Святой мученик Ма́мант родился в Пафлагонии от благочестивых и знатных родителей христиан Феодота и Руфины. За открытое исповедание своей веры родители святого были схвачены язычниками и заключены в темницу в Кесарии Каппадокийской.
Зная свои телесные немощи, Феодот молился, чтобы Господь взял его прежде мучений. Господь услышал молитву, и он умер в темнице. Вслед за ним умерла и святая Руфина, разрешившись преждевременно сыном, которого она молитвенно препоручила Богу, прося Его быть Хранителем и Заступником осиротевшего младенца. Бог услышал предсмертную молитву святой Руфины: богатая вдова христианка Аммия с честью погребла тела святых Феодота и Руфины, а мальчика взяла к себе и окружила его материнской заботой. Святой Ма́мант вырос убежденным христианином. Приемная мать заботилась о развитии его природных способностей и рано отдала его учиться грамоте. Мальчик учился легко и охотно. Он был не по летам рассудителен и отличался ранней зрелостью ума и сердца. Благоразумными речами и личным примером юный Ма́мант обратил в христианство многих своих сверстников.
Об этом донесли правителю Демократу, и юноша был схвачен и представлен на суд. Из уважения к его знатному происхождению Демокрит не решился подвергнуть его пыткам и отослал его к императору Аврелиану (270 – 275). Тот сначала лаской, а затем угрозами намеревался совратить святого Ма́манта в языческую веру, но все его старания были напрасны: святой безбоязненно исповедал себя христианином и обличил безумие язычников, поклоняющихся бездушным истуканам. Разъяренный император подверг юношу жестоким истязаниям. Затем хотели утопить святого, но Ангел Господень спас Ма́манта и повелел жить на высокой горе в пустыне, находившейся недалеко от Кесарии. Повинуясь воле Божией, святой устроил там небольшую церковь и стал проводить жизнь в строгом воздержании, подвигах поста и молитвы.
Вскоре он получил удивительную власть над силами природы: к его жилищу собирались населявшие окрестную пустыню звери и слушали чтение Святого Евангелия. Питался святой Ма́мант молоком диких коз и ланей.
Не забывал святой и о нуждах своих ближних: приготовляя из этого молока сыры, он безвозмездно раздавал их нищим. Вскоре слава о Богоугодном житии святого Ма́манта распространилась по всей Кесарии. Обеспокоенный правитель послал за ним отряд воинов.
Повстречавшись на горе со святым Ма́мантом, воины не узнали его, приняв за простого пастуха. Тогда святой пригласил их в хижину, напоил молоком и сам открыл им свое имя, так как знал, что его ожидает мученическая смерть за Христа.
Отдав себя в руки мучителей, святой Ма́мант был приведен на суд наместника Александра, который подверг его изощренным и длительным истязаниям.
Однако они не сломили христианскую волю святого. Он был укреплен обращенными к нему свыше словами: “Крепись и мужайся, Ма́мант”. Когда святого Ма́манта отдали на сведение зверям, те не тронули святого. Тогда один из языческих жрецов поразил его трезубцем. Смертельно раненный, святой Ма́мант вышел за пределы города. Там, в небольшой каменной пещере, он и предал дух свой Богу, Который во всеуслышание призвал святого мученика Ма́манта в горнии селения († 275). Верующими он был погребен на месте кончины.
Вскоре христиане стали получать от него благодатную помощь в своих недугах и скорбях. Святитель Василий Великий так говорит о святом мученике Ма́манте в проповеди к народу: “Поминайте святого мученика: те, кто видел его в видении, кто из живущих на сем месте имеет его помощником, кому из призывающих имя его он помог самим делом, кого из заблудших в жизни наставил, кого от недугов исцелил, чьих детей, уже умерших, снова возвратил к жизни, чью жизнь продолжил – все, собравшись воедино, принесите хвалу мученику”.
Тропарь, гл.4
Му́ченик Тво́й, Го́споди, Ма́мант /во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего: /име́яй бо кре́пость Твою́, /мучи́телей низложи́, /сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости. /Того́ моли́твами //спаси́ ду́ши на́ша.
Кондак, гл. 3
Жезло́м, свя́те, от Бо́га тебе́ да́нным, /лю́ди твоя́ упаси́ на па́житех живоно́сных, /зве́ри же неви́димыя и неукроти́мыя /сокруши́ под но́ги тя пою́щих, /я́ко вси, и́же в беда́х, //предста́теля тя те́пла, Ма́манте, и́мут.
Величание
Велича́ем тя, /страстоте́рпче святы́й Ма́манте, /и чтим честна́я страда́ния твоя́, /я́же за Христа́ //претерпе́л еси́.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Мч. Маманта (275), отца его Феодота и матери Руфины (III). Прп. Иоанна постника, патр. Цареградского (595). Прпп. Антония (1073) и Феодосия (1074) Печерских. Калужской иконы Божией Матери (1771). Сщмч. Германа, еп. Вязниковского (1937). Блгвв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн. Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев (перенес. мощей, 1992; неделя пред 7 сентября; службу зри 25 июня). Мчч. 3628 в Никомидии (III – IV). Прп. Феодосия Тотемского (обрет. мощей, 1796). Собор Саратовских святых (неделя, ближайшая к 31 августа). Собор Нижегородских святых (неделя по 26 августа). Сщмчч. Варсонофия, еп. Кирилловского, и с ним Иоанна Иванова пресв., прмц. Серафимы Сулимовой игум. и мчч. Анатолия Барашкова, Николая Бурлакова, Михаила Трубникова и Филиппа Марышева (1918). Сщмчч. Дамаскина, еп. Стародубского, и с ним Евфимия Горячева, Иоанна Мельниченко, Иоанна Смоличева, Владимира Моринского, Виктора Басова, Феодота Шатохина, Петра Новосельского, Стефана Ярошевича пресвитеров (1937). Сщмч. Стефана Ермолина пресв. (1937) Мч. Павла Елькина (1937).