14 сентября по новому стилю Православной Церковью празднуется церковное новолетие (начало церковного года), называемое также Началом индикта.
В VI в., в царствование Юстиниана I (527 – 565), в христианской Церкви вводится календарное счисление по индиктам или индиктионам (от лат. indictio – объявление), 15-летним периодам наложения дани. Под indictio в Римской империи понималось обозначение цифры податей, которые следовало собрать в данном году. Таким образом, финансовый год в империи начинался “указанием” (indictio) императора, сколько нужно собрать податей, при этом каждые 15 лет производилась переоценка имений (по мнению В. В. Болотова индиктионы имели египетское происхождение). Официальное византийское счисление, так называемые индиктионы Константина Великого или Константинопольское счисление, начиналось с 1 сентября 312 г.
В Византии церковный год не всегда начинался с 1 сентября – и на латинском Западе, и на Востоке было хорошо известно мартовское летосчисление (когда началом года считается 1 марта или 25 марта — дата праздника Благовещения). В целом, торжественное празднование новолетия 1 сентября можно считать поздневизантийским явлением.
В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос прочел в синагоге в г. Назарет пророчество Исаии (Ис 61, 1 – 2) о наступлении лета благоприятного (Лк 4, 16 – 22). В этом чтении Господа византийцы видели Его указание на празднование дня нового года; Предание связывает само это событие с днем 1 сентября. В Менологии Василия II (X в.) говорится: “С этого времени Он даровал нам христианам этот святой праздник” (PG. 117. Col. 21). И доныне в Православной Церкви 1 сентября за литургией читается именно это евангельское зачало о проповеди Спасителя.
На Руси по принятии христианства гражданский год вплоть до XV в. начинался с марта. С 1 марта вели начало года все древние русские летописцы, включая прп. Нестора. Но, несмотря на то, что только в XV в. началом гражданского года официально становится 1 сентября, имеются свидетельства о совершении на Руси 1 сентября чина летопроводства не только в конце XIV в., но даже уже в XIII в.
На Руси использовались разные чины летопроводства: московский, новгородский, а также киевский.
Киевский чин отличался от московского и новгородского. В нем не указаны крестный ход на площадь, водоосвящение и омовения икон. Чтение Евангелия совершалось в храме, не было паремий и Апостола. Лития совершалась пред храмом: сначала дважды обходили храм с крестным ходом при пении стихир, в третье обхождение останавливались пред каждой стороной храма, и диакон произносил ектению; перед западной стороной святитель читал молитву. Обряд поздравления также не указан в киевском чине.
Прекращение совершения чина летопроводства связано с изданием Петром I указа о переносе начала гражданского нового года на 1 января. В последний раз чин был совершен 1 сентября 1699 г. в присутствии Петра, который, сидя на установленном на кремлевской соборной площади престоле в царской одежде, принимал от Патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом. 1 января 1700 г. церковное торжество ограничилось молебном после литургии, чин же летопроводства не совершался.
С тех времен празднование церковного новолетия 1 сентября не совершается с былой торжественностью, хотя Типикон доныне полагает этот день малым Господским праздником “Начала индикта, сиречь новаго лета”, соединенным с праздничной службой в честь прп. Симеона Столпника, память которого выпадает на эту же дату.
Тропарь, глас 2
Всея́ тва́ри Соде́телю, /времена́ и ле́та во Свое́й вла́сти положи́вый, /благослови́ вене́ц ле́та бла́гости Твоея́, Го́споди, /сохраня́я в ми́ре лю́ди и град Твой //моли́твами Богоро́дицы и спаси́ ны.
Кондак, глас 2
В Вы́шних живы́й, Христе́ Царю́, /всех ви́димых и неви́димых Тво́рче и Зижди́телю, /И́же дни и но́щи, времена́ и ле́та сотвори́вый, /благослови́ ны́не вене́ц ле́та, /соблюди́ и сохрани́ в ми́ре град и лю́ди Твоя́, //Многоми́лостиве.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Прп. Симеона Столпника (459) и матери его Марфы (ок. 428). Мц. Каллисты и братий ее мчч. Евода и Гермогена (309). Мцц. 40 дев постниц и мч. Аммуна диак., учителя их. Иконы Божией Матери «Всеблаженная» (в Казани). Черниговской-Гефсиманской иконы Божией Матери (1869). Прав. Иисуса Навина (XVI в. до Р. Х.). Мч. Аифала диак. (380) Прп. Дионисия Малого (до 556; румын.). Прмц. Татианы (Грибковой) мон. (1937) Мц. Наталии Козловой мон. (1937) Собор Пресвятой Богородицы в Миасинской обители (в память обретения Ее иконы; 864). Александрийской иконы Божией Матери (1914). Августо́вской иконы Божией Матери (1914).