14 октяб­ря. Пре­по­доб­ный Роман Сладкопевец
Пре­по­доб­ный Роман Слад­ко­пе­вец родил­ся в V веке в сирий­ском горо­де Еме­се. Пере­ехав в Кон­стан­ти­но­поль, он стал поно­ма­рем в хра­ме Свя­той Софии. Ноча­ми пре­по­доб­ный уеди­нял­ся на молит­ву в поле или в заго­род­ный Вла­херн­ский храм. Свя­той Роман не имел…

Пре­по­доб­ный Роман Слад­ко­пе­вец родил­ся в V веке в сирий­ском горо­де Еме­се. Пере­ехав в Кон­стан­ти­но­поль, он стал поно­ма­рем в хра­ме Свя­той Софии. Ноча­ми пре­по­доб­ный уеди­нял­ся на молит­ву в поле или в заго­род­ный Вла­херн­ский храм.

Свя­той Роман не имел дара чте­ния и пения. Одна­жды, в наве­че­рие Рож­де­ства Хри­сто­ва, он читал кафиз­мы, но так пло­хо, что его сме­нил дру­гой чтец, а кли­ри­ки осме­я­ли Рома­на. Опе­ча­лен­ный юно­ша дол­го молил­ся перед ико­ной Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы. Ночью в сон­ном виде­нии Матерь Божия яви­лась свя­то­му и, подав сви­ток (по-гре­че­ски “Конда­ки­он”), пове­ле­ла съесть. Так пре­по­доб­ный Роман полу­чил дар книж­но­го разу­ме­ния, сочи­не­ния и испол­не­ния цер­ков­ных пес­но­пе­ний. Это было в день Рож­де­ства Хри­сто­ва. За все­нощ­ной свя­той Роман див­ным голо­сом про­пел в хра­ме свой пер­вый кондак: “Дева днесь Пре­су­ще­ствен­на­го раж­да­ет”. От того свит­ка (“конда­ка”) и все пес­но­пе­ния пре­по­доб­но­го ста­ли назы­вать­ся конда­ка­ми. Свя­той Роман пер­вый напи­сал и ико­сы пес­но­пе­ния, кото­рые сло­жил он при ноч­ных бде­ни­ях в сво­их поко­ях (по-гре­че­ски “ико­сах”).

За усерд­ное слу­же­ние свя­той Роман был руко­по­ло­жен в сан диа­ко­на и стал учи­те­лем пения. До самой кон­чи­ны, после­до­вав­шей око­ло 556 года, пре­по­доб­ным диа­ко­ном Рома­ном Слад­ко­пев­цем было состав­ле­но до тыся­чи пес­но­пе­ний, мно­ги­ми из кото­рых хри­сти­ане и доныне про­слав­ля­ют Господа.

В Новоспас­ском мона­сты­ре в Москве соору­жен храм в честь пре­по­доб­но­го Рома­на Слад­ко­пев­ца, явля­ю­щим­ся усы­паль­ни­цей Дома Романовых.

Тро­парь, глас 8

В тебе́, о́т­че, изве́ст­но спа­се́­ся е́же по о́бра­зу: /​при­и́м бо крест, после́­до­вал еси́ Хри­сту́ /​и, де́й­ствуя, учи́л еси́ пре­зи­ра́ти у́бо плоть, пре­хо́­дит бо, /​при­ле­жа́ти же о души́ ве́­щи без­сме́рт­ней. /​/​Те́м­же и со А́н­ге­лы сра́­ду­ет­ся, пре­по­до́бне Рома́не, дух твой.

Кондак, глас 8

Боже́ствен­ны­ми доб­ро­де́­тель­ми ду́­ха /​измла́­да укра­си́в­ся, Рома́не пре­му́д­ре, /​Це́рк­ви Хри­сто́ве пре­чест­но́е укра­ше́­ние был еси́: /​пе́­ни­ем бо пре­кра́сным укра­си́в ю́, бла­же́нне. /​Тем мо́­лим тя: пода́ждь жела́­ю­щим Боже́ствен­на­го даро­ва́­ния тво­е­го́, /​я́ко да вопи­е́м ти: /​/​ра́­дуй­ся, о́т­че преб­ла­же́нне, кра­со­то́ церко́вная.

Вели­ча­ние

Убла­жа́ем тя, /​пре­по­до́бне о́т­че Рома́не, /​и чтим свя­ту́ю па́­мять тво­ю́, /​наста́в­ни­че мона́­хов /​/​и собе­се́д­ни­че А́нгелов.

Молит­ва пре­по­доб­но­му Рома­ну Сладкопевцу

О, преб­ла­же́нне о́т­че наш, Рома́не Слад­ко­пе­́в­че! При­́зри от го́р­ния сла́­вы на нас, сми­ре́н­ных и немощ­ны­́х, тво­е­я́ по́­мо­щи и уте­ше́­ния про­ся́­щих. При­ни́к­ни к нам бла­го­се́р­ди­ем тво­и́м и помо­зи́ за́­по­ве­ди Гос­по́д­ни непо­ро́ч­но сохра­ня́ти, ве́­ру пра­во­сла́в­ную кре́п­ко содер­жа́ти, пока­я́­ние во гре­се́х на́­ших усе́рд­но Бо́­гу при­но­си́ти. Научи́ нас, уне­ве́­стив­ших­ся Хри­сту́, рабо́та­ти Ему́ со стра́­хом и ра́­до­ва­ти­ся с тре́­пе­том. Изба́ви нас от печа́­ли и уны­́­ния, отже­ни́ от нас го́р­дость и сла­во­лю́­бие, да вос­по­е́м сла́ву Бо́­жию, да вос­хо́­щем то́к­мо сла́­вы Небе́с­ныя. О, свя­ты­́й о́т­че, все­ли́ в нас любо́вь нели­це­ме́р­ную к бли́ж­ним, послу­ша́­ние без­ро́­пот­ное нача́ль­ни­ком и страх Бо́­жий в серд­ца́ на́­ша. Да́руй позна́ти сла́­дость отре­че́­ния во́­ли сво­е­я́, ве́рой кре́п­кой во бла­го́е Про­мыш­ле́­ние Бо́­жие о спа­се́­нии чело­ве́ка освя­ти́ ду́­ши на́­ша. Низ­по­сли́ нам бла­го­сло­ве́­ние от Го́с­по­да, да поне­се́м бла­го́е и́го Хри­сто́во в дол­го­тер­пе­́­нии до кон­ца́ дней на́­ших, да спо­до́­бим­ся с му́д­ры­ми де́­ва­ми вни́ти во бра́ч­ный чер­то́г Жени­ха́ сво­е­го́ Небе́с­на­го и ку́п­но со А́н­ге­ла­ми вос­пе­ва́ти сла́ву вели́­чия Его́, Отца́, и Сы́­на, и Свя­та́­го Ду́­ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Покров Пре­свя­той Вла­ды­чи­цы нашей Бого­ро­ди­цы и Прис­но­де­вы Марии. Ап. от 70 Ана­нии (I). Прп. Сав­вы Вишер­ско­го, Нов­го­род­ско­го (1461). Пско­во-Покров­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри (1581). Празд­но­ва­ние в честь Хито­на Гос­под­ня и Стол­па Живо­тво­ря­ще­го (Груз.). Мч. Дом­ни­на Солун­ско­го (IV). Прмч. Миха­и­ла, игум. Зовий­ско­го, и с ним 36 прмчч. (780 – 790) Рав­но­апп. царя Ивер­ско­го Мири­а­на (после 361) и цари­цы Ивер­ской Наны (ок. 364; груз.). Собор Мол­дав­ских свя­тых. Сщмч. Алек­сия Став­ров­ско­го пре­св. (1918) Сщмч. Миха­и­ла Воло­год­ско­го пре­св. (1920) Сщмч. Алек­сандра Ага­фо­ни­ко­ва пре­св. (1937) Сщмч. Геор­гия Архан­гель­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Нико­лая Кули­ги­на пре­св. (1937) Мч. Иоан­на Арте­мо­ва (1937). Люб­лин­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри (IX). Бра­и­лов­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри (1635). Кас­пе­ров­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри (1840). Гер­бо­вец­кой ико­ны Божи­ей Мате­ри (1859). Бар­ской ико­ны Божи­ей Матери.

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму