Преподобный Кирилл Новоезерский родился в благочестивой семье. Господь уже во чреве матери отметил его избранничество. Однажды, когда мать Кирилла, носившая сына под сердцем, молилась в храме за Божественной литургией, младенец трижды – при чтении Евангелия, при пении Херувимской и в момент пресуществления Святых Даров – возгласил во чреве ее.
С детства полюбил преподобный уединение и молитву, мечтал об иноческой жизни. Пятнадцатилетний Кирилл тайно ушел из дома, чтобы поступить в Псково-Печерскую обитель.
Настоятель монастыря – преподобный Корнилий (память 20 февраля) прозорливым оком увидел явленную на отроке благодать. Он много наставлял его и облек в иноческий образ с именем Кирилл. Пятнадцатилетний инок удивлял братию своими подвигами: постом и молитвой изнурял плоть, ревностно исполнял послушания, день и ночь готов был учиться Слову Божию; уже тогда помышлял окончить дни свои в пустыне, в уединении.
Однажды к родителям отрока, которые оплакивали его как умершего, пришел старец из монастыря преподобного Корнилия и рассказал им о сыне и его жизни в обители. Радостная весть еще более утвердила мать Кирилла в любви Божией. Уговорив мужа отнести в обитель часть ее имения, она оставила мир, приняла иноческий образ с именем Елена и вскоре тихо скончалась.
Отец преподобного пришел в обитель, и игумен Корнилий повелел Кириллу увидеться с ним. Смутился инок, но, не смея ослушаться настоятеля, пал к ногам родителя, моля о прощении за то, что тайно ушел из дома. Отец с любовью простил Кирилла и навсегда остался в обители. Преподобный Корнилий нарек ему в иночестве имя Варсонофий и отдал на обучение сыну. Через три года он мирно преставился.
Однажды на молитве преподобному Кириллу было явление Небесного света, указавшего место, где он должен основать обитель. Немедленно отправился он в путь и, дойдя до Тихвинского монастыря Богоматери, провел в нем три дня и три ночи в непрестанной молитве к Пречистой Владычице. Во сне явилась ему Матерь Божия. Одобряя его, Она сказала: “Угодник Пресвятой Троицы, раб мой, Кирилл, пойди на восточную страну к Белоозеру, и явит тебе Господь и Сын Мой место упокоения для твоей старости”. С умиленными слезами от чудного видения пошел преподобный к Белоозеру. На озере увидел он небольшой остров, от которого восходил огненный столп на небо. Там под высокой многовековой елью блаженный Кирилл устроил шалаш и затем построил две келии: одну для себя, другую для будущей братии; отшельник соорудил две малые церкви в честь Воскресения Христова и Богоматери Одигитрии. Много искушений испытал он тут от врагов невидимых и от досужих людей, иногда забредавших к святому, но все преодолевал он мужественным терпением и постоянной молитвой. Весть о его святой жизни распространялась повсюду, и собралась к нему братия.
Господь сподобил Своего угодника и дара провидения. Предчувствуя свою кончину, преподобный призвал братию. Со слезами умиления в последний раз поучал святой своих духовных чад, пока не замер его голос. Долго безмолвствовал он, но вдруг горько-горько зарыдал. “Отхожу я ко Господу в жизнь вечную; вас же предаю Богу и Слову благодати Его, дающему наследие и освещение всем. Оно да поможет вам. Умоляю вас, не изнемогайте в постах и молитвах, соблюдая себя от наветов вражьих, и не презрит Господь смирения вашего по Своему неизреченному милосердию”.
Сказав это, блаженный дал последнее целование братии, причастился Святых Божественных Таин, осенил себя крестным знамением и со словами “Слава Богу за все!” предал Ему чистую свою душу 4 февраля 1532 года.
Тропарь, глас 8
Бо́жиим Ду́хом подвиза́емь, /слез твои́х ту́чами изсо́хшее напои́л еси́, /и безпло́тное в пусты́ни житие́ показа́л еси́, /и е́же из глубины́ се́рдца бо́дренными моли́твами и посто́м /благодея́ния труды́ уплодоноси́л еси́, /и вселе́нную всю просвети́л еси́ сия́нием чуде́с твои́х, /о́тче наш Кири́лле. //Моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак, глас 8
Взбра́нному и кре́пкому адама́нту, /прогони́телю бесо́в, но́вому чудотво́рцу /победи́тельная, страсте́й злых свободи́вшеся, /благода́рственная воспису́ем ти, о́тче наш Кири́лле. /Но я́ко име́я дерзнове́ние у престо́ла Христо́ва, /ве́рою чту́щих тя, град же и лю́ди, моли́твою твое́ю сохраня́й, //ты бо еси ста́ду твоему́ похвала́ и утвержде́ние.
Величание
Ублажа́ем тя, /преподо́бне о́тче Кири́лле, /и чтим святу́ю па́мять твою́, /наста́вниче мона́хов /и собесе́дниче а́нгелов.
О свяще́нная главо́, преподо́бне и Богоно́сне о́тче Кири́лле! Припа́даем к тебе́ с ве́рою и любо́вию, и про́сим тя, Небе́снаго засту́пника на́шего: яви́ ве́лие милосе́рдие твое́ нам, смире́нным и гре́шным, и проле́й те́плыя моли́твы твоя́ о нас ко Го́споду Бо́гу. Сво́йственно есть тебе́ благосе́рдие, свя́тче Бо́жий, и́бо, живу́щу ти на земли́, еди́но бысть у тебе́ попече́ние, е́же спаса́ти от поги́бели ду́ши челове́ческия, и вся твоя́ жизнь свята́я зерца́ло до́брых дел яви́ся, о ни́хже прославля́шеся в тебе́ Оте́ц Небе́сный. К Тому́ ве́лие дерзнове́ние стяжа́в, испроси́ нам у бла́гости Его́ ве́ру пра́вую, благоче́стие нелицеме́рное, покая́ние и́стинное, братолю́бие соверше́нное и преуспея́ние во всех благи́х де́лех. Исхода́тайствуй нам здра́вие душе́вное и теле́сное, земли́ плодоно́сие, возду́ха благорастворе́ние, ми́рное и безмяте́жное житие́, непосты́дную христиа́нскую кончи́ну и до́брый отве́т на стра́шнем Суде́ Христо́ве. Сохрани́ Це́рковь святу́ю и держа́ву Росси́йскую от бра́ней и нестрое́ний. Огради́ оби́тель твою́ честну́ю от вся́каго зла, и вся правове́рныя лю́ди, к тебе́ приходя́щия и моще́м твои́м покланя́ющияся, осени́ Небе́сным твои́м благослове́нием, и вся проше́ния их во бла́го испо́лни. Ей, о́тче, не пре́зри моли́тв на́ших, со умиле́нием тебе́ возноси́мых, но бу́ди о нас те́плый предста́тель ко Го́споду, и сподо́би нас по́мощию твое́ю спасе́ние ве́чное получи́ти и Ца́рствие Небе́сное унасле́довати, да славосло́вим ве́лия щедро́ты и неизрече́нныя ми́лости Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, в Тро́ице покланя́емаго Бо́га, и твое́ оте́ческое заступле́ние, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Попразднство Сретения Господня. Прп. Исидора Пелусиотского (ок. 436 – 440). Блгв. вел. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича Владимирского (1238). Мч. Иадора (ок. 249 – 251). Свт. Иоанна, епископа Иринопольского (после 325). Сщмч. Авраамия, еп. Арвильского (ок. 344 – 347). Прпп. Иасима чудотворца; Николая исповедника, иг. Студийского (868). Мч. Евагрия. Прп. Шио Мгвимского, Грузинского. Прпп. Авраамия и Коприя Печенгских, Вологодских (XV). Мчч. Феоктиста, Фалалея, Иосифа Алеппского (1686). Сщмч. Мефодия, еп. Петропавловского (1921). Сщмчч. Александра (Соколова), Александра (Маневрина), Алексия (Шарова), Евстафия (Сокольского), Иоанна (Алешковского), Иоанна (Артобольского), Николая (Кандаурова), Сергия (Соловьева), Феодора (Бобкова), Аркадия, Бориса, Михаила, Николая, Алексия, Андрея, Димитрия, Иоанна, Петра пресвитеров. Прпмч. Серафима, прппмцц. Рафаилы, Анны, Екатерины и мчч. Иоанна (Шувалова), Восилия, Димитрия и Феодора (1938); сщмч. Николая (Поспелова) протоиерея (1938).