16 фев­ра­ля. Свя­той рав­ноап­о­столь­ный Нико­лай, архи­епи­скоп Японский
Свя­той рав­ноап­о­столь­ный Нико­лай, архи­епи­скоп Япон­ский, в миру Иван Димит­ри­е­вич Касат­кин, родил­ся 1 авгу­ста 1836 года в Бере­зов­ском пого­сте, Бель­ско­го уез­да, Смо­лен­ской губер­нии, где его отец слу­жил диа­ко­ном. В пять лет он поте­рял мать. Окон­чив Бель­ское духов­ное…

Свя­той рав­ноап­о­столь­ный Нико­лай, архи­епи­скоп Япон­ский, в миру Иван Димит­ри­е­вич Касат­кин, родил­ся 1 авгу­ста 1836 года в Бере­зов­ском пого­сте, Бель­ско­го уез­да, Смо­лен­ской губер­нии, где его отец слу­жил диа­ко­ном. В пять лет он поте­рял мать. Окон­чив Бель­ское духов­ное учи­ли­ще, а затем Смо­лен­скую духов­ную семи­на­рию, в 1857 году Иван Касат­кин посту­пил в Санкт-Петер­бург­скую духов­ную ака­де­мию. 24 июня 1860 года в ака­де­ми­че­ском хра­ме Две­на­дца­ти Апо­сто­лов епи­скоп Нек­та­рий совер­шил постри­же­ние его в мона­ше­ство с наре­че­ни­ем име­ни Нико­лай. В день памя­ти пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла, 29 июня, инок Нико­лай был посвя­щен во иеро­ди­а­ко­на, а 30 июня – в пре­столь­ный празд­ник ака­де­ми­че­ско­го хра­ма – в сан иеро­мо­на­ха. Затем по его жела­нию отец Нико­лай был назна­чен в Япо­нию, насто­я­те­лем кон­суль­ско­го хра­ма горо­да Хакодате.

Сна­ча­ла про­по­ведь Еван­ге­лия в Япо­нии каза­лась совер­шен­но немыс­ли­мой. По сло­вам само­го отца Нико­лая, “тогдаш­ние япон­цы смот­ре­ли на ино­стран­цев, как на зве­рей, а на хри­сти­ан­ство, как на зло­дей­скую цер­ковь, к кото­рой могут при­над­ле­жать толь­ко отъ­яв­лен­ные зло­деи и чаро­деи”. Восемь лет ушло на то, что­бы изу­чить стра­ну, народ, язык, нра­вы, обы­чаи тех, сре­ди кого пред­сто­я­ло про­по­ве­до­вать, и к 1868 году паства отца Нико­лая насчи­ты­ва­ла уже око­ло два­дца­ти япон­цев. В кон­це 1869 года иеро­мо­нах Нико­лай в Петер­бур­ге доло­жил Сино­ду о резуль­та­тах сво­ей рабо­ты. Было при­ня­то реше­ние: “Обра­зо­вать для про­по­ве­ди меж­ду япон­ски­ми языч­ни­ка­ми Сло­ва Божия осо­бую Рос­сий­скую Духов­ную Мис­сию”. Отец Нико­лай был воз­ве­ден в сан архи­манд­ри­та и назна­чен началь­ни­ком этой Мис­сии. Вер­нув­шись в Япо­нию, буду­щий свя­ти­тель пере­дал Хако­дат­скую паст­ву иеро­мо­на­ху Ана­то­лию, а сам пере­нес центр Мис­сии в Токио. В 1871 году в стране нача­лось гоне­ние на хри­сти­ан, мно­гие под­вер­га­лись пре­сле­до­ва­ни­ям (в том чис­ле пер­вый пра­во­слав­ный япо­нец, зна­ме­ни­тый впо­след­ствии мис­си­о­нер-свя­щен­ник Павел Сава­бе). Толь­ко к 1873 году гоне­ния несколь­ко пре­кра­ти­лись, и ста­ла воз­мож­на сво­бод­ная про­по­ведь христианства.

В тот же год архи­манд­рит Нико­лай при­сту­пил к стро­и­тель­ству в Токио церк­ви и шко­лы на пять­де­сят чело­век, а затем и духов­но­го учи­ли­ща, кото­рое в 1878 году было пре­об­ра­зо­ва­но в семинарию.

30 мар­та 1880 года в Тро­иц­ком собо­ре Алек­сан­дро-Нев­ской Лав­ры состо­я­лась хиро­то­ния архи­манд­ри­та Нико­лая во епи­ско­па. Вер­нув­шись в Япо­нию, свя­ти­тель с еще бо’ль­шим усер­ди­ем стал про­дол­жать свои апо­столь­ские тру­ды: завер­шил стро­и­тель­ство собо­ра Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва в Токио, при­нял­ся за новый пере­вод Бого­слу­жеб­ных книг, соста­вил на япон­ском язы­ке осо­бый пра­во­слав­ный Бого­слов­ский словарь.

Боль­шие испы­та­ния выпа­ли на долю свя­ти­те­ля и его паст­вы в пери­од рус­ско-япон­ской вой­ны. За свои подвиж­ни­че­ские тру­ды в эти тяже­лые годы он был удо­сто­ен воз­ве­де­ния в сан архиепископа.

В 1911 году испол­ни­лось пол­ве­ка с тех пор, как моло­дой иеро­мо­нах Нико­лай впер­вые сту­пил на япон­скую зем­лю. К тому вре­ме­ни в 266 общи­нах Япон­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви было 33 017 хри­сти­ан, 1 архи­епи­скоп, 1 епи­скоп, 35 свя­щен­ни­ков, 6 диа­ко­нов, 14 учи­те­лей пения, 116 проповедников-катихизаторов.

3 фев­ра­ля 1912 года, на 76‑м году жиз­ни, про­све­ти­тель Япо­нии архи­епи­скоп Нико­лай мир­но ото­шел ко Господу.

Свя­щен­ный Синод Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 10 апре­ля 1970 года вынес акт о про­слав­ле­нии свя­ти­те­ля в лике рав­ноап­о­сто­лов, ибо в Япо­нии свя­той уже дав­но был чтим как вели­кий пра­вед­ник и молит­вен­ник пред Господом.

Тро­парь, глас 4

Апо́столов единонра́вне и сопресто́льне, /​служи́телю Христо́в ве́рный и Богому́дрый, /​цевни́це избра́нная Боже́ственнаго Ду́ха, /​сосу́де преизлива́ющийся люб­ве́ Христо́вы, /​Япо́нския зем­ли́ просвети́телю, /​святы́й Нико́лае, иера́рше равноапо́стольне, /​моли́ся Живонача́льней Тро́ице /​о всем твое́м ста́де /​/​и о всем ми́ре.

Кондак, глас 4

Стра́нника и прише́льца прия́т тя стра­на́ Япо́нская, /​равноапо́стольне святи́телю Нико́лае, /​в ней же испе́рва позна́л еси́ себе́ я́ко чужда́го, /​оба́че теп­ло­ту́ и свет Христо́в источа́я, /​прелага́л еси́ вра­ги́ твоя́ в сы́ны духо́вныя, /​и́мже раз­дая́ благода́ть Бо́жию, созида́л еси́ Це́рковь Христо́ву, /​о ней же ны́не моли́ся, /​и тебе́ бо сы́нове ея́ и дще́ри взыва́ют: /​/​ра́дуйся, па́стырю до́брый наш.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​равноапо́стольне Нико́лае, /​и чтим боле́зни и тру­ды́ твоя́, /​и́миже труди́лся еси́ /​/​во благове́сти Христо́ве.

Молит­ва рав­ноап­о­столь­но­му Нико­лаю, архи­епи­ско­пу Японскому

О вели́кий уго́дниче Христо́в, равноапо́стольный святи́телю Нико́лае! Услы́ши ны, раб Бо́жиих, и при́зри на не́мощи на́ша, и умо­ли́ Премилосе́рдаго Царя́ Небе́снаго, да не прогне́вается на ны зело́ и да не погуби́т нас со беззако́ньми на́шими, но да поми́лует и спасе́т нас по ми́лости Свое́й, да всади́т в серд­ца́ на́ша покая́ние и спаси́тельный страх Бо́жий, да просвети́т Свое́ю благода́тию ум наш, во е́же оста́вити нам сте­зи́ нече́стия и неукло́нно же за́поведи Бо́жия твори́ти и уста́вы Святы́я Це́ркве соблюда́ти. Моли́, благосе́рде, Человеколю́бца Бо́га, да яви́т нам вели́кую ми́лость Свою́ и да изба́вит нас, к святе́й ико́не твое́й с ве́рою прибега́ющих, от бед и напа́стей, неду́гов теле́сных и душе́вных, и да сподо́бит Ца́рствия Сво­е­го́ Небе́снаго во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Попраздн­ство Сре­те­ния Гос­под­ня. Правв. Симео­на Бого­при­им­ца и Анны про­ро­чи­цы (I). Блгв. кн. Рома­на Углич­ско­го (1285). Прор. Аза­рии (X до Р.Х.). Мчч. Папия, Дио­до­ра, Клав­ди­а­на (250). Мчч. Вла­сия Кеса­рий­ско­го, пас­ту­ха (III); Адри­а­на и Евву­ла (ок. 308 – 309); Пав­ла и Симо­на. Блгв. кн. Свя­то­сла­ва-Гав­ри­и­ла Юрьев­ско­го (1253) и сына его св. Димит­рия. Свт. Симео­на, еп. Твер­ско­го, Полоц­ко­го. (1289). Сщмчч. Иоан­на (Томи­ло­ва), Тимо­фея, Адри­а­на пре­сви­те­ров и прп­мч. Вла­ди­ми­ра (Загре­бы) (1938). Ико­ны Божи­ей Мате­ри, име­ну­е­мой “Умяг­че­ние злых сер­дец” (“Симео­но­во проречение”).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму