17 декаб­ря. Вели­ко­му­че­ни­ца Вар­ва­ра Илиопольская
Свя­тая вели­ко­му­че­ни­ца Вар­ва­ра жила и постра­да­ла при импе­ра­то­ре Мак­си­ми­ане (305 – 311). Отец ее, языч­ник Дио­скор, был бога­тым и знат­ным чело­ве­ком в г. Илио­по­ле Фини­кий­ском. Рано овдо­вев, он сосре­до­то­чил всю силу душев­ной при­вя­зан­но­сти на сво­ей един­ствен­ной доче­ри. Видя…

Свя­тая вели­ко­му­че­ни­ца Вар­ва­ра жила и постра­да­ла при импе­ра­то­ре Мак­си­ми­ане (305 – 311). Отец ее, языч­ник Дио­скор, был бога­тым и знат­ным чело­ве­ком в г. Илио­по­ле Фини­кий­ском. Рано овдо­вев, он сосре­до­то­чил всю силу душев­ной при­вя­зан­но­сти на сво­ей един­ствен­ной доче­ри. Видя необык­но­вен­ную кра­со­ту Вар­ва­ры, Дио­скор решил вос­пи­тать ее, скры­вая от посто­рон­них глаз. Для это­го он постро­ил баш­ню, где, кро­ме Вар­ва­ры, пре­бы­ва­ли толь­ко ее язы­че­ские учи­те­ля. С баш­ни откры­вал­ся вид гор­не­го и доль­не­го мира Божи­его. Днем мож­но было смот­реть на леси­стые горы, на быст­ро­те­ку­щие реки, на рав­ни­ны, покры­тые пест­рым ков­ром цве­тов; ночью соглас­ный и вели­ча­вый хор све­тил являл зре­ли­ще невы­ра­зи­мой кра­со­ты. Вско­ре девуш­ка ста­ла зада­вать себе вопрос о При­чине и Созда­те­ле столь гар­мо­нич­но­го и пре­крас­но­го мира. Посте­пен­но она укре­пи­лась в мыс­ли, что без­душ­ные идо­лы – тво­ре­ние рук чело­ве­че­ских, кото­рым покло­ня­ют­ся ее отец и учи­те­ля, не мог­ли столь муд­ро и вели­ко­леп­но устро­ить окру­жа­ю­щий мир. Жела­ние познать истин­но­го Бога так захва­ти­ло душу Вар­ва­ры, что она реши­ла посвя­тить это­му жизнь и про­ве­сти ее в дев­стве. А сла­ва о ее кра­со­те рас­про­стра­ни­лась в горо­де, и мно­гие домо­га­лись ее руки, но она, несмот­ря на лас­ко­вые уго­во­ры отца, отка­зы­ва­лась от бра­ка. Вар­ва­ра пре­ду­пре­ди­ла отца, что его настой­чи­вость может окон­чить­ся тра­ги­че­ски и раз­лу­чить их навсе­гда. Дио­скор решил, что харак­тер доче­ри изме­нил­ся от замкну­той жиз­ни. Он поз­во­лил ей выхо­дить из баш­ни и дал пол­ную сво­бо­ду в выбо­ре дру­зей и зна­ко­мых. Девуш­ка встре­ти­ла в горо­де юных испо­вед­ниц веры Хри­сто­вой, и они рас­кры­ли ей уче­ние о Твор­це мира, о Тро­и­це, о Боже­ствен­ном Лого­се. Через неко­то­рое вре­мя Про­мыс­лом Божи­им в Илио­поль при­е­хал из Алек­сан­дрии под видом куп­ца свя­щен­ник. Он совер­шил над Вар­ва­рой таин­ство Крещения.

В то вре­мя при доме Дио­ско­ра стро­и­лась рос­кош­ная баня. По при­ка­зу хозя­и­на рабо­чие гото­ви­лись сде­лать в ней два окна на южную сто­ро­ну. Но Вар­ва­ра, поль­зу­ясь отсут­стви­ем отца, упро­си­ла их сде­лать тре­тье окно, во образ Тро­ич­но­го Све­та. Над вхо­дом в купаль­ню Вар­ва­ра начер­та­ла крест, кото­рый проч­но запе­чат­лел­ся на камне. На камен­ных сту­пе­нях бани остал­ся след ее ноги, из кото­ро­го забил источ­ник, явив­ший впо­след­ствии вели­кую целеб­ную силу, кото­рую Симе­он Мета­фраст, опи­сы­вая стра­да­ния свя­той муче­ни­цы, срав­ни­ва­ет с живо­твор­ной силой струй Иор­да­на и источ­ни­ка Силоамского.

Когда Дио­скор вер­нул­ся и выра­зил недо­воль­ство нару­ше­ни­ем пла­на построй­ки, дочь рас­ска­за­ла ему о познан­ном ею Три­еди­ном Боге, о спа­си­тель­ной силе Сына Божия и о тщет­но­сти покло­не­ния идо­лам. Дио­скор при­шел в ярость, обна­жил меч и хотел пора­зить ее. Девуш­ка побе­жа­ла от отца, и он бро­сил­ся за ней в пого­ню. Путь им пре­гра­ди­ла гора, кото­рая рас­сту­пи­лась и скры­ла свя­тую в рас­се­лине. С дру­гой сто­ро­ны рас­се­ли­ны был выход наверх. Свя­той Вар­ва­ре уда­лось скрыть­ся в пеще­ре на про­ти­во­по­лож­ном склоне горы.

После дол­гих и без­успеш­ных поис­ков доче­ри Дио­скор уви­дел на горе двух пас­ту­хов. Один из них ука­зал ему пеще­ру, где скры­ва­лась свя­тая. Дио­скор жесто­ко избил дочь, а затем заклю­чил ее под стра­жу и дол­го морил голо­дом. Нако­нец он пре­дал ее пра­ви­те­лю горо­да Мартиану.

Свя­тую Вар­ва­ру жесто­ко пыта­ли: ее биче­ва­ли воло­вьи­ми жила­ми, а раны рас­ти­ра­ли вла­ся­ни­цей. Ночью в тем­ни­це свя­той деве, горя­чо молив­шей­ся сво­е­му Небес­но­му Жени­ху, явил­ся Сам Спа­си­тель и увра­че­вал ее раны. Тогда свя­тую под­верг­ли новым, еще более жесто­ким пыткам.

Сре­ди тол­пы, сто­яв­шей близ места истя­за­ний муче­ни­цы, нахо­ди­лась житель­ни­ца Илио­по­ля, хри­сти­ан­ка Иули­а­ния. Серд­це ее пре­ис­пол­ни­лось сочув­стви­ем к доб­ро­воль­но­му муче­ни­че­ству кра­си­вой и знат­ной девуш­ки. Иули­а­ния так­же поже­ла­ла постра­дать за Хри­ста. Она нача­ла гром­ко обви­нять мучи­те­лей. Ее схва­ти­ли. Свя­тых муче­ниц очень дол­го пыта­ли: тер­за­ли крю­чья­ми тело, отре­за­ли сос­цы, обна­жен­ны­ми води­ли по горо­ду с изде­ва­тель­ства­ми и побо­я­ми. По молит­вам свя­той Вар­ва­ры Гос­подь послал Анге­ла, кото­рый све­то­зар­ной одеж­дой при­крыл наго­ту свя­тых муче­ниц. Твер­дые испо­вед­ни­цы веры Хри­сто­вой свя­тые Вар­ва­ра и Иули­а­ния были обез­глав­ле­ны. Свя­тую Вар­ва­ру каз­нил сам Дио­скор. Воз­мез­дие Божие не замед­ли­ло постичь обо­их мучи­те­лей, Мар­ти­а­на и Дио­ско­ра: они были сожже­ны молнией.

В VI в. мощи свя­той вели­ко­му­че­ни­цы были пере­не­се­ны в Кон­стан­ти­но­поль. В ХII в. дочь визан­тий­ско­го импе­ра­то­ра Алек­сея Ком­ни­на (1081 – 1118), княж­на Вар­ва­ра, всту­пая в брак с рус­ским кня­зем Миха­и­лом Изя­с­ла­ви­чем, пере­вез­ла их в Киев. В Киев­ском Вла­ди­мир­ском собо­ре они поко­ят­ся и теперь.

Тро­парь, глас 4

А́гнице всеблаже́нная Варва́ро, /​Боже́ственне озари́вшися Све́том Святы́я Тро́ицы Трисо́лнечным /​и в купе́ли утверди́вшися, /​в побежде́ние ле́сти оте́ческия /​ве́ру испове́дала еси́ Христо́ву. /​Тем, всечестна́я, свы́ше благода́ть тебе́ даро­ва́ Бог /​исцеля́ти неду́ги и боле́зни вся. /​Его́же моли́, великому́ченице, /​/​да спасе́т ду́ши на́ша.

Кондак, глас 4

В Тро́ице благоче́стно пева́емому, /​после́довавши Бо́гу, страстоте́рпице, /​и́дольская притупи́ла еси́ чти́лища; /​посре­де́ же по́двига страда́льчествующи, Варва́ро, /​мучи́телей преще́ния не устраши́лася еси́, мужему́дренная, /​велегла́сно пою́щи при́сно: /​/​Тро́ицу чту, Еди́но Божество́.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​страстоте́рпице Христо́ва Варва́ро, /​и чтим честно́е страда́ние твое́, /​е́же за Хри­ста́ /​/​претерпе́ла еси́.

Молит­ва вели­ко­му­че­ни­ца Вар­ва­ре Илиопольской

Свята́я сла́вная и всехва́льная великому́ченице Варва́ро! Со́браннии днесь в хра́ме твое́м Боже́ственном лю́ди, ра́це моще́й твои́х поклоня́ющиися и любо́вию целу́ющии, страда́ния же твоя́ му́ченическая, и в них само́го Страстополо́жника Хри­ста́, да́вшаго тебе́ не то́чию е́же в Него́ ве́ровати, но и е́же по Нем страда́ти, похвала́ми ублажа́юще, мо́лим тя, изве́стная жела́ния на́шего хода́таице: моли́ с на́ми и о нас, умоля́емаго от Сво­е­го́ благоутро́бия Бо́га, да ми́лостивно услы́шит нас, прося́щих Его́ благосты́ню, и не отста́вит от нас вся ко спасе́нию и житию́ ну́жная проше́ния, и да́рует христиа́нскую кончи́ну живо­ту́ на́шему — безболе́зненну, непосты́дну, ми́рну, Боже́ственных Тайн прича́стну, и всем, на вся́ком ме́сте, во вся́кой ско́рби и обстоя́нии тре́бующим Его́ человеколю́бия и по́мощи, вели́кую Свою́ пода́ст ми́лость, да благода́тию Бо́жиею и твои́м те́плым предста́тельством, душе́ю и те́лом все­гда́ здра́ви пребыва́юще, сла́вим ди́внаго во святы́х Свои́х Бо́га Изра́илева, не удаля́ющаго по́мощи Сво­ея́ от нас все­гда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Мц. Иули­а­нии (ок. 306). Прп. Иоан­на Дамас­ки­на (ок. 780). Свт. Ген­на­дия, архи­еп. Нов­го­род­ско­го (1505). Прп. Иоан­на, еп. Поли­вот­ско­го (VIII). Сщмч. Алек­сия Сабу­ро­ва пре­св. (1918) Сщмч. Иоан­на Пьян­ко­ва пре­св. (1918) Сщмч. Алек­сандра Посо­хи­на пре­св. (1918) Сщмч. Нико­лая Яхон­то­ва пре­св. (1918) Сщмч. Васи­лия Каши­на диак. и с ним 10 мчч. (1918) Сщмч. Димит­рия Неве­дом­ско­го пре­св. (1937) Прмц. Ана­ста­сии (Тито­вой) посл. (1937) Мц. Ека­те­ри­ны Арской (1937). Мц. Киры Обо­лен­ской (1937).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму