14 сен­тяб­ря. Нача­ло индик­та — цер­ков­ное новолетие
14 сен­тяб­ря по ново­му сти­лю Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью празд­ну­ет­ся цер­ков­ное ново­ле­тие (нача­ло цер­ков­но­го года), назы­ва­е­мое так­же Нача­лом индикта. В VI в., в цар­ство­ва­ние Юсти­ни­а­на I (527 – 565), в хри­сти­ан­ской Церк­ви вво­дит­ся кален­дар­ное счис­ле­ние по индик­там или индик­ти­о­нам (от…

14 сен­тяб­ря по ново­му сти­лю Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью празд­ну­ет­ся цер­ков­ное ново­ле­тие (нача­ло цер­ков­но­го года), назы­ва­е­мое так­же Нача­лом индикта.

В VI в., в цар­ство­ва­ние Юсти­ни­а­на I (527 – 565), в хри­сти­ан­ской Церк­ви вво­дит­ся кален­дар­ное счис­ле­ние по индик­там или индик­ти­о­нам (от лат. indictio – объ­яв­ле­ние), 15-лет­ним пери­о­дам нало­же­ния дани. Под indictio в Рим­ской импе­рии пони­ма­лось обо­зна­че­ние циф­ры пода­тей, кото­рые сле­до­ва­ло собрать в дан­ном году. Таким обра­зом, финан­со­вый год в импе­рии начи­нал­ся “ука­за­ни­ем” (indictio) импе­ра­то­ра, сколь­ко нуж­но собрать пода­тей, при этом каж­дые 15 лет про­из­во­ди­лась пере­оцен­ка име­ний (по мне­нию В. В. Боло­то­ва индик­ти­о­ны име­ли еги­пет­ское про­ис­хож­де­ние). Офи­ци­аль­ное визан­тий­ское счис­ле­ние, так назы­ва­е­мые индик­ти­о­ны Кон­стан­ти­на Вели­ко­го или Кон­стан­ти­но­поль­ское счис­ле­ние, начи­на­лось с 1 сен­тяб­ря 312 г.

В Визан­тии цер­ков­ный год не все­гда начи­нал­ся с 1 сен­тяб­ря – и на латин­ском Запа­де, и на Восто­ке было хоро­шо извест­но мар­тов­ское лето­счис­ле­ние (когда нача­лом года счи­та­ет­ся 1 мар­та или 25 мар­та — дата празд­ни­ка Бла­го­ве­ще­ния). В целом, тор­же­ствен­ное празд­но­ва­ние ново­ле­тия 1 сен­тяб­ря мож­но счи­тать позд­не­ви­зан­тий­ским явлением.

В этот день Цер­ковь вспо­ми­на­ет, как Гос­подь Иисус Хри­стос про­чел в сина­го­ге в г. Наза­рет про­ро­че­ство Иса­ии (Ис 61, 1 – 2) о наступ­ле­нии лета бла­го­при­ят­но­го (Лк 4, 16 – 22). В этом чте­нии Гос­по­да визан­тий­цы виде­ли Его ука­за­ние на празд­но­ва­ние дня ново­го года; Пре­да­ние свя­зы­ва­ет само это собы­тие с днем 1 сен­тяб­ря. В Мено­ло­гии Васи­лия II (X в.) гово­рит­ся: “С это­го вре­ме­ни Он даро­вал нам хри­сти­а­нам этот свя­той празд­ник” (PG. 117. Col. 21). И доныне в Пра­во­слав­ной Церк­ви 1 сен­тяб­ря за литур­ги­ей чита­ет­ся имен­но это еван­гель­ское зача­ло о про­по­ве­ди Спасителя.

На Руси по при­ня­тии хри­сти­ан­ства граж­дан­ский год вплоть до XV в. начи­нал­ся с мар­та. С 1 мар­та вели нача­ло года все древ­ние рус­ские лето­пис­цы, вклю­чая прп. Несто­ра. Но, несмот­ря на то, что толь­ко в XV в. нача­лом граж­дан­ско­го года офи­ци­аль­но ста­но­вит­ся 1 сен­тяб­ря, име­ют­ся сви­де­тель­ства о совер­ше­нии на Руси 1 сен­тяб­ря чина лето­про­вод­ства не толь­ко в кон­це XIV в., но даже уже в XIII в.

На Руси исполь­зо­ва­лись раз­ные чины лето­про­вод­ства: мос­ков­ский, нов­го­род­ский, а так­же киевский.

Киев­ский чин отли­чал­ся от мос­ков­ско­го и нов­го­род­ско­го. В нем не ука­за­ны крест­ный ход на пло­щадь, водо­освя­ще­ние и омо­ве­ния икон. Чте­ние Еван­ге­лия совер­ша­лось в хра­ме, не было паре­мий и Апо­сто­ла. Лития совер­ша­лась пред хра­мом: сна­ча­ла два­жды обхо­ди­ли храм с крест­ным ходом при пении сти­хир, в тре­тье обхож­де­ние оста­нав­ли­ва­лись пред каж­дой сто­ро­ной хра­ма, и диа­кон про­из­но­сил екте­нию; перед запад­ной сто­ро­ной свя­ти­тель читал молит­ву. Обряд поздрав­ле­ния так­же не ука­зан в киев­ском чине.

Пре­кра­ще­ние совер­ше­ния чина лето­про­вод­ства свя­за­но с изда­ни­ем Пет­ром I ука­за о пере­но­се нача­ла граж­дан­ско­го ново­го года на 1 янва­ря. В послед­ний раз чин был совер­шен 1 сен­тяб­ря 1699 г. в при­сут­ствии Пет­ра, кото­рый, сидя на уста­нов­лен­ном на крем­лев­ской собор­ной пло­ща­ди пре­сто­ле в цар­ской одеж­де, при­ни­мал от Пат­ри­ар­ха бла­го­сло­ве­ние и поздрав­лял народ с новым годом. 1 янва­ря 1700 г. цер­ков­ное тор­же­ство огра­ни­чи­лось молеб­ном после литур­гии, чин же лето­про­вод­ства не совершался.

С тех вре­мен празд­но­ва­ние цер­ков­но­го ново­ле­тия 1 сен­тяб­ря не совер­ша­ет­ся с былой тор­же­ствен­но­стью, хотя Типи­кон доныне пола­га­ет этот день малым Гос­под­ским празд­ни­ком “Нача­ла индик­та, сиречь нова­го лета”, соеди­нен­ным с празд­нич­ной служ­бой в честь прп. Симео­на Столп­ни­ка, память кото­ро­го выпа­да­ет на эту же дату.

Тро­парь, глас 2

Всея́ тва́ри Соде́телю, /​вре­ме­на́ и ле́та во Свое́й вла́сти положи́вый, /​бла­го­сло­ви́ вене́ц ле́та бла́гости Тво­ея́, Го́споди, /​сохраня́я в ми́ре лю́ди и град Твой /​/​моли́твами Богоро́дицы и спа­си́ ны.

Кондак, глас 2

В Вы́шних живы́й, Хри­сте́ Царю́, /​всех ви́димых и неви́димых Тво́рче и Зижди́телю, /​И́же дни и но́щи, вре­ме­на́ и ле́та сотвори́вый, /​бла­го­сло­ви́ ны́не вене́ц ле́та, /​соблю­ди́ и сохра­ни́ в ми́ре град и лю́ди Твоя́, /​/​Многоми́лостиве.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Прп. Симео­на Столп­ни­ка (459) и мате­ри его Мар­фы (ок. 428). Мц. Кал­ли­сты и бра­тий ее мчч. Ево­да и Гер­мо­ге­на (309). Мцц. 40 дев пост­ниц и мч. Амму­на диак., учи­те­ля их. Ико­ны Божи­ей Мате­ри «Все­б­ла­жен­ная» (в Каза­ни). Чер­ни­гов­ской-Геф­си­ман­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри (1869). Прав. Иису­са Нави­на (XVI в. до Р. Х.). Мч. Аифа­ла диак. (380) Прп. Дио­ни­сия Мало­го (до 556; румын.). Прмц. Тати­а­ны (Гриб­ко­вой) мон. (1937) Мц. Ната­лии Коз­ло­вой мон. (1937) Собор Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы в Миа­син­ской оби­те­ли (в память обре­те­ния Ее ико­ны; 864). Алек­сан­дрий­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри (1914). Августо́вской ико­ны Божи­ей Мате­ри (1914).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму