15 сен­тяб­ря. Муче­ник Мамант, отец его Фео­дот и матерь Руфина
Свя­той муче­ник Ма́мант родил­ся в Пафла­го­нии от бла­го­че­сти­вых и знат­ных роди­те­лей хри­сти­ан Фео­до­та и Руфи­ны. За откры­тое испо­ве­да­ние сво­ей веры роди­те­ли свя­то­го были схва­че­ны языч­ни­ка­ми и заклю­че­ны в тем­ни­цу в Кеса­рии Каппадокийской. Зная свои телес­ные немо­щи,…

Свя­той муче­ник Ма́мант родил­ся в Пафла­го­нии от бла­го­че­сти­вых и знат­ных роди­те­лей хри­сти­ан Фео­до­та и Руфи­ны. За откры­тое испо­ве­да­ние сво­ей веры роди­те­ли свя­то­го были схва­че­ны языч­ни­ка­ми и заклю­че­ны в тем­ни­цу в Кеса­рии Каппадокийской.

Зная свои телес­ные немо­щи, Фео­дот молил­ся, что­бы Гос­подь взял его преж­де муче­ний. Гос­подь услы­шал молит­ву, и он умер в тем­ни­це. Вслед за ним умер­ла и свя­тая Руфи­на, раз­ре­шив­шись преж­де­вре­мен­но сыном, кото­ро­го она молит­вен­но пре­по­ру­чи­ла Богу, про­ся Его быть Хра­ни­те­лем и Заступ­ни­ком оси­ро­тев­ше­го мла­ден­ца. Бог услы­шал пред­смерт­ную молит­ву свя­той Руфи­ны: бога­тая вдо­ва хри­сти­ан­ка Аммия с честью погреб­ла тела свя­тых Фео­до­та и Руфи­ны, а маль­чи­ка взя­ла к себе и окру­жи­ла его мате­рин­ской забо­той. Свя­той Ма́мант вырос убеж­ден­ным хри­сти­а­ни­ном. При­ем­ная мать забо­ти­лась о раз­ви­тии его при­род­ных спо­соб­но­стей и рано отда­ла его учить­ся гра­мо­те. Маль­чик учил­ся лег­ко и охот­но. Он был не по летам рас­су­ди­те­лен и отли­чал­ся ран­ней зре­ло­стью ума и серд­ца. Бла­го­ра­зум­ны­ми реча­ми и лич­ным при­ме­ром юный Ма́мант обра­тил в хри­сти­ан­ство мно­гих сво­их сверстников.

Об этом донес­ли пра­ви­те­лю Демо­кра­ту, и юно­ша был схва­чен и пред­став­лен на суд. Из ува­же­ния к его знат­но­му про­ис­хож­де­нию Демо­крит не решил­ся под­верг­нуть его пыт­кам и ото­слал его к импе­ра­то­ру Авре­ли­а­ну (270 – 275). Тот сна­ча­ла лас­кой, а затем угро­за­ми наме­ре­вал­ся совра­тить свя­то­го Ма́манта в язы­че­скую веру, но все его ста­ра­ния были напрас­ны: свя­той без­бо­яз­нен­но испо­ве­дал себя хри­сти­а­ни­ном и обли­чил безу­мие языч­ни­ков, покло­ня­ю­щих­ся без­душ­ным исту­ка­нам. Разъ­ярен­ный импе­ра­тор под­верг юно­шу жесто­ким истя­за­ни­ям. Затем хоте­ли уто­пить свя­то­го, но Ангел Гос­по­день спас Ма́манта и пове­лел жить на высо­кой горе в пустыне, нахо­див­шей­ся неда­ле­ко от Кеса­рии. Пови­ну­ясь воле Божи­ей, свя­той устро­ил там неболь­шую цер­ковь и стал про­во­дить жизнь в стро­гом воз­дер­жа­нии, подви­гах поста и молитвы.

Вско­ре он полу­чил уди­ви­тель­ную власть над сила­ми при­ро­ды: к его жили­щу соби­ра­лись насе­ляв­шие окрест­ную пусты­ню зве­ри и слу­ша­ли чте­ние Свя­то­го Еван­ге­лия. Питал­ся свя­той Ма́мант моло­ком диких коз и ланей.

Не забы­вал свя­той и о нуж­дах сво­их ближ­них: при­го­тов­ляя из это­го моло­ка сыры, он без­воз­мезд­но раз­да­вал их нищим. Вско­ре сла­ва о Бого­угод­ном житии свя­то­го Ма́манта рас­про­стра­ни­лась по всей Кеса­рии. Обес­по­ко­ен­ный пра­ви­тель послал за ним отряд воинов.

Повстре­чав­шись на горе со свя­тым Ма́мантом, вои­ны не узна­ли его, при­няв за про­сто­го пас­ту­ха. Тогда свя­той при­гла­сил их в хижи­ну, напо­ил моло­ком и сам открыл им свое имя, так как знал, что его ожи­да­ет муче­ни­че­ская смерть за Христа.

Отдав себя в руки мучи­те­лей, свя­той Ма́мант был при­ве­ден на суд намест­ни­ка Алек­сандра, кото­рый под­верг его изощ­рен­ным и дли­тель­ным истязаниям.

Одна­ко они не сло­ми­ли хри­сти­ан­скую волю свя­то­го. Он был укреп­лен обра­щен­ны­ми к нему свы­ше сло­ва­ми: “Кре­пись и мужай­ся, Ма́мант”. Когда свя­то­го Ма́манта отда­ли на све­де­ние зве­рям, те не тро­ну­ли свя­то­го. Тогда один из язы­че­ских жре­цов пора­зил его тре­зуб­цем. Смер­тель­но ранен­ный, свя­той Ма́мант вышел за пре­де­лы горо­да. Там, в неболь­шой камен­ной пеще­ре, он и пре­дал дух свой Богу, Кото­рый во все­услы­ша­ние при­звал свя­то­го муче­ни­ка Ма́манта в гор­нии селе­ния († 275). Веру­ю­щи­ми он был погре­бен на месте кончины.

Вско­ре хри­сти­ане ста­ли полу­чать от него бла­го­дат­ную помощь в сво­их неду­гах и скор­бях. Свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий так гово­рит о свя­том муче­ни­ке Ма́манте в про­по­ве­ди к наро­ду: “Поми­най­те свя­то­го муче­ни­ка: те, кто видел его в виде­нии, кто из живу­щих на сем месте име­ет его помощ­ни­ком, кому из при­зы­ва­ю­щих имя его он помог самим делом, кого из заблуд­ших в жиз­ни наста­вил, кого от неду­гов исце­лил, чьих детей, уже умер­ших, сно­ва воз­вра­тил к жиз­ни, чью жизнь про­дол­жил – все, собрав­шись воеди­но, при­не­си­те хва­лу мученику”.

Тро­парь, гл.4

Му́ченик Тво́й, Го́споди, Ма́мант /​во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего: /​име́яй бо кре́пость Твою́, /​мучи́телей низ­ло­жи́, /​сокру­ши́ и де́монов немощны́я де́рзости. /​Того́ моли́твами /​/​спа­си́ ду́ши на́ша.

Кондак, гл. 3

Жезло́м, свя́те, от Бо́га тебе́ да́нным, /​лю́ди твоя́ упа­си́ на па́житех живоно́сных, /​зве́ри же неви́димыя и неукроти́мыя /​сокру­ши́ под но́ги тя пою́щих, /​я́ко вси, и́же в беда́х, /​/​предста́теля тя те́пла, Ма́манте, и́мут.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​страстоте́рпче святы́й Ма́манте, /​и чтим честна́я страда́ния твоя́, /​я́же за Хри­ста́ /​/​претерпе́л еси́.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Мч. Маман­та (275), отца его Фео­до­та и мате­ри Руфи­ны (III). Прп. Иоан­на пост­ни­ка, патр. Царе­град­ско­го (595). Прпп. Анто­ния (1073) и Фео­до­сия (1074) Печер­ских. Калуж­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри (1771). Сщмч. Гер­ма­на, еп. Вяз­ни­ков­ско­го (1937). Блгвв. кн. Пет­ра, в ино­че­стве Дави­да, и кн. Фев­ро­нии, в ино­че­стве Евфро­си­нии, Муром­ских чудо­твор­цев (пере­нес. мощей, 1992; неде­ля пред 7 сен­тяб­ря; служ­бу зри 25 июня). Мчч. 3628 в Нико­ми­дии (III – IV). Прп. Фео­до­сия Тотем­ско­го (обрет. мощей, 1796). Собор Сара­тов­ских свя­тых (неде­ля, бли­жай­шая к 31 авгу­ста). Собор Ниже­го­род­ских свя­тых (неде­ля по 26 авгу­ста). Сщмчч. Вар­со­но­фия, еп. Кирил­лов­ско­го, и с ним Иоан­на Ива­но­ва пре­св., прмц. Сера­фи­мы Сули­мо­вой игум. и мчч. Ана­то­лия Бараш­ко­ва, Нико­лая Бур­ла­ко­ва, Миха­и­ла Труб­ни­ко­ва и Филип­па Мары­ше­ва (1918). Сщмчч. Дамас­ки­на, еп. Ста­ро­дуб­ско­го, и с ним Евфи­мия Горя­че­ва, Иоан­на Мель­ни­чен­ко, Иоан­на Смо­ли­че­ва, Вла­ди­ми­ра Морин­ско­го, Вик­то­ра Басо­ва, Фео­до­та Шато­хи­на, Пет­ра Ново­сель­ско­го, Сте­фа­на Яро­ше­ви­ча пре­сви­те­ров (1937). Сщмч. Сте­фа­на Ермо­ли­на пре­св. (1937) Мч. Пав­ла Ель­ки­на (1937).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму