15 июня. Вели­ко­му­че­ник Иоанн Новый, Сочавский
Свя­той вели­ко­му­че­ник Иоанн Новый, Сочав­ский, жил в ХIV веке в горо­де Тра­пезун­де, зани­мал­ся тор­гов­лей, был бла­го­че­стив, тверд в Пра­во­сла­вии и мило­стив к бедным. Одна­жды по тор­го­вым делам ему при­шлось плыть на кораб­ле. Капи­тан кораб­ля был непра­во­слав­ным.…

Свя­той вели­ко­му­че­ник Иоанн Новый, Сочав­ский, жил в ХIV веке в горо­де Тра­пезун­де, зани­мал­ся тор­гов­лей, был бла­го­че­стив, тверд в Пра­во­сла­вии и мило­стив к бедным.

Одна­жды по тор­го­вым делам ему при­шлось плыть на кораб­ле. Капи­тан кораб­ля был непра­во­слав­ным. Всту­пив в спор о вере со свя­тым Иоан­ном, он был посрам­лен и зата­ил зло­бу на свя­то­го. Во вре­мя оста­нов­ки кораб­ля в Бел­гра­де Бос­фор­ском капи­тан явил­ся к гра­до­на­чаль­ни­ку, огне­по­клон­ни­ку по вере, и сооб­щил, что на его кораб­ле есть уче­ный муж, жела­ю­щий тоже стать огнепоклонником.

Гра­до­на­чаль­ник с поче­том при­гла­сил свя­то­го Иоан­на при­со­еди­нить­ся к огне­по­клон­ни­кам, посу­лив веру во Христа.

Свя­той тай­но молил­ся, при­зы­вая на помощь Того, Кто ска­зал: “Когда же пове­дут пре­да­вать вас, не заботь­тесь напе­ред, что вам гово­рить, и не обду­мы­вай­те; но что дано будет вам в тот час, то и гово­ри­те, ибо не вы буде­те гово­рить, но Дух Свя­той” (Мк. 13, 11). И Гос­подь дал ему муже­ство и разу­ме­ние отверг­нуть все при­тя­за­ния нече­стив­цев и твер­до испо­ве­дать себя христианином.

После это­го свя­той не еди­но­жды был изби­ва­ем пал­ка­ми, так, что все внут­рен­но­сти его обна­жи­лись. При­сут­ство­вав­ший народ не вынес это­го страш­но­го зре­ли­ща и стал воз­му­щен­но кри­чать, обли­чая пра­ви­те­ля, столь бес­че­ло­веч­но истя­за­ю­ще­го без­за­щит­но­го чело­ве­ка. Пра­ви­тель, пре­кра­тив изби­е­ние, велел при­вя­зать вели­ко­му­че­ни­ка за ноги к хво­сту дико­го коня и вла­чить по ули­цам горо­да. Жите­ли еврей­ских квар­та­лов осо­бен­но изде­ва­лись над муче­ни­ком, бро­са­ли в него кам­ня­ми, нако­нец, кто-то схва­тил меч, настиг вла­чи­мо­го свя­то­го и отру­бил ему голову.

Тело вели­ко­му­че­ни­ка с отруб­лен­ной голо­вой лежа­ло до вече­ра, никто из хри­сти­ан не осме­ли­вал­ся взять его. Ночью над ним был виден све­тя­щий­ся столп и мно­же­ство горя­щих лам­пад; три све­то­нос­ных мужа совер­ша­ли над телом свя­то­го пение псал­мов и каж­де­ние. Один из евре­ев, думая, что это хри­сти­ане при­шли взять остан­ки муче­ни­ка, схва­тил лук и хотел пустить в них стре­лу, но, свя­зан­ный неви­ди­мой силой Божи­ей, стал недви­жим. С наступ­ле­ни­ем утра виде­ние исчез­ло, стре­лок про­дол­жал сто­ять непо­движ­но. Рас­ска­зав собрав­шим­ся жите­лям горо­да о ноч­ном виде­нии и постиг­шем его нака­за­нии Божи­ем, он осво­бо­дил­ся от неви­ди­мых уз. Узнав о слу­чив­шем­ся, гра­до­на­чаль­ник раз­ре­шил похо­ро­нить остан­ки вели­ко­му­че­ни­ка. Тело было погре­бе­но при мест­ной церк­ви. Это про­изо­шло меж­ду 1330 и 1340 годами.

Капи­тан, пре­дав­ший свя­то­го Иоан­на на муки, рас­ка­ял­ся и решил тай­но увез­ти мощи на свою роди­ну, но вели­ко­му­че­ник, явив­шись во сне пре­сви­те­ру хра­ма, вос­пре­пят­ство­вал это­му. Через 70 лет мощи были пере­не­се­ны в сто­ли­цу Мол­до-Вла­хий­ско­го кня­же­ства Соча­ву и поло­же­ны в собор­ной церкви.

Тро­парь, глас 4

Житие́ на зем­ли́ до́бре окормля́я, страда́льче, /​ми́лостынями, и ча́стыми моли́твами, и слеза́ми, /​па́ки же ко страда́нию му́жески устреми́вся, /​пе́рсское обличи́л еси́ нече́стие. /​Те́мже Це́ркве был еси́ утвержде́ние /​и христиа́н похва­ло́, /​/​Иоа́нне приснопа́мятне.

Кондак, глас 4

Морску́ю пла́вая пучи́ну ку́плею, /​от восто́ка тща́лся еси́ к се́веру, /​но Бо́гу призва́вшу тя, /​я́коже Матфе́й мы́тницу, ты же ку́плю оста́вль, /​и Тому́ после́довал еси́ кро́вию муче́ния, /​вре́менными искупи́в непроходи́мая, /​/​и вене́ц прия́л еси́ непобеди́мый.

Вели­ча­ние

Вели­ча­ем тя, /​страстоте́рпче святы́й Иоа́нне, /​и чтим честна́я стра­да­ния твоя́, /​я́же за Хри­ста́ /​/​претерпе́л еси́.

Молит­ва к вели­ко­му­че­ни­ку Иоан­ну Ново­му, Сочавскому

О святы́й уго́дниче Бо́жий, Иоа́нне! По́двигом до́брым подвиза́вся на зем­ли́, восприя́л еси́ на Небесе́х вене́ц пра́вды, его́же угото́вал есть Госпо́дь всем лю́бящим Его́. Те́мже взира́юще на святы́й твой о́браз, ра́дуемся о пресла́внем сконча́нии жи́тельства тво­е­го́ и чтим святу́ю па́мять твою́. Ты же, пред­стоя́ Престо́лу Бо́жию, при­и­ми́ моле́ния на́ша и ко Всеми́лостивому Бо́гу при­не­си́, о е́же прости́ти нам вся́кое прегреше́ние и по́мощи нам ста́ти проти́ву ко́знем диа́вольским, да изба́вльшеся от скорбе́й, боле́зней, бед и напа́стей и вся́кого зла, благоче́стно и пра́ведно поживе́м в ны́нешнем ве́це и сподо́бимся предста́тельством твои́м, а́ще и недосто́йни есмы́, ви́дети блага́я на зем­ли́ живы́х, сла́вяще Еди́наго во святы́х Свои́х сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Свт. Ники­фо­ра исп., пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го (828). Прав. Иули­а­нии, кня­ги­ни Вязем­ской, Ново­торж­ской (обре­те­ние мощей, 1819). Сщмч. Пофи́на, еп. Лио́нского, и с ним постра­дав­ших (177). Мц. Бланди́ны и мч. По́нтика Лион­ских (177). Сщмч. Ераз­ма Охрид­ско­го (IV). Мчч. 38-ми в бане (Греч.); мате­ри и трех детей, мечом усе­чен­ных; 20000 фор­мий­ских (ок. 303). Прп. Мари­на (X). Мчч. Марии (X); Димит­рия (1657); Кон­стан­ти­на Афон­ско­го (1819). Кие­во-Брат­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри (1654).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму