18 фев­ра­ля. Ико­на Божи­ей Мате­ри “Взыс­ка­ние погибших”
С неза­па­мят­ных вре­мен рус­ский народ, свя­то веря во все­силь­ную помощь Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы, усво­ил одной из Ее икон име­но­ва­ние “Взыс­ка­ние погиб­ших”, как послед­не­му при­бе­жи­щу, послед­ней надеж­де поги­ба­ю­щих людей. О про­ис­хож­де­нии обра­за “Взыс­ка­ние погиб­ших” досто­вер­ных све­де­ний не сохра­ни­лось. Извест­но…

С неза­па­мят­ных вре­мен рус­ский народ, свя­то веря во все­силь­ную помощь Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы, усво­ил одной из Ее икон име­но­ва­ние “Взыс­ка­ние погиб­ших”, как послед­не­му при­бе­жи­щу, послед­ней надеж­де поги­ба­ю­щих людей.

О про­ис­хож­де­нии обра­за “Взыс­ка­ние погиб­ших” досто­вер­ных све­де­ний не сохра­ни­лось. Извест­но несколь­ко чудо­твор­ных икон под этим назва­ни­ем, через кото­рые Матерь Божия явля­ла Свою милость людям, уже пере­сту­пив­шим порог гибели.

В сере­дине ХVII века в селе Бор Калуж­ской губер­нии бла­го­че­сти­вый кре­стья­нин Федот Обу­хов на празд­ник Кре­ще­ния Гос­под­ня был застиг­нут в пути пур­гой. Лоша­ди выби­лись из сил и оста­но­ви­лись у непро­хо­ди­мо­го овра­га. Не видя средств ко спа­се­нию, Обу­хов лег в сани и стал засы­пать, не созна­вая, что совсем замерз­нет. Но в эти страш­ные мину­ты он всем сво­им суще­ством воз­звал к Цари­це Небес­ной о помо­щи и дал обе­ща­ние сде­лать для сво­ей при­ход­ской церк­ви ико­ну “Взыс­ка­ние погиб­ших”. И Она услы­ша­ла его сер­деч­ную молит­ву: в сосед­нем селе­нии один кре­стья­нин вдруг услы­шал под окном чей-то голос: “Возь­ми­те”. Он вышел и уви­дел в санях полу­за­мерз­ше­го Обу­хо­ва. Выздо­ро­вев, спа­сен­ный немед­лен­но выпол­нил свой обет и зака­зал спи­сок с ико­ны из Геор­ги­ев­ской церк­ви горо­да Бол­хо­ва Орлов­ской губер­нии. С того вре­ме­ни Бор­ская ико­на “Взыс­ка­ние погиб­ших” про­сла­ви­лась мно­ги­ми бла­го­дат­ны­ми зна­ме­ни­я­ми и чудесами.

Извест­ны чудо­твор­ные обра­зы “Взыс­ка­ние погиб­ших”: из села Мали­жи­на Харь­ков­ской губер­нии, явлен­ная в 1770 году, трое­крат­но изба­вив­шая жите­лей от холе­ры; из села Крас­ное Чер­ни­гов­ской губер­нии, из Воро­не­жа, Коз­ло­ва Там­бов­ской губер­нии. В 1835 году при Мос­ков­ском Алек­сан­дров­ском Сирот­ском инсти­ту­те был освя­щен храм в честь ико­ны “Взыс­ка­ние погибших”.

Осо­бый инте­рес пред­став­ля­ют сохра­нив­ши­е­ся пре­да­ния об иконе Божи­ей Мате­ри “Взыс­ка­ние погиб­ших”, нахо­дя­щей­ся в хра­ме в честь “Вос­кре­се­ния сло­ву­ще­го” в Москве. Эта ико­на была пере­не­се­на из хра­ма в честь Рож­де­ства Хри­сто­ва в Пала­шев­ском пере­ул­ке. Послед­ний вла­де­лец ее овдо­вел и был на поро­ге пол­ной нище­ты. Усерд­ная молит­ва Пре­свя­той Бого­ро­ди­це спас­ла его от отча­я­ния и устро­и­ла судь­бу его доче­рей-сирот. Чело­век этот счел себя недо­стой­ным иметь в сво­ем доме чудо­твор­ный образ и пере­дал его в храм.

В 1812 году Пала­шев­ский храм был раз­граб­лен фран­цу­за­ми. Пору­ган­ная свя­ты­ня была най­де­на рас­ко­ло­той на три части сре­ди вся­ко­го хла­ма. При обре­те­нии ико­ны совер­ши­лось мно­же­ство чудес­ных исце­ле­ний. К этой иконе обра­ща­лись неве­сты, выхо­дя замуж, что­бы брак был спа­си­тель­ным, при­хо­ди­ли к ней люди, погряз­шие в пьян­стве, поги­ба­ю­щие в нище­те, страж­ду­щие в болез­нях, с моле­ни­я­ми обра­ща­лись к ней мате­ри о поги­ба­ю­щих детях. И всем Цари­ца Небес­ная нис­по­сы­ла­ла помощь и под­держ­ку: “Взы­щи нас, поги­ба­ю­щих, Пре­свя­тая Дево, не по гре­хом бо нашим нака­зу­е­ши нас, но по чело­ве­ко­лю­бию милу­ешь: изба­ви нас от ада, болез­ни и нуж­ды и спа­си нас” (тро­парь, гл. 4).

На иконе Божия Матерь, чуть накло­нив голо­ву вле­во, под­дер­жи­ва­ет мла­ден­ца Иису­са Хри­ста спле­тен­ны­ми рука­ми в вер­ти­каль­ном сто­я­чем поло­же­нии, а Он при­жал­ся к Ее лани­те и дер­жит­ся рукой за шею.

Тро­парь, глас 7

Ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице Де́во, /​во объя́тиях Cвои́х Предве́чнаго Младе́нца и Бо́га носи́вшая. /​Про­си́ Его́ да́ти ми́ру умире́ние /​и душа́м на́шим спасе́ние. /​Сын бо Тебе́, Богома́ти, веща́ет, /​я́ко вся проше́ния Твоя́ во благо́е испо́лнит. /​Сего́ ра́ди и мы припа́дающе, мо́лимся /​и наде́ющиися на Тя, да не поги́бнем, /​и́мя Твое́ имену́ем:/ Ты бо еси́ Влады́чице, /​/​Взыска́ние поги́бших.

Кондак, глас 6

Предста́тельство христиа́н непосты́дное, /​хода́тайство ко Твор­цу́ непрело́жное, /​не пре́зри гре́шных моле́ний гла́сы, /​но пред­ва­ри́, я́ко Блага́я, на по́мощь нас, /​ве́рно зову́щих Ти: /​уско­ри́ на моли́тву и потщи́ся на умоле́ние, /​/​предста́тельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя.

Вели­ча­ние

Велича́ем Тя, /​Пресвята́я Де́во, /​Богоизбра́нная Отрокови́це, /​и чтим о́браз Твой святы́й, /​и́мже то́чиши исцеле́ния /​/​всем с ве́рою притека́ющим.

Молит­ва Пре­свя­той Бого­ро­ди­це пред ико­ной Ея “Взыс­ка­ние погибших”

О, Пресвята́я и Преблагослове́нная Де́во, Влады́чице Богоро́дице! При́зри ми́лостивным Твои́м о́ком на нас, предстоя́щих пред свято́ю ико́ною Твое́ю и со умиле́нием моля́щихся Тебе́; воздви́гни нас из глу­би­ны́ грехо́вныя, про­све­ти́ ум наш, омраче́нный страстьми́, и уврачу́й я́звы душ и теле́с на́ших. Не и́мамы ины́я по́мощи, не и́мамы ины́я наде́жды, ра́зве Тебе́, Влады́чице. Ты ве́си вся не́мощи и согреше́ния на́ша, к Тебе́ прибега́ем и вопие́м: не оста́ви нас Твое́ю Небе́сною по́мощию, но предста́ни нам при́сно и Твои́м неизрече́нным милосе́рдием и щедро́тами спа­си́ и поми́луй нас, погиба́ющих. Да́руй нам исправле́ние грехо́вныя жи́зни на́шея и изба́ви нас от скорбе́й, бед и боле́зней, от внеза́пныя сме́рти, а́да и ве́чныя му́ки. Ты бо, Цари́це и Влады́чице, ско́рая Помо́щница и Засту́пница еси́ всем притека́ющим к Тебе́ и кре́пкое прибе́жище гре́шников ка́ющихся. Пода́ждь у́бо нам, Преблага́я и Всенепоро́чная Де́во, христиа́нский коне́ц жития́ на́шего ми́рен и непосты́ден и сподо́би нас Твои́м хода́тайством всели́тися в Оби́телях Небе́сных, иде́же непреста́нный глас пра́зднующих ра́достию сла́вит Пресвяту́ю Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Попраздн­ство Сре­те­ния Гос­под­ня. Мц. Ага­фии Панорм­ской (Палерм­ской; 251). Свт. Фео­до­сия, архи­еп. Чер­ни­гов­ско­го (1696). Фео­ду­лии и мчч. Елла­дия, ком­мен­та­ри­сия, Мака­рия, Вои­фа помощ­ни­ка и Ева­грия (ок. 304). Свт. Поли­евк­та, патр. Кон­стан­ти­но­поль­ско­го (970). Мчч. Васи­лис­сы и Анто­ния Афин­ско­го (1774). Прп­мч. Пав­ла (Коз­ло­ва) иеро­мо­на­ха, Твер­ско­го (1938). Мч. Миха­и­ла (1942). Икон Божи­ей Мате­ри: Елец­кой-Чер­ни­гов­ской (1060), Сици­лий­ской или Див­но­гор­ской (1092).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму