17 фев­ра­ля. Свя­той бла­го­вер­ный князь Геор­гий (Юрий) Все­во­ло­до­вич Владимирский
Свя­той бла­го­вер­ный князь Геор­гий родил­ся в 1187 или 1189 году в семье бла­го­вер­ных вели­ко­го кня­зя Все­во­ло­да III Боль­шое Гнез­до и кня­ги­ни Марии Шварновны. В 1208 или 1209 году наго­ло­ву раз­бил у реки Дрозд­ны (веро­ят­но, Трост­ны) рязан­ских…

Свя­той бла­го­вер­ный князь Геор­гий родил­ся в 1187 или 1189 году в семье бла­го­вер­ных вели­ко­го кня­зя Все­во­ло­да III Боль­шое Гнез­до и кня­ги­ни Марии Шварновны.

В 1208 или 1209 году наго­ло­ву раз­бил у реки Дрозд­ны (веро­ят­но, Трост­ны) рязан­ских кня­зей, опу­сто­шав­ших при­мос­ков­ские места.

Князь Все­во­лод III († в 1212 г.) назна­чил себе пре­ем­ни­ком вто­ро­го сына, Геор­гия, а не стар­ше­го, Кон­стан­ти­на, за то, что послед­ний не хотел взять Вла­ди­ми­ра без люби­мо­го им Росто­ва. Меж­ду стар­ши­ми бра­тья­ми воз­го­ре­лась борь­ба, в кото­рой при­ня­ли уча­стие и млад­шие бра­тья. На сто­ро­ну Кон­стан­ти­на стал Мсти­слав Уда­лой. Геор­гий и его млад­шие бра­тья потер­пе­ли в 1216 году силь­ное пора­же­ние при Липи­цах. Сдав побе­ди­те­лям Вла­ди­мир и заклю­чив с ними мир, он уехал в дан­ный ему Горо­дец на Вол­ге. В сле­ду­ю­щем году Кон­стан­тин позвал его к себе, дал ему Суз­даль и, остав­ляя Ростов­скую область в наслед­ствен­ное досто­я­ние сво­е­му потом­ству, назна­чил Геор­гия сво­им пре­ем­ни­ком на вели­ко­кня­же­ском сто­ле. В 1219 г. Кон­стан­тин умер, и Геор­гий сел во Владимире.

Забо­тясь о без­опас­но­сти севе­ро-восточ­ных пре­де­лов вели­ко­го кня­же­ства, Геор­гий удач­но вое­вал с бол­га­ра­ми и в 1221 г. зало­жил Ниж­ний Нов­го­род как оплот от ино­род­че­ских набе­гов. В том же году он послал к нов­го­род­цам по прось­бе их сына Все­во­ло­да, затем бра­тьев сво­их Яро­сла­ва и Свя­то­сла­ва. Кня­зьям, собрав­шим рать про­тив татар, Геор­гий послал толь­ко неболь­шой вспо­мо­га­тель­ный отряд, кото­рый не поспел ко вре­ме­ни бит­вы на реке Кал­ке и с доро­ги воро­тил­ся домой. В 1224 г. Геор­гий угро­жал вой­ной нов­го­род­цам и дошел до Торж­ка, но отсту­пил, когда Нов­го­род при­нял в кня­зья шури­на Геор­гия, Миха­и­ла Чер­ни­гов­ско­го. В 1228 г. Геор­гий с успе­хом ходил на Мордву.

В кон­це 1237 г. к Геор­гию посла­ны были Баты­ем послы с тре­бо­ва­ни­ем дани; затем рязан­ские кня­зья обра­ти­лись к нему с прось­бой о помо­щи про­тив татар. Помо­щи рязан­цам Геор­гий не дал, ибо хотел “сам особь брань ство­ри­ти”. Опу­сто­шив Рязан­скую зем­лю, тата­ры раз­би­ли у Колом­ны вла­ди­мир­скую рать под началь­ством сына Геор­гия, Все­во­ло­да, взя­ли Моск­ву, забра­ли в плен дру­го­го сына Геор­гия, Вла­ди­ми­ра, и 7 фев­ра­ля под­сту­пи­ли к сто­ли­це. Оста­вив во Вла­ди­ми­ре сыно­вей Все­во­ло­да и Мсти­сла­ва, Геор­гий ушел с пле­мян­ни­ка­ми в Яро­слав­скую область. Там он рас­по­ло­жил­ся на бере­гах реки Сити и начал соби­рать вой­ско про­тив татар. Послед­ние, пре­дав Вла­ди­мир огню и мечу, пошли далее на север. 4 мар­та 1238 г. про­изо­шел нерав­ный бой, в кото­ром Геор­гий и сло­жил свою голову.

Через неко­то­рое вре­мя после бит­вы воз­вра­щал­ся с Бело­озе­ра к сво­ей пастве Ростов­ский епи­скоп Кирилл II. Его путь лежал через поле бра­ни. Сре­ди пав­ших вои­нов он по одеж­дам узнал обез­глав­лен­ное тело вели­ко­го кня­зя. С бла­го­го­ве­ни­ем он взял его и пере­нес в Ростов. Там, при вели­ком пла­че все­го наро­да, похо­ро­нил его в собор­ном, хра­ме. Через неко­то­рое вре­мя была най­де­на и чест­ная гла­ва вели­ко­го кня­зя, кото­рая была при­ло­же­на к телу. Через два года гроб с телом бла­го­вер­но­го кня­зя Геор­гия с боль­шой тор­же­ствен­но­стью был пере­не­сен во Вла­ди­мир­ский Успен­ский собор.

В 1645 году состо­я­лось цер­ков­ное про­слав­ле­ние свя­то­го бла­го­вер­но­го кня­зя Геор­гия Всеволодовича.

Тро­парь, глас 8

На высо­те́ вели́ка­го кня­же́­ния седя́, /​яви́л­ся еси́, бла­го­че́­сти­ем и ве́рою сия́я оте́­че­ству сво­е­му́, я́ко со́лн­це; /​по Свя­те́й Тро́и­це ре́в­но­стию раз­же́г­ся /​и за ве́­ру кре́п­ко постра­да́в, кровь тво­ю́ про­ли­я́л еси́. /​Тем и отсе́­че­ная тво­я́ за Хри­ста́ гла­ва́ сви­де́­тель­ству­ет я́ве о тебе́, /​при­ле́п­шая по сме́р­ти к теле­си́ тво­е­му́, /​с не́­ю­же и до днесь нетле́н­ны пре­бы­ва́­ют мо́­щи тво­я́, /​от ни́х­же исто­ча́е­ши исце­ле́­ния душа́м и теле­се́м на́­шим. /​Но я́ко дерз­но­ве́­ние име́я ко Хри­сту́, стра­сто­те́рп­че Гео́р­гие, /​непре­ста́н­но моли́ дер­жа́ву тво­ю́ и сро́д­ник тво­и́х /​/​без­вре́д­ну сохра­ни́ти моли́тва­ми твои́ми.

Кондак, глас 8

Хри­сто́ве сме́р­ти подо́­бя­ся /​и Того́ испи́ти ча́­шу воз­же­ле́в, я́ко Живо­та́, /​за Него́­же му́­же­ски под­ви­за­́л­ся еси́, пре­зре́в зем­но­е́ ца́р­ство, /​от без­бо́ж­ных ва́р­вар постра­да́в до сме́р­ти, /​Гео́р­гие Бого­му́д­ре. /​/​Тем моли́, спа­сти́­ся ве́р­ным лю́­дем моли́тва­ми твои́ми.

Вели­ча­ние

Вели­ча́ем тя, /​бла­го­ве́р­ный вели́кий кня́­же Гео́р­гие, /​и чтим свя­ту́ю па́­мять тво­ю́, /​ты бо мо́­ли­ши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́­га на́шего.

Молит­ва бла­го­вер­но­му вели­ко­му кня­зю Геор­гию Все­во­ло­до­ви­чу Владимирскому

О бого­из­бра́н­ный чудо­тво́р­че, пре­сла́в­ный уго́д­ни­че Хри­сто́в, Це́ркве Пра­во­сла́в­ныя побо́р­ни­че, Ца́р­ства Рос­си́й­ска­го защи́т­ни­че, вели́кий кня́­же Гео́р­гие! Пре­кло́нь­ше коле́­на, мо́­лим тя: при­́зри на ны гре́ш­ныя, при­бе­га́­ю­щия к тво­е­му́ заступле́­нию, услы­́­ши сие́ ма́­лое моле́­ние на́­ше и те́п­лым тво­и́м пред­ста́­тель­ством умо­ли́ ми́­ло­сти­ва­го Бо́­га, Ему́­же пред­сто­и́­ши с ли́ки А́н­гел и со все­́­ми свя­ты­́­ми, да сохра­ни́т нас в еди­не́­нии Пра­во­сла́в­ныя Це́ркве и утвер­ди́т в серд­ца­́х на́­ших дух пра́­выя ве́­ры и бла­го­че́­стия, и изба́вит нас от вся́ка­го зла́­го иску­ше́­ния. По вели́­цей люб­ви́ тво­е́й, е́ю­же бли́ж­ния тво­я́ воз­лю­би́л еси́, испро­си́ у все­ще́дра­го Го́с­по­да Оте́­че­ству тво­е­му́, и на́­ше­му ку́п­но, мир и бла­го­устро­е́­ние; всем же нам, недо­сто́й­ным, усе́рд­но к тебе́ при­па́­да­ю­щим, бого­уго́д­ное и без­мя­те́ж­ное жити­е́. О свя­ты­́й засту́п­ни­че наш, не оста́ви нас сла́­бых и без­по́­мощ­ных, моли́­ся за ны ко Го́с­по­ду и Пре­чи́­стей Вла­ды­́­чи­це Бого­ро́­ди­це, подви́­г­ни с собо́ю на моли́тву о нас бого­п­ро­сла́в­лен­ныя сро́д­ни­ки тво­я́, свя­ты­́я кня́­зи Андре́я и Гле́­ба, с ни́­ми­же вку́­пе зде на зем­ли́ нетле́н­ны­ми моща́­ми почи­ва́е­ши и на Небе­си́, у Пре­сто́­ла Царя́ Небе́с­но­го пред­сто­и́­ши, да да́ру­ет Он все­ще́д­рый вся нам, я́же к по́ль­зе вре́­мен­ней и ве́ч­ней потре́б­ная; да не воз­да́ст нам по дело́м на́­шим, но по неиз­ре­че́н­но­му чело­ве­ко­лю́­бию Сво­е­му́ про­сти́т согре­ше́­ния на́­ша, да изба́вит нас от вся́кия ну́ж­ды и печа́­ли, ско́р­би и боле́з­ни; да нис­по­сле́т нам бла­го́е наме́ре­ние и си́­лу под­ви­за­́ти­ся в исправ­ле́­нии жити­я́ на́­ше­го, и в бу́­ду­щем ве́­це да спо­до́­бит нас вни́ти в Ца́р­ствие Небе́с­ное и сла́ви­ти все­свя­то́е и́мя Отца́ и Сы́­на и Свя­та́­го Ду́­ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Попраздн­ство Сре­те­ния Гос­под­ня. Прп. Иси­до­ра Пелу­си­от­ско­го (ок. 436 – 440). Прп. Кирил­ла Ново­е­зер­ско­го (1532). Мч. Иадо­ра (ок. 249 – 251). Свт. Иоан­на, епи­ско­па Ири­но­поль­ско­го (после 325). Сщмч. Авра­амия, еп. Арвиль­ско­го (ок. 344 – 347). Прпп. Иаси­ма чудо­твор­ца; Нико­лая испо­вед­ни­ка, иг. Сту­дий­ско­го (868). Мч. Ева­грия. Прп. Шио Мгвим­ско­го, Гру­зин­ско­го. Прпп. Авра­амия и Коприя Печенг­ских, Воло­год­ских (XV). Мчч. Фео­к­ти­ста, Фала­лея, Иоси­фа Алеппско­го (1686). Сщмч. Мефо­дия, еп. Пет­ро­пав­лов­ско­го (1921). Сщмчч. Алек­сандра (Соко­ло­ва), Алек­сандра (Манев­ри­на), Алек­сия (Шаро­ва), Евста­фия (Соколь­ско­го), Иоан­на (Алеш­ков­ско­го), Иоан­на (Арт­оболь­ско­го), Нико­лая (Кан­да­у­ро­ва), Сер­гия (Соло­вье­ва), Фео­до­ра (Боб­ко­ва), Арка­дия, Бори­са, Миха­и­ла, Нико­лая, Алек­сия, Андрея, Димит­рия, Иоан­на, Пет­ра пре­сви­те­ров. Прп­мч. Сера­фи­ма, прп­пмцц. Рафа­и­лы, Анны, Ека­те­ри­ны и мчч. Иоан­на (Шува­ло­ва), Воси­лия, Димит­рия и Фео­до­ра (1938); сщмч. Нико­лая (Поспе­ло­ва) про­то­и­е­рея (1938).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму