16 октяб­ря. Свя­щен­но­му­че­ник Дио­ни­сий Аре­о­па­гит, епи­скоп Афинский
Свя­щен­но­му­че­ни­ки Дио­ни­сий Аре­о­па­гит, епи­скоп Афин­ский, пре­сви­тер Рустик и диа­кон Елев­фе­рий уби­ты в Гал­лий­ской Люте­ции (древ­нее назва­ние Пари­жа) в 96 году (по дру­гим дан­ным – в 110 году), во вре­мя гоне­ния при импе­ра­то­ре Доми­ци­ане (81 – 96). Свя­той Дио­ни­сий…

Свя­щен­но­му­че­ни­ки Дио­ни­сий Аре­о­па­гит, епи­скоп Афин­ский, пре­сви­тер Рустик и диа­кон Елев­фе­рий уби­ты в Гал­лий­ской Люте­ции (древ­нее назва­ние Пари­жа) в 96 году (по дру­гим дан­ным – в 110 году), во вре­мя гоне­ния при импе­ра­то­ре Доми­ци­ане (81 – 96).

Свя­той Дио­ни­сий жил в горо­де Афи­ны. Там же вос­пи­ты­вал­ся и полу­чил клас­си­че­ское эллин­ское обра­зо­ва­ние. Затем отпра­вил­ся в Еги­пет, где в горо­де Илио­по­ле изу­чал астрономию.

Вме­сте с дру­гом Апол­ло­фо­ном он был сви­де­те­лем сол­неч­но­го затме­ния в момент рас­пя­тия на Кре­сте Гос­по­да Иису­са Хри­ста. “Это или Бог, Созда­тель все­го мира, страж­дет, или этот мир види­мый кон­ча­ет­ся”, – ска­зал тогда Дио­ни­сий. В Афи­нах, куда он воз­вра­тил­ся из Егип­та, его избра­ли чле­ном аре­о­па­га (Вер­хов­но­го афин­ско­го суда).

Когда свя­той апо­стол Павел про­по­ве­до­вал в афин­ском аре­о­па­ге (Деян. 17, 16 – 34), Дио­ни­сий при­нял это спа­си­тель­ное бла­го­ве­стие и стал хри­сти­а­ни­ном. В тече­ние трех лет Дио­ни­сий был спо­движ­ни­ком свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла в про­по­ве­ди Сло­ва Божия. Впо­след­ствии апо­стол Павел поста­вил его епи­ско­пом горо­да Афин.

В 57 году свя­той Дио­ни­сий при­сут­ство­вал при погре­бе­нии Пре­свя­той Богородицы.

Еще при жиз­ни Мате­ри Божи­ей Дио­ни­сий Аре­о­па­гит, спе­ци­аль­но при­ез­жав­ший в Иеру­са­лим из Афин, что­бы уви­деть Бого­ма­терь, писал сво­е­му учи­те­лю апо­сто­лу Пав­лу: “Сви­де­тель­ству­юсь Богом, что, кро­ме Само­го Бога, нет ниче­го во все­лен­ной, в такой мере испол­нен­но­го Боже­ствен­ной силы и бла­го­да­ти. Никто из людей не может постиг­нуть сво­им умом то, что я видел.

Испо­ве­дую пред Богом: когда я Иоан­ном, сия­ю­щим сре­ди апо­сто­лов, как солн­це на небе, был при­ве­ден пред лицо Пре­свя­той Девы, я пере­жил невы­ра­зи­мое чув­ство. Пре­до мною забли­ста­ло какое-то Боже­ствен­ное сия­ние. Оно оза­ри­ло мой дух. Я чув­ство­вал бла­го­уха­ние неопи­су­е­мых аро­ма­тов и был полон тако­го вос­тор­га, что ни тело мое немощ­ное, ни дух не мог­ли пере­не­сти этих зна­ме­ний и начат­ков веч­но­го бла­жен­ства и Небес­ной сла­вы. От Ее бла­го­да­ти изне­мог­ло мое серд­це, изне­мог мой дух. Если бы у меня не были в памя­ти твои настав­ле­ния, я бы счел Ее истин­ным Богом. Нель­зя себе и пред­ста­вить боль­ше­го бла­жен­ства, чем то, кото­рое я тогда ощутил”.

После кон­чи­ны апо­сто­ла Пав­ла, желая про­дол­жить его дело, свя­ти­тель Дио­ни­сий отпра­вил­ся с про­по­ве­дью в запад­ные стра­ны, сопро­вож­да­е­мый пре­сви­те­ром Русти­ком и диа­ко­ном Елев­фе­ри­ем. Мно­гих он обра­тил ко Хри­сту в Риме, а затем в Гер­ма­нии, Испа­нии. В Гал­лии, во вре­мя пре­сле­до­ва­ния хри­сти­ан язы­че­ски­ми вла­стя­ми, все три испо­вед­ни­ка были схва­че­ны и вверг­ну­ты в тем­ни­цу. Ночью свя­той Дио­ни­сий совер­шил Боже­ствен­ную литур­гию в сослу­же­нии Анге­лов Божи­их. Наут­ро муче­ни­ки были обез­глав­ле­ны. Свя­той Дио­ни­сий взял свою гла­ву, про­ше­ство­вал с ней до хра­ма и толь­ко там пал мерт­вый. Бла­го­че­сти­вая жен­щи­на Катул­ла погреб­ла остан­ки мученика.

Боль­шое зна­че­ние для Пра­во­слав­ной Церк­ви име­ют тво­ре­ния свя­то­го Дио­ни­сия Аре­о­па­ги­та. До наше­го вре­ме­ни из них сохра­ни­лись четы­ре кни­ги: “О Небес­ной иерар­хии”, “О цер­ков­ной иерар­хии”, “О Име­нах Божи­их”, “О мисти­че­ском бого­сло­вии”, а так­же десять посла­ний к раз­ным лицам.

В Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви уче­ние свя­то­го Дио­ни­сия о духов­ных свя­щен­но­на­ча­ли­ях и обо­же­нии чело­ве­че­ской при­ро­ды было извест­но сна­ча­ла по “Бого­сло­вию” пре­по­доб­но­го Иоан­на Дамас­ки­на. Пер­вый сла­вян­ский пере­вод самих “Аре­о­паги­тик” был сде­лан на Афоне ок. 1371 года мона­хом Иса­и­ей. Спис­ки его были широ­ко рас­про­стра­не­ны в Рос­сии. Мно­гие из них доныне сбе­ре­га­ют­ся в оте­че­ствен­ных кни­го­хра­ни­ли­щах – в том чис­ле пер­га­мент­ная руко­пись “Тво­ре­ния свя­то­го Дио­ни­сия Аре­о­па­ги­та”, при­над­ле­жав­шая свя­ти­те­лю Кипри­а­ну, мит­ро­по­ли­ту Киев­ско­му и всея Руси († 1406) и писан­ная его рукой.

Тро­парь, глас 4

Бла́гости научи́вся и трезвя́ся во всех, /​благо́ю со́вестию священноле́пно обо́лкся, /​поче́рпл еси́ от сосу́да избра́ннаго неизрече́нная /​и, ве́ру соблю́д, ра́вное тече́ние соверши́л еси́, /​священному́чениче Диони́сие, /​моли́ Хри­ста́ Бо́га /​/​спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 8

Небе́сная вра­та́ проше́д ду́хом, /​я́ко учени́к до тре́тияго Небе­се́ дости́гшаго апо́стола, Диони́сие, /​неизрече́нных обогати́лся еси́ вся́ким ра́зумом /​и озари́л еси́ во тьме неве́дения седя́щия. /​/​Те́мже зове́м: ра́дуйся, о́тче всеми́рный.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​священному́чениче Диони́сие, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Сщмчч. Русти­ка пре­св. и Елев­фе­рия диак. (96) Прп. Дио­ни­сия, затв. Печер­ско­го, в Дальн. пещ. (XV; тро­парь, кондак) Свт. Ага­фан­ге­ла исп., митр. Яро­слав­ско­го (1928). Прп. Иоан­на Хозе­ви­та, еп. Кеса­рий­ско­го (VI). Блж. Иси­хия Хори­ви­та (VI). Трубче́вской ико­ны Божи­ей Мате­ри (1765).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму