14 октяб­ря. Пре­по­доб­ный Сав­ва Вишер­ский, Новгородский
Пре­по­доб­ный Сав­ва Вишер­ский был сыном бояри­на Ива­на Бороз­ды из Каши­на. Пре­по­доб­ный с дет­ства отли­чал­ся бла­го­че­сти­ем. Пер­во­на­чаль­но он под­ви­зал­ся в Твер­ской Сав­ви­ной пусты­ни, где бра­тия избра­ла его игу­ме­ном. Избе­гая поче­стей, пре­по­доб­ный Сав­ва уда­лил­ся на Афон, где тру­дил­ся…

Пре­по­доб­ный Сав­ва Вишер­ский был сыном бояри­на Ива­на Бороз­ды из Каши­на. Пре­по­доб­ный с дет­ства отли­чал­ся бла­го­че­сти­ем. Пер­во­на­чаль­но он под­ви­зал­ся в Твер­ской Сав­ви­ной пусты­ни, где бра­тия избра­ла его игу­ме­ном. Избе­гая поче­стей, пре­по­доб­ный Сав­ва уда­лил­ся на Афон, где тру­дил­ся над спи­сы­ва­ни­ем Бого­слу­жеб­ных книг. По воз­вра­ще­нии с Афо­на на Русь он избрал для сво­их подви­гов уеди­нен­ное место в 7 вер­стах от Нов­го­ро­да на бере­гу реки Више­ры. Здесь, по бла­го­сло­ве­нию Нов­го­род­ско­го архи­епи­ско­па Симо­на, пре­по­доб­ный в 1418 году устро­ил неболь­шой мона­стырь в честь Воз­не­се­ния Гос­под­ня. Вбли­зи оби­те­ли пре­по­доб­ный Сав­ва устро­ил столп и на нем подвизался.

Скон­чал­ся пре­по­доб­ный в 1461 году в глу­бо­кой ста­ро­сти, 80 лет от роду. Пре­ем­ни­ком сво­им он назна­чил сво­е­го уче­ни­ка Андрея, извест­но­го стро­гой, подвиж­ни­че­ской жизнью.

Мест­ное празд­но­ва­ние было уста­нов­ле­но при Нов­го­род­ском архи­епи­ско­пе Ионе († 1470) в свя­зи с исце­ле­ни­ем игу­ме­на Сав­во-Вишер­ско­го мона­сты­ря. Архи­епи­скоп Иона пове­лел тогда напи­сать ико­ну пре­по­доб­но­го и соста­вить канон. Обще­цер­ков­ное про­слав­ле­ние пре­по­доб­но­го Сав­вы состо­я­лось на Мос­ков­ском Собо­ре 1549 года. Служ­ба ему состав­ле­на иеро­мо­на­хом Пахо­ми­ем Сербом.

Тро­парь, глас 4

От ю́но­сти тво­е­я́ весь Бо́­гу пора­бо́тил­ся еси́, бла­же́нне, /​и Того́ ра́­ди люб­ве́ оте́­че­ство и род оста́вил еси́, /​в пусты­́­ню все­ли́в­ся, /​и в ней жесто́кое жити­е́ пока­за­́в, /​чуде́с даро­ва́­ния от Го́с­по­да при­я́л еси́, /​Са́вво пре­по­до́бне: /​/​моли́ Хри­ста́ Бо́­га, спа­сти́­ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 8

Оте­че́ства пре­по­до́бне уда­ли́в­ся, /​и все­ли́в­ся в пусты­́­ню, /​и та́­мо на столп вше́д, иде́­же жесто́кое жити­е́ пока­за­́л еси́, /​и мно́­гих жити­е́м уди­ви́в, /​отню́­ду­же даро­ва́­ние чуде́с от Хри­ста́ при­я́л еси́, /​поми­на́й нас, честву́­ю­щих па́­мять тво­ю́, да зове́м ти: /​/​ра́­дуй­ся, Са́вво, о́т­че наш.

Вели­ча­ние

Убла­жа́ем тя, /​пре­по­до́бне о́т­че Са́вво, /​и чтим свя­ту́ю па́­мять тво­ю́, /​наста́в­ни­че мона́­хов /​/​и собе­се́д­ни­че А́нгелов.

Молит­ва пре­по­доб­но­му Сав­ве Вишерскому

О вели́кий уго́д­ни­че, пре­сла́в­ный чудо­тво́р­че и оби́­те­ли сея́ бого­дух­но­ве́н­ный наста́в­ни­че, Са́вво все­б­ла­же́нне, душе́ю на Небе­си́ Пре­сто́­лу всех Царя́ пред­сто­я́­щий, те́­лом же во свя­те́й оби́­те­ли сей почи­ва́­ю­щий, и раз­ли́ч­ная чуде­са́ повсю́­ду моли́тва­ми тво­и́­ми совер­ша́яй, при­́зри ми́­ло­стив­но на пред­сто­я́­щия и тво­е­го́ ко Го́с­по­ду Бо́­гу хода́тай­ства во обдер­жа́­щих ну́ж­дах лю́­ди про­ся́­щия: вси бо мы, по мно́­же­ству гре­хо́в на́­ших, не то́­чию сме́ем при­не­сти́ когда́ моле́б­ный глас, но ниже́ воз­ве­сти́ оче́с сво­и́х на Не́­бо; ты же, я́ко стя­жа́­вый дерз­но­ве́­ние, при­не­си́ за всех, к чест­не́й ра́­це тво­е́й при­те­ка́­ю­щих, те́­плыя моли́т­вы к Го́с­по­ду, е́же изба́ви­ти­ся нам от гла́­да, пото́­па, тру́­са, огня́, меча́ и бра́­ни, от люде́й и от диа́во­ла быва́­ю­щия, и от вся́кия душе́в­ныя и теле́с­ныя боле́з­ни; да изба́вив­ше­ся сих и рабо́тая Го́с­по­ду, Ему́ же пред­сто­и́­ши, вни́­дем в некон­ча́е­мый поко́й и про­сла́вим та́­мо с тобо́ю всех бла­ги́х пода́­те­ля Бо́­га, все­гда́, ны́не и при­́с­но, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Покров Пре­свя­той Вла­ды­чи­цы нашей Бого­ро­ди­цы и Прис­но­де­вы Марии. Ап. от 70 Ана­нии (I). Прп. Рома­на Слад­ко­пев­ца (ок 556). Пско­во-Покров­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри (1581). Празд­но­ва­ние в честь Хито­на Гос­под­ня и Стол­па Живо­тво­ря­ще­го (Груз.). Мч. Дом­ни­на Солун­ско­го (IV). Прмч. Миха­и­ла, игум. Зовий­ско­го, и с ним 36 прмчч. (780 – 790) Рав­но­апп. царя Ивер­ско­го Мири­а­на (после 361) и цари­цы Ивер­ской Наны (ок. 364; груз.). Собор Мол­дав­ских свя­тых. Сщмч. Алек­сия Став­ров­ско­го пре­св. (1918) Сщмч. Миха­и­ла Воло­год­ско­го пре­св. (1920) Сщмч. Алек­сандра Ага­фо­ни­ко­ва пре­св. (1937) Сщмч. Геор­гия Архан­гель­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Нико­лая Кули­ги­на пре­св. (1937) Мч. Иоан­на Арте­мо­ва (1937). Люб­лин­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри (IX). Бра­и­лов­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри (1635). Кас­пе­ров­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри (1840). Гер­бо­вец­кой ико­ны Божи­ей Мате­ри (1859). Бар­ской ико­ны Божи­ей Матери.

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму