”, состав­лен­ную при царе Иоанне Гроз­ном и мит­ро­по­ли­те Макарии.

Рус­ский народ сло­жил о свя­том кня­зе Фео­до­ре духов­ные пес­ни, кото­рые на про­тя­же­нии сто­ле­тий рас­пе­ва­ли “кали­ки пере­хо­жие”. В них про­слав­ля­ют­ся бла­го­че­стие и пра­во­су­дие, мило­сер­дие и бла­го­тво­ри­тель­ность свя­то­го, его забо­та о стро­и­тель­стве и укра­ше­нии храмов.

Тро­парь, глас 4

От ю́ности ва́шея Христо́ве люб­ви́ прилепи́вшеся, святи́и, /​усе́рдно зако́н и оправда́ния Того́ сохрани́сте, /​отону́дуже и чуде́сными дарова́ньми обогати́вшеся, /​исцеле́ния источа́ете, /​Фео́доре, Дави́де и Константи́не, /​о ве́рою вас почита́ющих, /​моли́те Хри­ста́ Бо́га, /​/​спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 4

Яви́ся ве́лие со́лнце Христо́ве Це́ркви, /​просвеща́я уче́нием свет­ло­стьми́, всече́стне, /​я́ко черпа́лом златы́м от Кла́дязя неиско́паннаго чуде́с поче́рпл еси́, /​от Исто́чника неистощи́маго, всеблаже́нне Фео́доре, /​/​и ны́не о всех мо́лиши, да улучи́м грехо́в проще́ние.

Вели­ча­ние

Велича́ем вас, /​святи́и благове́рнии кня́зие Фео́доре, Дави́де и Константи́не, /​и чтим святу́ю па́мять ва́шу, /​вы бо мо́лите о нас /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

Молит­ва бла­го­вер­ным кня­зьям Фео­до­ру и его сыно­вьям Дави­ду и Кон­стан­ти­ну Смоленским

О уго́дницы Бо́жии, святи́и и благове́рнии кня́зи Фео́доре, Дави́де и Константи́не! Простри́те благоприя́тныя моли́твы ва́ши ко Го́споду и Созда́телю на́шему и умоли́те Его́ бла́гость дарова́ти нам вся к ве́чному спасе́нию потре́бная, та́же и к житию́ сему́ вре́менному ну́жная: ве́руем бо несомне́нно, я́ко вся возмо́жна, вам, я́ко и́стинным Его́ уго́дником. Ей, чудотво́рцы святи́и! Не посрами́те упова́ния на́шего, но моли́твами ва́шими сотвори́те нас насле́дники бы́ти Ца́рствия Христо́ва, да прославля́ем человеколю́бие в Тро́ице сла́вимаго и покланя́емаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и ва́ше свято́е заступле́ние, во ве́ки веко́в. Аминь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Мч. Ко́нона Исаврий­ско­го (I). Прмч. Адри­а­на Поше­хон­ско­го, Яро­слав­ско­го (1550). Мч. Они́сия (I). Мч. Ко́нона гра­да­ря́ (ого­род­ни­ка) (III). Мц. Ира­и­ды. Мч. Евло­гия, иже в Пале­стине. Мч. Евлам­пия. Прп. Мар­ка пост­ни­ка Еги­пет­ско­го (V). Прп. Иси́хия Вифин­ско­го (ок. 790). Сщмч. Нико­лая Покров­ско­го пре­сви­те­ра (1919); сщмч. Иоан­на Миро­твор­це­ва пре­сви­те­ра и прмчч. Мар­да­рия Иса­е­ва и Фео­фа­на Гра­фо­ва (1938). Обре́тение мощей свт. Луки исп., архи­еп. Сим­фе­ро­поль­ско­го и Крым­ско­го (1996). Ико­ны Божи­ей Мате­ри, име­ну­е­мой “Вос­пи­та­ние”.

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму