17 нояб­ря. Пре­по­доб­ный Иоан­ни­кий Великий
Пре­по­доб­ный Иоан­ни­кий Вели­кий родил­ся в Вифи­нии в 752 г. в селе­нии Мари­ка­ти. Роди­те­ли его были бед­ны и не мог­ли дать ему даже началь­но­го обра­зо­ва­ния. С дет­ства он дол­жен был пасти домаш­ний скот – един­ствен­ное досто­я­ние семьи.…

Пре­по­доб­ный Иоан­ни­кий Вели­кий родил­ся в Вифи­нии в 752 г. в селе­нии Мари­ка­ти. Роди­те­ли его были бед­ны и не мог­ли дать ему даже началь­но­го обра­зо­ва­ния. С дет­ства он дол­жен был пасти домаш­ний скот – един­ствен­ное досто­я­ние семьи. Любовь к Богу и молит­ва все­це­ло вла­де­ли душой отро­ка Иоан­ни­кия. Часто, осе­нив ста­до крест­ным зна­ме­ни­ем, он ухо­дил в уеди­нен­ное место и целый день молил­ся, и ни вор, ни зверь не при­бли­жа­лись к его стаду.

По при­ка­зу импе­ра­то­ра Льва IV (775 – 780) мно­го­чис­лен­ные послы соби­ра­ли по горо­дам и селе­ни­ям луч­ших юно­шей стра­ны на воен­ную служ­бу. В импе­ра­тор­ское вой­ско был при­нят и юно­ша Иоан­ни­кий. Он заслу­жил сво­им доб­рым нра­вом любовь сото­ва­ри­щей, но, как храб­рый воин, был стра­шен вра­гам. Про­слу­жил свя­той Иоан­ни­кий в импе­ра­тор­ском вой­ске 6 лет. Был не раз награж­ден сво­и­ми началь­ни­ка­ми и импе­ра­то­ром. Но воен­ная служ­ба тяго­ти­ла его, душа его жаж­да­ла подви­гов и уеди­не­ния. И Гос­подь при­звал Сво­е­го раба к Себе на служение.

Пре­по­доб­ный Иоан­ни­кий, отре­ка­ясь от мира, наме­ре­вал­ся сра­зу уйти в пусты­ню. Одна­ко, по сове­ту опыт­ных в мона­ше­ском дела­нии стар­цев, он еще два года про­жил в мона­сты­ре. Здесь свя­той при­вы­кал к ино­че­ско­му послу­ша­нию, к мона­ше­ским уста­вам и пра­ви­лам, научил­ся гра­мо­те, выучил наизусть трид­цать псал­мов Дави­да. После это­го, по вну­ше­нию Божию, пре­по­доб­ный уда­лил­ся в пусты­ню. Три года про­был он в глу­бо­ком уеди­не­нии, лишь раз в месяц пас­тух при­но­сил ему немно­го хле­ба и воды. День и ночь про­во­дил подвиж­ник в молит­вах и пении псал­мов. После каж­до­го сти­ха псал­мо­пев­ца пре­по­доб­ный Иоан­ни­кий тво­рил молит­ву, кото­рую в несколь­ко изме­нен­ном виде хра­нит Пра­во­слав­ная Цер­ковь до сих пор: “Упо­ва­ние мое Отец, при­бе­жи­ще мое Хри­стос, покров мой Дух Свя­той”. Слу­чай­но встре­тив сво­их быв­ших това­ри­щей по воен­ной служ­бе, свя­той поки­нул пусты­ню и уда­лил­ся в Кон­ту­рий­ские горы. Лишь через 12 лет подвиж­ни­че­ской жиз­ни отшель­ник при­нял мона­ше­ский постриг. Три года после постри­же­ния про­вел свя­той в затво­ре, опу­тан­ный вери­га­ми, после чего отпра­вил­ся в Хели­дон к вели­ко­му пост­ни­ку Геор­гию. Подвиж­ни­ки про­жи­ли вме­сте три года. За это вре­мя пре­по­доб­ный Иоан­ни­кий выучил всю Псал­тирь. Достиг­нув глу­бо­кой ста­ро­сти, свя­той Иоан­ни­кий посе­лил­ся в Анти­ди­е­вой оби­те­ли и про­был там в затво­ре до сво­ей кончины.

70 лет про­вел в подви­гах пре­по­доб­ный Иоан­ни­кий и достиг высо­ко­го духов­но­го совер­шен­ства. По мило­сти Божи­ей свя­той стя­жал дар про­ро­че­ства, как сви­де­тель­ство­вал уче­ник его Пахо­мий. Пре­по­доб­ный ста­рец во вре­мя молит­вы под­ни­мал­ся над зем­лей. Одна­жды пере­шел раз­лив­шу­ю­ся в поло­во­дье реку. Свя­той мог сам ста­но­вить­ся неви­ди­мым для людей и делать неви­ди­мы­ми дру­гих: так, одна­жды пре­по­доб­ный вывел из тем­ни­цы плен­ных гре­ков на гла­зах у мно­го­чис­лен­ной стра­жи. Яд и огонь, кото­ры­ми хоте­ли уни­что­жить свя­то­го завист­ни­ки, не при­чи­ня­ли ему вре­да, хищ­ные зве­ри не тро­га­ли его. Извест­но, что он осво­бо­дил ост­ров Фас от мно­же­ства змей. Пре­по­доб­ный Иоан­ни­кий так­же спас юную мона­хи­ню, гото­вую поки­нуть мона­стырь ради заму­же­ства; он взял на себя мучив­шую девуш­ку страсть, а сам постом и молит­вой уни­что­жил вра­же­ское нападение.

Пре­дузнав свою кон­чи­ну, свя­той ото­шел ко Гос­по­ду 4/​17 нояб­ря 846 года в воз­расте 94‑х лет.

Тро­парь, глас 8

Слез твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́, /​и, и́же из глу­би­ны́ воздыха́ньми, во сто трудо́в уплодоноси́л еси́, /​и был еси́ свети́льник вселе́нней, /​сия́я чуде­сы́, Иоанни́кие, о́тче наш: /​/​моли́ Хри­ста́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 8

Звез­да́ яви́лся еси́ всесве́тлая, в ми́ре просвеща́яй /​и су́щия во мра́це страсте́й облистава́яй, /​врач же крепча́йший яви́лся еси́, /​но я́ко прия́л еси́ благода́ть исцеле́ний, /​прося́щим тя пода́ждь исцеле́ние, да зове́м: /​/​ра́дуйся, о́тче Иоанни́кие.

Вели­ча­ние

Ублажа́ем тя, /​преподо́бие о́тче Иоанни́кие, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​наста́вниче мона́хов /​/​и собесе́дниче а́нгелов.

Молит­ва пре­по­доб­но­му Иоан­ни­кию Великому

О свя­щен­ная гла­во, пре­по­добне отче, преб­ла­женне авво Иоанни́кие, не забу­ди убо­гих тво­их до кон­ца, но поми­най нас все­гда во свя­тых и бла­го­при­ят­ных молит­вах к Богу: помя­ни ста­до твое, еже сам упасл еси, и не забу­ди посе­ща­ти чад тво­их моли за ны, отче свя­щен­ный, за дети твоя духов­ныя, яко име­яй дерз­но­ве­ние к Небес­но­му Царю: не пре­мол­чи за ны ко Гос­по­ду, и не пре­зри нас, верою и любо­вию чту­щих тя: поми­най нас недо­стой­ных у Пре­сто­ла Все­дер­жи­те­ле­ва, и не пре­стай моля­ся о нас ко Хри­сту Богу, ибо дана тебе бысть бла­го­дать за ны моли­ти­ся. Не мним бо тя суща мерт­ва: аще бо телом и пре­ста­вил­ся еси от нас, но и по смер­ти жив сый пре­бы­ва­е­ши, не отсту­пай от нас духом, сохра­няя нас от стрел вра­жи­их и вся­кия пре­ле­сти бесов­ския и коз­ней диа­воль­ских, пас­ты­рю наш доб­рый. Аще бо и мощей тво­их рака пред очи­ма наши­ма види­ма есть все­гда, но свя­тая твоя душа со ангель­ски­ми воин­ст­вы, со без­п­лот­ны­ми лики, с небес­ны­ми сила­ми, у пре­сто­ла Все­дер­жи­те­ле­ва пред­сто­я­щи, достой­но весе­лит­ся, веду­ще убо тя воис­ти­ну и по смер­ти жива суща, тебе при­па­да­ем и тебе молим­ся: моли­ся о нас Все­силь­но­му Богу, о поль­зе душ наших, и испро­си нам вре­мя на пока­я­ние, да невоз­бран­но прейдем от зем­ли на небо, от мытарств же горь­ких, бесов воз­душ­ных кня­зей и от веч­ныя муки да изба­вим­ся, и Небес­на­го Цар­ствия наслед­ни­цы да будем со все­ми пра­вед­ны­ми, от века уго­див­ши­ми Гос­по­ду наше­му Иису­су Хри­сту: Ему же подо­ба­ет вся­кая сла­ва, честь и покло­не­ние, со Без­на­чаль­ным Его Отцем, и с Пре­свя­тым и Бла­гим и Живо­тво­ря­щим Его Духом, ныне и прис­но, и во веки веков. Аминь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Сщмчч. Никанд­ра, еп. Мир­ско­го, и Ермея пре­св. (I) Блж. Симо­на, Хри­ста ради юрод., Юрье­вец­ко­го (1584). Прп. Мер­ку­рия Печер­ско­го, в Дальн. пещ. (XIV) Св. свя­щен­но­и­но­ка Гри­го­рия. Прп. Никанд­ра Город­но­е­зер­ско­го (XVI). Сщисп. Нико­лая Вино­гра­до­ва пре­св. (1931) Прмц. Евге­нии (Лысо­вой) мон. (1935) Сщмч. Алек­сандра Пет­ро­пав­лов­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Исма­и­ла Бази­лев­ско­го пре­св. (1941).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму