15 декаб­ря. Про­рок Божий Авва­кум (VII в. до Р. Х.)
Свя­той про­рок Авва­кум был сын Аса­фа­та и про­ис­хо­дил из коле­на Симео­но­ва, как повест­ву­ет о нем свя­той Епи­фа­ний Кипр­ский в сво­ей кни­ге «О жиз­ни про­ро­ков». По пре­да­нию, запи­сан­но­му свя­ты­ми отца­ми, роди­ной Авва­ку­ма было неболь­шое селе­ние Бет­зо­хар, ина­че…

Свя­той про­рок Авва­кум был сын Аса­фа­та и про­ис­хо­дил из коле­на Симео­но­ва, как повест­ву­ет о нем свя­той Епи­фа­ний Кипр­ский в сво­ей кни­ге «О жиз­ни про­ро­ков». По пре­да­нию, запи­сан­но­му свя­ты­ми отца­ми, роди­ной Авва­ку­ма было неболь­шое селе­ние Бет­зо­хар, ина­че назы­ва­е­мое Виезахир.

Самое имя – Авва­кум, – дан­ное ему при рож­де­нии, пред­зна­ме­но­ва­ло, что из него вый­дет силь­ный духом подвиж­ник. При­дя в воз­раст совер­шен­ный, он, ради сла­вы име­ни Божия, рев­ност­но высту­пил на обли­че­ние без­за­ко­ний сво­е­го наро­да. Сам же он, горя духом о Гос­по­де, стро­го соблю­дал запо­ве­ди Божии, твёр­до сто­ял на пути доб­ро­де­те­ли, и был удо­сто­ен от Гос­по­да дара пророческого.

Авва­кум про­ро­че­ство­вал и жил после цар­ство­ва­ния бла­го­че­сти­во­го иудей­ско­го царя Езе­кии, когда на пре­сто­ле цар­ство­ва­ли нече­сти­вые цари: Манас­сия, сын Езе­кии и потом Амон, сын Манассии7950. По сви­де­тель­ству Свя­щен­но­го Писа­ния (2Пар.33:9; 4Цар. 21:2 – 10), в наро­де Иудей­ском при Манас­сии были посто­ян­ные раз­до­ры и зло­дей­ства: силь­ный угне­тал сла­бо­го, и негде было искать суда спра­вед­ли­во­го. Сам царь Манас­сия был пер­вым гони­те­лем невин­ных: он про­лил весь­ма мно­го невин­ной кро­ви, так что напол­нил ею Иеру­са­лим от края и до края (4Цар.21:16). По пре­да­нию, в чис­ле невин­ных постра­дал в это вре­мя и свя­той про­рок Иса­ия, рав­но как постра­да­ли мно­гие дру­гие обли­чи­те­ли неправд и нече­стия царя и народа.

Впо­след­ствии царь Манас­сия, нака­зан­ный Богом и взя­тый в плен Асси­рий­ца­ми, рас­ка­ял­ся и обра­тил­ся к Истин­но­му Богу. Но зло, посе­ян­ное им, пусти­ло уже глу­бо­кие кор­ни сре­ди наро­да еврей­ско­го; Манас­сии же насле­до­вал нече­сти­вый сын Амон, подоб­но отцу сво­е­му пре­дан­ный гру­бо­му идолопоклонству.

Про­рок Авва­кум глу­бо­ко скор­бел о раз­вра­ще­нии сво­их совре­мен­ни­ков. Не нахо­дя нигде прав­ды, он изли­вал свою скорбь, взы­вая ко Господу:

– Доко­ле, Гос­по­ди, я буду взы­вать – и Ты не слы­шишь меня, буду вопи­ять о наси­лии – и Ты не спа­са­ешь? Для чего даешь мне видеть зло­дей­ство и смот­реть на бед­ствие? Гра­би­тель­ство и наси­лие пре­до мною, и вос­ста­ет враж­да и под­ни­ма­ет­ся раз­дор. От это­го закон поте­рял силу, и суда пра­виль­но­го нет: так как нече­сти­вый одо­ле­ва­ет пра­вед­но­го, то и суд про­ис­хо­дит пре­врат­ный» (Авв.1:2 – 4).

Так взы­вал про­рок ко Гос­по­ду, видя без­за­ко­ние люд­ские и ожи­дал пра­вед­но­го суда от Само­го Бога. В ответ на сие, Гос­подь воз­ве­стил Сво­е­му избран­ни­ку, что ско­ро долж­но насту­пить нака­за­ние за все­об­щее нече­стие. По пове­ле­нию Божию, про­рок Авва­кум пред­ска­зал евре­ям такое страш­ное собы­тие, кото­ро­му в его вре­мя даже труд­но было пове­рить, – имен­но раз­ру­ше­ние хра­ма и само­го Иеру­са­ли­ма и пле­не­ние Вавилонское.

Про­рок ясно ука­зал, что ору­ди­я­ми сего нака­за­ния Гос­подь избрал Хал­де­ев, – народ сви­ре­пый и необуз­дан­ный, кото­рый быст­ро про­хо­дит по про­стран­ствам зем­ли, что­бы завла­деть чужи­ми селениями.

В тре­пет­ном ожи­да­нии гроз­но­го наше­ствия, про­рок Авва­кум недо­уме­вал: неуже­ли пра­вед­ный Гос­подь попу­стит гор­дым и нече­сти­вым Хал­де­ем совер­шен­но истре­бить избран­ный народ Свой. В надеж­де, что нака­за­ние это будет вре­мен­ным, он ожи­дал ново­го откро­ве­ния от Гос­по­да и в сво­ем молит­вен­ном ожи­да­нии был подо­бен стра­жу, зор­ко смот­ря­ще­му вдаль с город­ской башни7953, что­бы воз­ве­стить о при­бли­же­нии вра­га. Он пла­мен­но молил Гос­по­да спа­сти народ еврей­ский от раб­ства Вави­лон­ско­го, как неко­гда Он спас его от раб­ства Еги­пет­ско­го, и ждал, что воз­гла­го­лет ему Господь.

Тогда Гос­подь открыл про­ро­ку Сво­е­му, что всё спа­се­ние избран­но­го наро­да сре­ди этих бед­ствий заклю­ча­ет­ся в вере, а гор­дые и необуз­дан­ные Хал­деи сами долж­ны будут испы­тать ту же участь, кото­рую они при­го­то­ви­ли побеж­ден­ным наро­дам (Авв.2:4). После того про­рок Авва­кум, что­бы не поверг­нуть сооте­че­ствен­ни­ков в отча­я­ние от пред­сто­я­ще­го им испы­та­ния от Бога, про­из­нес прит­чу на поги­бель Хал­де­ев, воз­ве­стив пяти­крат­ное горе угне­та­те­лям (Авв.2:9 – 19). В этой прит­че он пока­зал всё ничто­же­ство идо­лов и могу­ще­ства Хал­де­ев, пред вели­чи­ем Бога Истин­но­го, шеству­ю­ще­го во спа­се­ние людей Сво­их. Про­рок, в оза­ре­нии свы­ше, пред­ве­щал, что Бог гря­дет для спа­се­ния наро­да Сво­е­го от горы при­осе­нен­ные чащи (Фара­на), для спа­се­ния пома­зан­но­го Сво­е­го, и насту­пит такое вре­мя, когда вся зем­ля напол­нит­ся позна­ни­ем сла­вы Гос­по­да, как воды напол­ня­ют море (Авв.3:13).

Когда Наву­хо­до­но­сор под­сту­пал к Иеру­са­ли­му, то, по сви­де­тель­ству пре­да­ния, про­рок Авва­кум уда­лил­ся из горо­да. Зная, что бед­ствие уже неот­вра­ти­мо, и что сопро­тив­ле­ние столь силь­но­му заво­е­ва­те­лю будет бес­по­лез­но, про­рок с горе­стью оста­вил свое оте­че­ство, что­бы не видеть разо­ре­ния его и избе­жать жесто­ко­сти побе­ди­те­ля. По ука­за­нию Божию, Авва­кум посе­лил­ся в зем­ле Ара­вий­ской, в горо­де Остра­кине и жил здесь доб­ро­воль­ным изгнан­ни­ком до само­го уда­ле­ния вра­гов из его отечества.

По уда­ле­нии Хал­де­ев, он воз­вра­тил­ся в зем­лю свою, опла­кал бед­ствие ее и вме­сте с уце­лев­ши­ми из наро­да стал зани­мать­ся зем­ле­де­ли­ем. В молит­ве к Богу за народ свой ожи­дал он воз­вра­ще­ния пле­нен­ных из Вавилона.

Одна­жды, во вре­мя жат­вы, про­рок сва­рил похлёб­ку и, взяв хле­ба, пошел в поле, что­бы отне­сти этот обед жне­цам. Но на пути ему пред­стал Ангел Гос­по­день и сказал:

– Отне­си этот обед в Вави­лон к Дани­и­лу, в ров львиный.

В это вре­мя, дей­стви­тель­но, про­рок Дани­ил, жив­ший при дво­ре царя Вави­лон­ско­го, по нена­ви­сти нече­сти­вых Вави­ло­нян, был вверг­нут в льви­ный ров.

Но Авва­кум, не зная горо­да Вави­ло­на, отве­чал Ангелу:

– Гос­по­ди! Вави­ло­на я нико­гда не видал и рва льви­но­го не знаю.

Тогда Ангел Гос­по­день силою духа сво­е­го вос­хи­тил Авва­ку­ма и, под­няв его за воло­сы, пере­нёс в Вави­лон и поста­вил пря­мо надо рвом, куда вверг­нут был Даниил.

И воз­звал Аввакум:

– Дани­ил! Дани­ил! Возь­ми обед, кото­рый Бог послал тебе.

Дани­ил же воз­бла­го­да­рил Бога и сказал:

– Вспом­нил Ты обо мне, Боже, и не оста­вил любя­щих Тебя.

Дани­ил под­нял­ся и вку­сил пищи. Ангел же Гос­по­день мгно­вен­но поста­вил Авва­ку­ма на его преж­нее место.

После чудес­но­го посе­ще­ния Дани­и­ла, про­рок Авва­кум воз­вра­тил­ся к жне­цам сво­им во вре­мя обе­да их, и нико­му не ска­зал о слу­чив­шем­ся. Он про­ра­зу­мел, что народ Иудей­ский воз­вра­щен будет Гос­по­дом из Вави­ло­на в Иеру­са­лим, подоб­но тому как совер­ши­лось чудес­ное пере­не­се­ние его в Вави­лон и воз­вра­ще­ние отту­да. Но это испы­та­ние наро­да Божия дли­лось 70 лет, и Авва­кум не дожил до воз­вра­ще­ния евре­ев из пле­на и умер в ста­ро­сти и погре­бен был с честью на соб­ствен­ном поле.

Тро­парь, глас 2

Проро́ка Тво­е­го́ Авваку́ма па́мять, Го́споди, пра́зднующе, /​тем Тя мо́лим: /​/​спа­си́ ду́ши на́ша.

Кондак, глас 8

Возгласи́вый вселе́нней от ю́га прише́ствие Бо́жие от Де́вы, Авваку́ме Богоглаго́ливе, /​и на Боже́ственней стра́жи предстоя́нием /​слы́шания от светоно́сна А́нгела /​Христо́во Воскресе́ние возвести́л еси́ ми́ру, /​сего́ ра́ди ве́село зове́м ти: /​/​ра́дуйся, проро́ков све́тлая добро́то.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​проро́че Бо́жий Авваку́ме, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Прп. Афа­на­сия, затв. Печер­ско­го, в Ближ. пещ. (ок. 1176) Св. Сте­фа­на Уро­ша, царя Серб­ско­го (1367; серб.). Прп. Иоан­ни­кия Деви­чен­ско­го (1430; серб.). Мц. Миро­пии (ок. 251). Прп. Афа­на­сия, затв. Печер­ско­го, в Дальн. пещ. (XIII) Сщмч. Сер­гия Куд­ряв­це­ва пре­св. (1937) Сщмч. Иоан­на Дер­жа­ви­на пре­св. (1937) Сщмч. Кон­стан­ти­на Некра­со­ва пре­св. (1937) Прпп. Иоан­на, Ирак­ле­мо­на, Андрея и Фео­фи­ла (IV). Прп. Исе (Иес­сея), еп. Цил­кан­ско­го (VI; груз.). Сщмч. Мат­фея Алек­сан­дро­ва пре­св. (1921) Сщмч. Димит­рия Бла­го­ве­щен­ско­го пре­св. (1932) При­спц. Веры (Гра­фо­вой) посл. (1932) Сщмч. Алек­сия, архи­еп. Вели­ко­устюж­ско­го (1937). Сщмч. Нико­лая Забо­лот­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Вла­ди­ми­ра Про­фе­ран­со­ва пре­св. (1937) Сщмч. Фео­до­ра Алек­син­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Нико­лая Вино­град­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Иоан­на Дне­пров­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Нико­лая Сафо­но­ва пре­св. (1937) Сщмч. Пав­ла Понят­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Сер­гия Фели­цы­на пре­св. (1937) Прмч. Данак­та (Калаш­ни­ко­ва) иером. (1937) Прмч. Кос­мы (Маг­ды) иером. (1937) Прмц. Мар­га­ри­ты (Зака­чу­ри­ной) мон. (1937) Прмц. Тама­ры (Про­вор­ки­ной) мон. (1937) Прмц. Анто­ни­ны (Сте­па­но­вой) мон. (1937) Прмц. Марии (Журавле­вой) посл. (1937) Мц. Мат­ро­ны Коню­хо­вой (1937). Прмц. Марии (Цейт­лин) мон. (1938) Мч. Бори­са Успен­ско­го (1942). Ико­ны Божи­ей Мате­ри «Герон­тис­са».

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму