На восьмой день после Своего Рождества Господь наш Иисус Христос, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками (Быт.17,10 – 14; Лев.12,3).
При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано Имя Иисус, возвещенное Архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Пресвятой Деве Марии (Лк.1,31 – 33; Лк.2,21).
По толкованию отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления. Господь принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики (докеты).
В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся (Кол.2,11 – 12).
Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку. Канон празднику написан преподобным Стефаном Савваитом. Вместе с обрезанием, воспринятым Господом как знамение Завета Бога с людьми, Он получил и Имя Иисус (Спаситель) как печать Своего служения делу спасения мира (Мф. 1, 21; Мк. 16, 17; Мк. 9, 38 – 39; Лк. 10, 17; Деян. 3, 6 Деян. 3, 16; Фил. 2, 9 – 10).
Эти два события, совершившиеся в самом начале земной жизни Спасителя, напоминают христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и “обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым” (Кол. 2, 11).
Само имя христианина свидетельствует о вступлении человека в Новый Завет с Богом.
Тропарь, глас 1
На Престо́ле огнезра́чнем /в Вы́шних седя́й со Отце́м Безнача́льным и Боже́ственным Твои́м Ду́хом, /благоволи́л еси́ роди́тися на земли́ /от Отрокови́цы Неискусому́жныя, Твоея́ Ма́тере, Иису́се, /сего́ ра́ди и обре́зан был еси́, я́ко Челове́к осмодне́вный. /Сла́ва всеблаго́му Твоему́ сове́ту, /сла́ва смотре́нию Твоему́, /сла́ва снизхожде́нию Твоему́, Еди́не Человеколю́бче.
Кондак, глас 3
Всех Госпо́дь обре́зание терпи́т /и челове́ческая прегреше́ния, я́ко Благ, обре́зует, /дае́т спасе́ние днесь ми́ру. /Ра́дуется же в Вы́шних и Созда́телев иера́рх, /и светоно́сный, Боже́ственный таи́нник Христо́в Васи́лий.
Величание
Велича́ем Тя, Живода́вче Христе́, /и почита́ем пречи́стыя пло́ти Твоея́ /зако́нное обре́зание.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Свт. Василия Великого, архиеп. Кесарии Каппадокийской (379). Св. Емилии, матери свт. Василия Великого (IV). Мч. Василия Анкирского (ок. 362). Свт. Афанасия Полтавского, чуд. (1801). Прмч. Иеремии (Леонова) мон. (1918). Сщмч. Платона, еп. Ревельского, и с ним Михаила Блейве и Николая Бежаницкого пресвитеров (1919). Сщмч. Александра, архиеп. Самарского, и с ним Иоанна Смирнова, Александра Иванова, Иоанна Сульдина, Александра Органова, Вячеслава Инфантова, Василия Витевского и Иакова Алферова пресвитеров (1938).