14 янва­ря. Свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий, архи­епи­скоп Кеса­рии Каппадокийской
Тро­парь, глас 1 Во всю зе́млю изы́де веща́ние твое́, /​я́ко прие́мшую сло́во твое́, /​и́мже боголе́пно научи́л еси́, /​есте­ство́ су́щих уясни́л еси́, /​челове́ческия обы́чаи украси́л еси́, /​ца́рское свяще́ние, о́тче преподо́бне, /​моли́ Хри­ста́ Бо́га /​спасти́ся душа́м на́шим. Кондак, глас 4…

Тро­парь, глас 1

Во всю зе́млю изы́де веща́ние твое́, /​я́ко прие́мшую сло́во твое́, /​и́мже боголе́пно научи́л еси́, /​есте­ство́ су́щих уясни́л еси́, /​челове́ческия обы́чаи украси́л еси́, /​ца́рское свяще́ние, о́тче преподо́бне, /​моли́ Хри­ста́ Бо́га /​спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 4

Яви́лся еси́ основа́ние непоколеби́мое Це́ркве, /​подая́ всем некрадо́мое госпо́дьство челове́ком, /​запечатле́я твои́ми веле́ньми, /​небоявле́нне Васи́лие преподо́бне.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​святи́телю о́тче Васи́лие, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши за нас /​Хри­ста́, Бо́га на́шего.

Молит­ва свя­ти­те­лю Васи­лию Великому

О вели́кий и пресла́вный святи́телю Христо́в, всея́ вселе́нския Це́ркве учи́телю богому́дрый, правосла́вия тве́рдый испове́дниче и побо́рниче, всеблаже́нне о́тче Васи́лие! При́зри от высо́т небе́сных на нас, смире́нно к тебе́ припа́дающих, и умо­ли́ Го́спода Вседержи́теля, Его́же ве́рный на зем­ли́ служи́тель был еси́, да да́рует нам ве́ры пра́выя тве́рдое и неизме́нное сохране́ние, Це́ркви святе́й послуша́ние, жития́ на́шего исправле́ние, и во всех ну́ждах, ско́рбех и искуше́ниих ско́рое поможе́ние, терпе́ние же и укрепле́ние. Пода́ждь нам твое́ свято́е благослове́ние, да о́ным осеня́емии, сие́ но́вое ле́то и во вся дни богоуго́дно в ми́ре и покая́нии поживе́м и во Ца́рствии Небе́снем сподо́бимся ку́пно с тобо́ю и со все́ми святы́ми Живонача́льную Тро́ицу воспева́ти и сла́вити, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий (ок. 330 — 379), епи­скоп Кеса­рии Кап­па­до­кий­ской, вме­сте с бра­том сво­им св. Гри­го­ри­ем Нис­ским и сво­им дру­гом св. Гри­го­ри­ем Бого­сло­вом, был пред­ста­ви­те­лем Кап­па­до­кий­ской шко­лы пра­во­слав­но­го бого­сло­вия, зани­мав­шей сред­нее, при­ми­ри­тель­ное поло­же­ние меж­ду шко­ла­ми Антио­хий­ской и Александрийской.

Родил­ся око­ло 330 года в посе­ле­нии Анне­са или Ани­са. Отец его, Васи­лий, и мать Еми­лия при­над­ле­жа­ли к родо­ви­тым семьям Кап­па­до­кии и Пон­та и дали сво­им мно­го­чис­лен­ным детям наи­луч­шее воспитание.

На 18‑м году св. Васи­лий отпра­вил­ся в Кон­стан­ти­но­поль, где слу­шал зна­ме­ни­то­го в то вре­мя софи­ста Лива­ния, а потом про­вел несколь­ко лет в Афи­нах, тогдаш­нем цен­тре выс­ше­го фило­соф­ско­го обра­зо­ва­ния; там он подру­жил­ся с жив­шим для той же цели в Афи­нах Гри­го­ри­ем Нази­ан­зи­ном, а так­же позна­ко­мил­ся с буду­щим импе­ра­то­ром Юлианом.

Вер­нув­шись в Кеса­рию (ок. 357), Васи­лий при­нял св. кре­ще­ние и был посвя­щен в чте­цы, после чего, про­ник­шись аске­ти­че­ским иде­а­лом, захо­тел бли­же позна­ко­мить­ся с про­цве­тав­шим тогда мона­ше­ством и через Сирию и Пале­сти­ну отпра­вил­ся в Еги­пет. Здесь хри­сти­ан­ская жизнь про­из­ве­ла на него двой­ствен­ное впе­чат­ле­ние: он был пора­жен удив­ле­ни­ем перед чрез­вы­чай­ны­ми подви­га­ми св. отшель­ни­ков — и вме­сте с тем глу­бо­ко огор­чен гос­под­ство­вав­ши­ми в Церк­ви раз­де­ле­ни­я­ми и сму­та­ми, по слу­чаю ари­ан­ской ере­си и раз­лич­ных расколов.

По воз­вра­ще­нии на роди­ну Васи­лий Вели­кий дея­тель­но занял­ся устро­е­ни­ем мона­ше­ства, осно­вал несколь­ко мона­сты­рей в Пон­тий­ской обла­сти и напи­сал для них устав.

Посвя­щен­ный в 362 г. в диа­ко­ны и в 364 г. в пре­сви­те­ры, Васи­лий Вели­кий при­ни­мал весь­ма вли­я­тель­ное уча­стие в цер­ков­ных делах и успеш­но про­ти­во­дей­ство­вал ари­а­нам, полу­чив­шим пре­об­ла­да­ние при импе­ра­то­ре Вален­те и хотев­шим завла­деть кеса­рий­скою цер­ко­вью. Вме­сте с тем Васи­лий Вели­кий занял­ся орга­ни­за­ци­ей хри­сти­ан­ской бла­го­тво­ри­тель­но­сти, осно­вал мно­же­ство убе­жищ для бед­ных (пто­хо­тро­фий) и при вся­ком слу­чае бес­страш­но засту­пал­ся за угне­тен­ных и гони­мых. Все это, в соеди­не­нии с без­упреч­ным аске­ти­че­ским обра­зом жиз­ни, при­об­ре­ло Васи­лию огром­ную популярность.

Избран­ный в 370 г. в архи­епи­ско­пы сво­е­го род­но­го горо­да, Кеса­рии Кап­па­до­кий­ской, Васи­лий Вели­кий занял­ся и обще­цер­ков­ны­ми дела­ми; через послов и пись­ма он всту­пил в дея­тель­ные сно­ше­ния со св. Афа­на­си­ем Алек­сан­дрий­ским, а так­же с папою рим­ским Дама­сом, ста­ра­ясь тес­нее спло­тить силы пра­во­сла­вия для побе­ды над ари­ан­ством и уми­ро­тво­ре­ния церк­ви. При этом Васи­лию при­шлось испы­тать враж­ду с двух сто­рон: его воз­не­на­ви­де­ли и ари­ане, как пря­мо­го вра­га, и чрез­мер­ные рев­ни­те­ли пра­во­ве­рия, нахо­див­шие, что он слиш­ком уступ­чив и не тверд в сво­их при­ми­ри­тель­ных ста­ра­ни­ях, хотя, вме­сте с тем, мно­гие упре­ка­ли его за гор­дость, сухость и высокомерие.

В 371 году Васи­лий Вели­кий по слу­чаю одно­го цер­ков­но­го празд­не­ства гово­рил боль­шую про­по­ведь бого­слов­ско­го содер­жа­ния. Не желая сра­зу оттал­ки­вать тех полу­а­ри­ан, кото­рые были гото­вы при­знать боже­ство Сына Божия, но не реша­лись при­сво­ить того же досто­ин­ства и Духу Свя­то­му, Свя­ти­тель, гово­ря о тре­тьем Лице Св. Тро­и­цы, ни разу не назвал его пря­мо Богом. Мол­ва об этом вызва­ла боль­шое него­до­ва­ние в раз­ных местах. Само­го Васи­лия Вели­ко­го, а так­же и свт. Гри­го­рия Нази­ан­зи­на, пытав­ше­го­ся защи­тить сво­е­го дру­га, ста­ли обви­нять не толь­ко в мало­ду­шии, но и пря­мо в веро­от­ступ­ни­че­стве. Одна­ко вели­чай­ший в то вре­мя бого­слов­ский авто­ри­тет, св. Афа­на­сий Вели­кий, архи­епи­скоп Алек­сан­дрий­ский (вско­ре после того скон­чав­ший­ся), успел пись­мен­но засви­де­тель­ство­вать в самых ува­жи­тель­ных сло­вах без­упреч­ное пра­во­сла­вие Васи­лия Вели­ко­го и пра­виль­ность его обра­за действий.

Ари­ане всю­ду пре­сле­до­ва­ли его. Св. Васи­лию угро­жа­ли разо­ре­ни­ем, изгна­ни­ем, пыт­ка­ми и смер­тью. Он же ска­зал: “Смерть для меня бла­го­де­я­ние. Она ско­рее при­ве­дет меня к Богу, для Кото­ро­го живу и тружусь”.

В 372 г. кеса­рий­ско­му свя­ти­те­лю при­шлось выдер­жать новую бурю. Импе­ра­тор Валент решил­ся навя­зать ари­ан­ство Кеса­рий­ской Церк­ви и сокру­шить ее архи­епи­ско­па. С этою целью он отпра­вил сна­ча­ла пре­фек­та Эвип­пия с дру­гим сво­им царе­двор­цем, а потом явил­ся и сам. Св. Васи­лий отлу­чил от церк­ви вель­мож-ере­ти­ков, а само­го Вален­та допу­стил в храм толь­ко для при­не­се­ния даров. Импе­ра­тор не решил­ся при­ве­сти в испол­не­ние свои угро­зы и уда­лил­ся, ниче­го не сделав.

Св. Васи­лий, раз­ру­шив­ший свое здо­ро­вье аске­ти­че­ски­ми подви­га­ми и уже с соро­ка­лет­не­го воз­рас­та назы­вав­ший себя в пись­мах ста­ри­ком, скон­чал­ся 1/​14 янва­ря 379 г., 49 лет от роду.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Обре́зание Гос­подне. Св. Еми­лии, мате­ри свт. Васи­лия Вели­ко­го (IV). Мч. Васи­лия Анкир­ско­го (ок. 362). Свт. Афа­на­сия Пол­тав­ско­го, чуд. (1801). Прмч. Иере­мии (Лео­но­ва) мон. (1918) Сщмч. Пла­то­на, еп. Ревель­ско­го, и с ним Миха­и­ла Блей­ве и Нико­лая Бежа­ниц­ко­го пре­сви­те­ров (1919). Сщмч. Алек­сандра, архи­еп. Самар­ско­го, и с ним Иоан­на Смир­но­ва, Алек­сандра Ива­но­ва, Иоан­на Суль­ди­на, Алек­сандра Орга­но­ва, Вяче­сла­ва Инфан­то­ва, Васи­лия Витев­ско­го и Иако­ва Алфе­ро­ва пре­сви­те­ров (1938).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму