14 октяб­ря. Покров Пре­свя­той Богородицы
Покров Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы. “Дева днесь пред­сто­ит в Церк­ви, и с лики свя­тых неви­ди­мо за ны молит­ся Богу: анге­ли со архи­ереи покла­ня­ют­ся, апо­сто­ли же со про­ро­ки ликов­ству­ют: нас бо ради молит Бого­ро­ди­ца Пре­веч­на­го Бога” – это чуд­ное…

Покров Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы. “Дева днесь пред­сто­ит в Церк­ви, и с лики свя­тых неви­ди­мо за ны молит­ся Богу: анге­ли со архи­ереи покла­ня­ют­ся, апо­сто­ли же со про­ро­ки ликов­ству­ют: нас бо ради молит Бого­ро­ди­ца Пре­веч­на­го Бога” – это чуд­ное явле­ние Мате­ри Божи­ей про­изо­шло в сере­дине Х века в Кон­стан­ти­но­по­ле, во Вла­херн­ской церк­ви, где хра­ни­лась риза Бого­ма­те­ри, Ее голов­ной покров (мафо­рий) и часть поя­са, пере­не­сен­ные из Пале­сти­ны в V веке. В вос­крес­ный день, 1 октяб­ря, во вре­мя все­нощ­но­го бде­ния, когда храм был пере­пол­нен моля­щи­ми­ся, свя­той Андрей, Хри­ста ради юро­ди­вый, в чет­вер­том часу ночи, под­няв очи к небу, уви­дел иду­щую по воз­ду­ху Пре­свя­тую Вла­ды­чи­цу нашу Бого­ро­ди­цу, оза­рен­ную небес­ным све­том и окру­жен­ную Анге­ла­ми и сон­мом свя­тых. Свя­той Кре­сти­тель Гос­по­день Иоанн и свя­той апо­стол Иоанн Бого­слов сопро­вож­да­ли Цари­цу Небес­ную. Пре­кло­нив коле­на, Пре­свя­тая Дева нача­ла со сле­за­ми молить­ся за хри­сти­ан и дол­гое вре­мя пре­бы­ва­ла в молит­ве, потом, подой­дя к Пре­сто­лу, про­дол­жа­ла Свою молит­ву, закон­чив кото­рую, Она сня­ла со Сво­ей голо­вы покры­ва­ло и рас­про­стер­ла его над молив­ши­ми­ся в хра­ме людь­ми, защи­щая их от вра­гов види­мых и неви­ди­мых. Пре­свя­тая Вла­ды­чи­ца сия­ла небес­ной сла­вой, а покров в руках Ее бли­стал “паче лучей сол­неч­ных”. Свя­той Андрей с тре­пе­том созер­цал див­ное виде­ние и спро­сил сто­яв­ше­го рядом с ним сво­е­го уче­ни­ка, бла­жен­но­го Епи­фа­ния: “Видишь ли, брат, Цари­цу и Гос­по­жу, моля­щу­ю­ся о всем мире?” Епи­фа­ний отве­тил: “Вижу, свя­тый отче, и ужа­са­юсь”. Пре­бла­го­сло­вен­ная Бого­ро­ди­ца про­си­ла Гос­по­да Иису­са Хри­ста при­нять молит­вы всех людей, при­зы­ва­ю­щих Его Пре­свя­тое Имя и при­бе­га­ю­щих к Ее заступ­ле­нию. “Царю Небес­ный, – гла­го­ла­ше в молит­ве на воз­ду­се со Анге­лы сто­я­щая Все­не­по­роч­ная Цари­ца, – при­и­ми вся­ка­го чело­ве­ка, моля­ще­го­ся к Тебе и при­зы­ва­ю­ще­го Имя Мое на помощь, да не оты­дет от Лика Мое­го тощ и неуслы­шан”. Свя­тые Андрей и Епи­фа­ний, удо­сто­ив­ши­е­ся созер­цать моля­щу­ю­ся Бого­ма­терь, “дол­гое вре­мя смот­ре­ли на рас­про­стер­тое над наро­дом покры­ва­ло и на бли­став­шую напо­до­бие мол­нии сла­ву Гос­под­ню; доко­ле была там Пре­свя­тая Бого­ро­ди­ца, види­мо было и покры­ва­ло; по отше­ствии же Ее, сде­ла­лось и оно неви­ди­мым, но, взяв его с Собою, Она оста­ви­ла бла­го­дать, быв­шую там”. Во Вла­херн­ской церк­ви сохра­ни­лась память о див­ном явле­нии Бого­ма­те­ри. В ХIV веке рус­ский палом­ник дьяк Алек­сандр видел в церк­ви ико­ну моля­щей­ся за мир Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы, напи­сан­ную так, как Ее созер­цал свя­той Андрей. Но Гре­че­ская Цер­ковь не зна­ет это­го праздника.

В рус­ском Про­ло­ге ХII века содер­жит­ся запись об уста­нов­ле­нии осо­бо­го празд­ни­ка в честь это­го собы­тия: “Се убо, егда слы­шах – помыш­лях; како страш­ное и мило­серд­ное виде­ние и паче наде­я­ния и заступ­ле­ния наше­го, бысть без празд­не­ства… вос­хо­тех, да не без празд­ни­ка оста­нет Свя­тый Покров Твой, Пре­б­ла­гая”. В празд­нич­ном Бого­слу­же­нии Покро­ву Божи­ей Мате­ри Рус­ская Цер­ковь вос­пе­ва­ет: “С чин­ми Ангел, Вла­ды­чи­це, с чест­ны­ми и слав­ны­ми про­ро­ки, с вер­хов­ны­ми апо­сто­лы и со свя­щен­но­му­че­ни­ки и со архи­ереи за ны греш­ныя Богу помо­ли­ся, Тво­е­го Покро­ва празд­ник в Рос­сий­стей зем­ли про­слав­ль­шыя”. Сле­ду­ет доба­вить, что и свя­той Андрей, созер­цав­ший див­ное виде­ние, был сла­вя­нин, в моло­дых годах попав­ший в плен и про­дан­ный в Кон­стан­ти­но­по­ле в раб­ство мест­но­му жите­лю Фео­гно­сту. В Рос­сии хра­мы в честь Покро­ва Божи­ей Мате­ри появи­лись в ХII веке. Все­мир­но извест­ный по сво­им архи­тек­тур­ным досто­ин­ствам храм Покро­ва на Нер­ли был постро­ен в 1165 году свя­тым кня­зем Андре­ем Бого­люб­ским. Забо­та­ми это­го свя­то­го кня­зя и был уста­нов­лен в Рус­ской Церк­ви око­ло 1164 года празд­ник Покро­ва Божи­ей Мате­ри. В Нов­го­ро­де в ХII веке суще­ство­вал мона­стырь Покро­ва Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы (так назы­ва­е­мый Зве­рин­ский мона­стырь); в Москве царем Иоан­ном Гроз­ным был постро­ен собор Покро­ва Божи­ей Мате­ри у хра­ма Свя­той Тро­и­цы (извест­ный как храм Васи­лия Блаженного).

В празд­ник Покро­ва Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы мы испра­ши­ва­ем у Цари­цы Небес­ной защи­ты и помо­щи: “Помя­ни нас во Тво­их молит­вах, Гос­по­же Дево Бого­ро­ди­це, да не погиб­нем за умно­же­ние гре­хов наших, покрой нас от вся­ка­го зла и лютых напа­стей; на Тя бо упо­ва­ем и, Тво­е­го Покро­ва празд­ник честву­ю­ще, Тя величаем”.

Тро­парь, глас 4

Днесь бла­го­ве́р­нии лю́­дие све́т­ло пра́зд­ну­ем /​осе­ня́е­ми Тво­и́м, Бого­ма́ти, при­ше́стви­ем, /​и к Тво­е­му́ взи­ра́­ю­ще Пре­чи́­сто­му о́бра­зу, уми́ль­но гла­го́лем: /​покры­́й нас чест­ны­́м Тво­и́м Покро́вом, /​и изба́ви нас от вся́ка­го зла, /​моля́­щи Сы́­на Тво­е­го́, Хри­ста́ Бо́­га на́­ше­го, /​/​спа­сти́ ду́­ши на́ша.

Кондак, глас 3

Де́­ва днесь пред­сто­и́т в це́рк­ви, /​и с ли́ки свя­ты­́х неви́­ди­мо за ны мо́­лит­ся Бо́­гу, /​А́н­ге­ли со архи­ере́и покла­ня́­ют­ся, /​апо́сто­ли же со про­ро́ки ликов­ству́­ют: /​/​нас бо ра́­ди мо́­лит Бого­ро́­ди­ца Пре­ве́ч­на­го Бо́га.

Вели­ча­ние

Вели­ча́ем Тя, /​Пре­свя­та́я Де́во, /​и чтим Покро́в Твой свя­ты­́й: /​Тя бо ви́­де свя­ты­́й Андре́й на воз­ду́­се, /​/​за ны Хри­сту́ моля́щуюся.

Молит­ва ко Пре­свя­тей Богородице

О, Пре­свя­та́я Де́во, Ма́ти Го́с­по­да вы́ш­них сил, Небе­се́ и зем­ли́ Цари́­це, гра́­да и стра­ны́ на́­шея Все­мо́щ­ная Засту́п­ни­це! При­и­ми́ хва­ле́б­но бла­го­да́р­ствен­ное пе́­ние сие́ от нас, недо­сто́й­ных раб Тво­и́х, и воз­не­си́ моли́т­вы на́­ша ко Пре­сто́­лу Бо́­га Сы́­на Тво­е­го́, да ми́­ло­стив бу́­дет непра́в­дам на́­шим, и про­ба́вит бла­го­да́ть Сво­ю́ чту́­щим все­чест­но́е и́мя Тво­е́ и с ве́рою и любо́вию покла­ня́­ю­щим­ся чудо­тво́р­но­му о́бра­зу Тво­е­му́. Не́смы бо досто́й­ни от Него́ поми́­ло­ва­ни бы́ти, а́ще не Ты уми́­ло­сти­ви­ши Его́ о нас, Вла­ды­́­чи­це, я́ко вся Тебе́ от Него́ воз­мо́ж­на суть. Сего́ ра́­ди к Тебе́ при­бе­га́ем, я́ко к несо­мне́н­ней и ско́рой Засту́п­ни­це на́­шей: услы­́­ши нас, моля́­щих­ся Тебе́, осе­ни́ нас все­дер­жа́в­ным покро́вом Тво­и́м, и испро­си́ у Бо́­га Сы́­на Тво­е­го́: па́­сты­рем на́­шим ре́в­ность и бде́­ние о душа́х, гра­до­пра­ви́­те­лем му́д­рость и си́­лу, суди­я́м пра́в­ду и нели­це­при­я́тие, наста́в­ни­ком ра́­зум и сми­рен­но­му́д­рие, супру́­гом любо́вь и согла́­сие, ча́­дом послу­ша́­ние, оби́­ди­мым тер­пе­́­ние, оби́­дя­щим страх Бо́­жий, скор­бя́­щим бла­го­ду́­шие, ра́­ду­ю­щим­ся воз­дер­жа́­ние, всем же нам дух ра́­зу­ма и бла­го­че́­стия, дух мило­се́р­дия и кро́то­сти, дух чисто­ты́ и пра́в­ды. Ей, Гос­по­же́ Пре­свя­та́я, уми­ло­се́р­ди­ся на немощ­ны­́я лю́­ди Тво­я́; раз­се́ян­ныя собе­ри́, заблу́жд­шия на путь пра́­вый наста́ви, ста́рость под­дер­жи́, ю́ныя уце­ло­му́д­ри, мла­де́н­цы вос­пи­та́й, и при­́зри на всех нас при­з­ре́­ни­ем ми́­ло­сти­ва­го Тво­е­го́ заступле́­ния, воз­дви́­г­ни нас из глу­би­ны́ гре­хо́в­ныя и про­све­ти́ сер­де́ч­ныя о́чи на́­ша ко зре́­нию спа­се́­ния, ми́­ло­сти­ва нам бу́­ди зде и та́­мо, в стра­не́ зем­на́­го при­ше́ль­ствия и на стра́ш­нем суде́ Сы́­на Тво­е­го́; пре­ста́в­ль­ши­я­ся же в ве́­ре и пока­я́­нии от жити­я́ сего́ отцы́ и бра́тию на́­шу в ве́ч­ней жи́з­ни со А́н­ге­лы и со все­́­ми свя­ты­́­ми жи́ти сотво­ри́. Ты бо еси́, Гос­по­же́, Сла́­ва Небе́с­ных и Упо­ва́­ние зем­ны­́х, Ты по Бо́­зе на́­ша Наде́ж­да и Засту́п­ни­ца всех, при­те­ка́­ю­щих к Тебе́ с ве́рою. К Тебе́ у́бо мо́­лим­ся, и Тебе́, я́ко Все­мо­гу́­щей Помо́щ­ни­це, са́­ми себе́ и друг дру́­га и весь живо́т наш пре­да­е́м, ны́не и при­́с­но и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Ап. от 70 Ана­нии (I). Прп. Рома­на Слад­ко­пев­ца (ок 556). Прп. Сав­вы Вишер­ско­го, Нов­го­род­ско­го (1461). Пско­во-Покров­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри (1581). Празд­но­ва­ние в честь Хито­на Гос­под­ня и Стол­па Живо­тво­ря­ще­го (Груз.). Мч. Дом­ни­на Солун­ско­го (IV). Прмч. Миха­и­ла, игум. Зовий­ско­го, и с ним 36 прмчч. (780 – 790) Рав­но­апп. царя Ивер­ско­го Мири­а­на (после 361) и цари­цы Ивер­ской Наны (ок. 364; груз.). Собор Мол­дав­ских свя­тых. Сщмч. Алек­сия Став­ров­ско­го пре­св. (1918) Сщмч. Миха­и­ла Воло­год­ско­го пре­св. (1920) Сщмч. Алек­сандра Ага­фо­ни­ко­ва пре­св. (1937) Сщмч. Геор­гия Архан­гель­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Нико­лая Кули­ги­на пре­св. (1937) Мч. Иоан­на Арте­мо­ва (1937). Люб­лин­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри (IX). Бра­и­лов­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри (1635). Кас­пе­ров­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри (1840). Гер­бо­вец­кой ико­ны Божи­ей Мате­ри (1859). Бар­ской ико­ны Божи­ей Матери.

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму