Одним из ветхозаветных прообразов, указывавших на Божию Матерь, была неопалимая купина – тот куст, который Моисей видел горевшим в огне, но не сгоравшим. Эта купина знаменовала собой непорочное зачатие Богоматерью Христа от Духа Святого. Став Матерью, Она осталась Девой: до рождества Дева, в рождестве Дева и по рождестве Дева.
Можно дать еще иное толкование прообразу неопалимой купины: Богоматерь, родившись на грешной земле, пребыла безусловно чистой, непричастной греху, не познавшей беззакония. В церковных песнопениях слышится этот ветхозаветный символ: “Якоже купина не сгораше опаляема, тако, Дева, родила еси”. В стихире на Благовещение поется: “Радуйся, Купино неопалимая”.
Благочестивое христианское усердие постаралось закрепить в художественном образе эту мысль, отсюда и возникла икона “Неопалимая Купина”.
По народному верованию, эта икона избавляет дома почитающих ее от огня. По рассказу одного очевидца, попавшего на большой пожар, охватившего много зданий, он видел деревянный домик, который не загорался: возле него неподвижно стояла женщина, держа в руках икону “Неопалимая Купина”. По ее щекам текли слезы, но лицо выражало полное спокойствие и непоколебимую веру. Видно было, что она не беспокоится за свой дом, а плачет о несчастии других. Пожар усиливался, а женщина стояла неподвижно. На следующий день очевидец вернулся на пепелище, – там возвышался только один домик, сохраненный чудотворной силой иконы.
“Неопалимая Купина” изображалась иногда в виде объятого пламенем куста, над которым возвышается Богоматерь с Младенцем на руках, но гораздо чаще на иконе можно видеть восьмиугольную звезду, окружающую Божию Матерь. Звезда составлена из двух четырехугольников, один из которых окрашен в красный цвет – образ пламени, другой, напоминая зелень таинственного куста, – в зеленый. В углах иконы – четыре символа, упоминаемые в Апокалипсисе Иоанна Богослова: человек, лев, телец и орел, а также архангелы с теми символами, какие предписывает им церковное предание, – Михаил с жезлом, Рафаил с сосудом-алавастром, Уриил с огненным мечом, Селафиил с кадилом, Варахиил с виноградной гроздью и Гавриил с веткой благовестия. В руках Пречистой Девы изображается еще иногда лествица, касающаяся плеча Богоматери – знамение того, что Она возвела человечество от земли на Небо. Пишут иногда еще врата и жезл – символ Спасителя, называемого в церковных песнях “жезлом от корня Иесеева”.
Одна из наиболее древних икон “Неопалимой Купины” находится в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля. Она была принесена в Москву палестинскими иноками в 1390 году и, по преданию, написана на камне той скалы, где Моисей видел таинственный куст.
В московской церкви Неопалимой Купины, в Хамовниках, стояла икона прекрасного древнего письма, находившаяся некогда в “Святых сенях” Грановитой Палаты. Празднование этой иконе совершалось два раза: 4 сентября, в день памяти пророка Моисея, видевшего купину, и в шестую неделю по Пасхе – неделю о слепом, так как в этот день, по преданию, была перенесена в Хамовники из Кремля икона и освящен новый храм.
Интересно событие, связанное с похищением в 1812 году ризы этой иконы солдатом Наполеоновской армии. Перед тем, как оставить Москву, пришел к священнику Новодевичьего монастыря о. Алексию Введенскому польский солдат и отдал ему ризу с иконы “Неопалимой Купины”, прося возвратить ее в ту церковь, откуда она была похищена. Солдат признался, что с тех пор, как он взял ризу, он не мог найти покоя и его мучила невыносимая тоска.
В этом же храме находилась пожертвованная в 1835 году и особенно чтимая с 1837 года другая икона “Неопалимой Купины” – небольших размеров. На ней перед Богоматерью был изображен молящийся человек. В храме хранилась и особая рукописная служба иконе с припиской, что на Синайской горе был обычай петь эту службу во время сильной грозы, “егда молния бывает страшна”
К сожалению, храм этот исчез, но в Москве сейчас построен новый храм в честь иконы “Неопалимая Купина” – как бы в память о прежнем.
Тропарь, глас 4
И́же во огни́ купины́ неопали́мыя, дре́вле Моисе́ем ви́денныя, /та́йну воплоще́ния Своего́ от неискусобра́чныя Де́вы Мари́и Прообразова́вый, /Той и ны́не я́ко чуде́с Творе́ц и всея́ тва́ри Созда́тель /ико́ну Ея́ святу́ю чудесы́ мно́гими просла́ви, /дарова́в ю ве́рным во исцеле́ние неду́гом /и в защище́ние от о́гненнаго запале́ния. /Сего́ ра́ди вопие́м Преблагослове́нней: /наде́ждо христиа́н, от лю́тых бед, огня́ и гро́ма изба́ви на Тя упова́ющия, //и спаси́ ду́ши на́ша я́ко милосе́рда.
Кондак, глас 8
Предочи́стим чу́вствия душ и теле́с на́ших, /да ви́дим та́инство Боже́ственное, /обра́зно явле́нное дре́вле вели́кому во проро́цех Моисе́ю купино́ю, горе́вшею огне́м и не сгара́вшею, /в не́йже Твоего́ безсе́меннаго Рождества́, Богоро́дице, предвозвеще́ние испове́дуем и, благогове́йно покланя́ющеся Тебе́ и ро́ждшемуся от Тебе́ Спа́су на́шему, /со стра́хом вопие́м: ра́дуйся, Влады́чице, //покро́ве, и прибе́жище, и спасе́ние душ на́ших.
Величание
Велича́ем Тя, /Пресвята́я Де́во, /Богоизбра́нная Отрокови́це, /и чтим о́браз Твой святы́й, /и́мже то́чиши исцеле́ния //всем с ве́рою притека́ющим.
Молитва пред иконой Божией Матери “Неопалимая Купина”
Цари́це Небе́сная, Влады́чице на́ша, Госпоже́ Вселе́нныя, Пресвята́я Богоро́дице, нескве́рная, небла́зная, нетле́нная, пречи́стая, чи́стая Присноде́во, Мари́е Богоневе́сто, Ма́ти Творца́ тва́ри, Го́спода сла́вы и Влады́ки вся́ческих! Тобо́ю Царь ца́рствующих и Госпо́дь госпо́дствующих прии́де и на земли́ нам яви́ся. Ты у́бо Бо́жие милосе́рдие воплоще́нное. Ты Ма́ти Све́та и Живота́ су́щи, я́коже не́когда во чре́ве Твое́м носи́ла еси́ Его́ и на объя́тиих Твои́х име́ла еси́ Младе́нца Сло́во Преве́чное, Бо́га, та́ко и всегда́ Того́ с Собо́ю и́маши. Сего́ ра́ди мы по Бо́зе к Тебе́ прибега́ем, я́ко к неруши́мей стене́ и предста́тельству: при́зри благосе́рдием, всепе́тая Богоро́дице, на лю́тое озлобле́ние на́ше и исцели́ душ и теле́с на́ших боле́зни: отжени́ от нас вся́каго врага́ и супоста́та, изба́ви от гла́да, мо́ра, от я́звы, от вод мно́гих и возду́хов тлетво́рных, и от сме́рти внеза́пныя; и я́коже три о́троки в пещи́ вавило́нстей, сохрани́ и соблюди́ нас, да я́коже дре́вле лю́дем Бо́жиим, та́ко бу́дут вся́ блага́я нам чту́щим Тя; врази́ же и вси ненави́дящии нас да постыдя́тся и посра́мятся, и уразуме́ют вси, я́ко с Тобо́ю Госпо́дь, о Влады́чице, и Тобо́ю с на́ми Бог. Во дни осени́ нас се́нию благода́ти Твоея́, во тьме же нощне́й просвети́ све́том свы́ше, всем поле́зная устроя́ющи: преложи́ го́ресть на́шу во сла́дость и сле́зы утри́ согреши́вших и бе́дствующих раб Твои́х, исполня́ющи коего́ждо проше́ния вся во бла́го; вся бо мо́жеши, ели́ка хо́щеши Ты, Ма́ти Сло́ва и Живота́. Тебе́ Оте́ц венча́ Дщерь, Сын Ма́терь Де́ву, Дух Святы́й Неве́сту, да ца́рствуеши я́ко цари́ца, предстоя́щи одесну́ю Святы́я Тро́ицы, и ми́луеши нас я́коже хо́щеши, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Прор. Боговидца Моисея (XVI в. до Р. Х.). Сщмч. Вавилы, еп. Великой Антиохии, и с ним трех отроков: Урвана, Прилидиана, Епполония и матери их Христодулы (251). Свт. Иоасафа, еп. Белгородского (обрет. мощей, 1911). Новомучеников Коломенскаго духовнаго училища. Мц. Ермионии, дщери ап. Филиппа диак. (ок. 117) Мч. Вавилы Никомидийского и с ним 84 отроков (IV). Мчч. Феодора, Миана, Иулиана и Киона (305 – 311). Прмч. Парфения, игум. Кизилташского (1866). Сщмч. Петра, митр. Дабро-Боснийского (1941; серб.). Собор Воронежских святых. Сщмч. Григория (Лебедева), еп. Шлиссельбургского (1937). Сщмч. Сергия, еп. Нарвского (1937). Сщмч. Павла Васильевского пресв. (1937) Сщмч. Иоанна Василевского пресв. (1937) Сщмч. Николая Лебедева пресв. (1937) Сщмч. Николая Сретенского пресв. (1937) Сщмч. Иоанна Ромашкина пресв. (1937) Сщмч. Николая Хвощева пресв. (1937) Сщмч. Петра Лебединского пресв. (1937) Сщмч. Михаила Богородского пресв. (1937) Сщмч. Илии Измайлова пресв. (1937) Прмч. Стефана (Кускова) иером. (1937) Мч. Василия Ежова (1937). Мч. Петра Лонскова (1937). Мч. Стефана Митюшкина (1937). Мч. Александра Блохина (1937). Мц. Елены Черновой (1943).