15 сен­тяб­ря. Ико­на Божи­ей Мате­ри “Калуж­ская”
Явле­ние Калуж­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри про­изо­шло в 1748 году в селе Тинь­ко­ве, неда­ле­ко от Калу­ги, в доме поме­щи­ка Васи­лия Кон­дра­тье­ви­ча Хит­ро­во. Две слу­жан­ки пере­би­ра­ли на чер­да­ке его дома ста­рые вещи. Одна из них, Евдо­кия, отли­чав­ша­я­ся несдер­жан­ным…

Явле­ние Калуж­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри про­изо­шло в 1748 году в селе Тинь­ко­ве, неда­ле­ко от Калу­ги, в доме поме­щи­ка Васи­лия Кон­дра­тье­ви­ча Хит­ро­во. Две слу­жан­ки пере­би­ра­ли на чер­да­ке его дома ста­рые вещи. Одна из них, Евдо­кия, отли­чав­ша­я­ся несдер­жан­ным нра­вом, поз­во­ля­ла себе рез­кие и даже непри­стой­ные речи, не обра­щая вни­ма­ния на уве­ще­ва­ния сво­ей скром­ной подру­ги. Сре­ди про­чих вещей они слу­чай­но обна­ру­жи­ли боль­шой свер­ток суро­во­го хол­ста. Раз­вер­нув его, бла­го­че­сти­вая девуш­ка уви­де­ла изоб­ра­же­ние Жен­щи­ны в тем­ном оде­я­нии с кни­гой в руках. При­няв изоб­ра­же­ние за порт­рет мона­хи­ни и желая обра­зу­мить Евдо­кию, она при­гро­зи­ла ей гне­вом игу­ме­нии. Дерз­кая Евдо­кия отве­ти­ла на сло­ва подру­ги бра­нью и, под­дав­шись раз­дра­же­нию, плю­ну­ла на лик. Тот­час же с ней слу­чил­ся при­па­док, и она упа­ла без чувств.

Испу­ган­ная подру­га рас­ска­за­ла о слу­чив­шем­ся в доме. На сле­ду­ю­щую ночь роди­те­лям Евдо­кии яви­лась Цари­ца Небес­ная и откры­ла им, что это над Ней кощун­ствен­но сме­я­лась их дочь и пове­ле­ла им совер­шить моле­бен перед пору­ган­ной ико­ной, а боль­ную окро­пить освя­щен­ной на молебне водой. После молеб­на Евдо­кия выздоровела.

Поме­щик Хит­ро­во взял чудо­твор­ную ико­ну в свой дом, где от нее обиль­но исто­ча­лись исце­ле­ния при­бе­га­ю­щим к ней с верой. Впо­след­ствии ико­ну с поче­стя­ми пере­нес­ли в при­ход­скую цер­ковь в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы в селе Калуж­ке. В Калу­гу был отправ­лен спи­сок со свя­то­го образа.

Через эту ико­ну Матерь Божия не раз про­яв­ля­ла Свое покро­ви­тель­ство Рус­ской зем­ле в тяже­лые для нее времена.

Празд­но­ва­ние Калуж­ской иконе 2 сен­тяб­ря уста­нов­ле­но в вос­по­ми­на­ние избав­ле­ния Калу­ги от чумы в 1771 году, когда чудо­вищ­ная эпи­де­мия бук­валь­но опу­сто­ши­ла город – горо­жане выми­ра­ли целы­ми семей­ства­ми. Чудо­твор­ную ико­ну Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы тогда при­нес­ли из села Калуж­ки, крест­ным ходом обо­шли с нею весь город и отслу­жи­ли все­на­род­ный моле­бен. После это­го чума в горо­де прекратилась.

Вто­рое празд­но­ва­ние совер­ша­ет­ся 12 октяб­ря, в память спа­се­ния Калу­ги от наше­ствия Напо­лео­нов­ских войск в 1812 году. Плен­ные фран­цу­зы сви­де­тель­ство­ва­ли о том, что во вре­мя боев под Калу­гой и Мало­я­ро­слав­цем, когда они тер­пе­ли пора­же­ние от рус­ских войск, они виде­ли Бого­ро­ди­цу, сто­яв­шую на воз­ду­хе в окру­же­нии све­то­нос­ных мужей.

В 1898 году было уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние чудо­твор­ной Калуж­ской иконе Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы 18 июля в бла­го­дар­ность Божи­ей Мате­ри за избав­ле­ние Калу­ги от холе­ры. В те страш­ные дни поста­нов­ле­ни­ем город­ской Думы был совер­шен крест­ный ход с чудо­твор­ным обра­зом. Заступ­ни­че­ством Пре­чи­стой город был спасен.

Празд­но­ва­ние иконе совер­ша­ет­ся так­же в пер­вое вос­кре­се­ние Пет­ро­ва поста.

В тяж­кие для Пра­во­слав­ной Церк­ви 30‑е годы XX века вла­сти закры­ли храм в селе Калуж­ки, сбро­сив коло­ко­ла и кон­фис­ко­вав цер­ков­ные цен­но­сти. Сле­ды чудо­твор­но­го обра­за зате­ря­лись. Лишь по отры­воч­ным све­де­ни­ям пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным про­сле­дить даль­ней­шую исто­рию свя­той иконы.

Суще­ству­ет вер­сия о том, что чудо­твор­ная Калуж­ская ико­на Божи­ей Мате­ри пре­бы­ва­ла сна­ча­ла в Тро­иц­ком кафед­раль­ном собо­ре г. Калу­ги, затем была поме­ще­на в мест­ный кра­е­вед­че­ский музей, отку­да ее и воз­вра­ти­ли Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви уже в после­во­ен­ные годы. В насто­я­щее вре­мя она нахо­дит­ся в Свя­то-Геор­ги­ев­ском кафед­раль­ном собо­ре Калуги.

По дру­гой вер­сии, пер­во­на­чаль­ный образ был под­ме­нен в то вре­мя, когда с чудо­твор­ной ико­ны дела­лось мно­же­ство спис­ков, под­лин­ник же хра­нил­ся в архео­ло­ги­че­ском музее Свя­то-Тро­иц­кой Сер­ги­е­вой Лав­ры, отку­да и был тор­же­ствен­но пере­дан Калуж­ской епар­хии в 1998 году.

Одна­ко по доку­мен­там, най­ден­ным в запас­ни­ках област­но­го кра­е­вед­че­ско­го музея о пере­да­че в музей сре­ди про­чих пред­ме­тов под­лин­ни­ка Калуж­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри, ее опи­са­ние и раз­ме­ры не соот­вет­ству­ют пере­дан­но­му из Лав­ры обра­зу. Кро­ме того, ико­на была в доволь­но вет­хом состо­я­нии. Таким обра­зом, счи­та­ет­ся, что ико­ны Божи­ей Мате­ри (сей­час в Калу­ге их три) – чудо­твор­ные спис­ки, а сам образ еще будет явлен пра­во­слав­ным веру­ю­щим России.

Тро­парь, глас 4

Засту́пнице от враг иноплеме́нных Необори́мая Калу́жския зем­ли́ /​и Изба́вительнице от смертоно́сныя я́звы Ми́лостивая! /​Изба́ви рабы́ Твоя́ от вся́ких бед и боле́зней, /​с ве́рою и любо́вию прибега́ющия к чудотво́рней ико́не Твое́й, /​/​и спа­си́ ду́ши на́ша.

Кондак, глас 6

Не и́мамы пе́сней, ниже́ слове́с, /​ка́ко досто́йно восхваля́ти Тя, /​Ма́ти Хри­ста́ Бо́га на́шего, /​явле́ния ра́ди чудотво́рныя ико́ны Тво­ея́ зем­ли́ Калу́жстей, /​то́кмо мо́жем вопи́ти Тебе́: /​не отвра­ти́ ми́лости Тво­ея́ от нас /​/​и низ­посли́ ю́ всем притека́ющим к цельбоно́сней ико́не Твое́й.

Вели­ча­ние

Велича́ем Тя, /​Богоро́дице Де́во, /​и почита́ем чудотво́рную ико́ну Твою́, /​е́юже благоволи́ла еси́ спа­сти́ зе́млю Калу́жскую /​/​от наше́ствий вра́жиих и всегуби́тельных боле́зней.

Молит­ва пред ико­ной Божи­ей Мате­ри “Калуж­ская”

О Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, Цари́це Небе­си́ и зем­ли́! К Тебе́ прибега́ем и к Твое́й по́мощи взыва́ем: сохра­ни́ зе́млю на́шу от наше́ствия враго́в иноплеме́нных, и от вся́кия боле́зни душе́вныя и теле́сныя, и от смертоно́сныя я́звы, да все­гда́ пое́м, велича́ем и сла́вим Тя, Пресвяту́ю Богоро́дицу, я́ко благу́ю и Ди́вную Засту́пницу на́шу во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Мч. Маман­та (275), отца его Фео­до­та и мате­ри Руфи­ны (III) Прп. Иоан­на пост­ни­ка, патр. Царе­град­ско­го (595). Прп. Иоан­на пост­ни­ка, патр. Царе­град­ско­го (595). Прпп. Анто­ния (1073) и Фео­до­сия (1074) Печер­ских. Сщмч. Гер­ма­на, еп. Вяз­ни­ков­ско­го (1937). Блгвв. кн. Пет­ра, в ино­че­стве Дави­да, и кн. Фев­ро­нии, в ино­че­стве Евфро­си­нии, Муром­ских чудо­твор­цев (пере­нес. мощей, 1992; неде­ля пред 7 сен­тяб­ря; служ­бу зри 25 июня). Мчч. 3628 в Нико­ми­дии (III – IV). Прп. Фео­до­сия Тотем­ско­го (обрет. мощей, 1796). Собор Сара­тов­ских свя­тых (неде­ля, бли­жай­шая к 31 авгу­ста). Собор Ниже­го­род­ских свя­тых (неде­ля по 26 авгу­ста). Сщмчч. Вар­со­но­фия, еп. Кирил­лов­ско­го, и с ним Иоан­на Ива­но­ва пре­св., прмц. Сера­фи­мы Сули­мо­вой игум. и мчч. Ана­то­лия Бараш­ко­ва, Нико­лая Бур­ла­ко­ва, Миха­и­ла Труб­ни­ко­ва и Филип­па Мары­ше­ва (1918). Сщмчч. Дамас­ки­на, еп. Ста­ро­дуб­ско­го, и с ним Евфи­мия Горя­че­ва, Иоан­на Мель­ни­чен­ко, Иоан­на Смо­ли­че­ва, Вла­ди­ми­ра Морин­ско­го, Вик­то­ра Басо­ва, Фео­до­та Шато­хи­на, Пет­ра Ново­сель­ско­го, Сте­фа­на Яро­ше­ви­ча пре­сви­те­ров (1937). Сщмч. Сте­фа­на Ермо­ли­на пре­св. (1937) Мч. Пав­ла Ель­ки­на (1937).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму