15 июня. Свя­ти­тель Ники­фор, пат­ри­арх Константинопольский
Свя­ти­тель Ники­фор Испо­вед­ник родил­ся в Кон­стан­ти­но­по­ле во вто­рой поло­вине VIII века. Глу­бо­кая вера и готов­ность к подви­гу испо­вед­ни­че­ства были зало­же­ны в нем его роди­те­ля­ми, Фео­до­ром и Евдо­ки­ей. Они дали сыну насто­я­щее хри­сти­ан­ское вос­пи­та­ние, под­креп­лен­ное при­ме­ром их…

Свя­ти­тель Ники­фор Испо­вед­ник родил­ся в Кон­стан­ти­но­по­ле во вто­рой поло­вине VIII века. Глу­бо­кая вера и готов­ность к подви­гу испо­вед­ни­че­ства были зало­же­ны в нем его роди­те­ля­ми, Фео­до­ром и Евдо­ки­ей. Они дали сыну насто­я­щее хри­сти­ан­ское вос­пи­та­ние, под­креп­лен­ное при­ме­ром их соб­ствен­ной жиз­ни. Отец его постра­дал как испо­вед­ник Пра­во­сла­вия от импе­ра­то­ра-ико­но­бор­ца Кон­стан­ти­на Копро­ни­ма (740 – 775). Мать, раз­де­ляв­шая все испы­та­ния сво­е­го мужа, после­до­ва­ла за ним в изгна­ние, а после его смер­ти вер­ну­лась в Кон­стан­ти­но­поль и окон­чи­ла жизнь в ино­че­стве. Свя­той Ники­фор полу­чил хоро­шее свет­ское обра­зо­ва­ние, но боль­ше все­го изу­чал Свя­щен­ное Писа­ние и читал духов­ные книги.

Глу­бо­ко зная Свя­щен­ное Писа­ние, свя­той Ники­фор от име­ни импе­ра­то­ра высту­пил на Собо­ре в защи­ту Пра­во­сла­вия, чем ока­зал боль­шую помощь свя­тым отцам VII Все­лен­ско­го Собора.

После Собо­ра свя­ти­тель Ники­фор несколь­ко лет оста­вал­ся при дво­ре, но пол­ная суе­ты жизнь все более и более тяго­ти­ла свя­то­го. Он оста­вил служ­бу и посе­лил­ся в уеди­не­нии, при Бос­фо­ре, про­во­дя жизнь в науч­ных тру­дах, без­мол­вии, посте и молит­ве. Свя­той Ники­фор постро­ил цер­ковь, осно­вал мона­стырь и вел стро­гую ино­че­скую жизнь еще до при­ня­тия ино­че­ско­го пострига.

В цар­ство­ва­ние импе­ра­то­ра Ники­фо­ра I (802 – 811), после кон­чи­ны свя­то­го Пат­ри­ар­ха Тара­сия (784 – 806), свя­той Ники­фор был избран на его место, при­нял ино­че­ский постриг и свя­щен­ни­че­ский сан и был воз­ве­ден на пат­ри­ар­ший пре­стол 12 апре­ля 806 года, в день свя­той Пасхи. 

При импе­ра­то­ре Льве V Армя­нине (813 – 820), яром при­вер­жен­це ико­но­бор­че­ской ере­си, он вся­че­ски ста­рал­ся обра­зу­мить импе­ра­то­ра и его окру­же­ние, без­бо­яз­нен­но разъ­яс­нял наро­ду уче­ние о почи­та­нии свя­тых икон, напи­сал уве­ща­ния к импе­ра­три­це и гра­до­на­чаль­ни­ку Евти­хи­а­ну, бли­жай­ше­му к импе­ра­то­ру санов­ни­ку, при­со­еди­нив в кон­це про­ро­че­ское сло­во о ско­рой гибе­ли ере­ти­ков от “кара­ю­щей руки Гос­под­ней”. Тогда ере­ти­че­ский собор отлу­чил от Церк­ви свя­то­го Пат­ри­ар­ха Ники­фо­ра и его пред­ше­ствен­ни­ков Пат­ри­ар­хов Тара­сия и Германа. 

Свя­той Ники­фор был сослан сна­ча­ла в мона­стырь в Хри­со­поль, а затем – на ост­ров Про­кон­нис в Мра­мор­ном море. После 13 лет лише­ний и скор­бей 2 июня 828 года свя­той Пат­ри­арх Ники­фор скон­чал­ся в изгнании.

13 мар­та 847 года нетлен­ные мощи свя­то­го Пат­ри­ар­ха Ники­фо­ра, про­ле­жав­шие в зем­ле 19 лет, с тор­же­ством были пере­не­се­ны в Кон­стан­ти­но­поль в собор­ную цер­ковь Свя­той Софии.

Свя­ти­тель Ники­фор был выда­ю­щим­ся цер­ков­ным дея­те­лем сво­е­го вре­ме­ни, “укра­ше­ни­ем века и кафед­ры” и, мно­го послу­жив Церк­ви, оста­вил обшир­ное духов­ное насле­дие – мно­го­чис­лен­ные тру­ды исто­ри­че­ско­го, дог­ма­ти­че­ско­го и кано­ни­че­ско­го содержания.

Тро­парь, глас 4

И́же перворо́днаго Ца́рства оте́ц, /​правове́рный слу́жбы и́стинный па́стырь бысть, преподо́бне, /​Царя́ гра́да, Це́ркви всех ма́тере яви́ся свети́льник, Ники́форе, /​моли́ Хри­ста́ Бо́га, /​/​да спасе́т ду́ши на́ша.

Кондак, глас 4

Побе́ды вене́ц с Небе­се́, /​о Ники́форе пресла́вне, /​я́ко прие́м от Бо́га, /​спаса́й ве́рою почита́ющия тя, /​/​я́ко священнонача́льника Христо́ва и учи́теля.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​святи́телю о́тче Ники́форе, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши о нас /​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Вмч. Иоан­на Ново­го, Сочав­ско­го (1330 – 1340). Прав. Иули­а­нии, кня­ги­ни Вязем­ской, Ново­торж­ской (обре­те­ние мощей, 1819). Сщмч. Пофи́на, еп. Лио́нского, и с ним постра­дав­ших (177). Мц. Бланди́ны и мч. По́нтика Лион­ских (177). Сщмч. Ераз­ма Охрид­ско­го (IV). Мчч. 38-ми в бане (Греч.); мате­ри и трех детей, мечом усе­чен­ных; 20000 фор­мий­ских (ок. 303). Прп. Мари­на (X). Мчч. Марии (X); Димит­рия (1657); Кон­стан­ти­на Афон­ско­го (1819). Кие­во-Брат­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри (1654).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму