Святой великомученик Иоанн Новый, Сочавский, жил в ХIV веке в городе Трапезунде, занимался торговлей, был благочестив, тверд в Православии и милостив к бедным.
Однажды по торговым делам ему пришлось плыть на корабле. Капитан корабля был неправославным. Вступив в спор о вере со святым Иоанном, он был посрамлен и затаил злобу на святого. Во время остановки корабля в Белграде Босфорском капитан явился к градоначальнику, огнепоклоннику по вере, и сообщил, что на его корабле есть ученый муж, желающий тоже стать огнепоклонником.
Градоначальник с почетом пригласил святого Иоанна присоединиться к огнепоклонникам, посулив веру во Христа.
Святой тайно молился, призывая на помощь Того, Кто сказал: “Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святой” (Мк. 13, 11). И Господь дал ему мужество и разумение отвергнуть все притязания нечестивцев и твердо исповедать себя христианином.
После этого святой не единожды был избиваем палками, так, что все внутренности его обнажились. Присутствовавший народ не вынес этого страшного зрелища и стал возмущенно кричать, обличая правителя, столь бесчеловечно истязающего беззащитного человека. Правитель, прекратив избиение, велел привязать великомученика за ноги к хвосту дикого коня и влачить по улицам города. Жители еврейских кварталов особенно издевались над мучеником, бросали в него камнями, наконец, кто-то схватил меч, настиг влачимого святого и отрубил ему голову.
Тело великомученика с отрубленной головой лежало до вечера, никто из христиан не осмеливался взять его. Ночью над ним был виден светящийся столп и множество горящих лампад; три светоносных мужа совершали над телом святого пение псалмов и каждение. Один из евреев, думая, что это христиане пришли взять останки мученика, схватил лук и хотел пустить в них стрелу, но, связанный невидимой силой Божией, стал недвижим. С наступлением утра видение исчезло, стрелок продолжал стоять неподвижно. Рассказав собравшимся жителям города о ночном видении и постигшем его наказании Божием, он освободился от невидимых уз. Узнав о случившемся, градоначальник разрешил похоронить останки великомученика. Тело было погребено при местной церкви. Это произошло между 1330 и 1340 годами.
Капитан, предавший святого Иоанна на муки, раскаялся и решил тайно увезти мощи на свою родину, но великомученик, явившись во сне пресвитеру храма, воспрепятствовал этому. Через 70 лет мощи были перенесены в столицу Молдо-Влахийского княжества Сочаву и положены в соборной церкви.
Тропарь, глас 4
Житие́ на земли́ до́бре окормля́я, страда́льче, /ми́лостынями, и ча́стыми моли́твами, и слеза́ми, /па́ки же ко страда́нию му́жески устреми́вся, /пе́рсское обличи́л еси́ нече́стие. /Те́мже Це́ркве был еси́ утвержде́ние /и христиа́н похвало́, //Иоа́нне приснопа́мятне.
Кондак, глас 4
Морску́ю пла́вая пучи́ну ку́плею, /от восто́ка тща́лся еси́ к се́веру, /но Бо́гу призва́вшу тя, /я́коже Матфе́й мы́тницу, ты же ку́плю оста́вль, /и Тому́ после́довал еси́ кро́вию муче́ния, /вре́менными искупи́в непроходи́мая, //и вене́ц прия́л еси́ непобеди́мый.
Величание
Величаем тя, /страстоте́рпче святы́й Иоа́нне, /и чтим честна́я страдания твоя́, /я́же за Христа́ //претерпе́л еси́.
Молитва к великомученику Иоанну Новому, Сочавскому
О святы́й уго́дниче Бо́жий, Иоа́нне! По́двигом до́брым подвиза́вся на земли́, восприя́л еси́ на Небесе́х вене́ц пра́вды, его́же угото́вал есть Госпо́дь всем лю́бящим Его́. Те́мже взира́юще на святы́й твой о́браз, ра́дуемся о пресла́внем сконча́нии жи́тельства твоего́ и чтим святу́ю па́мять твою́. Ты же, предстоя́ Престо́лу Бо́жию, приими́ моле́ния на́ша и ко Всеми́лостивому Бо́гу принеси́, о е́же прости́ти нам вся́кое прегреше́ние и по́мощи нам ста́ти проти́ву ко́знем диа́вольским, да изба́вльшеся от скорбе́й, боле́зней, бед и напа́стей и вся́кого зла, благоче́стно и пра́ведно поживе́м в ны́нешнем ве́це и сподо́бимся предста́тельством твои́м, а́ще и недосто́йни есмы́, ви́дети блага́я на земли́ живы́х, сла́вяще Еди́наго во святы́х Свои́х сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Свт. Никифора исп., патриарха Константинопольского (828). Прав. Иулиании, княгини Вяземской, Новоторжской (обретение мощей, 1819). Сщмч. Пофи́на, еп. Лио́нского, и с ним пострадавших (177). Мц. Бланди́ны и мч. По́нтика Лионских (177). Сщмч. Еразма Охридского (IV). Мчч. 38-ми в бане (Греч.); матери и трех детей, мечом усеченных; 20000 формийских (ок. 303). Прп. Марина (X). Мчч. Марии (X); Димитрия (1657); Константина Афонского (1819). Киево-Братской иконы Божией Матери (1654).