14 октяб­ря. Пре­по­доб­ный Роман Сладкопевец
Пре­по­доб­ный Роман Слад­ко­пе­вец родил­ся в V веке в сирий­ском горо­де Еме­се. Пере­ехав в Кон­стан­ти­но­поль, он стал поно­ма­рем в хра­ме Свя­той Софии. Ноча­ми пре­по­доб­ный уеди­нял­ся на молит­ву в поле или в заго­род­ный Вла­херн­ский храм. Свя­той Роман не имел…

Пре­по­доб­ный Роман Слад­ко­пе­вец родил­ся в V веке в сирий­ском горо­де Еме­се. Пере­ехав в Кон­стан­ти­но­поль, он стал поно­ма­рем в хра­ме Свя­той Софии. Ноча­ми пре­по­доб­ный уеди­нял­ся на молит­ву в поле или в заго­род­ный Вла­херн­ский храм.

Свя­той Роман не имел дара чте­ния и пения. Одна­жды, в наве­че­рие Рож­де­ства Хри­сто­ва, он читал кафиз­мы, но так пло­хо, что его сме­нил дру­гой чтец, а кли­ри­ки осме­я­ли Рома­на. Опе­ча­лен­ный юно­ша дол­го молил­ся перед ико­ной Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы. Ночью в сон­ном виде­нии Матерь Божия яви­лась свя­то­му и, подав сви­ток (по-гре­че­ски “Конда­ки­он”), пове­ле­ла съесть. Так пре­по­доб­ный Роман полу­чил дар книж­но­го разу­ме­ния, сочи­не­ния и испол­не­ния цер­ков­ных пес­но­пе­ний. Это было в день Рож­де­ства Хри­сто­ва. За все­нощ­ной свя­той Роман див­ным голо­сом про­пел в хра­ме свой пер­вый кондак: “Дева днесь Пре­су­ще­ствен­на­го раж­да­ет”. От того свит­ка (“конда­ка”) и все пес­но­пе­ния пре­по­доб­но­го ста­ли назы­вать­ся конда­ка­ми. Свя­той Роман пер­вый напи­сал и ико­сы пес­но­пе­ния, кото­рые сло­жил он при ноч­ных бде­ни­ях в сво­их поко­ях (по-гре­че­ски “ико­сах”).

За усерд­ное слу­же­ние свя­той Роман был руко­по­ло­жен в сан диа­ко­на и стал учи­те­лем пения. До самой кон­чи­ны, после­до­вав­шей око­ло 556 года, пре­по­доб­ным диа­ко­ном Рома­ном Слад­ко­пев­цем было состав­ле­но до тыся­чи пес­но­пе­ний, мно­ги­ми из кото­рых хри­сти­ане и доныне про­слав­ля­ют Господа.

В Новоспас­ском мона­сты­ре в Москве соору­жен храм в честь пре­по­доб­но­го Рома­на Слад­ко­пев­ца, явля­ю­щим­ся усы­паль­ни­цей Дома Романовых.

Тро­парь, глас 8

В тебе́, о́тче, изве́стно спасе́ся е́же по о́бразу: /​прии́м бо крест, после́довал еси́ Хри­сту́ /​и, де́йствуя, учи́л еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо, /​прилежа́ти же о души́ ве́щи безсме́ртней. /​/​Те́мже и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бне Рома́не, дух твой.

Кондак, глас 8

Боже́ственными доброде́тельми ду́ха /​измла́да украси́вся, Рома́не прему́дре, /​Це́ркви Христо́ве пречестно́е украше́ние был еси́: /​пе́нием бо пре­кра́сным украси́в ю́, блаже́нне. /​Тем мо́лим тя: пода́ждь жела́ющим Боже́ственнаго дарова́ния тво­е­го́, /​я́ко да вопие́м ти: /​/​ра́дуйся, о́тче преблаже́нне, кра­со­то́ церко́вная.

Вели­ча­ние

Ублажа́ем тя, /​преподо́бне о́тче Рома́не, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​наста́вниче мона́хов /​/​и собесе́дниче А́нгелов.

Молит­ва пре­по­доб­но­му Рома­ну Сладкопевцу

О, преблаже́нне о́тче наш, Рома́не Сладкопе́вче! При́зри от го́рния сла́вы на нас, смире́нных и немощны́х, тво­ея́ по́мощи и утеше́ния прося́щих. Прини́кни к нам благосе́рдием твои́м и помо­зи́ за́поведи Госпо́дни непоро́чно сохраня́ти, ве́ру правосла́вную кре́пко содержа́ти, покая́ние во гресе́х на́ших усе́рдно Бо́гу приноси́ти. Научи́ нас, уневе́стившихся Хри­сту́, рабо́тати Ему́ со стра́хом и ра́доватися с тре́петом. Изба́ви нас от печа́ли и уны́ния, отже­ни́ от нас го́рдость и славолю́бие, да воспое́м сла́ву Бо́жию, да восхо́щем то́кмо сла́вы Небе́сныя. О, святы́й о́тче, все­ли́ в нас любо́вь нелицеме́рную к бли́жним, послуша́ние безро́потное нача́льником и страх Бо́жий в серд­ца́ на́ша. Да́руй позна́ти сла́дость отрече́ния во́ли сво­ея́, ве́рой кре́пкой во благо́е Промышле́ние Бо́жие о спасе́нии челове́ка освя­ти́ ду́ши на́ша. Низ­посли́ нам благослове́ние от Го́спода, да понесе́м благо́е и́го Христо́во в долготерпе́нии до кон­ца́ дней на́ших, да сподо́бимся с му́дрыми де́вами вни́ти во бра́чный черто́г Жени­ха́ сво­е­го́ Небе́снаго и ку́пно со А́нгелами воспева́ти сла́ву вели́чия Его́, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Покров Пре­свя­той Вла­ды­чи­цы нашей Бого­ро­ди­цы и Прис­но­де­вы Марии. Ап. от 70 Ана­нии (I). Прп. Сав­вы Вишер­ско­го, Нов­го­род­ско­го (1461). Пско­во-Покров­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри (1581). Празд­но­ва­ние в честь Хито­на Гос­под­ня и Стол­па Живо­тво­ря­ще­го (Груз.). Мч. Дом­ни­на Солун­ско­го (IV). Прмч. Миха­и­ла, игум. Зовий­ско­го, и с ним 36 прмчч. (780 – 790) Рав­но­апп. царя Ивер­ско­го Мири­а­на (после 361) и цари­цы Ивер­ской Наны (ок. 364; груз.). Собор Мол­дав­ских свя­тых. Сщмч. Алек­сия Став­ров­ско­го пре­св. (1918) Сщмч. Миха­и­ла Воло­год­ско­го пре­св. (1920) Сщмч. Алек­сандра Ага­фо­ни­ко­ва пре­св. (1937) Сщмч. Геор­гия Архан­гель­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Нико­лая Кули­ги­на пре­св. (1937) Мч. Иоан­на Арте­мо­ва (1937). Люб­лин­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри (IX). Бра­и­лов­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри (1635). Кас­пе­ров­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри (1840). Гер­бо­вец­кой ико­ны Божи­ей Мате­ри (1859). Бар­ской ико­ны Божи­ей Матери.

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму