15 октяб­ря. Свя­щен­но­му­че­ник Кипри­ан, свя­тая муче­ни­ца Иусти­на и свя­той муче­ник Феоктист
Свя­щен­но­му­че­ник Кипри­ан, свя­тая муче­ни­ца Иусти­на и свя­той муче­ник Фео­к­тист умерщ­вле­ны в Никомиди́и в 304 году. Свя­той Кипри­ан был языч­ник, родом из Антио­хии. Еще в ран­нем дет­стве отдан был нече­сти­вы­ми роди­те­ля­ми в слу­же­ние язы­че­ским богам. С семи лет…

Свя­щен­но­му­че­ник Кипри­ан, свя­тая муче­ни­ца Иусти­на и свя­той муче­ник Фео­к­тист умерщ­вле­ны в Никомиди́и в 304 году.

Свя­той Кипри­ан был языч­ник, родом из Антио­хии. Еще в ран­нем дет­стве отдан был нече­сти­вы­ми роди­те­ля­ми в слу­же­ние язы­че­ским богам. С семи лет до трид­ца­ти Кипри­ан обу­чал­ся в круп­ней­ших цен­трах язы­че­ства – на горе Олимп, в горо­дах Арго­се и Тав­ро­по­ле, в еги­пет­ском горо­де Мем­фи­се и в Вави­лоне. Постиг­нув пре­муд­рость язы­че­ской фило­со­фии и чаро­дей­ства, был посвя­щен на Олим­пе в жре­цы. Обре­тя вели­кую силу при­зы­ва­ния нечи­стых духов, видел само­го кня­зя тьмы, бесе­до­вал с ним и полу­чил от него полк бесов в услужение.

Вер­нув­шись в Антио­хию, Кипри­ан стал почи­тать­ся языч­ни­ка­ми как глав­ный жрец, удив­ляя людей спо­соб­но­стью управ­лять сти­хи­я­ми, насы­лать мор и язвы, вызы­вать мерт­ве­цов. Мно­гие люд­ские души сгу­бил вели­кий жрец, обу­чая их чаро­дей­ству и слу­же­нию бесам.

В том же горо­де жила хри­сти­ан­ка – деви­ца Иусти­на. Обра­тив­шись ко Хри­сту от язы­че­ско­го заблуж­де­ния и при­ве­дя к истин­ной вере отца и мать, она посвя­ти­ла себя Небес­но­му Жени­ху и про­во­ди­ла вре­мя в посте и молит­ве, сохра­няя дев­ство. Когда юно­ша Агла­ид пред­ло­жил Иустине стать его супру­гой, то свя­тая муче­ни­ца отве­ти­ла отка­зом. Агла­ид обра­тил­ся к Кипри­а­ну и про­сил его с помо­щью чаро­дей­ства скло­нить Иусти­ну к заму­же­ству. Но как ни ста­рал­ся Кипри­ан, ниче­го не мог сде­лать, пото­му что свя­тая муче­ни­ца молит­вой и постом сокру­ша­ла все коз­ни диа­во­ла. Закли­на­ни­я­ми насы­лал Кипри­ан на свя­тую деву бесов, раз­жи­гав­ших в ней плот­скую страсть, но она изго­ня­ла их силой Крест­но­го зна­ме­ния и горя­чей молит­вой ко Гос­по­ду. Даже один из бесов­ских кня­зей и сам Кипри­ан, силою вол­шеб­ства при­ни­мав­шие раз­лич­ные обли­чья, не мог­ли иску­сить свя­той Иусти­ны, ограж­ден­ной твер­дой верой во Хри­ста. Все чары исче­за­ли, и раз­бе­га­лись бесы от одно­го вида и даже име­ни свя­той девы. Раз­гне­ван­ный Кипри­ан наслал мор и язвы на семью Иусти­ны и весь город, но и тут был побеж­ден ее молит­вой. Душе его, раз­вра­щен­ной власт­во­ва­ни­ем над людь­ми и сти­хи­я­ми, откры­лась вся глу­би­на ее паде­ния и ничто­же­ства тех, кому он слу­жил. Если ты боишь­ся даже тени Кре­ста и тре­пе­щешь Име­ни Хри­сто­ва, – ска­зал Кипри­ан сатане, – то что ты будешь делать, когда сам Хри­стос при­дет на тебя Диа­вол тут же набро­сил­ся на отверг­ше­го­ся его жре­ца и стал бить и душить его. Свя­той Кипри­ан впер­вые испы­тал на себе силу Крест­но­го зна­ме­ния и Име­ни Хри­сто­ва, огра­див­шись ими от напа­де­ния вра­жия. С глу­бо­ким пока­я­ни­ем при­шел он к мест­но­му епи­ско­пу Анфи­му и отдал на сожже­ние все свои книги.

А на дру­гой день, при­дя в цер­ковь, не хотел выхо­дить из нее, пока не при­нял Свя­то­го Крещения.

Подви­гом сво­ей после­ду­ю­щей пра­вед­ной жиз­ни свя­той Кипри­ан утвер­ждал вели­кую силу горя­чей веры во Хри­ста, иску­пив­шей все его более чем трид­ца­ти­лет­нее слу­же­ние сатане через семь дней после Кре­ще­ния он был постав­лен во чте­ца, на два­дца­тый день – в ипо­ди­а­ко­на, на трид­ца­тый – в диа­ко­на, а через год руко­по­ло­жен во пре­сви­те­ра. В ско­ром вре­ме­ни свя­той Кипри­ан был воз­ве­ден в сан епи­ско­па. Свя­щен­но­му­че­ник обра­тил ко Хри­сту столь­ко языч­ни­ков, что в его епар­хии неко­му было при­но­сить жерт­вы идо­лам, и их капи­ща были забро­ше­ны. Свя­тая Иусти­на уда­ли­лась в мона­стырь и была избра­на в игу­ме­нии. Во вре­мя гоне­ния на хри­сти­ан при импе­ра­то­ре Дио­кли­ти­ане епи­скоп Кипри­ан и игу­ме­ния Иусти­на были схва­че­ны и при­ве­зе­ны в Нико­ми­дию, где после лютых муче­ний усе­че­ны мечом. Воин Фео­к­тист, видя невин­ные стра­да­ния свя­тых, объ­явил себя хри­сти­а­ни­ном и был каз­нен вме­сте с ними. Зная о чудес­ном обра­ще­нии ко Хри­сту свя­то­го свя­щен­но­му­че­ни­ка Кипри­а­на, быв­ше­го слу­жи­те­лем кня­зя тьмы и верой разо­рвав­ше­го его узы, хри­сти­ане часто при­бе­га­ют к молит­вен­ной помо­щи свя­то­го в борь­бе с нечи­сты­ми духами.

Тро­парь, глас 4

И нра́вом прича́стник, и престо́лом наме́стник апо́столом быв, дея́ние обре́л еси́, Богодухнове́нне, в виде́ния восхо́д сего́ ра́ди, сло́во и́стины исправля́я, и ве́ры ра́ди пострада́л еси́ да́же до кро́ве, священному́чениче Киприа́не, моли́ Хри­ста́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 1

От худо́жества волше́бнаго обрати́вся, богому́дре, к позна́нию Боже́ственному, показа́лся еси́ ми́ру врач мудре́йший, исцеле́ния да́руя честву́ющим тя, Киприа́не со Иусти́ною с не́юже моли́ся Человеколю́бцу Влады́це спа­сти́ ду́ши на́ша.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, священному́чениче Киприа́не, и чтим святу́ю па́мять твою́, ты бо мо́лиши за нас Хри­ста́ Бо́га на́шего.

Молит­ва свя­щен­но­му­че­ни­ку Киприану

О свя­тый угод­ни­че Божий, свя­щен­но­му­че­ни­че Кипри­ане, ско­рый помощ­ни­че и молит­вен­ни­че о всех к тебе при­бе­га­ю­щих! При­и­ми от нас, недо­стой­ных, хва­ле­ние сие, испро­си у Гос­по­да Бога в немо­щех укреп­ле­ние, в печа­лех уте­ше­ние и всем вся полез­ная в жиз­ни нашей; воз­не­си ко Гос­по­ду бла­го­мощ­ную твою молит­ву, да огра­дит нас от паде­ний гре­хов­ных, да научит нас истин­но­му пока­я­нию, да изба­вит нас от пле­не­ния диа­воль­ска­го и вся­ка­го дей­ства духов нечи­стых и укро­тит оби­дя­щих нас. Буди нам креп­кий побор­ник на вся вра­ги види­мыя и неви­ди­мыя, подаждь нам тер­пе­ние во иску­ше­ни­их и в час кон­чи­ны нашея яви нам заступ­ле­ние от истя­за­те­лей на воз­душ­ных мытар­ствех, да води­мии тобою, достиг­нем Гор­ня­го Иеру­са­ли­ма и спо­до­бим­ся в Небес­нем Цар­ствии со все­ми свя­ты­ми сла­ви­ти и вос­пе­ва­ти пре­свя­тое имя Отца и Сына и Свя­та­го Духа во веки веков. Аминь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Андрея, Хри­ста ради юрод. (936) Прп. Кас­си­а­на гре­ка, Углич­ско­го, Учем­ско­го, чуд. (1504) Блгв. кн. Анны Кашин­ской (пре­став­ле­ние, 1368). Мчч. Казан­ских: Иоан­на, Сте­фа­на, Пет­ра, Бори­са, Иако­ва, Фео­до­ра, Силь­ва­на, Фео­до­ра, Васи­лия, Фео­до­ра, Димит­рия, Миха­и­ла, Иоан­на и Васи­лия (XVI). Мчч. Дави­да и Кон­стан­ти­на, кнн. Аргвет­ских (740; груз.). Прав. вои­на Фео­до­ра Уша­ко­ва (1817). Мц. Алек­сан­дры Бул­га­ко­вой (1938).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму