16 декаб­ря. Про­рок Божий Софо­ний (ок. 635 – 605 гг. до Р. Х.)
Свя­той про­рок Софо­ния — один из 12-ти малых про­ро­ков, напи­сав­ший Кни­гу про­ро­ка Софо­нии, девя­тую сре­ди книг «малых пророков». Имя Софо­ния (по-еврей­ски зву­ча­щее как “Сефа­ния”) озна­ча­ет того, кому покро­ви­тель­ству­ет, кого защи­ща­ет Иегова. Ника­ких све­де­ний о лич­но­сти, жиз­ни и дея­тель­но­сти…

Свя­той про­рок Софо­ния — один из 12-ти малых про­ро­ков, напи­сав­ший Кни­гу про­ро­ка Софо­нии, девя­тую сре­ди книг «малых пророков».

Имя Софо­ния (по-еврей­ски зву­ча­щее как “Сефа­ния”) озна­ча­ет того, кому покро­ви­тель­ству­ет, кого защи­ща­ет Иегова.

Ника­ких све­де­ний о лич­но­сти, жиз­ни и дея­тель­но­сти про­ро­ка Софо­нии в исто­ри­че­ской и совре­мен­ной про­ро­че­ской пись­мен­но­сти Вет­хо­го Заве­та не сохра­ни­лось. Мы зна­ем о нем толь­ко, что он был сын Хусия, внук Годо­лия, пра­внук Амо­рии и пра­пра­внук Езе­кии (Соф.1:1), про­ис­хо­дил, по пре­да­нию, из коле­на Симео­но­ва, из гор­ной стра­ны Сара­ва­фа (Пале­сти­на). Как мож­но видеть, родо­сло­вие про­ро­ка дает­ся на четы­ре поко­ле­ния назад до Езе­кии, чего нет ни в одной дру­гой про­ро­че­ской кни­ге. Это пред­по­ла­га­ет, что он был чело­ве­ком знат­но­го, даже цар­ско­го про­ис­хож­де­ния. Ряд иссле­до­ва­те­лей счи­та­ют Софо­ния пра­пра­вну­ком иудей­ско­го царя Езе­кии, сле­до­ва­тель­но, он был даль­ним род­ствен­ни­ком царя Иосии, в годы прав­ле­ния кото­ро­го (640 — 609 гг. до Р.Х.) Софо­ния проповедовал.

Извест­но, что на про­тя­же­нии дли­тель­но­го 55-лет­не­го прав­ле­ния сына иудей­ско­го царя Езе­кии царя Манас­сии в Иудею широ­ко про­ник­ло асси­рий­ское куль­тур­ное, поли­ти­че­ское и рели­ги­оз­ное вли­я­ние, а еврей­ская рели­гия пре­тер­пе­ла упа­док. Тогда Асси­рия достиг­ла наи­выс­ше­го могу­ще­ства, даже еги­пет­ские фара­о­ны явля­лись все­го лишь ее вас­са­ла­ми, а тем более Фини­кия и Иудея, сто­я­щие на поря­док ниже в куль­тур­ном и дру­гих отно­ше­ни­ях. Они были про­сты­ми асси­рий­ски­ми провинциями.

Манас­сия вся­че­ски потвор­ство­вал прак­ти­ке идо­ло­по­клон­ства (тем самым он ото­шел от прин­ци­пов веры в еди­но­го Бога), увле­кал­ся куль­ту­рой Асси­рии и Вави­ло­на. Манас­сия отме­нил рели­ги­оз­ные рефор­мы сво­е­го отца Езе­кии и ввёл язы­че­ские эле­мен­ты в хра­мо­вую служ­бу (4 Цар. 21:2 – 7). При нем повсе­мест­но воз­во­ди­лись жерт­вен­ни­ки Ваа­лу, про­цве­та­ло покло­не­ние солн­цу, луне и звез­дам, про­цве­та­ли кол­дов­ство и чаро­дей­ство. Даже в Иеру­са­лим­ском хра­ме Манас­сия уста­но­вил идо­ла Астар­ты. Он пожерт­во­вал детей в честь Моло­ха в долине Енно­мо­вой (Геен­на) на высо­тах Тофе­та (4‑я Цар.21:6, Иер. 32:35).

Бог избрал Софо­нию Сво­им про­ро­ком и пове­лел ему воз­ве­стить иуде­ям гроз­ные кары, кото­рые ожи­да­ют их за нече­стие и слу­же­ние лож­ным богам. Испол­няя пове­ле­ние Гос­подне, Софо­ния пошел по горо­дам и селам иудей­ским, всю­ду побуж­дая народ к исправ­ле­нию и пока­я­нию. Не про­стран­на была про­по­ведь его, но по силе и глу­бине напо­ми­на­ла пла­мен­ные речи вели­ких про­ро­ков Иса­ии и Иеремии.

Воз­ве­щая такое нака­за­ние иуде­ям, Софо­ния, вме­сте с тем, пред­ска­зал близ­кую гибель язы­че­ских наро­дов – фили­стим­лян, моави­тян, аммо­ни­тян, ефи­оп­лян, асси­ри­ян за вели­ча­вость их и пре­воз­но­ше­ние над наро­дом Божи­им (Соф. гл. 2).

Про­рок Софо­ния о дне сво­ей смер­ти узнал по откро­ве­нию свы­ше, скон­чал­ся он в чая­нии все­об­ще­го вос­кре­се­ния и был, по пре­да­нию, погре­бен в сво­ем доме.

Тро­парь, глас 2

Проро́ка Тво­е­го́ Софо́нии па́мять, Го́споди, пра́зднующе, /​тем Тя мо́лим: /​/​спа­си́ ду́ши на́ша.

Кондак, глас 4

Яви́лся еси́ светоза́рен Боже́ственным Ду́хом, проро́че Софо́ние, /​Бо́жие явле́ние возгласи́в: /​ра́дуйся зело́, дщи Сио́ня Иерусали́мова, пропове́ждь: /​/​се Царь Твой гряде́т, спаса́яй.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​проро́че Бо́жий Софо́ние, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Прп. Сав­вы Сто­ро­жев­ско­го (Зве­ни­го­род­ско­го; 1406). Мч. Анге­ли (1813). Прп. Фео­ду­ла Царе­град­ско­го (ок. 440). Прп. Иоан­на мол­чаль­ни­ка, быв­ше­го еп. Коло­ний­ско­го (558). Сщмч. Фео­до­ра, архи­еп. Алек­сан­дрий­ско­го (606). Прп. Геор­гия Чер­ник­ско­го (1806; румын.). Сщмч. Андрея Косов­ско­го пре­св. (1920) Сщмч. Нико­лая Ершо­ва пре­св. (1937) Св. Геор­гия Седо­ва исп. (1960). Пахром­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри (1472).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму