17 декаб­ря. Вели­ко­му­че­ни­ца Вар­ва­ра Илиопольская
Свя­тая вели­ко­му­че­ни­ца Вар­ва­ра жила и постра­да­ла при импе­ра­то­ре Мак­си­ми­ане (305 – 311). Отец ее, языч­ник Дио­скор, был бога­тым и знат­ным чело­ве­ком в г. Илио­по­ле Фини­кий­ском. Рано овдо­вев, он сосре­до­то­чил всю силу душев­ной при­вя­зан­но­сти на сво­ей един­ствен­ной доче­ри. Видя…

Свя­тая вели­ко­му­че­ни­ца Вар­ва­ра жила и постра­да­ла при импе­ра­то­ре Мак­си­ми­ане (305 – 311). Отец ее, языч­ник Дио­скор, был бога­тым и знат­ным чело­ве­ком в г. Илио­по­ле Фини­кий­ском. Рано овдо­вев, он сосре­до­то­чил всю силу душев­ной при­вя­зан­но­сти на сво­ей един­ствен­ной доче­ри. Видя необык­но­вен­ную кра­со­ту Вар­ва­ры, Дио­скор решил вос­пи­тать ее, скры­вая от посто­рон­них глаз. Для это­го он постро­ил баш­ню, где, кро­ме Вар­ва­ры, пре­бы­ва­ли толь­ко ее язы­че­ские учи­те­ля. С баш­ни откры­вал­ся вид гор­не­го и доль­не­го мира Божи­его. Днем мож­но было смот­реть на леси­стые горы, на быст­ро­те­ку­щие реки, на рав­ни­ны, покры­тые пест­рым ков­ром цве­тов; ночью соглас­ный и вели­ча­вый хор све­тил являл зре­ли­ще невы­ра­зи­мой кра­со­ты. Вско­ре девуш­ка ста­ла зада­вать себе вопрос о При­чине и Созда­те­ле столь гар­мо­нич­но­го и пре­крас­но­го мира. Посте­пен­но она укре­пи­лась в мыс­ли, что без­душ­ные идо­лы – тво­ре­ние рук чело­ве­че­ских, кото­рым покло­ня­ют­ся ее отец и учи­те­ля, не мог­ли столь муд­ро и вели­ко­леп­но устро­ить окру­жа­ю­щий мир. Жела­ние познать истин­но­го Бога так захва­ти­ло душу Вар­ва­ры, что она реши­ла посвя­тить это­му жизнь и про­ве­сти ее в дев­стве. А сла­ва о ее кра­со­те рас­про­стра­ни­лась в горо­де, и мно­гие домо­га­лись ее руки, но она, несмот­ря на лас­ко­вые уго­во­ры отца, отка­зы­ва­лась от бра­ка. Вар­ва­ра пре­ду­пре­ди­ла отца, что его настой­чи­вость может окон­чить­ся тра­ги­че­ски и раз­лу­чить их навсе­гда. Дио­скор решил, что харак­тер доче­ри изме­нил­ся от замкну­той жиз­ни. Он поз­во­лил ей выхо­дить из баш­ни и дал пол­ную сво­бо­ду в выбо­ре дру­зей и зна­ко­мых. Девуш­ка встре­ти­ла в горо­де юных испо­вед­ниц веры Хри­сто­вой, и они рас­кры­ли ей уче­ние о Твор­це мира, о Тро­и­це, о Боже­ствен­ном Лого­се. Через неко­то­рое вре­мя Про­мыс­лом Божи­им в Илио­поль при­е­хал из Алек­сан­дрии под видом куп­ца свя­щен­ник. Он совер­шил над Вар­ва­рой таин­ство Крещения.

В то вре­мя при доме Дио­ско­ра стро­и­лась рос­кош­ная баня. По при­ка­зу хозя­и­на рабо­чие гото­ви­лись сде­лать в ней два окна на южную сто­ро­ну. Но Вар­ва­ра, поль­зу­ясь отсут­стви­ем отца, упро­си­ла их сде­лать тре­тье окно, во образ Тро­ич­но­го Све­та. Над вхо­дом в купаль­ню Вар­ва­ра начер­та­ла крест, кото­рый проч­но запе­чат­лел­ся на камне. На камен­ных сту­пе­нях бани остал­ся след ее ноги, из кото­ро­го забил источ­ник, явив­ший впо­след­ствии вели­кую целеб­ную силу, кото­рую Симе­он Мета­фраст, опи­сы­вая стра­да­ния свя­той муче­ни­цы, срав­ни­ва­ет с живо­твор­ной силой струй Иор­да­на и источ­ни­ка Силоамского.

Когда Дио­скор вер­нул­ся и выра­зил недо­воль­ство нару­ше­ни­ем пла­на построй­ки, дочь рас­ска­за­ла ему о познан­ном ею Три­еди­ном Боге, о спа­си­тель­ной силе Сына Божия и о тщет­но­сти покло­не­ния идо­лам. Дио­скор при­шел в ярость, обна­жил меч и хотел пора­зить ее. Девуш­ка побе­жа­ла от отца, и он бро­сил­ся за ней в пого­ню. Путь им пре­гра­ди­ла гора, кото­рая рас­сту­пи­лась и скры­ла свя­тую в рас­се­лине. С дру­гой сто­ро­ны рас­се­ли­ны был выход наверх. Свя­той Вар­ва­ре уда­лось скрыть­ся в пеще­ре на про­ти­во­по­лож­ном склоне горы.

После дол­гих и без­успеш­ных поис­ков доче­ри Дио­скор уви­дел на горе двух пас­ту­хов. Один из них ука­зал ему пеще­ру, где скры­ва­лась свя­тая. Дио­скор жесто­ко избил дочь, а затем заклю­чил ее под стра­жу и дол­го морил голо­дом. Нако­нец он пре­дал ее пра­ви­те­лю горо­да Мартиану.

Свя­тую Вар­ва­ру жесто­ко пыта­ли: ее биче­ва­ли воло­вьи­ми жила­ми, а раны рас­ти­ра­ли вла­ся­ни­цей. Ночью в тем­ни­це свя­той деве, горя­чо молив­шей­ся сво­е­му Небес­но­му Жени­ху, явил­ся Сам Спа­си­тель и увра­че­вал ее раны. Тогда свя­тую под­верг­ли новым, еще более жесто­ким пыткам.

Сре­ди тол­пы, сто­яв­шей близ места истя­за­ний муче­ни­цы, нахо­ди­лась житель­ни­ца Илио­по­ля, хри­сти­ан­ка Иули­а­ния. Серд­це ее пре­ис­пол­ни­лось сочув­стви­ем к доб­ро­воль­но­му муче­ни­че­ству кра­си­вой и знат­ной девуш­ки. Иули­а­ния так­же поже­ла­ла постра­дать за Хри­ста. Она нача­ла гром­ко обви­нять мучи­те­лей. Ее схва­ти­ли. Свя­тых муче­ниц очень дол­го пыта­ли: тер­за­ли крю­чья­ми тело, отре­за­ли сос­цы, обна­жен­ны­ми води­ли по горо­ду с изде­ва­тель­ства­ми и побо­я­ми. По молит­вам свя­той Вар­ва­ры Гос­подь послал Анге­ла, кото­рый све­то­зар­ной одеж­дой при­крыл наго­ту свя­тых муче­ниц. Твер­дые испо­вед­ни­цы веры Хри­сто­вой свя­тые Вар­ва­ра и Иули­а­ния были обез­глав­ле­ны. Свя­тую Вар­ва­ру каз­нил сам Дио­скор. Воз­мез­дие Божие не замед­ли­ло постичь обо­их мучи­те­лей, Мар­ти­а­на и Дио­ско­ра: они были сожже­ны молнией.

В VI в. мощи свя­той вели­ко­му­че­ни­цы были пере­не­се­ны в Кон­стан­ти­но­поль. В ХII в. дочь визан­тий­ско­го импе­ра­то­ра Алек­сея Ком­ни­на (1081 – 1118), княж­на Вар­ва­ра, всту­пая в брак с рус­ским кня­зем Миха­и­лом Изя­с­ла­ви­чем, пере­вез­ла их в Киев. В Киев­ском Вла­ди­мир­ском собо­ре они поко­ят­ся и теперь.

Тро­парь, глас 4

А́г­ни­це все­б­ла­же́н­ная Вар­ва́­ро, /​Боже́ственне оза­ри́в­ши­ся Све́том Свя­ты­́я Тро́и­цы Три­со́л­неч­ным /​и в купе­́­ли утвер­ди́в­ши­ся, /​в побеж­де́­ние ле́­сти оте́­че­ския /​ве́­ру испо­ве́­да­ла еси́ Хри­сто́ву. /​Тем, все­чест­на́я, свы­́­ше бла­го­да́ть тебе́ даро­ва́ Бог /​исце­ля́ти неду́­ги и боле́з­ни вся. /​Его́­же моли́, вели­ко­му́­че­ни­це, /​/​да спа­се́т ду́­ши на́ша.

Кондак, глас 4

В Тро́и­це бла­го­че́ст­но пева́е­мо­му, /​после́­до­вав­ши Бо́­гу, стра­сто­те́р­пи­це, /​и́доль­ская при­ту­пи́­ла еси́ чти́­ли­ща; /​посре­де́ же по́­дви­га стра­да́ль­че­ству­ю­щи, Вар­ва́­ро, /​мучи́­те­лей пре­ще́­ния не устра­ши́ла­ся еси́, муже­му́д­рен­ная, /​велег­ла́с­но пою́­щи при­́с­но: /​/​Тро́и­цу чту, Еди́­но Божество́.

Вели­ча­ние

Вели­ча́ем тя, /​стра­сто­те́р­пи­це Хри­сто́­ва Вар­ва́­ро, /​и чтим чест­но́е стра­да́­ние тво­е́, /​е́же за Хри­ста́ /​/​пре­тер­пе­́­ла еси́.

Молит­ва вели­ко­му­че­ни­ца Вар­ва­ре Илиопольской

Свя­та́я сла́в­ная и все­хва́ль­ная вели­ко­му́­че­ни­це Вар­ва́­ро! Со́бран­нии днесь в хра́­ме тво­е́м Боже́ствен­ном лю́­ди, ра́­це моще́й тво­и́х покло­ня́­ю­щи­и­ся и любо́вию целу́­ю­щии, стра­да́­ния же тво­я́ му́­че­ни­че­ская, и в них само́­го Страсто­по­ло́ж­ни­ка Хри­ста́, да́в­ша­го тебе́ не то́­чию е́же в Него́ ве́ро­ва­ти, но и е́же по Нем стра­да́ти, похва­ла́­ми убла­жа́­ю­ще, мо́­лим тя, изве́ст­ная жела́­ния на́­ше­го хода́та­и­це: моли́ с на́­ми и о нас, умо­ля́е­ма­го от Сво­е­го́ бла­го­у­тро́­бия Бо́­га, да ми́­ло­стив­но услы­́­шит нас, про­ся́­щих Его́ бла­го­сты­́­ню, и не отста́вит от нас вся ко спа­се́­нию и жити­ю́ ну́ж­ная про­ше́­ния, и да́ру­ет хри­сти­а́н­скую кон­чи́­ну живо­ту́ на́­ше­му — без­бо­ле́з­нен­ну, непо­сты­́д­ну, ми́р­ну, Боже́ствен­ных Тайн при­ча́ст­ну, и всем, на вся́ком ме́­сте, во вся́кой ско́р­би и обсто­я́­нии тре́­бу­ю­щим Его́ чело­ве­ко­лю́­бия и по́­мо­щи, вели́кую Сво­ю́ пода́ст ми́­лость, да бла­го­да́тию Бо́­жи­ею и тво­и́м те́п­лым пред­ста́­тель­ством, душе́ю и те́­лом все­гда́ здра́ви пре­бы­ва́­ю­ще, сла́вим ди́в­на­го во свя­ты­́х Сво­и́х Бо́­га Изра́и­ле­ва, не уда­ля́­ю­ща­го по́­мо­щи Сво­е­я́ от нас все­гда́, ны́не и при­́с­но, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Мц. Иули­а­нии (ок. 306). Прп. Иоан­на Дамас­ки­на (ок. 780). Свт. Ген­на­дия, архи­еп. Нов­го­род­ско­го (1505). Прп. Иоан­на, еп. Поли­вот­ско­го (VIII). Сщмч. Алек­сия Сабу­ро­ва пре­св. (1918) Сщмч. Иоан­на Пьян­ко­ва пре­св. (1918) Сщмч. Алек­сандра Посо­хи­на пре­св. (1918) Сщмч. Нико­лая Яхон­то­ва пре­св. (1918) Сщмч. Васи­лия Каши­на диак. и с ним 10 мчч. (1918) Сщмч. Димит­рия Неве­дом­ско­го пре­св. (1937) Прмц. Ана­ста­сии (Тито­вой) посл. (1937) Мц. Ека­те­ри­ны Арской (1937). Мц. Киры Обо­лен­ской (1937).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму