16 фев­ра­ля. Бла­го­вер­ный князь Роман Угличский
Свя­той бла­го­вер­ный князь Роман, Углич­ский чудо­тво­рец, родил­ся 1 октяб­ря 1235 года. Он был млад­шим сыном Углич­ско­го кня­зя Вла­ди­ми­ра и кня­ги­ни Фоти­нии и пле­мян­ни­ком свя­то­го кня­зя Василь­ка Ростов­ско­го (†1238, память 4 мар­та). С дет­ства свя­той князь Роман…

Свя­той бла­го­вер­ный князь Роман, Углич­ский чудо­тво­рец, родил­ся 1 октяб­ря 1235 года. Он был млад­шим сыном Углич­ско­го кня­зя Вла­ди­ми­ра и кня­ги­ни Фоти­нии и пле­мян­ни­ком свя­то­го кня­зя Василь­ка Ростов­ско­го (†1238, память 4 мар­та). С дет­ства свя­той князь Роман отли­чал­ся любо­вью к молит­ве, послу­ша­ни­ем роди­те­лям и при­ле­жа­ни­ем к чте­нию Свя­щен­ных книг. Он был уте­ше­ни­ем сво­е­му отцу, мате­ри, бра­ту и все­му семей­ству. Свя­то­му Рома­ну было все­го 2 года, когда Батый со сво­и­ми пол­чи­ща­ми дви­нул­ся на Русь. Узнав о при­бли­же­нии татар к Угли­чу, отец свя­то­го Рома­на увез его вме­сте со стар­шим бра­том Андре­ем в Нов­го­род. Отрок рос вели­ко­душ­ным и тер­пе­ли­вым. В 1261 году, после смер­ти отца и стар­ше­го бра­та (†1261), свя­той Роман 26-ти лет при­нял на себя управ­ле­ние кня­же­ством. С оте­че­ской любо­вью забо­тил­ся он о сво­их под­дан­ных и ста­рал­ся не столь­ко об умно­же­нии кня­же­ской каз­ны, сколь­ко о бла­го­по­лу­чии вве­рен­но­го ему Богом кня­же­ства: стро­ил и содер­жал боль­ни­цы, стран­но­при­им­ные дома и бога­дель­ни. Мно­гие люди из сосед­них кня­жеств, про­слы­шав о мило­сер­дии, щед­ро­сти и бла­го­нра­вии свя­то­го кня­зя Рома­на, пере­хо­ди­ли в его Углич­ский удел. Свя­той князь Роман Вла­ди­ми­ро­вич мно­го потру­дил­ся так­же для укра­ше­ния сто­ли­цы сво­е­го кня­же­ства – горо­да Угли­ча. Он пере­стро­ил кня­же­ский дво­рец, постро­ил ряд обще­ствен­ных зда­ний. Забо­тил­ся свя­той князь Роман и о мона­сты­рях и хра­мах Божи­их. В тече­ние 24‑х лет сво­е­го прав­ле­ния он постро­ил и укра­сил бога­ты­ми вкла­да­ми более 15 храмов.

Свя­той князь Роман Вла­ди­ми­ро­вич часто бесе­до­вал с опыт­ны­ми мужа­ми того вре­ме­ни. Осо­бен­но он любил посе­щать кел­лии мона­хов, вед­ших бла­го­че­сти­вую, подвиж­ни­че­скую жизнь. В 1280 году скон­ча­лась жена свя­то­го бла­го­вер­но­го кня­зя Рома­на кня­ги­ня Алек­сандра. С того вре­ме­ни он все­це­ло посвя­тил себя подви­гам поста, молит­вы, бла­го­тво­ри­тель­но­сти и бла­го­че­стия. Каж­дый день свя­той Роман при­сут­ство­вал на Бого­слу­же­нии, мно­го вре­ме­ни уде­лял чте­нию духов­ных книг.

Свя­той князь Роман про­сла­вил­ся так­же постро­е­ни­ем в сво­ем кня­же­стве ново­го пре­крас­но­го горо­да, кото­рый был назван в честь осно­ва­те­ля Рома­но­вым (ныне г. Тута­ев). Лето­пи­си сохра­ни­ли подроб­но­сти о его построй­ке. Свя­той князь выбрал для него место на высо­ком бере­гу Вол­ги. Там была зало­же­на цер­ковь в честь Воз­дви­же­ния Чест­на­го Кре­ста Гос­под­ня. Свя­той князь сам ука­зы­вал, где и что долж­но быть в горо­де построено.

Во вре­мя прав­ле­ния свя­то­го кня­зя Рома­на Углич­ское кня­же­ство раз­рос­лось и укре­пи­лось. Пред­ви­дя кон­чи­ну, он созвал бояр и духо­вен­ство к сво­е­му ложу и заве­щал им жить в мире, люб­ви и согла­сии, как род­ным бра­тьям. После его смер­ти Углич­ское кня­же­ство пере­шло в удел Ростов­ских кня­зей, так как свя­той князь Роман умер бездетным.

Пре­ста­вил­ся к Богу свя­той князь Роман 3 фев­ра­ля 1285 года. Тело его было погре­бе­но в церк­ви Пре­об­ра­же­ния в Угли­че. Мощи свя­то­го Рома­на в 1486 году были обре­те­ны нетлен­ны­ми и пере­не­се­ны в новую собор­ную цер­ковь Пре­об­ра­же­ния. По рас­по­ря­же­нию пат­ри­ар­ха Иова, мощи были осви­де­тель­ство­ва­ны Казан­ским мит­ро­по­ли­том, свя­ти­те­лем Ермо­ге­ном (буду­щим Пат­ри­ар­хом) в 1595 году, после чего после­до­ва­ло про­слав­ле­ние свя­то­го. В 1605 году свя­тые мощи кня­зя Рома­на были сожже­ны поля­ка­ми вме­сте с хра­мом, но части­цы их сохранились.

О свя­том кня­зе Романе: «Свя­той бла­го­вер­ный князь Роман Углич­ский, чудо­тво­рец». Углич, 1895. (С пре­ди­сло­ви­ем П. Маталаева).

Пер­вая служ­ба свя­то­му кня­зю Рома­ну про­ис­хо­дит из Углич­ско­го Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го собо­ра. Ко вто­рой служ­бе XVII века сде­ла­на приписка:

«Лета 6793 (1285). Пре­став­ле­ние свя­та­го бла­го­вер­на­го кня­зя Рома­на Углеч­ска­го, нова­го чудо­твор­ца. А обре­те­ние чест­ных мощей на осно­ва­нии хра­ма во Имя Гос­по­да Бога и Спа­са наше­го Иису­са Хри­ста Бого­леп­на­го Пре­об­ра­же­ния. А память свя­та­го бла­го­вер­на­го кня­зя Рома­на октяб­ря в 1‑й день, на память свя­та­го Рома­на Пев­ца конда­ко­ре­ви. А про­яв­ле­ние пре­слав­ных чудес его лета 7113 (1605) фев­ра­ля в 3‑й день, на память свя­та­го пра­вед­на­го Симео­на Бого­при­им­ца и Анны Про­ро­чи­цы. Повесть, сти­хи­ры же и кано­ны сотво­ре­ны по бла­го­сло­ве­нию Вели­ка­го Свя­тей­ша­го кир Иова, Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ска­го и всея Рос­сии, тру­ды и тща­ни­ем Симео­на Олфе­рье­ва, да ино­ка Сер­гия чест­ныя оби­те­ли Пре­свя­тыя Тро­и­цы Дани­и­ло­ва мона­сты­ря Пере­я­с­лав­ля Залесскаго.»

Тро­парь, глас 4

От младе́нства яви́лся еси́, /​правове́рный кня́же Рома́не, /​и́збран от Бо́га /​благоче́стия столп необори́м, /​ве́ру непоро́чну соблю́л еси́, /​моли́твами и ми́лостынею и посто́м Бо́гу угоди́л еси́; /​те́мже и по сме́рти яви́ся све́тлость жития́ тво­е­го́, /​исцеля́еши бо неду́ги немощству́ющих, /​ве́рою притека́ющих ко свято́му тво­е­му́ гро́бу. /​Сего́ ра́ди вопие́м ти:/ ра́дуйся, уго́дниче Бо́жий Рома́не, /​/​гра́да У́глеча похва­ло́ и утвержде́ние.

Кондак, глас 8

Я́ко многосве́тлая звез­да́, /​всепра́зднственная па́мять твоя́ воз­сия́ днесь, благове́рный кня́же Рома́не, /​созыва́ющи к похвале́нию лю́ди твоя́, /​пе́сньми славосло́вити честно́е житие́ твое́ /​и ве́рно торжествова́ти свято́е твое́ успе́ние, /​в не́мже моли́ся, свя́те, ко Хри­сту́ Бо́гу на́шему, /​е́же изба́витися нам от всех наве́тов вра́жиих, /​да вси зове́м ти: /​/​ра́дуйся, Рома́не пребога́те, но́вый Росси́йский чудотво́рче.

Вели­ча­ние

Вели­ча­ем тя, /​благове́рный кня́же Рома́не, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Попраздн­ство Сре­те­ния Гос­под­ня. Правв. Симео­на Бого­при­им­ца и Анны про­ро­чи­цы (I). Рав­но­ап. Нико­лая, архи­еп. Япон­ско­го (1912). Прор. Аза­рии (X до Р.Х.). Мчч. Папия, Дио­до­ра, Клав­ди­а­на (250). Мчч. Вла­сия Кеса­рий­ско­го, пас­ту­ха (III); Адри­а­на и Евву­ла (ок. 308 – 309); Пав­ла и Симо­на. Блгв. кн. Свя­то­сла­ва-Гав­ри­и­ла Юрьев­ско­го (1253) и сына его св. Димит­рия. Свт. Симео­на, еп. Твер­ско­го, Полоц­ко­го. (1289). Сщмчч. Иоан­на (Томи­ло­ва), Тимо­фея, Адри­а­на пре­сви­те­ров и прп­мч. Вла­ди­ми­ра (Загре­бы) (1938). Ико­ны Божи­ей Мате­ри, име­ну­е­мой “Умяг­че­ние злых сер­дец” (“Симео­но­во проречение”).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму