16 янва­ря. Свя­той про­рок Божий Мала­хия (400 г. до Р. Х.)
Свя­той про­рок Мала­хия про­ис­хо­дил из коле­на Заву­ло­но­ва. Он жил и про­ро­че­ство­вал во вре­ме­на Неемии2 по воз­вра­ще­нии иуде­ев из пле­на Вави­лон­ско­го (т.е. при­бли­зи­тель­но за 400 лет до Р.Х.), когда храм Иеру­са­лим­ский был сно­ва постро­ен, и в нем…

Свя­той про­рок Мала­хия про­ис­хо­дил из коле­на Заву­ло­но­ва. Он жил и про­ро­че­ство­вал во вре­ме­на Неемии2 по воз­вра­ще­нии иуде­ев из пле­на Вави­лон­ско­го (т.е. при­бли­зи­тель­но за 400 лет до Р.Х.), когда храм Иеру­са­лим­ский был сно­ва постро­ен, и в нем совер­ша­лось бого­слу­же­ние и при­но­си­лись свя­щен­ни­ка­ми жертвы.

Бла­го­че­сти­вою сво­ею жиз­нию он при­во­дил в удив­ле­ние народ, кото­рый, видя, что он по чисто­те сво­ей жиз­ни подо­бен Анге­лу Божию, назвал его Мала­хи­ею, что зна­чит — Ангел Господень.

При­зван­ный к про­ро­че­ско­му слу­же­нию, Мала­хия явил­ся рев­ност­ным побор­ни­ком веры, зако­на и бла­го­че­стия. По воз­вра­ще­нии иуде­ев из пле­на, сре­ди них было мно­го неустройств в нрав­ствен­но-рели­ги­оз­ном их состо­я­нии, кото­рые от нера­де­ния и бес­печ­но­сти свя­щен­ни­ков еще более умно­жа­лись и воз­рас­та­ли, и не мог­ли не воз­му­щать и не огор­чать про­ро­ка. Он высту­пил с силь­ным и гроз­ным обли­че­ни­ем наро­да и священников.

Про­рок обли­чал народ и свя­щен­ни­ков за то, что они не име­ют долж­но­го бла­го­го­ве­ния к Богу, при­но­сят ему худые жерт­вы (Мал.1), обли­чал свя­щен­ни­ков, что они сво­и­ми неправ­да­ми, укло­не­ни­ем от пра­во­го пути, несо­блю­де­ни­ем запо­ве­дей и лице­ме­ри­ем в делах зако­на бес­сла­вят Бога, про­из­во­дя соблазн в наро­де (Мал. 2,1 — 9). Гроз­но обли­чая народ за его веро­лом­ство и нару­ше­ние заве­та отцов сво­их, что без­за­кон­но посту­па­ют с жена­ми сво­и­ми и, неспра­вед­ли­во отвер­гая закон­ных жен, берут жен ино­пле­мен­ных (Мал.2,10 — 16), свя­той про­рок Мала­хия угро­жал им судом Божи­им и за раз­ные дру­гие их поро­ки, за их чаро­дей­ства и пре­лю­бо­де­я­ния, за их лож­ные клят­вы, за удер­жи­ва­ние пла­ты у наем­ни­ков, за при­тес­не­ние вдов и сирот, за отвер­же­ние при­шель­цев и за неис­пол­не­ние зако­на каса­тель­но деся­тин и при­но­ше­ний в храм Божий (Мал.3,5 — 12).

Нако­нец про­рок обли­чал евре­ев за их бого­хуль­ство, за их дерз­кие и хуль­ные сло­ва, что напрас­но буд­то бы слу­жить Богу, бес­по­лез­но соблю­дать Его поста­нов­ле­ния и ходить пред лицем Его в печаль­ной одеж­де, что нече­сти­вые и дела­ю­щие без­за­ко­ния счаст­ли­вее живут, луч­ше устра­и­ва­ют свои дела и оста­ют­ся целы (Мал.3,13 — 15; 2,17). Обли­чая эти поро­ки, свя­той про­рок Мала­хия вме­сте с тем про­ви­дел сла­ву вто­ро­го хра­ма и ясней­шим обра­зом пред­ска­зал при­ше­ствие Мес­сии, явле­ние Пред­те­чи пред Его при­ше­стви­ем, гря­ду­щий суд Божий на нече­сти­вых, про­слав­ле­ние пра­вед­ных и рас­про­стра­не­ние сла­вы Божи­ей пред все­ми наро­да­ми (Мал. 1,5 — 11;2,1 — 6;3,16 — 18;4).

Свя­той про­рок Мала­хия скон­чал­ся в моло­дых летах и был погре­бен со сво­и­ми пред­ка­ми в сво­ем оте­че­ствен­ном селе­нии Суфа. Он был послед­ним вет­хо­за­вет­ным про­ро­ком, поче­му у свя­тых отцов он назы­ва­ет­ся печа­тью пророков.

Тро­парь, глас 2

Проро́ка Тво­е­го́ Малахи́я па́мять, /​Го́споди, пра́зднующе, /​тем Тя мо́лим: /​/​спа­си́ ду́ши на́ша.

Кондак, глас 4

Проро́чества дарова́нием богате́я, проро́че, /​Христо́во предвозвести́л еси́ прише́ствие я́ве /​и ми́рови спасе́ние, /​/​Его́же сия́нием мир просвети́ся.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​проро́че Бо́жий Малахи́е, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Пред­праздн­ство Бого­яв­ле­ния. Мч. Горди́я (IV). Прп. Жене­вье­вы (Гено­ве­фы) Париж­ской (512). Сщмч. Васи­лия Хол­мо­го­ро­ва пре­св. (1938).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму