17 сен­тяб­ря. Свя­щен­но­му­че­ник Вави­ла, епи­скоп Вели­кой Антио­хии, и с ним три отро­ка, муче­ни­ки: Урван, При­ли­ди­ан, Еппо­ло­ний и мате­ри их Христодула
Свя­щен­но­му­че­ник Вави­ла и с ним три отро­ка Урван, При­ли­ди­ан, Еппо­ло­ний и мать их Хри­сто­ду­ла при­ня­ли муче­ни­че­скую кон­чи­ну при Декии (249 – 251). Во вре­мя сво­е­го пре­бы­ва­ния в горо­де Антио­хии импе­ра­тор устро­ил боль­шой празд­ник в честь язы­че­ских богов. Одно­вре­мен­но…

Свя­щен­но­му­че­ник Вави­ла и с ним три отро­ка Урван, При­ли­ди­ан, Еппо­ло­ний и мать их Хри­сто­ду­ла при­ня­ли муче­ни­че­скую кон­чи­ну при Декии (249 – 251). Во вре­мя сво­е­го пре­бы­ва­ния в горо­де Антио­хии импе­ра­тор устро­ил боль­шой празд­ник в честь язы­че­ских богов. Одно­вре­мен­но с этим свя­той и бого­бо­яз­нен­ный епи­скоп Антио­хий­ский Вави­ла совер­шал в хра­ме Боже­ствен­ную литур­гию; он молил­ся за свою паст­ву и учил ее муже­ствен­но пере­но­сить все испы­та­ния за веру во Хри­ста. После мерз­ко­го идо­ло­слу­же­ния Декий, желая видеть совер­ше­ние Боже­ствен­ных Таин, решил вой­ти в храм и сво­им посе­ще­ни­ем осквер­нить Свя­ты­ню Гос­под­ню. Об этом было доло­же­но епи­ско­пу, и он, не желая впу­стить нече­стив­ца в храм Божий, вышел ему навстре­чу и оста­но­вил его на поро­ге церк­ви. Когда импе­ра­тор попы­тал­ся бли­же подой­ти к цер­ков­ным две­рям, свя­той Вави­ла рукою оттолк­нул его так, что царь вынуж­ден был отка­зать­ся от сво­е­го наме­ре­ния. Он хотел было тут же ото­мстить свя­то­му, но, видя боль­шое сте­че­ние хри­сти­ан, побо­ял­ся их воз­му­ще­ния. На дру­гой день раз­гне­ван­ный импе­ра­тор при­ка­зал пре­дать огню хри­сти­ан­ский храм, а епи­ско­па Вави­лу при­ве­сти к нему. На вопрос о том, как мог он оскор­бить цар­ское досто­ин­ство, не пустить импе­ра­то­ра в храм и не ока­зать ему долж­но­го почте­ния, свя­той епи­скоп отве­чал: “Если кто вос­ста­ет на Бога и хочет нане­сти оскорб­ле­ние Его свя­тыне, тот не толь­ко не досто­ин поче­стей, но ста­но­вит­ся вра­гом Господа”.

Импе­ра­тор потре­бо­вал, что­бы свя­той епи­скоп покло­нил­ся идо­лам и таким обра­зом иску­пил свое пре­ступ­ле­ние, а ина­че он будет каз­нен, но, убе­див­шись, что муче­ник оста­ет­ся твер­дым в сво­ей вере, при­ка­зал вое­на­чаль­ни­ку Вик­то­ри­ну надеть на него тяже­лые цепи и с позо­ром водить по горо­ду. На это свя­той муче­ник отве­чал: “О, царь. для меня эти цепи так же почет­ны, как для тебя твой цар­ский венец, а стра­да­ния за Хри­ста для меня при­ят­ны, как при­ят­на тебе твоя цар­ская власть; смерть за Бес­смерт­но­го Царя так же для меня жела­тель­на, как для тебя твоя жизнь”. На суде вме­сте с епи­ско­пом Вави­лой нахо­ди­лись три юных бра­та, кото­рые не остав­ля­ли его даже в самые труд­ные мину­ты. Уви­дев их, импе­ра­тор спро­сил: “Чьи это дети?” “Это мои духов­ные чада, – отве­чал свя­той, – я их воз­ро­дил бла­го­вест­во­ва­ни­ем, вскор­мил поуче­ни­ем, взрас­тил настав­ле­ни­я­ми, и вот в малом теле перед тобою вели­кие мужи и совер­шен­ные хри­сти­ане. Испы­тай и увидишь”.

Импе­ра­тор испро­бо­вал все спо­со­бы пре­льстить юно­шей и их мать Хри­сто­ду­лу к отре­че­нию от Хри­ста, но напрас­но. Тогда в яро­сти он при­ка­зал нане­сти каж­до­му из них раны по чис­лу их лет. Пер­во­му нанес­ли 12 ран, дру­го­му – 10, а тре­тье­му – 7. Отпу­стив мать и детей, мучи­тель сно­ва вызвал свя­ти­те­ля, он хотел обма­нуть его, ска­зав, что его дети отрек­лись от Хри­ста. Одна­ко эта ложь была тут же рас­кры­та и не при­нес­ла ему успе­ха. Тогда он в яро­сти при­ка­зал пове­сить всех муче­ни­ков на дере­ве и сжал жечь их огнем. Видя стой­кость и муже­ство свя­тых, импе­ра­тор, нако­нец, осу­дил их на муче­ни­че­скую смерть через усек­но­ве­ние мечом († ок. 251).

Тро­парь, глас 4

И нра́вом прича́стник, /​и престо́лом наме́стник Апо́столом быв, /​дея́ние обре́л еси́ богодухнове́нне, /​в виде́ния восхо́д: /​сего́ ра́ди сло́во и́стины исправля́я, /​и ве́ры ра́ди пострада́л еси́ да́же до кро́ве, /​священному́чениче Вави́ло, /​моли́ Хри­ста́ Бо́га, /​/​спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 8

Я́ко благоче́стия пропове́дника /​и страда́льцев утвержде́ние, /​Це́рковь сла́вит тя, Вави́ло сла́вне, освеща́ема днесь; /​но, я́ко име́я дерзнове́ние ко Го́споду, /​в ми́ре соверше́ннем велича́ющия и восхваля́ющия тя сохрани́ти /​/​Хри­сту́ моли́ся, о многострада́льне.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​священному́чениче Вави́ло, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши за нас Хри­ста́ /​/​Бо́га на́шего.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Прор. Бого­вид­ца Мои­сея (XVI в. до Р. Х.). Ико­ны Божи­ей Мате­ри «Неопа­ли­мая Купи­на» (1680). Свт. Иоаса­фа, еп. Бел­го­род­ско­го (обрет. мощей, 1911). Свт. Мит­ро­фа­на, еп. Воро­неж­ско­го (2‑е обре́тение, 1964; пере­нес. мощей, 1989; служ­бу зри 23 нояб­ря). Ново­му­че­ни­ков Коло­мен­ска­го духов­на­го учи­ли­ща. Мц. Ерми­о­нии, дще­ри ап. Филип­па диак. (ок. 117) Мч. Вави­лы Нико­ми­дий­ско­го и с ним 84 отро­ков (IV). Мчч. Фео­до­ра, Миа­на, Иули­а­на и Кио­на (305 – 311). Прмч. Пар­фе­ния, игум. Кизи­л­таш­ско­го (1866). Сщмч. Пет­ра, митр. Даб­ро-Бос­ний­ско­го (1941; серб.). Собор Воро­неж­ских свя­тых. Сщмч. Гри­го­рия (Лебе­де­ва), еп. Шлис­сель­бург­ско­го (1937). Сщмч. Сер­гия, еп. Нарв­ско­го (1937). Сщмч. Пав­ла Васи­льев­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Иоан­на Васи­лев­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Нико­лая Лебе­де­ва пре­св. (1937) Сщмч. Нико­лая Сре­тен­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Иоан­на Ромаш­ки­на пре­св. (1937) Сщмч. Нико­лая Хво­ще­ва пре­св. (1937) Сщмч. Пет­ра Лебе­дин­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Миха­и­ла Бого­род­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Илии Измай­ло­ва пре­св. (1937) Прмч. Сте­фа­на (Кус­ко­ва) иером. (1937) Мч. Васи­лия Ежо­ва (1937). Мч. Пет­ра Лон­с­ко­ва (1937). Мч. Сте­фа­на Митюш­ки­на (1937). Мч. Алек­сандра Бло­хи­на (1937). Мц. Еле­ны Чер­но­вой (1943).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму