17 октяб­ря. Свя­щен­но­му­че­ник Петр Капи­то­лий­ский, Дамас­ский, пресвитер
Свя­той Петр жил на рубе­же VII – VIII веков и был родом из горо­да Капи­то­лии. Он вос­хи­щал всех муд­ро­стью и умом. Петр женил­ся и имел трех сыно­вей. Но посколь­ку его любовь к Богу была силь­нее люб­ви к семье,…

Свя­той Петр жил на рубе­же VII – VIII веков и был родом из горо­да Капи­то­лии. Он вос­хи­щал всех муд­ро­стью и умом. Петр женил­ся и имел трех сыно­вей. Но посколь­ку его любовь к Богу была силь­нее люб­ви к семье, он рас­стал­ся с женой и стал мона­хом. Затем епи­скоп Бост­ры, про­тив воли Пет­ра, руко­по­ло­жил его в пресвитера.

Тяже­ло забо­лев в воз­расте шести­де­ся­ти лет, Петр сокру­шал­ся, что муче­ни­че­ский венец может мино­вать его. Тогда, созвав име­ни­тых мусуль­ман, он вме­сто обе­щан­но­го заве­ща­ния пла­мен­но испо­ве­до­вал перед ними хри­сти­ан­скую веру и закон­чил рез­ки­ми обли­че­ни­я­ми исла­ма. Про­тив вся­ко­го ожи­да­ния Петр выздо­ро­вел и, все боль­ше стре­мясь при­об­щить­ся к сла­ве муче­ни­ков, начал рев­ност­но про­по­ве­до­вать, осуж­дая заблуж­де­ния мусуль­ман на ули­цах и в обще­ствен­ных местах. Мусуль­мане Капи­то­лии соста­ви­ли донос, кото­рый посла­ли Ома­ру, сыну хали­фа Вали­да I.

При встре­че с чинов­ни­ком, послан­ным допро­сить его, Петр выка­зал такую же реши­мость, как и рань­ше, и поэто­му был бро­шен в тем­ни­цу. В это вре­мя халиф забо­лел и созвал в Дамаск сво­их детей. Поль­зу­ясь слу­ча­ем, Омар изло­жил отцу дело хри­сти­ан­ско­го свя­щен­ни­ка. Валид при­ка­зал немед­лен­но при­ве­сти обви­ня­е­мо­го. Боясь не уви­деть боль­ше сво­е­го свя­щен­ни­ка, хри­сти­ане Капи­то­лии объ­еди­ни­лись и сле­до­ва­ли за ним часть пути.

Как толь­ко Петр при­был во дво­рец хали­фа, Омар при­звал его и пред­ло­жил выби­рать меж­ду жиз­нью и смер­тью. Свя­той отве­чал пыл­ко и живо, недву­смыс­лен­но дав понять, что жела­ет смер­ти, так что раз­гне­ван­ный Омар немед­лен­но ото­слал его к отцу. Халиф объ­явил свя­то­му, что тот волен счи­тать Иису­са Хри­ста Богом, но назы­вать про­ро­ка Мухам­ме­да отцом лжи непоз­во­ли­тель­но. Петр отве­тил таким обра­зом, что халиф отка­зал­ся от даль­ней­ше­го суда и объ­явил при­го­вор, выбрав изощ­рен­но жесто­кую казнь.

10 янва­ря 715 года свя­той муче­ник был при­ве­зен обрат­но в Капи­то­лию и выстав­лен перед всем наро­дом. В пер­вых рядах зри­те­лей нахо­ди­лись его сын и дочь, кото­рых для это­го заста­ви­ли поки­нуть кельи, где они жили с дет­ства. Сле­дуя при­ка­зам хали­фа, палач вырвал муче­ни­ку язык. На дру­гой день он отсек ему сто­пу и кисть руки. В вос­кре­се­нье, при еще боль­шем сте­че­нии наро­да, он отре­зал свя­то­му Пет­ру дру­гую сто­пу и дру­гую кисть, затем осле­пил его, вслед за этим рас­пял воз­ле мона­сты­ря, в кото­рый тот поме­стил сво­их доче­рей и рядом с кото­рым и умер, прон­зен­ный тре­мя уда­ра­ми копья.

Вои­ны сте­рег­ли тело свя­то­го в тече­ние пяти дней, после чего сожгли и бро­си­ли остан­ки в бли­жай­ший реч­ной поток и даже вымы­ли с осто­рож­но­стью вся­кий пред­мет, кото­рый мог кос­нуть­ся свя­тых мощей, что­бы поме­шать веру­ю­щим воз­да­вать им почитание.

Тро­парь, глас 4

И нpа́вом пpича́стник, /​и пpесто́лом наме́стник апо́столом быв, /​дея́ние обpе́л еси́, Богодухнове́нне, /​в виде́ния восхо́д, /​сего́ pа́ди сло́во и́стины испpавля́я, /​и ве́pы pа́ди постpада́л еси́ да́же до кpо́ве, /​священному́чениче Пе́тре, /​моли́ Хpи­ста́ Бо́га /​/​спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 4

Во святи́телех благоче́стно пожи́в, /​и муче́ния путь проше́д, /​и́дольския угаси́л еси́ же́ртвы, /​и побо́рник быв тво­е­му́ ста́ду Богому́дре. /​Те́мже тя почита́юще та́йно вопие́м ти: /​от бед изба́ви ны при́сно твои́ми моли́твами, /​/​о́тче наш Пе́тре.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​священному́чениче Пе́тре, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Сщмч. Иеро­фея, еп. Афин­ско­го (I). Блгв. кн. Вла­ди­ми­ра Яро­сла­ви­ча Нов­го­род­ско­го, чуд. (1052) Прп. Аммо­на, затв. Печер­ско­го, в Дальн. пещ. (XIII) Прп. Пио­ра, затв. Печер­ско­го, в Дальн. пещ. (XIII) Св. Сте­фа­на Щиля­но­ви­ча (1515; серб.). Свтт. Гурия, архи­еп. Казан­ско­го, и Вар­со­но­фия, еп. Твер­ско­го (обрет. мощей, 1595). Собор Казан­ских свя­тых. Мчч. Гаия, Фав­ста, Евсе­вия и Хери­мо­на (III). Мцц. Дом­ни­ны и дще­рей ее Вири­неи (Веро­ни­ки) и Проску­дии (Про­сдо­ки; 305 – 306). Прп. Аммо­на Еги­пет­ско­го (ок. 350). Прп. Пав­ла Препро́стого (IV). Прпп. Елла­дия и Они­си­ма Печер­ских, в Ближ. пещ. (XII – XIII) Мчч. Давик­та (Адавк­та) и дще­ри его Кал­ли­сфе­нии (IV). Сщмч. Димит­рия Воз­не­сен­ско­го пре­св. (1918) Сщмч. Нико­лая Вере­ща­ги­на пре­св. (1937) Сщмч. Миха­и­ла Твер­дов­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Иако­ва Бобы­ре­ва пре­св. (1937) Сщмч. Тихо­на Архан­гель­ско­го пре­св. (1937) Прмч. Васи­лия (Цвет­ко­ва) архим. (1937) Испц. Хио­нии Архан­гель­ской (1945).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму