17 фев­ра­ля. Пре­по­доб­ный Кирилл Новоезерский
Пре­по­доб­ный Кирилл Ново­е­зер­ский родил­ся в бла­го­че­сти­вой семье. Гос­подь уже во чре­ве мате­ри отме­тил его избран­ни­че­ство. Одна­жды, когда мать Кирил­ла, носив­шая сына под серд­цем, моли­лась в хра­ме за Боже­ствен­ной литур­ги­ей, мла­де­нец три­жды – при чте­нии Еван­ге­лия, при…

Пре­по­доб­ный Кирилл Ново­е­зер­ский родил­ся в бла­го­че­сти­вой семье. Гос­подь уже во чре­ве мате­ри отме­тил его избран­ни­че­ство. Одна­жды, когда мать Кирил­ла, носив­шая сына под серд­цем, моли­лась в хра­ме за Боже­ствен­ной литур­ги­ей, мла­де­нец три­жды – при чте­нии Еван­ге­лия, при пении Херу­вим­ской и в момент пре­су­ществ­ле­ния Свя­тых Даров – воз­гла­сил во чре­ве ее.

С дет­ства полю­бил пре­по­доб­ный уеди­не­ние и молит­ву, меч­тал об ино­че­ской жиз­ни. Пят­на­дца­ти­лет­ний Кирилл тай­но ушел из дома, что­бы посту­пить в Пско­во-Печер­скую обитель.

Насто­я­тель мона­сты­ря – пре­по­доб­ный Кор­ни­лий (память 20 фев­ра­ля) про­зор­ли­вым оком уви­дел явлен­ную на отро­ке бла­го­дать. Он мно­го настав­лял его и облек в ино­че­ский образ с име­нем Кирилл. Пят­на­дца­ти­лет­ний инок удив­лял бра­тию сво­и­ми подви­га­ми: постом и молит­вой изну­рял плоть, рев­ност­но испол­нял послу­ша­ния, день и ночь готов был учить­ся Сло­ву Божию; уже тогда помыш­лял окон­чить дни свои в пустыне, в уединении.

Одна­жды к роди­те­лям отро­ка, кото­рые опла­ки­ва­ли его как умер­ше­го, при­шел ста­рец из мона­сты­ря пре­по­доб­но­го Кор­ни­лия и рас­ска­зал им о сыне и его жиз­ни в оби­те­ли. Радост­ная весть еще более утвер­ди­ла мать Кирил­ла в люб­ви Божи­ей. Уго­во­рив мужа отне­сти в оби­тель часть ее име­ния, она оста­ви­ла мир, при­ня­ла ино­че­ский образ с име­нем Еле­на и вско­ре тихо скончалась.

Отец пре­по­доб­но­го при­шел в оби­тель, и игу­мен Кор­ни­лий пове­лел Кирил­лу уви­деть­ся с ним. Сму­тил­ся инок, но, не смея ослу­шать­ся насто­я­те­ля, пал к ногам роди­те­ля, моля о про­ще­нии за то, что тай­но ушел из дома. Отец с любо­вью про­стил Кирил­ла и навсе­гда остал­ся в оби­те­ли. Пре­по­доб­ный Кор­ни­лий нарек ему в ино­че­стве имя Вар­со­но­фий и отдал на обу­че­ние сыну. Через три года он мир­но преставился.

Одна­жды на молит­ве пре­по­доб­но­му Кирил­лу было явле­ние Небес­но­го све­та, ука­зав­ше­го место, где он дол­жен осно­вать оби­тель. Немед­лен­но отпра­вил­ся он в путь и, дой­дя до Тих­вин­ско­го мона­сты­ря Бого­ма­те­ри, про­вел в нем три дня и три ночи в непре­стан­ной молит­ве к Пре­чи­стой Вла­ды­чи­це. Во сне яви­лась ему Матерь Божия. Одоб­ряя его, Она ска­за­ла: “Угод­ник Пре­свя­той Тро­и­цы, раб мой, Кирилл, пой­ди на восточ­ную стра­ну к Бело­озе­ру, и явит тебе Гос­подь и Сын Мой место упо­ко­е­ния для тво­ей ста­ро­сти”. С уми­лен­ны­ми сле­за­ми от чуд­но­го виде­ния пошел пре­по­доб­ный к Бело­озе­ру. На озе­ре уви­дел он неболь­шой ост­ров, от кото­ро­го вос­хо­дил огнен­ный столп на небо. Там под высо­кой мно­го­ве­ко­вой елью бла­жен­ный Кирилл устро­ил шалаш и затем постро­ил две келии: одну для себя, дру­гую для буду­щей бра­тии; отшель­ник соору­дил две малые церк­ви в честь Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва и Бого­ма­те­ри Оди­гит­рии. Мно­го иску­ше­ний испы­тал он тут от вра­гов неви­ди­мых и от досу­жих людей, ино­гда забре­дав­ших к свя­то­му, но все пре­одо­ле­вал он муже­ствен­ным тер­пе­ни­ем и посто­ян­ной молит­вой. Весть о его свя­той жиз­ни рас­про­стра­ня­лась повсю­ду, и собра­лась к нему братия.

Гос­подь спо­до­бил Сво­е­го угод­ни­ка и дара про­ви­де­ния. Пред­чув­ствуя свою кон­чи­ну, пре­по­доб­ный при­звал бра­тию. Со сле­за­ми уми­ле­ния в послед­ний раз поучал свя­той сво­их духов­ных чад, пока не замер его голос. Дол­го без­молв­ство­вал он, но вдруг горь­ко-горь­ко зары­дал. “Отхо­жу я ко Гос­по­ду в жизнь веч­ную; вас же пре­даю Богу и Сло­ву бла­го­да­ти Его, даю­ще­му насле­дие и осве­ще­ние всем. Оно да помо­жет вам. Умо­ляю вас, не изне­мо­гай­те в постах и молит­вах, соблю­дая себя от наве­тов вра­жьих, и не пре­зрит Гос­подь сми­ре­ния ваше­го по Сво­е­му неиз­ре­чен­но­му милосердию”.

Ска­зав это, бла­жен­ный дал послед­нее цело­ва­ние бра­тии, при­ча­стил­ся Свя­тых Боже­ствен­ных Таин, осе­нил себя крест­ным зна­ме­ни­ем и со сло­ва­ми “Сла­ва Богу за все!” пре­дал Ему чистую свою душу 4 фев­ра­ля 1532 года.

Тро­парь, глас 8

Бо́жиим Ду́хом подвиза́емь, /​слез твои́х ту́чами изсо́хшее напои́л еси́, /​и безпло́тное в пусты́ни житие́ показа́л еси́, /​и е́же из глу­би­ны́ се́рдца бо́дренными моли́твами и посто́м /​благодея́ния тру­ды́ уплодоноси́л еси́, /​и вселе́нную всю просвети́л еси́ сия́нием чуде́с твои́х, /​о́тче наш Кири́лле. /​/​Моли́ Хри­ста́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 8

Взбра́нному и кре́пкому адама́нту, /​прогони́телю бесо́в, но́вому чудотво́рцу /​победи́тельная, страсте́й злых свободи́вшеся, /​благода́рственная воспису́ем ти, о́тче наш Кири́лле. /​Но я́ко име́я дерзнове́ние у престо́ла Христо́ва, /​ве́рою чту́щих тя, град же и лю́ди, моли́твою твое́ю сохраня́й, /​/​ты бо еси ста́ду тво­е­му́ похва­ла́ и утвержде́ние.

Вели­ча­ние

Ублажа́ем тя, /​преподо́бне о́тче Кири́лле, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​наста́вниче мона́хов /​и собесе́дниче а́нгелов.

О свяще́нная гла­во́, преподо́бне и Богоно́сне о́тче Кири́лле! Припа́даем к тебе́ с ве́рою и любо́вию, и про́сим тя, Небе́снаго засту́пника на́шего: яви́ ве́лие милосе́рдие твое́ нам, смире́нным и гре́шным, и проле́й те́плыя моли́твы твоя́ о нас ко Го́споду Бо́гу. Сво́йственно есть тебе́ благосе́рдие, свя́тче Бо́жий, и́бо, живу́щу ти на зем­ли́, еди́но бысть у тебе́ попече́ние, е́же спаса́ти от поги́бели ду́ши челове́ческия, и вся твоя́ жизнь свята́я зерца́ло до́брых дел яви́ся, о ни́хже прославля́шеся в тебе́ Оте́ц Небе́сный. К Тому́ ве́лие дерзнове́ние стяжа́в, испро­си́ нам у бла́гости Его́ ве́ру пра́вую, благоче́стие нелицеме́рное, покая́ние и́стинное, братолю́бие соверше́нное и преуспея́ние во всех благи́х де́лех. Исхода́тайствуй нам здра́вие душе́вное и теле́сное, зем­ли́ плодоно́сие, возду́ха благорастворе́ние, ми́рное и безмяте́жное житие́, непосты́дную христиа́нскую кончи́ну и до́брый отве́т на стра́шнем Суде́ Христо́ве. Сохра­ни́ Це́рковь святу́ю и держа́ву Росси́йскую от бра́ней и нестрое́ний. Огра­ди́ оби́тель твою́ честну́ю от вся́каго зла, и вся правове́рныя лю́ди, к тебе́ приходя́щия и моще́м твои́м покланя́ющияся, осе­ни́ Небе́сным твои́м благослове́нием, и вся проше́ния их во бла́го испо́лни. Ей, о́тче, не пре́зри моли́тв на́ших, со умиле́нием тебе́ возноси́мых, но бу́ди о нас те́плый предста́тель ко Го́споду, и сподо́би нас по́мощию твое́ю спасе́ние ве́чное получи́ти и Ца́рствие Небе́сное унасле́довати, да славосло́вим ве́лия щедро́ты и неизрече́нныя ми́лости Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, в Тро́ице покланя́емаго Бо́га, и твое́ оте́ческое заступле́ние, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Попраздн­ство Сре­те­ния Гос­под­ня. Прп. Иси­до­ра Пелу­си­от­ско­го (ок. 436 – 440). Блгв. вел. кн. Геор­гия (Юрия) Все­во­ло­до­ви­ча Вла­ди­мир­ско­го (1238). Мч. Иадо­ра (ок. 249 – 251). Свт. Иоан­на, епи­ско­па Ири­но­поль­ско­го (после 325). Сщмч. Авра­амия, еп. Арвиль­ско­го (ок. 344 – 347). Прпп. Иаси­ма чудо­твор­ца; Нико­лая испо­вед­ни­ка, иг. Сту­дий­ско­го (868). Мч. Ева­грия. Прп. Шио Мгвим­ско­го, Гру­зин­ско­го. Прпп. Авра­амия и Коприя Печенг­ских, Воло­год­ских (XV). Мчч. Фео­к­ти­ста, Фала­лея, Иоси­фа Алеппско­го (1686). Сщмч. Мефо­дия, еп. Пет­ро­пав­лов­ско­го (1921). Сщмчч. Алек­сандра (Соко­ло­ва), Алек­сандра (Манев­ри­на), Алек­сия (Шаро­ва), Евста­фия (Соколь­ско­го), Иоан­на (Алеш­ков­ско­го), Иоан­на (Арт­оболь­ско­го), Нико­лая (Кан­да­у­ро­ва), Сер­гия (Соло­вье­ва), Фео­до­ра (Боб­ко­ва), Арка­дия, Бори­са, Миха­и­ла, Нико­лая, Алек­сия, Андрея, Димит­рия, Иоан­на, Пет­ра пре­сви­те­ров. Прп­мч. Сера­фи­ма, прп­пмцц. Рафа­и­лы, Анны, Ека­те­ри­ны и мчч. Иоан­на (Шува­ло­ва), Воси­лия, Димит­рия и Фео­до­ра (1938); сщмч. Нико­лая (Поспе­ло­ва) про­то­и­е­рея (1938).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму