15 сен­тяб­ря. Пре­по­доб­ные Анто­ний Пер­во­на­чаль­ник и Фео­до­сий, общих житий началь­ник на Руси, Печерских
Осно­ва­тель Кие­во-Печер­ской лав­ры свя­той Анто­ний родил­ся в нача­ле XI века в горо­де Любе­че (вбли­зи Чер­ни­го­ва) и в кре­ще­нии был назван Анти­пой. С юных лет он почув­ство­вал вле­че­ние к выс­шей духов­ной жиз­ни и по вну­ше­нию свы­ше решил­ся…

Осно­ва­тель Кие­во-Печер­ской лав­ры свя­той Анто­ний родил­ся в нача­ле XI века в горо­де Любе­че (вбли­зи Чер­ни­го­ва) и в кре­ще­нии был назван Анти­пой. С юных лет он почув­ство­вал вле­че­ние к выс­шей духов­ной жиз­ни и по вну­ше­нию свы­ше решил­ся идти на Афон. В одной из Афон­ских оби­те­лей он при­нял постриг и начал уеди­нен­ную жизнь в пеще­ре близ это­го мона­сты­ря, кото­рую до сих пор пока­зы­ва­ют. Когда он при­об­рел в сво­их подви­гах духов­ную опыт­ность, игу­мен дал ему послу­ша­ние, что­бы он шел на Русь и наса­дил ино­че­ство в этой ново­про­све­щен­ной хри­сти­ан­ской стране. Анто­ний пови­но­вал­ся. Когда пре­по­доб­ный Анто­ний при­шел в Киев, здесь было уже несколь­ко мона­сты­рей, осно­ван­ных по жела­нию кня­зей гре­ка­ми. Но свя­той Анто­ний не избрал ни одно­го из них, посе­лил­ся в двух­са­жен­ной пеще­ре, выко­пан­ной пре­сви­те­ром Ила­ри­о­ном. Это было в 1051 г. Здесь свя­той Анто­ний про­дол­жал подви­ги стро­гой ино­че­ской жиз­ни, кото­ры­ми сла­вил­ся на Афоне: пищей его были чер­ный хлеб через день и вода в крайне уме­рен­ном коли­че­стве. Вско­ре сла­ва о нем раз­нес­лась не толь­ко по Кие­ву, но и по дру­гим рус­ским горо­дам. Мно­гие при­хо­ди­ли к нему за духов­ным сове­том и бла­го­сло­ве­ни­ем. Неко­то­рые ста­ли про­сить­ся к нему на житель­ство. Пер­вым был при­нят некто Никон, саном иерей, вто­рым пре­по­доб­ный Феодосий.

Пре­по­доб­ный Фео­до­сий про­вел свою моло­дость в Кур­ске, где жили его роди­те­ли. С ран­них лет он обна­ру­жил бла­го­че­сти­вое настро­е­ние духа: каж­дый день он бывал в хра­ме, при­леж­но читал сло­во Божие, отли­чал­ся скром­но­стью, сми­ре­ни­ем и дру­ги­ми доб­ры­ми каче­ства­ми. Узнав, что в хра­ме ино­гда не слу­жат литур­гию из-за недо­стат­ка просфор, он решил сам занять­ся этим делом: поку­пал пше­ни­цу, сво­и­ми рука­ми молол и испе­чен­ные просфо­ры при­но­сил в церковь.

За эти подви­ги он тер­пел мно­го непри­ят­но­стей от мате­ри, кото­рая горя­чо его люби­ла, но не сочув­ство­ва­ла его стрем­ле­ни­ям. Услы­шав одна­жды в церк­ви сло­ва Гос­под­ни: «Кто любит отца или мать более, неже­ли Меня, недо­сто­ин Меня» (Матф. 10, 37), он решил­ся оста­вить и мать (отец уже умер), и род­ной город и явил­ся в Киев к пре­по­доб­но­му Анто­нию. «Видишь ли чадо, — спро­сил его Анто­ний, — что пеще­ра моя скром­на и тес­на?» — «Сам Бог при­вел меня к тебе, — отве­тил Фео­до­сий, — буду испол­нять то, что ты мне повелишь».

Когда чис­ло спо­движ­ни­ков преп. Анто­ния воз­рос­ло до 12, он уда­лил­ся на сосед­нюю гору, вырыл себе здесь пеще­ру и стал под­ви­зать­ся в затво­ре. Фео­до­сий остал­ся на преж­нем месте; ско­ро он был избран бра­ти­ей во игу­ме­на и начал ста­рать­ся об учре­жде­нии пра­виль­но­го обще­жи­тия по уста­ву царе­град­ско­го Сту­дий­ско­го мона­сты­ря. Глав­ные чер­ты учре­жден­но­го им обще­жи­тия были сле­ду­ю­щие: все иму­ще­ство у бра­тии долж­но быть общее, вре­мя про­во­ди­лось в непре­стан­ных тру­дах; тру­ды раз­де­ля­лись по силе каж­до­го игу­ме­ном; каж­дое дело начи­на­лось молит­вой и бла­го­сло­ве­ни­ем стар­ше­го; помыс­лы откры­ва­лись игу­ме­ну, кото­рый был истин­ным руко­во­ди­те­лем всех ко спа­се­нию. Пре­по­доб­ный Фео­до­сий часто обхо­дил кельи и наблю­дал, нет ли у кого чего лиш­не­го, и чем зани­ма­ет­ся бра­тия. Часто и ночью он при­хо­дил к две­ри келий и, если слы­шал раз­го­вор двух или трех ино­ков, сошед­ших­ся вме­сте, то уда­рял жез­лом в дверь, а утром обли­чал винов­ных. Сам пре­по­доб­ный был во всем при­ме­ром для бра­тии: носил воду, рубил дро­ва, рабо­тал в пекарне, носил самую про­стую одеж­ду, преж­де всех при­хо­дил в цер­ковь, и на мона­стыр­ские рабо­ты. Кро­ме аске­ти­че­ских подви­гов, преп. Фео­до­сий отли­чал­ся вели­ким мило­сер­ди­ем к бед­ным и любо­вью к духов­но­му про­све­ще­нию и ста­рал­ся рас­по­ло­жить к ним и свою бра­тию. В оби­те­ли он устро­ил осо­бый дом для житель­ства нищих, сле­пых, хро­мых, рас­слаб­лен­ных и на содер­жа­ние их уде­лял деся­тую долю мона­стыр­ских доходов.

Кро­ме того, каж­дую суб­бо­ту отсы­лал целый воз хле­ба заклю­чен­ным в тем­ни­цах. Из сочи­не­ний пре­по­доб­но­го Фео­до­сия извест­ны: два поуче­ния к наро­ду, десять поуче­ний к ино­кам, два посла­ния к вели­ко­му кня­зю Изя­с­ла­ву и две молитвы.

Тро­парь, глас 4

Зве́зды мы́сленныя, /​просия́вшия на тве́рди Церко́вней, /​и́ноков Росси́йских основа́ние /​пе́сньми, лю́дие, почти́м, /​ра́достныя похва­лы́ сим воздаю́ще: /​ра́дуйтеся, преблаже́ннии отцы́, Анто́ние с Феодо́сием богому́дрым, /​/​при́сно моля́щиися о возсле́дствующих и чту́щих па́мять ва́шу.

Кондак, глас 8

Дво́ицу вели́ких оте́ц и пра́вило и́ноков све́тлое, /​у́мныя зари́ онебе́сившия Росси́йскую Це́рковь /​кто по достоя́нию хвала́ми воспое́т? /​Ти́и бо Престо́лу Бо́жию предстоя́т. /​Но я́ко иму́щии дерзнове́ние к Святе́й Тро́ице, /​Анто́ние преблаже́нне и Феодо́сие приснопа́мятне, /​моли́теся о моле́бная к вам принося́щих, /​/​и любо́вию пе́сньми вас ублажа́ющих.

Вели­ча­ние

Ублажа́ем вас, /​преподо́бнии отцы́ Анто́ние и Феодо́сие, /​и чтим святу́ю па́мять ва́шу, /​наста́вницы мона́хов, /​/​и собесе́дницы Ангелов.

Молит­ва пре­по­доб­ным Анто­нию и Фео­до­сию Печерским

Преподо́бнии и богоно́снии отцы́ на́ши Анто́ние и Феодо́сие! К вам, я́ко к те́плым засту́пником и ско́рым помо́щником и изве́стным предста́телем, прибега́ем мы гре́шнии, смире́нно прося́ще ва́шея по́мощи и заступле́ния, в бе́здне зол и бед погружа́емии, я́же на всяк день и час нам и от челове́к лука́вых приключа́ются, и от духо́в зло́бы поднебе́сныя, все­гда́ поги́бели душ и теле́с на́ших и́щущих, нахо́дят на ны. Изве́стни же есмы́ несумне́нно, коль вели́кое к милосе́рдому Бо́гу и́мате дерзнове́ние: еще́ бо на зем­ли́ меж­ду́ стра́нствующими к Го́рнему Оте́честву пребыва́юще, ве́лию си́лу благода́ти Бо́жия, ва́ми чудоде́йствующия, в себе́ показа́сте, я́ко и огнь с Небе­се́, по подо́бию Или­и­ну́, на показа́ние ме́ста, на не́мже вели́кая це́рковь Пече́рская стро́итися хотя́ше, низведо́сте, и ро́су, по о́бразу Гедео́нову, на очище́ние и ве́чное прославле́ние того́жде свята́го ме́ста призва́сте: та́кожде ве́мы, коль мно́гое мно́жество муже́й и жен, из ра́зных стран и наро́дов, скорбя́щих и напа́ствуемых или́ разли́чными тя́жкими боле́зньми одержи́мых, ва́шими моли́твами и заступле́нием получи́ша ско́рое себе́ облегче́ние и избавле́ние. Аще у́бо вся та помоществова́ния, еще́ в сме́ртнем су́ще стра́нствовании, бе́дствующим ми́лостивно подава́сте, коль­ми́ па́че днесь, егда́ уже́ всемогу́щей предста́сте Тро́ице и бо́льшее прия́сте дерзнове́ние, во е́же моли́ти ю о на́шем недосто́инстве и в беда́х нас заступа́ти и защища́ти. Сего́ ра́ди и мы, столь мно́гими вражде́бными наве́ты, озлобле́ньми и кова́рными злоумышле́ньми отвсю́ду угрожа́емии и тесни́мии, ва́шему те́плому и си́льному по Бо́зе вруча́ем себе́ защище́нию и усе́рдно мо́лим благосты́ню ва́шу: сохрани́те нас неврежде́нных от всех бед и зол, наипа́че же от бесо́вских ко́зней, да не бу́дем им в поруга́ние и посмея́тельство, но та́ко их кре́пкою ва́шею по́мощию от нас отжени́те, я́коже во дни о́ны от оби́тели отгна́сте я, ино­гда́ па́кости де́явшия. Сицева́я же их неполе́зная укроти́вше на ны возста́ния, та́ко нас утвержде́нных в ве́ре, наде́жде и люб­ви́ соде́лайте, да николи́же на́ми каково́е недоуме́ние или́ сумне́ние возоблада́ет. Чу́вства на́ша душе́вная вку́пе и теле́сная в таково́м благоустрое́нии и боголе́пней ме́рности на всяк день и час удержава́йте и снабдева́йте, да те́ми никогда́же Блага́го и Человеколюби́ваго Бо́га прогне́ваем. Ра́зум уцелому́дрите, да сей па́че о Бо́зе, Его́ вездепрису́тствии и благопромышле́нии помышля́ет, не́же о вре́менных пече́тся. Развраще́нную во́лю на́шу все­гда́ исправля́йте, да николи́же хо́щет, е́же хоте́нию Бо́жию сопротивля́ется, но те́ми да уловля́ется и в сих безмяте́жно и безпеча́льно да пребыва́ет, я́же суть Бо́гу уго́дна и прия́тна, челове́ку же спаси́тельна и поле́зна. К сим же, о преподо́бнии отцы́, и оте́чества ва́шего не забыва́йте, но в ми́рнем устрое́нии пребыва́ти ему́ у Престо́ла вели́чества Бо́жия непреста́нно хода́тайствуйте. Вся лю́ди, су́щия в держа́ве на́шей, ми́рны и безпеча́льны сохрани́те и от вся́каго зла́го обстоя́ния вско́ре изба́вите. Егда́ же приспе́ет на́ше от вре́меннаго сего́ жития́ отше́ствие и к ве́чности преселе́ние, си́це нам в по́мощь предста́ните и от наси́лий вра́жиих свободи́те, я́коже предста́сте не́когда Ера́зму мона́ху, в тя́жком сме́ртнем бе́дствии обрета́вшемуся, и та́ко серд­ца́ на́ша ко и́стинному покая́нию и жале́нию о гресе́х подви́гните, я́коже и о́наго се́рдце подвиго́сте, да и мы в чи́стем со́вести на́шея свиде́тельстве, Пресвяте́й и Нераздели́мей предста́вше Тро́ице, прославля́ем ю ку́пно с ва́ми и все́ми святы́ми в безконе́чныя ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Мч. Маман­та (275), отца его Фео­до­та и мате­ри Руфи­ны (III) Прп. Иоан­на пост­ни­ка, патр. Царе­град­ско­го (595). Прп. Иоан­на пост­ни­ка, патр. Царе­град­ско­го (595). Калуж­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри (1771). Сщмч. Гер­ма­на, еп. Вяз­ни­ков­ско­го (1937). Блгвв. кн. Пет­ра, в ино­че­стве Дави­да, и кн. Фев­ро­нии, в ино­че­стве Евфро­си­нии, Муром­ских чудо­твор­цев (пере­нес. мощей, 1992; неде­ля пред 7 сен­тяб­ря; служ­бу зри 25 июня). Мчч. 3628 в Нико­ми­дии (III – IV). Прп. Фео­до­сия Тотем­ско­го (обрет. мощей, 1796). Собор Сара­тов­ских свя­тых (неде­ля, бли­жай­шая к 31 авгу­ста). Собор Ниже­го­род­ских свя­тых (неде­ля по 26 авгу­ста). Сщмчч. Вар­со­но­фия, еп. Кирил­лов­ско­го, и с ним Иоан­на Ива­но­ва пре­св., прмц. Сера­фи­мы Сули­мо­вой игум. и мчч. Ана­то­лия Бараш­ко­ва, Нико­лая Бур­ла­ко­ва, Миха­и­ла Труб­ни­ко­ва и Филип­па Мары­ше­ва (1918). Сщмчч. Дамас­ки­на, еп. Ста­ро­дуб­ско­го, и с ним Евфи­мия Горя­че­ва, Иоан­на Мель­ни­чен­ко, Иоан­на Смо­ли­че­ва, Вла­ди­ми­ра Морин­ско­го, Вик­то­ра Басо­ва, Фео­до­та Шато­хи­на, Пет­ра Ново­сель­ско­го, Сте­фа­на Яро­ше­ви­ча пре­сви­те­ров (1937). Сщмч. Сте­фа­на Ермо­ли­на пре­св. (1937) Мч. Пав­ла Ель­ки­на (1937).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму