17 фев­ра­ля. Пре­по­доб­ный Иси­дор Пелусиот
Пре­по­доб­ный Иси­дор Пелу­сиот жил в IV‑V веках. Родом из Алек­сан­дрии, он вырос в сре­де бла­го­че­сти­вых хри­сти­ан. Он состо­ял в род­стве с Фео­фи­лом, архи­епи­ско­пом Алек­сан­дрий­ским, и его пре­ем­ни­ком свя­тым Кирил­лом. Еще юно­шей он поки­нул мир и уда­лил­ся…

Пре­по­доб­ный Иси­дор Пелу­сиот жил в IV‑V веках. Родом из Алек­сан­дрии, он вырос в сре­де бла­го­че­сти­вых хри­сти­ан. Он состо­ял в род­стве с Фео­фи­лом, архи­епи­ско­пом Алек­сан­дрий­ским, и его пре­ем­ни­ком свя­тым Кирил­лом. Еще юно­шей он поки­нул мир и уда­лил­ся в Еги­пет на Пелу­си­от­скую гору, кото­рая ста­ла местом его ино­че­ских подви­гов. Духов­ная муд­рость и стро­гий аске­тизм пре­по­доб­но­го Иси­до­ра в соеди­не­нии с широ­кой про­све­щен­но­стью и при­род­ным зна­ни­ем чело­ве­че­ской души поз­во­ли­ли ему в корот­кое вре­мя снис­кать ува­же­ние и любовь ино­ков. Они избра­ли его сво­им насто­я­те­лем и воз­ве­ли в сан пресвитера.

Сле­дуя при­ме­ру свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста, кото­ро­го ему дове­лось видеть и слы­шать во вре­мя путе­ше­ствия в Кон­стан­ти­но­поль, пре­по­доб­ный Иси­дор посвя­тил себя пре­иму­ще­ствен­но хри­сти­ан­ской про­по­ве­ди, той “прак­ти­че­ской фило­со­фии”, кото­рая, по его соб­ствен­ным сло­вам, явля­ет­ся “осно­ва­ни­ем зда­ния и самим зда­ни­ем”, в то вре­мя как логи­ка “есть его укра­ше­ние”, а “созер­ца­ние – венец”. Он был учи­те­лем и без­от­каз­ным пода­те­лем сове­тов для всех, кто обра­щал­ся к нему за духов­ной под­держ­кой – будь то про­стой чело­век, вель­мо­жа, епи­скоп, пат­ри­арх Алек­сан­дрий­ский или сам император.

После него оста­лось око­ло 10 000 писем, из кото­рых до нас дошло 2090. Боль­шая часть этих писем содер­жит глу­бо­кие по Бого­слов­ской мыс­ли и вме­сте нрав­ствен­но нази­да­тель­ные тол­ко­ва­ния Свя­щен­но­го Писа­ния. Здесь пре­по­доб­ный Иси­дор высту­па­ет как луч­ший уче­ник свя­ти­те­ля Иоан­на Златоуста.

Любовь и пре­дан­ность пре­по­доб­но­го Иси­до­ра к свя­то­му Иоан­ну Зла­то­усту про­яви­лись в реши­тель­ных дей­стви­ях в защи­ту свя­то­го Иоан­на во вре­мя гоне­ния на него импе­ра­три­цы Евдок­сии и архи­епи­ско­па Фео­фи­ла. После смер­ти свя­ти­те­ля, пре­по­доб­ный Иси­дор убе­дил пре­ем­ни­ка Фео­фи­ла, свя­то­го Кирил­ла Алек­сан­дрий­ско­го, впи­сать имя свя­то­го Иоан­на Зла­то­уста в цер­ков­ные дипти­хи как исповедника.

По ини­ци­а­ти­ве пре­по­доб­но­го Иси­до­ра был созван III Все­лен­ский Собор в Ефе­се (431), на кото­ром было осуж­де­но лже­уче­ние Несто­рия о Лице Иису­са Христа.

Пре­по­доб­ный Иси­дор достиг глу­бо­кой ста­ро­сти и скон­чал­ся око­ло 436 года.

Цер­ков­ный исто­рик Ева­грий (VI век) о пре­по­доб­ном Иси­до­ре пишет, что “жизнь его каза­лась всем жиз­нью ангель­ской на земле”.

Дру­гой исто­рик, Ники­фор Кал­лист (ХI в.), так вос­хва­ля­ет пре­по­доб­но­го Иси­до­ра: “Он был живым и оду­шев­лен­ным стол­пом ино­че­ских уста­вов и Боже­ствен­но­го виде­ния и как бы самым выс­шим образ­цом теп­лей­ше­го под­ра­жа­ния и уче­ния духовного”.

И в наше вре­мя очень акту­аль­ны сло­ва прп. Иси­до­ра Пелу­си­о­та: “Пом­нить зло есть дело души не бла­го­род­ной, а жал­кой и худой”.

Тро­парь, глас 8

В тебе́, о́тче, изве́стно спасе́ся е́же по о́бразу: /​прии́м бо крест, после́довал еси́ Хри­сту́ /​и, де́я, учи́л еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо, /​прилежа́ти же о души́, ве́щи безсме́ртней: /​/​те́мже и со Áнгелы сра́дуется, преподо́бне Иси́доре, дух твой.

Кондак, глас 4

Денни́цу другу́ю тя Це́рковь обре́тши, пресла́вне, /​твои́х слове́с мо́лниями освеща́ема, взыва́ет ти: /​/​ра́дуйся, всеблаже́нне богому́дре Иси́доре.

Вели­ча­ние

Ублажа́ем тя, /​преподо́бне о́тче Иси́доре, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​наста́вниче мона́хов /​/​и собесе́дниче а́нгелов.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Попраздн­ство Сре­те­ния Гос­под­ня. Блгв. вел. кн. Геор­гия (Юрия) Все­во­ло­до­ви­ча Вла­ди­мир­ско­го (1238). Прп. Кирил­ла Ново­е­зер­ско­го (1532). Мч. Иадо­ра (ок. 249 – 251). Свт. Иоан­на, епи­ско­па Ири­но­поль­ско­го (после 325). Сщмч. Авра­амия, еп. Арвиль­ско­го (ок. 344 – 347). Прпп. Иаси­ма чудо­твор­ца; Нико­лая испо­вед­ни­ка, иг. Сту­дий­ско­го (868). Мч. Ева­грия. Прп. Шио Мгвим­ско­го, Гру­зин­ско­го. Прпп. Авра­амия и Коприя Печенг­ских, Воло­год­ских (XV). Мчч. Фео­к­ти­ста, Фала­лея, Иоси­фа Алеппско­го (1686). Сщмч. Мефо­дия, еп. Пет­ро­пав­лов­ско­го (1921). Сщмчч. Алек­сандра (Соко­ло­ва), Алек­сандра (Манев­ри­на), Алек­сия (Шаро­ва), Евста­фия (Соколь­ско­го), Иоан­на (Алеш­ков­ско­го), Иоан­на (Арт­оболь­ско­го), Нико­лая (Кан­да­у­ро­ва), Сер­гия (Соло­вье­ва), Фео­до­ра (Боб­ко­ва), Арка­дия, Бори­са, Миха­и­ла, Нико­лая, Алек­сия, Андрея, Димит­рия, Иоан­на, Пет­ра пре­сви­те­ров. Прп­мч. Сера­фи­ма, прпмцц. Рафа­и­лы, Анны, Ека­те­ри­ны и мчч. Иоан­на (Шува­ло­ва), Воси­лия, Димит­рия и Фео­до­ра (1938); сщмч. Нико­лая (Поспе­ло­ва) про­то­и­е­рея (1938).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму