Святой благоверный князь Роман, Угличский чудотворец, родился 1 октября 1235 года. Он был младшим сыном Угличского князя Владимира и княгини Фотинии и племянником святого князя Василька Ростовского (†1238, память 4 марта). С детства святой князь Роман отличался любовью к молитве, послушанием родителям и прилежанием к чтению Священных книг. Он был утешением своему отцу, матери, брату и всему семейству. Святому Роману было всего 2 года, когда Батый со своими полчищами двинулся на Русь. Узнав о приближении татар к Угличу, отец святого Романа увез его вместе со старшим братом Андреем в Новгород. Отрок рос великодушным и терпеливым. В 1261 году, после смерти отца и старшего брата (†1261), святой Роман 26-ти лет принял на себя управление княжеством. С отеческой любовью заботился он о своих подданных и старался не столько об умножении княжеской казны, сколько о благополучии вверенного ему Богом княжества: строил и содержал больницы, странноприимные дома и богадельни. Многие люди из соседних княжеств, прослышав о милосердии, щедрости и благонравии святого князя Романа, переходили в его Угличский удел. Святой князь Роман Владимирович много потрудился также для украшения столицы своего княжества – города Углича. Он перестроил княжеский дворец, построил ряд общественных зданий. Заботился святой князь Роман и о монастырях и храмах Божиих. В течение 24‑х лет своего правления он построил и украсил богатыми вкладами более 15 храмов.
Святой князь Роман Владимирович часто беседовал с опытными мужами того времени. Особенно он любил посещать келлии монахов, ведших благочестивую, подвижническую жизнь. В 1280 году скончалась жена святого благоверного князя Романа княгиня Александра. С того времени он всецело посвятил себя подвигам поста, молитвы, благотворительности и благочестия. Каждый день святой Роман присутствовал на Богослужении, много времени уделял чтению духовных книг.
Святой князь Роман прославился также построением в своем княжестве нового прекрасного города, который был назван в честь основателя Романовым (ныне г. Тутаев). Летописи сохранили подробности о его постройке. Святой князь выбрал для него место на высоком берегу Волги. Там была заложена церковь в честь Воздвижения Честнаго Креста Господня. Святой князь сам указывал, где и что должно быть в городе построено.
Во время правления святого князя Романа Угличское княжество разрослось и укрепилось. Предвидя кончину, он созвал бояр и духовенство к своему ложу и завещал им жить в мире, любви и согласии, как родным братьям. После его смерти Угличское княжество перешло в удел Ростовских князей, так как святой князь Роман умер бездетным.
Преставился к Богу святой князь Роман 3 февраля 1285 года. Тело его было погребено в церкви Преображения в Угличе. Мощи святого Романа в 1486 году были обретены нетленными и перенесены в новую соборную церковь Преображения. По распоряжению патриарха Иова, мощи были освидетельствованы Казанским митрополитом, святителем Ермогеном (будущим Патриархом) в 1595 году, после чего последовало прославление святого. В 1605 году святые мощи князя Романа были сожжены поляками вместе с храмом, но частицы их сохранились.
О святом князе Романе: «Святой благоверный князь Роман Угличский, чудотворец». Углич, 1895. (С предисловием П. Маталаева).
Первая служба святому князю Роману происходит из Угличского Спасо-Преображенского собора. Ко второй службе XVII века сделана приписка:
«Лета 6793 (1285). Преставление святаго благовернаго князя Романа Углечскаго, новаго чудотворца. А обретение честных мощей на основании храма во Имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Боголепнаго Преображения. А память святаго благовернаго князя Романа октября в 1‑й день, на память святаго Романа Певца кондакореви. А проявление преславных чудес его лета 7113 (1605) февраля в 3‑й день, на память святаго праведнаго Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Повесть, стихиры же и каноны сотворены по благословению Великаго Святейшаго кир Иова, Патриарха Московскаго и всея России, труды и тщанием Симеона Олферьева, да инока Сергия честныя обители Пресвятыя Троицы Даниилова монастыря Переяславля Залесскаго.»
Тропарь, глас 4
От младе́нства яви́лся еси́, /правове́рный кня́же Рома́не, /и́збран от Бо́га /благоче́стия столп необори́м, /ве́ру непоро́чну соблю́л еси́, /моли́твами и ми́лостынею и посто́м Бо́гу угоди́л еси́; /те́мже и по сме́рти яви́ся све́тлость жития́ твоего́, /исцеля́еши бо неду́ги немощству́ющих, /ве́рою притека́ющих ко свято́му твоему́ гро́бу. /Сего́ ра́ди вопие́м ти:/ ра́дуйся, уго́дниче Бо́жий Рома́не, //гра́да У́глеча похвало́ и утвержде́ние.
Кондак, глас 8
Я́ко многосве́тлая звезда́, /всепра́зднственная па́мять твоя́ возсия́ днесь, благове́рный кня́же Рома́не, /созыва́ющи к похвале́нию лю́ди твоя́, /пе́сньми славосло́вити честно́е житие́ твое́ /и ве́рно торжествова́ти свято́е твое́ успе́ние, /в не́мже моли́ся, свя́те, ко Христу́ Бо́гу на́шему, /е́же изба́витися нам от всех наве́тов вра́жиих, /да вси зове́м ти: //ра́дуйся, Рома́не пребога́те, но́вый Росси́йский чудотво́рче.
Величание
Величаем тя, /благове́рный кня́же Рома́не, /и чтим святу́ю па́мять твою́, /ты бо мо́лиши о нас //Христа́ Бо́га на́шего.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Попразднство Сретения Господня. Правв. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы (I). Равноап. Николая, архиеп. Японского (1912). Прор. Азарии (X до Р.Х.). Мчч. Папия, Диодора, Клавдиана (250). Мчч. Власия Кесарийского, пастуха (III); Адриана и Еввула (ок. 308 – 309); Павла и Симона. Блгв. кн. Святослава-Гавриила Юрьевского (1253) и сына его св. Димитрия. Свт. Симеона, еп. Тверского, Полоцкого. (1289). Сщмчч. Иоанна (Томилова), Тимофея, Адриана пресвитеров и прпмч. Владимира (Загребы) (1938). Иконы Божией Матери, именуемой “Умягчение злых сердец” (“Симеоново проречение”).