17 фев­ра­ля. Свя­той бла­го­вер­ный князь Геор­гий (Юрий) Все­во­ло­до­вич Владимирский
Свя­той бла­го­вер­ный князь Геор­гий родил­ся в 1187 или 1189 году в семье бла­го­вер­ных вели­ко­го кня­зя Все­во­ло­да III Боль­шое Гнез­до и кня­ги­ни Марии Шварновны. В 1208 или 1209 году наго­ло­ву раз­бил у реки Дрозд­ны (веро­ят­но, Трост­ны) рязан­ских…

Свя­той бла­го­вер­ный князь Геор­гий родил­ся в 1187 или 1189 году в семье бла­го­вер­ных вели­ко­го кня­зя Все­во­ло­да III Боль­шое Гнез­до и кня­ги­ни Марии Шварновны.

В 1208 или 1209 году наго­ло­ву раз­бил у реки Дрозд­ны (веро­ят­но, Трост­ны) рязан­ских кня­зей, опу­сто­шав­ших при­мос­ков­ские места.

Князь Все­во­лод III († в 1212 г.) назна­чил себе пре­ем­ни­ком вто­ро­го сына, Геор­гия, а не стар­ше­го, Кон­стан­ти­на, за то, что послед­ний не хотел взять Вла­ди­ми­ра без люби­мо­го им Росто­ва. Меж­ду стар­ши­ми бра­тья­ми воз­го­ре­лась борь­ба, в кото­рой при­ня­ли уча­стие и млад­шие бра­тья. На сто­ро­ну Кон­стан­ти­на стал Мсти­слав Уда­лой. Геор­гий и его млад­шие бра­тья потер­пе­ли в 1216 году силь­ное пора­же­ние при Липи­цах. Сдав побе­ди­те­лям Вла­ди­мир и заклю­чив с ними мир, он уехал в дан­ный ему Горо­дец на Вол­ге. В сле­ду­ю­щем году Кон­стан­тин позвал его к себе, дал ему Суз­даль и, остав­ляя Ростов­скую область в наслед­ствен­ное досто­я­ние сво­е­му потом­ству, назна­чил Геор­гия сво­им пре­ем­ни­ком на вели­ко­кня­же­ском сто­ле. В 1219 г. Кон­стан­тин умер, и Геор­гий сел во Владимире.

Забо­тясь о без­опас­но­сти севе­ро-восточ­ных пре­де­лов вели­ко­го кня­же­ства, Геор­гий удач­но вое­вал с бол­га­ра­ми и в 1221 г. зало­жил Ниж­ний Нов­го­род как оплот от ино­род­че­ских набе­гов. В том же году он послал к нов­го­род­цам по прось­бе их сына Все­во­ло­да, затем бра­тьев сво­их Яро­сла­ва и Свя­то­сла­ва. Кня­зьям, собрав­шим рать про­тив татар, Геор­гий послал толь­ко неболь­шой вспо­мо­га­тель­ный отряд, кото­рый не поспел ко вре­ме­ни бит­вы на реке Кал­ке и с доро­ги воро­тил­ся домой. В 1224 г. Геор­гий угро­жал вой­ной нов­го­род­цам и дошел до Торж­ка, но отсту­пил, когда Нов­го­род при­нял в кня­зья шури­на Геор­гия, Миха­и­ла Чер­ни­гов­ско­го. В 1228 г. Геор­гий с успе­хом ходил на Мордву.

В кон­це 1237 г. к Геор­гию посла­ны были Баты­ем послы с тре­бо­ва­ни­ем дани; затем рязан­ские кня­зья обра­ти­лись к нему с прось­бой о помо­щи про­тив татар. Помо­щи рязан­цам Геор­гий не дал, ибо хотел “сам особь брань ство­ри­ти”. Опу­сто­шив Рязан­скую зем­лю, тата­ры раз­би­ли у Колом­ны вла­ди­мир­скую рать под началь­ством сына Геор­гия, Все­во­ло­да, взя­ли Моск­ву, забра­ли в плен дру­го­го сына Геор­гия, Вла­ди­ми­ра, и 7 фев­ра­ля под­сту­пи­ли к сто­ли­це. Оста­вив во Вла­ди­ми­ре сыно­вей Все­во­ло­да и Мсти­сла­ва, Геор­гий ушел с пле­мян­ни­ка­ми в Яро­слав­скую область. Там он рас­по­ло­жил­ся на бере­гах реки Сити и начал соби­рать вой­ско про­тив татар. Послед­ние, пре­дав Вла­ди­мир огню и мечу, пошли далее на север. 4 мар­та 1238 г. про­изо­шел нерав­ный бой, в кото­ром Геор­гий и сло­жил свою голову.

Через неко­то­рое вре­мя после бит­вы воз­вра­щал­ся с Бело­озе­ра к сво­ей пастве Ростов­ский епи­скоп Кирилл II. Его путь лежал через поле бра­ни. Сре­ди пав­ших вои­нов он по одеж­дам узнал обез­глав­лен­ное тело вели­ко­го кня­зя. С бла­го­го­ве­ни­ем он взял его и пере­нес в Ростов. Там, при вели­ком пла­че все­го наро­да, похо­ро­нил его в собор­ном, хра­ме. Через неко­то­рое вре­мя была най­де­на и чест­ная гла­ва вели­ко­го кня­зя, кото­рая была при­ло­же­на к телу. Через два года гроб с телом бла­го­вер­но­го кня­зя Геор­гия с боль­шой тор­же­ствен­но­стью был пере­не­сен во Вла­ди­мир­ский Успен­ский собор.

В 1645 году состо­я­лось цер­ков­ное про­слав­ле­ние свя­то­го бла­го­вер­но­го кня­зя Геор­гия Всеволодовича.

Тро­парь, глас 8

На высо­те́ вели́каго княже́ния седя́, /​яви́лся еси́, благоче́стием и ве́рою сия́я оте́честву сво­е­му́, я́ко со́лнце; /​по Святе́й Тро́ице ре́вностию разже́гся /​и за ве́ру кре́пко пострада́в, кровь твою́ пролия́л еси́. /​Тем и отсе́ченая твоя́ за Хри­ста́ гла­ва́ свиде́тельствует я́ве о тебе́, /​приле́пшая по сме́рти к теле­си́ тво­е­му́, /​с не́юже и до днесь нетле́нны пребыва́ют мо́щи твоя́, /​от ни́хже источа́еши исцеле́ния душа́м и телесе́м на́шим. /​Но я́ко дерзнове́ние име́я ко Хри­сту́, страстоте́рпче Гео́ргие, /​непреста́нно моли́ держа́ву твою́ и сро́дник твои́х /​/​безвре́дну сохрани́ти моли́твами твои́ми.

Кондак, глас 8

Христо́ве сме́рти подо́бяся /​и Того́ испи́ти ча́шу возжеле́в, я́ко Живо­та́, /​за Него́же му́жески подвиза́лся еси́, презре́в зем­ное́ ца́рство, /​от безбо́жных ва́рвар пострада́в до сме́рти, /​Гео́ргие Богому́дре. /​/​Тем моли́, спасти́ся ве́рным лю́дем моли́твами твои́ми.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​благове́рный вели́кий кня́же Гео́ргие, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

Молит­ва бла­го­вер­но­му вели­ко­му кня­зю Геор­гию Все­во­ло­до­ви­чу Владимирскому

О богоизбра́нный чудотво́рче, пресла́вный уго́дниче Христо́в, Це́ркве Правосла́вныя побо́рниче, Ца́рства Росси́йскаго защи́тниче, вели́кий кня́же Гео́ргие! Прекло́ньше коле́на, мо́лим тя: при́зри на ны гре́шныя, прибега́ющия к тво­е­му́ заступле́нию, услы́ши сие́ ма́лое моле́ние на́ше и те́плым твои́м предста́тельством умо­ли́ ми́лостиваго Бо́га, Ему́же предстои́ши с ли́ки А́нгел и со все́ми святы́ми, да сохрани́т нас в едине́нии Правосла́вныя Це́ркве и утверди́т в сердца́х на́ших дух пра́выя ве́ры и благоче́стия, и изба́вит нас от вся́каго зла́го искуше́ния. По вели́цей люб­ви́ твое́й, е́юже бли́жния твоя́ возлюби́л еси́, испро­си́ у всеще́драго Го́спода Оте́честву тво­е­му́, и на́шему ку́пно, мир и благоустрое́ние; всем же нам, недосто́йным, усе́рдно к тебе́ припа́дающим, богоуго́дное и безмяте́жное житие́. О святы́й засту́пниче наш, не оста́ви нас сла́бых и безпо́мощных, моли́ся за ны ко Го́споду и Пречи́стей Влады́чице Богоро́дице, подви́гни с собо́ю на моли́тву о нас богопросла́вленныя сро́дники твоя́, святы́я кня́зи Андре́я и Гле́ба, с ни́миже вку́пе зде на зем­ли́ нетле́нными моща́ми почива́еши и на Небе­си́, у Престо́ла Царя́ Небе́сного предстои́ши, да да́рует Он всеще́дрый вся нам, я́же к по́льзе вре́менней и ве́чней потре́бная; да не возда́ст нам по дело́м на́шим, но по неизрече́нному человеколю́бию Сво­е­му́ прости́т согреше́ния на́ша, да изба́вит нас от вся́кия ну́жды и печа́ли, ско́рби и боле́зни; да ниспосле́т нам благо́е наме́рение и си́лу подвиза́тися в исправле́нии жития́ на́шего, и в бу́дущем ве́це да сподо́бит нас вни́ти в Ца́рствие Небе́сное и сла́вити всесвято́е и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Попраздн­ство Сре­те­ния Гос­под­ня. Прп. Иси­до­ра Пелу­си­от­ско­го (ок. 436 – 440). Прп. Кирил­ла Ново­е­зер­ско­го (1532). Мч. Иадо­ра (ок. 249 – 251). Свт. Иоан­на, епи­ско­па Ири­но­поль­ско­го (после 325). Сщмч. Авра­амия, еп. Арвиль­ско­го (ок. 344 – 347). Прпп. Иаси­ма чудо­твор­ца; Нико­лая испо­вед­ни­ка, иг. Сту­дий­ско­го (868). Мч. Ева­грия. Прп. Шио Мгвим­ско­го, Гру­зин­ско­го. Прпп. Авра­амия и Коприя Печенг­ских, Воло­год­ских (XV). Мчч. Фео­к­ти­ста, Фала­лея, Иоси­фа Алеппско­го (1686). Сщмч. Мефо­дия, еп. Пет­ро­пав­лов­ско­го (1921). Сщмчч. Алек­сандра (Соко­ло­ва), Алек­сандра (Манев­ри­на), Алек­сия (Шаро­ва), Евста­фия (Соколь­ско­го), Иоан­на (Алеш­ков­ско­го), Иоан­на (Арт­оболь­ско­го), Нико­лая (Кан­да­у­ро­ва), Сер­гия (Соло­вье­ва), Фео­до­ра (Боб­ко­ва), Арка­дия, Бори­са, Миха­и­ла, Нико­лая, Алек­сия, Андрея, Димит­рия, Иоан­на, Пет­ра пре­сви­те­ров. Прп­мч. Сера­фи­ма, прп­пмцц. Рафа­и­лы, Анны, Ека­те­ри­ны и мчч. Иоан­на (Шува­ло­ва), Воси­лия, Димит­рия и Фео­до­ра (1938); сщмч. Нико­лая (Поспе­ло­ва) про­то­и­е­рея (1938).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму