Преподобный Иоанникий Девиченский подвизался в первой половине XV века. Святой был родом из Черногорского приморья. С юности избрал он путь монашеского подвига, рано покинул отчий дом и поселился в пещере на берегу реки Ибар, где, по преданию, в XIV веке жил другой сербский пустынник – преподобный Петр Коришский. Вскоре сюда, в место, называемое Черная Река, стали приходить иноки, до которых дошла молва о благочестивом отшельнике. Они оставались здесь с благословения преподобного, подражая его строгой и богоугодной жизни. Послушание святому Иоанникию они считали великим благом. Со временем, когда братия стала многочисленной, преподобный Иоанникий и его сподвижники воздвигли храм.
В обитель стекалось все больше людей. Слава святого Иоанникия распространялась все шире. Это тяготило пустынника. Предав своих духовных чад воле Божией, он удалился в пустынный Девиченский лес. Жил святой по слову Спасителя, подобно птице, не заботясь о пище и месте для ночлега. Многие дни проводил в дупле дерева. Слезной молитвой побеждал посылаемые искушения.
Святой получил от Бога власть над демонами и чудесный дар врачевания недугов. Когда весть о пустыннике достигла княжеского двора, деспот Георгий Бранкович (1427 – 1459) отправился к нему с просьбой исцелить больную дочь. Молитвами святого Иоанникия Господь избавил ее от болезни, и тогда благодарный властитель воздвиг в Девиче храм в честь Введения Пресвятой Богородицы. Впоследствии там был основан монастырь.
Преподобный Иоанникий отошел ко Господу 2 декабря 1430 года. Его святые мощи покоятся в Девиче и славятся чудотворениями.
В Сербии особенно чтут преподобного Иоанникия как целителя душевных болезней.
Тропарь, глас 1
Поще́нием, моли́твами и благода́тию Боже́ственною просвети́вся, /земны́я концы́ све́тло озаря́еши благоче́стно, /чуде́с благода́ть от Бо́га прие́м, /исцеля́еши неду́ги, ду́хи же лука́выя от челове́ков отгоня́еши, /и́же с ве́рою притека́ют к ра́це моще́й твои́х святы́х, /преподо́бне о́тче наш Иоанни́кие. /Сла́ва Да́вшему ти благода́ть, /сла́ва Укрепи́вшему тя, //сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.
Кондак, глас 8
От ю́ности, Богому́дре, возлюби́в а́нгельское житие́, /вся кра́сная оста́вил еси́, /за́йде бо, я́коже звезда́ от ми́ра, /восте́к к разу́мному и пра́ведному со́лнцу, Христу́, /от Него́ же прие́мь благода́ть исцеле́ния, /разли́чныя неду́ги врачу́еши притека́ющих к свяще́нней ра́це твое́й. /Те́мже и мы, соверша́юще любо́вию всечестну́ю твою́ па́мять, вопие́м ти: //ра́дуйся, о́тче Иоанни́кие.
Величание
Ублажа́ем тя, /преподо́бне о́тче Иоанни́кие, /и чтим святу́ю па́мять твою́, /наста́вниче мона́хов //и собесе́дниче а́нгелов.
Молитва преподобному Иоанникию Девиченскому, Сербскому
О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Иоанни́кие, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя: поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Прор. Аввакума (VII в. до Р. Х.). Прп. Афанасия, затв. Печерского, в Ближ. пещ. (ок. 1176) Св. Стефана Уроша, царя Сербского (1367; серб.). Мц. Миропии (ок. 251). Прп. Афанасия, затв. Печерского, в Дальн. пещ. (XIII) Сщмч. Сергия Кудрявцева пресв. (1937) Сщмч. Иоанна Державина пресв. (1937) Сщмч. Константина Некрасова пресв. (1937) Прпп. Иоанна, Ираклемона, Андрея и Феофила (IV). Прп. Исе (Иессея), еп. Цилканского (VI; груз.). Сщмч. Матфея Александрова пресв. (1921) Сщмч. Димитрия Благовещенского пресв. (1932) Приспц. Веры (Графовой) посл. (1932) Сщмч. Алексия, архиеп. Великоустюжского (1937). Сщмч. Николая Заболотского пресв. (1937) Сщмч. Владимира Проферансова пресв. (1937) Сщмч. Феодора Алексинского пресв. (1937) Сщмч. Николая Виноградского пресв. (1937) Сщмч. Иоанна Днепровского пресв. (1937) Сщмч. Николая Сафонова пресв. (1937) Сщмч. Павла Понятского пресв. (1937) Сщмч. Сергия Фелицына пресв. (1937) Прмч. Данакта (Калашникова) иером. (1937) Прмч. Космы (Магды) иером. (1937) Прмц. Маргариты (Закачуриной) мон. (1937) Прмц. Тамары (Проворкиной) мон. (1937) Прмц. Антонины (Степановой) мон. (1937) Прмц. Марии (Журавлевой) посл. (1937) Мц. Матроны Конюховой (1937). Прмц. Марии (Цейтлин) мон. (1938) Мч. Бориса Успенского (1942). Иконы Божией Матери «Геронтисса».