Святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский, в миру Иван Димитриевич Касаткин, родился 1 августа 1836 года в Березовском погосте, Бельского уезда, Смоленской губернии, где его отец служил диаконом. В пять лет он потерял мать. Окончив Бельское духовное училище, а затем Смоленскую духовную семинарию, в 1857 году Иван Касаткин поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 24 июня 1860 года в академическом храме Двенадцати Апостолов епископ Нектарий совершил пострижение его в монашество с наречением имени Николай. В день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла, 29 июня, инок Николай был посвящен во иеродиакона, а 30 июня – в престольный праздник академического храма – в сан иеромонаха. Затем по его желанию отец Николай был назначен в Японию, настоятелем консульского храма города Хакодате.
Сначала проповедь Евангелия в Японии казалась совершенно немыслимой. По словам самого отца Николая, “тогдашние японцы смотрели на иностранцев, как на зверей, а на христианство, как на злодейскую церковь, к которой могут принадлежать только отъявленные злодеи и чародеи”. Восемь лет ушло на то, чтобы изучить страну, народ, язык, нравы, обычаи тех, среди кого предстояло проповедовать, и к 1868 году паства отца Николая насчитывала уже около двадцати японцев. В конце 1869 года иеромонах Николай в Петербурге доложил Синоду о результатах своей работы. Было принято решение: “Образовать для проповеди между японскими язычниками Слова Божия особую Российскую Духовную Миссию”. Отец Николай был возведен в сан архимандрита и назначен начальником этой Миссии. Вернувшись в Японию, будущий святитель передал Хакодатскую паству иеромонаху Анатолию, а сам перенес центр Миссии в Токио. В 1871 году в стране началось гонение на христиан, многие подвергались преследованиям (в том числе первый православный японец, знаменитый впоследствии миссионер-священник Павел Савабе). Только к 1873 году гонения несколько прекратились, и стала возможна свободная проповедь христианства.
В тот же год архимандрит Николай приступил к строительству в Токио церкви и школы на пятьдесят человек, а затем и духовного училища, которое в 1878 году было преобразовано в семинарию.
30 марта 1880 года в Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялась хиротония архимандрита Николая во епископа. Вернувшись в Японию, святитель с еще бо’льшим усердием стал продолжать свои апостольские труды: завершил строительство собора Воскресения Христова в Токио, принялся за новый перевод Богослужебных книг, составил на японском языке особый православный Богословский словарь.
Большие испытания выпали на долю святителя и его паствы в период русско-японской войны. За свои подвижнические труды в эти тяжелые годы он был удостоен возведения в сан архиепископа.
В 1911 году исполнилось полвека с тех пор, как молодой иеромонах Николай впервые ступил на японскую землю. К тому времени в 266 общинах Японской Православной Церкви было 33 017 христиан, 1 архиепископ, 1 епископ, 35 священников, 6 диаконов, 14 учителей пения, 116 проповедников-катихизаторов.
3 февраля 1912 года, на 76‑м году жизни, просветитель Японии архиепископ Николай мирно отошел ко Господу.
Священный Синод Русской Православной Церкви 10 апреля 1970 года вынес акт о прославлении святителя в лике равноапостолов, ибо в Японии святой уже давно был чтим как великий праведник и молитвенник пред Господом.
Тропарь, глас 4
Апо́столов единонра́вне и сопресто́льне, /служи́телю Христо́в ве́рный и Богому́дрый, /цевни́це избра́нная Боже́ственнаго Ду́ха, /сосу́де преизлива́ющийся любве́ Христо́вы, /Япо́нския земли́ просвети́телю, /святы́й Нико́лае, иера́рше равноапо́стольне, /моли́ся Живонача́льней Тро́ице /о всем твое́м ста́де //и о всем ми́ре.
Кондак, глас 4
Стра́нника и прише́льца прия́т тя страна́ Япо́нская, /равноапо́стольне святи́телю Нико́лае, /в ней же испе́рва позна́л еси́ себе́ я́ко чужда́го, /оба́че теплоту́ и свет Христо́в источа́я, /прелага́л еси́ враги́ твоя́ в сы́ны духо́вныя, /и́мже раздая́ благода́ть Бо́жию, созида́л еси́ Це́рковь Христо́ву, /о ней же ны́не моли́ся, /и тебе́ бо сы́нове ея́ и дще́ри взыва́ют: //ра́дуйся, па́стырю до́брый наш.
Величание
Велича́ем тя, /равноапо́стольне Нико́лае, /и чтим боле́зни и труды́ твоя́, /и́миже труди́лся еси́ //во благове́сти Христо́ве.
Молитва равноапостольному Николаю, архиепископу Японскому
О вели́кий уго́дниче Христо́в, равноапо́стольный святи́телю Нико́лае! Услы́ши ны, раб Бо́жиих, и при́зри на не́мощи на́ша, и умоли́ Премилосе́рдаго Царя́ Небе́снаго, да не прогне́вается на ны зело́ и да не погуби́т нас со беззако́ньми на́шими, но да поми́лует и спасе́т нас по ми́лости Свое́й, да всади́т в сердца́ на́ша покая́ние и спаси́тельный страх Бо́жий, да просвети́т Свое́ю благода́тию ум наш, во е́же оста́вити нам стези́ нече́стия и неукло́нно же за́поведи Бо́жия твори́ти и уста́вы Святы́я Це́ркве соблюда́ти. Моли́, благосе́рде, Человеколю́бца Бо́га, да яви́т нам вели́кую ми́лость Свою́ и да изба́вит нас, к святе́й ико́не твое́й с ве́рою прибега́ющих, от бед и напа́стей, неду́гов теле́сных и душе́вных, и да сподо́бит Ца́рствия Своего́ Небе́снаго во ве́ки веко́в. Ами́нь.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Попразднство Сретения Господня. Правв. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы (I). Блгв. кн. Романа Угличского (1285). Прор. Азарии (X до Р.Х.). Мчч. Папия, Диодора, Клавдиана (250). Мчч. Власия Кесарийского, пастуха (III); Адриана и Еввула (ок. 308 – 309); Павла и Симона. Блгв. кн. Святослава-Гавриила Юрьевского (1253) и сына его св. Димитрия. Свт. Симеона, еп. Тверского, Полоцкого. (1289). Сщмчч. Иоанна (Томилова), Тимофея, Адриана пресвитеров и прпмч. Владимира (Загребы) (1938). Иконы Божией Матери, именуемой “Умягчение злых сердец” (“Симеоново проречение”).