16 сен­тяб­ря. Пре­по­доб­ный Фео­к­тист, спост­ник Евфи­мия Великого
Свя­той Фео­к­тист Пале­стин­ский жил в V веке и под­ви­зал­ся в Иудей­ской пусты­ни в Вади Мукел­ли­ке. Он был игу­ме­ном пер­во­го мона­сты­ря в этой пусты­ни – Фаран­ской лав­ры, нахо­див­шей­ся в несколь­ких кило­мет­рах от Иеру­са­ли­ма. В 405 году сюда…

Свя­той Фео­к­тист Пале­стин­ский жил в V веке и под­ви­зал­ся в Иудей­ской пусты­ни в Вади Мукел­ли­ке. Он был игу­ме­ном пер­во­го мона­сты­ря в этой пусты­ни – Фаран­ской лав­ры, нахо­див­шей­ся в несколь­ких кило­мет­рах от Иеру­са­ли­ма. В 405 году сюда при­шел пре­по­доб­ный Евфи­мий Вели­кий, с кото­рым свя­тые вско­ре подру­жи­лись и ста­ли сомо­лит­вен­ни­ка­ми и сопост­ни­ка­ми. У дво­их свя­тых была такая вза­им­ная духов­ная связь, что, каза­лось, буд­то в них дво­их жила одна душа. Жизнь эти двух подвиж­ни­ков была похо­жей доб­ро­де­тель­но­сти и свя­то­сти. Еже­год­но после празд­ни­ка Бого­яв­ле­ния они ухо­ди­ли в пусты­ню на молит­ву, и пре­бы­ва­ли там до Верб­но­го воскресенья.

Через пять лет свя­тые Евфи­мий и Фео­к­тист как преж­де отпра­ви­лись молить­ся на пери­од Вели­ко­го поста и обна­ру­жи­ли боль­шую пеще­ру, став­шую поз­же хра­мом. Пре­по­доб­ные реши­ли, что в это место их при­вел сам Бог, поэто­му реши­ли там остать­ся. Под­ви­за­ясь в пеще­ре, они пита­лись лишь рас­ту­щи­ми рядом дики­ми рас­те­ни­я­ми и дол­гое вре­мя ни с кем не виделись.

Но Гос­подь не желал, что­бы такие вели­кие подвиж­ни­ки скры­ва­лись от мира дол­гое вре­мя, а сво­ей муд­ро­стью и духов­ным опы­том слу­жи­ли и при­но­си­ли поль­зу людям. И вот одна­жды келью, в кото­рой жили пре­по­доб­ные, обна­ру­жи­ли вифан­ские пас­ту­хи. По воз­вра­ще­нии домой они рас­ска­за­ли одно­сель­ча­нам о свя­тых пустын­ни­ках. Так о них узна­ли мно­гие и к подвиж­ни­кам потя­ну­лись мона­хи из дру­гих мона­сты­рей, что­бы уви­деть их, а неко­то­рые оста­лись полу­чить нази­да­ния от духов­ни­ков. Со вре­ме­нем вокруг свя­тых собра­лось мно­го ино­ков. Они постро­и­ли мона­стырь вокруг пещер­но­го хра­ма, игу­ме­ном кото­ро­го был постав­лен пре­по­доб­ный Фео­к­тист, а пре­по­доб­ный Евфи­мий остал­ся под­ви­зать­ся в пеще­ре. Фео­к­тист при­ни­мал всех к нему при­хо­див­ших, испо­ве­дуя и вра­чуя чело­ве­че­ские души духов­ны­ми средствами.

Достиг­нув пре­клон­но­го воз­рас­та, Фео­к­тист силь­но забо­лел. Его сомо­лит­вен­ник Евфи­мий, кото­ро­му уже было девя­но­сто лет, при­шел к дру­гу и уха­жи­вал за ним. Пре­по­доб­ный упо­ко­ил­ся в 467 году, а его похо­ро­ны воз­гла­вил сам Иеру­са­лим­ский Пат­ри­арх Анастасий.

Тро­парь, глас 8

Сле́з твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́, /​и и́же из глу­би­ны́ воздыха́ньми во сто трудо́в уплодоноси́л еси́, /​и был еси́ свети́льник вселе́нной, /​сия́я чуде­сы́, Феокти́сте, о́тче наш, /​/​моли́ Хри­ста́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 4

В по́стницех присовокупи́вся вели́кому Евфи́мию, /​в по́двизех я́ко А́нгел на зем­ли́ яви́ся, /​очища́я, преподо́бне, серд­ца́ ве́рных /​Боже́ственными зна́меньми повсе­гда́, /​/​сего́ ра́ди любо́вию, Феокти́сте, тя почита́ем.

Вели­ча­ние

Ублажа́ем тя, /​преподо́бне о́тче Феокти́сте, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​наста́вниче мона́хов /​/​и собесе́дниче а́нгелов.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Сщмч. Анфи­ма, еп. Нико­ми­дий­ско­го, и с ним мчч. Фео­фи­ла диак., Доро­фея, Мар­до­ния, Мигдо­ния, Пет­ра, Инди­са, Гор­го­ния, Зино­на, Дом­ны девы и Евфи­мия (302). Блж. Иоан­на Вла­са­то­го, Ростов­ско­го чуд. (1580) Св. Фивы диа­ко­нис­сы (I). Мц. Васи­лис­сы Нико­ми­дий­ской (309). Сщмч. Ари­сти­о­на, еп. Алек­сан­дрий­ско­го. Свт. Иоан­ни­кия II, патр. Серб­ско­го (1354). Собор ново­му­че­ни­ков и испо­вед­ни­ков Туль­ской зем­ли. Сщмч. Пиме­на, еп. Вер­нен­ско­го (1918). Сщмч. Сер­гия Фено­ме­но­ва пре­св. (1918) Сщмч. Васи­лия Кол­мы­ко­ва пре­св. (1918) Сщмч. Филип­па Шац­ко­го пре­св. (1918) Сщмч. Вла­ди­ми­ра Дмит­ри­ев­ско­го пре­св. (1918) Прмч. Меле­тия (Голо­ко­ло­со­ва) иером. (1918) Сщмч. Васи­лия Кра­си­вско­го пре­св. (1919) Сщмч. Пар­фе­ния Кра­си­вско­го пре­св. (1919) Сщмч. Андрея Даль­ни­ко­ва пре­св. (1920) Сщмч. Фео­фа­на Соко­ло­ва пре­св. (1920) Сщмч. Вла­ди­ми­ра Садов­ско­го пре­св. (1921) Сщмч. Миха­и­ла Суш­ко­ва пре­св. (1921) Сщмч. Нико­лая Сущев­ско­го пре­св. (1923) Сщмч. Евфи­мия Кру­го­вых пре­св. и с ним 4 мчч. (1924) Сщмч. Рома­на Мар­чен­ко пре­св. (1929) Сщмч. Алек­сия Зино­вье­ва пре­св. (1937) Сщмч. Илии Бажа­но­ва пре­св. (1937). Писи­дий­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри (608).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму