17 декаб­ря. Пре­по­доб­ный Иоанн Дамаскин
Пре­по­доб­ный Иоанн Дамас­кин родил­ся око­ло 680 года в сто­ли­це Сирии, Дамас­ке, в хри­сти­ан­ской семье. Его отец, Сер­гий Манс­ур, был каз­на­че­ем при дво­ре хали­фа. У Иоан­на был при­ем­ный брат, оси­ро­тев­ший отрок Кос­ма, кото­ро­го Сер­гий при­нял к себе…

Пре­по­доб­ный Иоанн Дамас­кин родил­ся око­ло 680 года в сто­ли­це Сирии, Дамас­ке, в хри­сти­ан­ской семье. Его отец, Сер­гий Манс­ур, был каз­на­че­ем при дво­ре хали­фа. У Иоан­на был при­ем­ный брат, оси­ро­тев­ший отрок Кос­ма, кото­ро­го Сер­гий при­нял к себе в дом. Когда дети под­рос­ли, Сер­гий поза­бо­тил­ся об их обра­зо­ва­нии. На Дамас­ском неволь­ни­чьем рын­ке выку­пил он из пле­на уче­но­го мона­ха Кос­му из Калаб­рии и пору­чил ему учить детей. Маль­чи­ки обна­ру­жи­ли необык­но­вен­ные спо­соб­но­сти и лег­ко осво­и­ли курс свет­ских и духов­ных наук. После смер­ти отца Иоанн занял при дво­ре долж­ность мини­стра и градоправителя.

В то вре­мя в Визан­тии воз­ник­ла и быст­ро рас­про­стра­ня­лась ересь ико­но­бор­че­ства, под­дер­жи­ва­е­мая импе­ра­то­ром Львом III Исав­ром (717 – 741). Став на защи­ту пра­во­слав­но­го ико­но­по­чи­та­ния, Иоанн напи­сал три трак­та­та “Про­тив пори­ца­ю­щих свя­тые ико­ны”. Муд­рые, Бого­дух­но­вен­ные писа­ния Иоан­на при­ве­ли импе­ра­то­ра в ярость. Но, так как автор их не был визан­тий­ским под­дан­ным, его нель­зя было ни заклю­чить в тюрь­му, ни каз­нить. Тогда импе­ра­тор при­бег к кле­ве­те. По его при­ка­за­нию от име­ни Иоан­на было состав­ле­но под­лож­ное пись­мо, в кото­ром дамас­ский министр буд­то бы пред­ла­гал импе­ра­то­ру свою помощь в заво­е­ва­нии сирий­ской сто­ли­цы. Это пись­мо и свой лице­мер­но-льсти­вый ответ на него Лев Исавр ото­слал хали­фу. Тот немед­лен­но при­ка­зал отстра­нить Иоан­на от долж­но­сти, отру­бить ему кисть пра­вой руки и пове­сить ее на город­ской пло­ща­ди. В тот же день к вече­ру Иоан­ну вер­ну­ли отруб­лен­ную руку. Пре­по­доб­ный стал молить­ся Пре­свя­той Бого­ро­ди­це и про­сить исце­ле­ния. Заснув, он уви­дел ико­ну Божи­ей Мате­ри и услы­шал Ее голос, сооб­щив­ший ему, что он исце­лен, и вме­сте с тем пове­лев­ший без уста­ли тру­дить­ся исце­лен­ной рукой. Проснув­шись, он уви­дел, что рука его невредима.

Узнав о чуде, сви­де­тель­ство­вав­шем о неви­нов­но­сти Иоан­на, халиф про­сил у него про­ще­ния и хотел вер­нуть ему преж­нюю долж­ность, но пре­по­доб­ный отка­зал­ся. Он роз­дал свое богат­ство и вме­сте с при­ем­ным бра­том и това­ри­щем по уче­нию Кос­мой отпра­вил­ся в Иеру­са­лим, где посту­пил про­стым послуш­ни­ком в мона­стырь Сав­вы Освя­щен­но­го. Нелег­ко было най­ти ему духов­но­го руко­во­ди­те­ля. Из мона­стыр­ской бра­тии на это согла­сил­ся лишь один очень опыт­ный ста­рец, кото­рый стал уме­ло вос­пи­ты­вать в уче­ни­ке дух послу­ша­ния и сми­ре­ния. Преж­де все­го ста­рец запре­тил Иоан­ну писать, пола­гая, что успе­хи на этом попри­ще ста­нут при­чи­ной гор­ды­ни. Одна­жды он послал пре­по­доб­но­го в Дамаск про­да­вать кор­зи­ны, изго­тов­лен­ные в мона­сты­ре, при­чем пору­чил про­дать их гораз­до доро­же их насто­я­щей цены. И вот, про­де­лав мучи­тель­ный путь под зной­ным солн­цем, быв­ший вель­мо­жа Дамас­ка очу­тил­ся на рын­ке в рва­ных одеж­дах про­сто­го про­дав­ца кор­зин. Но Иоан­на узнал его быв­ший домо­пра­ви­тель и ску­пил все кор­зи­ны по назна­чен­ной цене.

Одна­жды в мона­сты­ре скон­чал­ся один из ино­ков и брат покой­но­го попро­сил Иоан­на напи­сать что-нибудь в уте­ше­ние. Иоанн дол­го отка­зы­вал­ся, но из мило­сер­дия, усту­пив прось­бам удру­чен­но­го горем, напи­сал свои зна­ме­ни­тые над­гроб­ные тро­па­ри. За это непо­слу­ша­ние ста­рец изгнал его из сво­ей кел­лии. Все мона­хи нача­ли про­сить за Иоан­на. Тогда ста­рец пору­чил ему одно из самых тяже­лых и непри­ят­ных дел – уби­рать из мона­сты­ря нечи­сто­ты. Пре­по­доб­ный и здесь явил обра­зец послу­ша­ния. Через неко­то­рое вре­мя стар­цу в виде­нии было ука­за­но Пре­чи­стой и Пре­свя­той Девой Бого­ро­ди­цей снять запрет с писа­тель­ства Иоан­на. О пре­по­доб­ном узнал Иеру­са­лим­ский Пат­ри­арх, руко­по­ло­жил его во свя­щен­ни­ка и сде­лал про­по­вед­ни­ком при сво­ей кафед­ре. Но пре­по­доб­ный Иоанн вско­ре вер­нул­ся в Лав­ру пре­по­доб­но­го Сав­вы, где до кон­ца сво­их дней про­во­дил вре­мя в писа­нии духов­ных книг и цер­ков­ных пес­но­пе­ний, и поки­нул мона­стырь толь­ко для того, что­бы обли­чить ико­но­бор­цев на Кон­стан­ти­но­поль­ском Собо­ре 754 года. Его под­верг­ли тюрем­но­му заклю­че­нию и пыт­кам, но он все пере­нес и по мило­сти Божи­ей остал­ся жив.

Пре­по­доб­ный Иоанн Дамас­кин пре­ста­вил­ся око­ло 780 г., в воз­расте 104 лет.

Тро­парь, глас 8

Пра­во­сла́вия наста́в­ни­че, /​бла­го­че́­стия учи́­те­лю и чисто­ты́, /​все­ле́н­ныя све­ти́ль­ни­че, /​мона́­ше­ству­ю­щих Бого­дох­но­ве́н­ное удоб­ре́­ние, Иоа́нне пре­му́д­ре, /​уче́нь­ми тво­и́­ми вся про­све­ти́л еси́, цев­ни́­це духо́в­ная, /​/​моли́ Хри­ста́ Бо́­га спа­сти́­ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 4

Пес­но­пи́с­ца и чест­на́­го Бого­гла­го́ль­ни­ка, /​Це́ркве нака­за­́­те­ля и учи́­те­ля, /​и вра­го́в сопро­ти­во­бор­ца́ Иоа́н­на вос­по­и́м: /​ору́­жие бо взем – Кре́ст Гос­по́­день, /​всю отра­зи́ ере­се́й пре́лесть /​и я́ко те́п­лый пред­ста́­тель к Бо́­гу /​/​всем пода­е́т пре­гре­ше́­ний проще́ние.

Вели­ча­ние

Убла­жа́ем тя, /​пре­по­до́бне о́т­че Иоа́нне, /​и чтим свя­ту́ю па́­мять тво­ю́, /​наста́в­ни­че мона́­хов /​/​и собе­се́д­ни­че а́нгелов.

Молит­ва пре­по­доб­но­му Иоан­ну Дамаскину

О свя­ще́н­ная гла­во́, пре­по­до́бне о́т­че, преб­ла­же́нне а́вво Иоа́нне! Не забу́­ди убо́­гих тво­и́х до кон­ца́, но поми­на́й нас все­гда́ во свя­ты­́х и бла­го­при­я́т­ных моли́твах к Бо́­гу: помя­ни́ ста́­до тво­е́, е́же сам упасл еси́, и не забу́­ди посе­ща́ти чад тво­и́х моли́ за ны, о́т­че свя­ще́н­ный, за де́ти тво­я́ духо́в­ныя, я́ко име́яй дерз­но­ве́­ние к Небе́с­но­му Царю́: не пре­мол­чи́ за ны ко Го́с­по­ду, и не пре́зри нас, ве́рою и любо́вию чту́­щих тя: поми­на́й нас недо­сто́й­ных у Пре­сто́­ла Все­дер­жи́­те­ле­ва, и не пре­ста́й моля́­ся о нас ко Хри­сту́ Бо́­гу, и́бо дана́ тебе́ бысть бла­го­да́ть за ны моли́ти­ся. Не мним бо тя су́­ща ме́рт­ва: а́ще бо те́­лом и пре­ста́вил­ся еси́ от нас, но и по сме́р­ти жив сый пре­бы­ва́е­ши, не отсту­па́й от нас ду́­хом, сохра­ня́я нас от стрел вра́­жи­их и вся́кия пре́ле­сти бесо́в­ския и ко́з­ней диа́воль­ских, па́­сты­рю наш до́брый. А́ще бо и моще́й тво­и́х ра́ка пред очи́­ма на́­ши­ма ви́­ди­ма есть все­гда́, но свя­та́я тво­я́ душа́ со а́н­гель­ски­ми во́ин­ст­вы, со без­п­ло́т­ны­ми ли́ки, с Небе́с­ны­ми си́­ла­ми, у Пре­сто́­ла Все­дер­жи́­те­ле­ва пред­сто­я́­щи, досто́й­но весе­ли́т­ся, ве́­ду­ще у́бо тя вои́­сти­ну и по сме́р­ти жи́­ва су́­ща, тебе́ при­па́­да­ем и тебе́ мо́­лим­ся: моли́­ся о нас Все­си́ль­но­му Бо́­гу, о по́ль­зе душ на́­ших, и испро­си́ нам вре́­мя на пока­я́­ние, да невоз­бра́н­но пре́й­дем от зем­ли́ на Не́­бо, от мыта́рств же го́рь­ких, бесо́в воз­ду́ш­ных кня­зе́й и от ве́ч­ныя му́ки да изба́вим­ся, и Небе́с­на­го Ца́р­ствия насле́д­ни­цы да бу́­дем со все­́­ми пра́вед­ны­ми, от ве́ка уго­ди́в­ши­ми Го́с­по­ду на́­ше­му Иису́­су Хри­сту́: Ему́­же подо­ба́ет вся́кая сла́­ва, честь и покло­не́­ние, со Без­на­ча́ль­ным Его́ Отце́м, и с Пре­свя­ты­́м и Бла­ги́м и Живо­тво­ря́­щим Его́ Ду́­хом, ны́не и при­́с­но, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Вмц. Вар­ва­ры и мц. Иули­а­нии (ок. 306). Свт. Ген­на­дия, архи­еп. Нов­го­род­ско­го (1505). Прп. Иоан­на, еп. Поли­вот­ско­го (VIII). Сщмч. Алек­сия Сабу­ро­ва пре­св. (1918) Сщмч. Иоан­на Пьян­ко­ва пре­св. (1918) Сщмч. Алек­сандра Посо­хи­на пре­св. (1918) Сщмч. Нико­лая Яхон­то­ва пре­св. (1918) Сщмч. Васи­лия Каши­на диак. и с ним 10 мчч. (1918) Сщмч. Димит­рия Неве­дом­ско­го пре­св. (1937) Прмц. Ана­ста­сии (Тито­вой) посл. (1937) Мц. Ека­те­ри­ны Арской (1937). Мц. Киры Обо­лен­ской (1937).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму