17 сен­тяб­ря. Ико­на Божи­ей Мате­ри “Неопа­ли­мая Купина”
Одним из вет­хо­за­вет­ных про­об­ра­зов, ука­зы­вав­ших на Божию Матерь, была неопа­ли­мая купи­на – тот куст, кото­рый Мои­сей видел горев­шим в огне, но не сго­рав­шим. Эта купи­на зна­ме­но­ва­ла собой непо­роч­ное зача­тие Бого­ма­те­рью Хри­ста от Духа Свя­то­го. Став Мате­рью,…

Одним из вет­хо­за­вет­ных про­об­ра­зов, ука­зы­вав­ших на Божию Матерь, была неопа­ли­мая купи­на – тот куст, кото­рый Мои­сей видел горев­шим в огне, но не сго­рав­шим. Эта купи­на зна­ме­но­ва­ла собой непо­роч­ное зача­тие Бого­ма­те­рью Хри­ста от Духа Свя­то­го. Став Мате­рью, Она оста­лась Девой: до рож­де­ства Дева, в рож­де­стве Дева и по рож­де­стве Дева.

Мож­но дать еще иное тол­ко­ва­ние про­об­ра­зу неопа­ли­мой купи­ны: Бого­ма­терь, родив­шись на греш­ной зем­ле, пре­бы­ла без­услов­но чистой, непри­част­ной гре­ху, не познав­шей без­за­ко­ния. В цер­ков­ных пес­но­пе­ни­ях слы­шит­ся этот вет­хо­за­вет­ный сим­вол: “Яко­же купи­на не сго­ра­ше опа­ля­е­ма, тако, Дева, роди­ла еси”. В сти­хи­ре на Бла­го­ве­ще­ние поет­ся: “Радуй­ся, Купи­но неопалимая”.

Бла­го­че­сти­вое хри­сти­ан­ское усер­дие поста­ра­лось закре­пить в худо­же­ствен­ном обра­зе эту мысль, отсю­да и воз­ник­ла ико­на “Неопа­ли­мая Купина”.

По народ­но­му веро­ва­нию, эта ико­на избав­ля­ет дома почи­та­ю­щих ее от огня. По рас­ска­зу одно­го оче­вид­ца, попав­ше­го на боль­шой пожар, охва­тив­ше­го мно­го зда­ний, он видел дере­вян­ный домик, кото­рый не заго­рал­ся: воз­ле него непо­движ­но сто­я­ла жен­щи­на, дер­жа в руках ико­ну “Неопа­ли­мая Купи­на”. По ее щекам тек­ли сле­зы, но лицо выра­жа­ло пол­ное спо­кой­ствие и непо­ко­ле­би­мую веру. Вид­но было, что она не бес­по­ко­ит­ся за свой дом, а пла­чет о несча­стии дру­гих. Пожар уси­ли­вал­ся, а жен­щи­на сто­я­ла непо­движ­но. На сле­ду­ю­щий день оче­ви­дец вер­нул­ся на пепе­ли­ще, – там воз­вы­шал­ся толь­ко один домик, сохра­нен­ный чудо­твор­ной силой иконы.

“Неопа­ли­мая Купи­на” изоб­ра­жа­лась ино­гда в виде объ­ято­го пла­ме­нем куста, над кото­рым воз­вы­ша­ет­ся Бого­ма­терь с Мла­ден­цем на руках, но гораз­до чаще на иконе мож­но видеть вось­ми­уголь­ную звез­ду, окру­жа­ю­щую Божию Матерь. Звез­да состав­ле­на из двух четы­рех­уголь­ни­ков, один из кото­рых окра­шен в крас­ный цвет – образ пла­ме­ни, дру­гой, напо­ми­ная зелень таин­ствен­но­го куста, – в зеле­ный. В углах ико­ны – четы­ре сим­во­ла, упо­ми­на­е­мые в Апо­ка­лип­си­се Иоан­на Бого­сло­ва: чело­век, лев, телец и орел, а так­же архан­ге­лы с теми сим­во­ла­ми, какие пред­пи­сы­ва­ет им цер­ков­ное пре­да­ние, – Миха­ил с жез­лом, Рафа­ил с сосу­дом-ала­вастром, Ури­ил с огнен­ным мечом, Села­фи­ил с кади­лом, Вара­хи­ил с вино­град­ной гроз­дью и Гав­ри­ил с вет­кой бла­го­ве­стия. В руках Пре­чи­стой Девы изоб­ра­жа­ет­ся еще ино­гда лестви­ца, каса­ю­ща­я­ся пле­ча Бого­ма­те­ри – зна­ме­ние того, что Она воз­ве­ла чело­ве­че­ство от зем­ли на Небо. Пишут ино­гда еще вра­та и жезл – сим­вол Спа­си­те­ля, назы­ва­е­мо­го в цер­ков­ных пес­нях “жез­лом от кор­ня Иесеева”.

Одна из наи­бо­лее древ­них икон “Неопа­ли­мой Купи­ны” нахо­дит­ся в алта­ре Бла­го­ве­щен­ско­го собо­ра Мос­ков­ско­го Крем­ля. Она была при­не­се­на в Моск­ву пале­стин­ски­ми ино­ка­ми в 1390 году и, по пре­да­нию, напи­са­на на камне той ска­лы, где Мои­сей видел таин­ствен­ный куст.

В мос­ков­ской церк­ви Неопа­ли­мой Купи­ны, в Хамов­ни­ках, сто­я­ла ико­на пре­крас­но­го древ­не­го пись­ма, нахо­див­ша­я­ся неко­гда в “Свя­тых сенях” Гра­но­ви­той Пала­ты. Празд­но­ва­ние этой иконе совер­ша­лось два раза: 4 сен­тяб­ря, в день памя­ти про­ро­ка Мои­сея, видев­ше­го купи­ну, и в шестую неде­лю по Пасхе – неде­лю о сле­пом, так как в этот день, по пре­да­нию, была пере­не­се­на в Хамов­ни­ки из Крем­ля ико­на и освя­щен новый храм.

Инте­рес­но собы­тие, свя­зан­ное с похи­ще­ни­ем в 1812 году ризы этой ико­ны сол­да­том Напо­лео­нов­ской армии. Перед тем, как оста­вить Моск­ву, при­шел к свя­щен­ни­ку Ново­де­ви­чье­го мона­сты­ря о. Алек­сию Вве­ден­ско­му поль­ский сол­дат и отдал ему ризу с ико­ны “Неопа­ли­мой Купи­ны”, про­ся воз­вра­тить ее в ту цер­ковь, отку­да она была похи­ще­на. Сол­дат при­знал­ся, что с тех пор, как он взял ризу, он не мог най­ти покоя и его мучи­ла невы­но­си­мая тоска.

В этом же хра­ме нахо­ди­лась пожерт­во­ван­ная в 1835 году и осо­бен­но чти­мая с 1837 года дру­гая ико­на “Неопа­ли­мой Купи­ны” – неболь­ших раз­ме­ров. На ней перед Бого­ма­те­рью был изоб­ра­жен моля­щий­ся чело­век. В хра­ме хра­ни­лась и осо­бая руко­пис­ная служ­ба иконе с при­пис­кой, что на Синай­ской горе был обы­чай петь эту служ­бу во вре­мя силь­ной гро­зы, “егда мол­ния быва­ет страшна”

К сожа­ле­нию, храм этот исчез, но в Москве сей­час постро­ен новый храм в честь ико­ны “Неопа­ли­мая Купи­на” – как бы в память о прежнем.

Тро­парь, глас 4

И́же во огни́ купи­ны́ неопали́мыя, дре́вле Моисе́ем ви́денныя, /​та́йну воплоще́ния Сво­е­го́ от неискусобра́чныя Де́вы Мари́и Прообразова́вый, /​Той и ны́не я́ко чуде́с Творе́ц и всея́ тва́ри Созда́тель /​ико́ну Ея́ святу́ю чуде­сы́ мно́гими просла́ви, /​дарова́в ю ве́рным во исцеле́ние неду́гом /​и в защище́ние от о́гненнаго запале́ния. /​Сего́ ра́ди вопие́м Преблагослове́нней: /​наде́ждо христиа́н, от лю́тых бед, огня́ и гро́ма изба́ви на Тя упова́ющия, /​/​и спа­си́ ду́ши на́ша я́ко милосе́рда.

Кондак, глас 8

Предочи́стим чу́вствия душ и теле́с на́ших, /​да ви́дим та́инство Боже́ственное, /​обра́зно явле́нное дре́вле вели́кому во проро́цех Моисе́ю купино́ю, горе́вшею огне́м и не сгара́вшею, /​в не́йже Тво­е­го́ безсе́меннаго Рож­де­ства́, Богоро́дице, предвозвеще́ние испове́дуем и, благогове́йно покланя́ющеся Тебе́ и ро́ждшемуся от Тебе́ Спа́су на́шему, /​со стра́хом вопие́м: ра́дуйся, Влады́чице, /​/​покро́ве, и прибе́жище, и спасе́ние душ на́ших.

Вели­ча­ние

Велича́ем Тя, /​Пресвята́я Де́во, /​Богоизбра́нная Отрокови́це, /​и чтим о́браз Твой святы́й, /​и́мже то́чиши исцеле́ния /​/​всем с ве́рою притека́ющим.

Молит­ва пред ико­ной Божи­ей Мате­ри “Неопа­ли­мая Купина”

Цари́це Небе́сная, Влады́чице на́ша, Гос­по­же́ Вселе́нныя, Пресвята́я Богоро́дице, нескве́рная, небла́зная, нетле́нная, пречи́стая, чи́стая Присноде́во, Мари́е Богоневе́сто, Ма́ти Твор­ца́ тва́ри, Го́спода сла́вы и Влады́ки вся́ческих! Тобо́ю Царь ца́рствующих и Госпо́дь госпо́дствующих прии́де и на зем­ли́ нам яви́ся. Ты у́бо Бо́жие милосе́рдие воплоще́нное. Ты Ма́ти Све́та и Живо­та́ су́щи, я́коже не́когда во чре́ве Твое́м носи́ла еси́ Его́ и на объя́тиих Твои́х име́ла еси́ Младе́нца Сло́во Преве́чное, Бо́га, та́ко и все­гда́ Того́ с Собо́ю и́маши. Сего́ ра́ди мы по Бо́зе к Тебе́ прибега́ем, я́ко к неруши́мей стене́ и предста́тельству: при́зри благосе́рдием, всепе́тая Богоро́дице, на лю́тое озлобле́ние на́ше и исце­ли́ душ и теле́с на́ших боле́зни: отже­ни́ от нас вся́каго вра­га́ и супоста́та, изба́ви от гла́да, мо́ра, от я́звы, от вод мно́гих и возду́хов тлетво́рных, и от сме́рти внеза́пныя; и я́коже три о́троки в пещи́ вавило́нстей, сохра­ни́ и соблю­ди́ нас, да я́коже дре́вле лю́дем Бо́жиим, та́ко бу́дут вся́ блага́я нам чту́щим Тя; вра­зи́ же и вси ненави́дящии нас да постыдя́тся и посра́мятся, и уразуме́ют вси, я́ко с Тобо́ю Госпо́дь, о Влады́чице, и Тобо́ю с на́ми Бог. Во дни осе­ни́ нас се́нию благода́ти Тво­ея́, во тьме же нощне́й про­све­ти́ све́том свы́ше, всем поле́зная устроя́ющи: пре­ло­жи́ го́ресть на́шу во сла́дость и сле́зы утри́ согреши́вших и бе́дствующих раб Твои́х, исполня́ющи коего́ждо проше́ния вся во бла́го; вся бо мо́жеши, ели́ка хо́щеши Ты, Ма́ти Сло́ва и Живо­та́. Тебе́ Оте́ц вен­ча́ Дщерь, Сын Ма́терь Де́ву, Дух Святы́й Неве́сту, да ца́рствуеши я́ко цари́ца, предстоя́щи одесну́ю Святы́я Тро́ицы, и ми́луеши нас я́коже хо́щеши, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Прор. Бого­вид­ца Мои­сея (XVI в. до Р. Х.). Сщмч. Вави­лы, еп. Вели­кой Антио­хии, и с ним трех отро­ков: Урва­на, При­ли­ди­а­на, Еппо­ло­ния и мате­ри их Хри­сто­ду­лы (251). Свт. Иоаса­фа, еп. Бел­го­род­ско­го (обрет. мощей, 1911). Ново­му­че­ни­ков Коло­мен­ска­го духов­на­го учи­ли­ща. Мц. Ерми­о­нии, дще­ри ап. Филип­па диак. (ок. 117) Мч. Вави­лы Нико­ми­дий­ско­го и с ним 84 отро­ков (IV). Мчч. Фео­до­ра, Миа­на, Иули­а­на и Кио­на (305 – 311). Прмч. Пар­фе­ния, игум. Кизи­л­таш­ско­го (1866). Сщмч. Пет­ра, митр. Даб­ро-Бос­ний­ско­го (1941; серб.). Собор Воро­неж­ских свя­тых. Сщмч. Гри­го­рия (Лебе­де­ва), еп. Шлис­сель­бург­ско­го (1937). Сщмч. Сер­гия, еп. Нарв­ско­го (1937). Сщмч. Пав­ла Васи­льев­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Иоан­на Васи­лев­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Нико­лая Лебе­де­ва пре­св. (1937) Сщмч. Нико­лая Сре­тен­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Иоан­на Ромаш­ки­на пре­св. (1937) Сщмч. Нико­лая Хво­ще­ва пре­св. (1937) Сщмч. Пет­ра Лебе­дин­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Миха­и­ла Бого­род­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Илии Измай­ло­ва пре­св. (1937) Прмч. Сте­фа­на (Кус­ко­ва) иером. (1937) Мч. Васи­лия Ежо­ва (1937). Мч. Пет­ра Лон­с­ко­ва (1937). Мч. Сте­фа­на Митюш­ки­на (1937). Мч. Алек­сандра Бло­хи­на (1937). Мц. Еле­ны Чер­но­вой (1943).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму