14 октяб­ря. Покров Пре­свя­той Богородицы
Покров Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы. “Дева днесь пред­сто­ит в Церк­ви, и с лики свя­тых неви­ди­мо за ны молит­ся Богу: анге­ли со архи­ереи покла­ня­ют­ся, апо­сто­ли же со про­ро­ки ликов­ству­ют: нас бо ради молит Бого­ро­ди­ца Пре­веч­на­го Бога” – это чуд­ное…

Покров Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы. “Дева днесь пред­сто­ит в Церк­ви, и с лики свя­тых неви­ди­мо за ны молит­ся Богу: анге­ли со архи­ереи покла­ня­ют­ся, апо­сто­ли же со про­ро­ки ликов­ству­ют: нас бо ради молит Бого­ро­ди­ца Пре­веч­на­го Бога” – это чуд­ное явле­ние Мате­ри Божи­ей про­изо­шло в сере­дине Х века в Кон­стан­ти­но­по­ле, во Вла­херн­ской церк­ви, где хра­ни­лась риза Бого­ма­те­ри, Ее голов­ной покров (мафо­рий) и часть поя­са, пере­не­сен­ные из Пале­сти­ны в V веке. В вос­крес­ный день, 1 октяб­ря, во вре­мя все­нощ­но­го бде­ния, когда храм был пере­пол­нен моля­щи­ми­ся, свя­той Андрей, Хри­ста ради юро­ди­вый, в чет­вер­том часу ночи, под­няв очи к небу, уви­дел иду­щую по воз­ду­ху Пре­свя­тую Вла­ды­чи­цу нашу Бого­ро­ди­цу, оза­рен­ную небес­ным све­том и окру­жен­ную Анге­ла­ми и сон­мом свя­тых. Свя­той Кре­сти­тель Гос­по­день Иоанн и свя­той апо­стол Иоанн Бого­слов сопро­вож­да­ли Цари­цу Небес­ную. Пре­кло­нив коле­на, Пре­свя­тая Дева нача­ла со сле­за­ми молить­ся за хри­сти­ан и дол­гое вре­мя пре­бы­ва­ла в молит­ве, потом, подой­дя к Пре­сто­лу, про­дол­жа­ла Свою молит­ву, закон­чив кото­рую, Она сня­ла со Сво­ей голо­вы покры­ва­ло и рас­про­стер­ла его над молив­ши­ми­ся в хра­ме людь­ми, защи­щая их от вра­гов види­мых и неви­ди­мых. Пре­свя­тая Вла­ды­чи­ца сия­ла небес­ной сла­вой, а покров в руках Ее бли­стал “паче лучей сол­неч­ных”. Свя­той Андрей с тре­пе­том созер­цал див­ное виде­ние и спро­сил сто­яв­ше­го рядом с ним сво­е­го уче­ни­ка, бла­жен­но­го Епи­фа­ния: “Видишь ли, брат, Цари­цу и Гос­по­жу, моля­щу­ю­ся о всем мире?” Епи­фа­ний отве­тил: “Вижу, свя­тый отче, и ужа­са­юсь”. Пре­бла­го­сло­вен­ная Бого­ро­ди­ца про­си­ла Гос­по­да Иису­са Хри­ста при­нять молит­вы всех людей, при­зы­ва­ю­щих Его Пре­свя­тое Имя и при­бе­га­ю­щих к Ее заступ­ле­нию. “Царю Небес­ный, – гла­го­ла­ше в молит­ве на воз­ду­се со Анге­лы сто­я­щая Все­не­по­роч­ная Цари­ца, – при­и­ми вся­ка­го чело­ве­ка, моля­ще­го­ся к Тебе и при­зы­ва­ю­ще­го Имя Мое на помощь, да не оты­дет от Лика Мое­го тощ и неуслы­шан”. Свя­тые Андрей и Епи­фа­ний, удо­сто­ив­ши­е­ся созер­цать моля­щу­ю­ся Бого­ма­терь, “дол­гое вре­мя смот­ре­ли на рас­про­стер­тое над наро­дом покры­ва­ло и на бли­став­шую напо­до­бие мол­нии сла­ву Гос­под­ню; доко­ле была там Пре­свя­тая Бого­ро­ди­ца, види­мо было и покры­ва­ло; по отше­ствии же Ее, сде­ла­лось и оно неви­ди­мым, но, взяв его с Собою, Она оста­ви­ла бла­го­дать, быв­шую там”. Во Вла­херн­ской церк­ви сохра­ни­лась память о див­ном явле­нии Бого­ма­те­ри. В ХIV веке рус­ский палом­ник дьяк Алек­сандр видел в церк­ви ико­ну моля­щей­ся за мир Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы, напи­сан­ную так, как Ее созер­цал свя­той Андрей. Но Гре­че­ская Цер­ковь не зна­ет это­го праздника.

В рус­ском Про­ло­ге ХII века содер­жит­ся запись об уста­нов­ле­нии осо­бо­го празд­ни­ка в честь это­го собы­тия: “Се убо, егда слы­шах – помыш­лях; како страш­ное и мило­серд­ное виде­ние и паче наде­я­ния и заступ­ле­ния наше­го, бысть без празд­не­ства… вос­хо­тех, да не без празд­ни­ка оста­нет Свя­тый Покров Твой, Пре­б­ла­гая”. В празд­нич­ном Бого­слу­же­нии Покро­ву Божи­ей Мате­ри Рус­ская Цер­ковь вос­пе­ва­ет: “С чин­ми Ангел, Вла­ды­чи­це, с чест­ны­ми и слав­ны­ми про­ро­ки, с вер­хов­ны­ми апо­сто­лы и со свя­щен­но­му­че­ни­ки и со архи­ереи за ны греш­ныя Богу помо­ли­ся, Тво­е­го Покро­ва празд­ник в Рос­сий­стей зем­ли про­слав­ль­шыя”. Сле­ду­ет доба­вить, что и свя­той Андрей, созер­цав­ший див­ное виде­ние, был сла­вя­нин, в моло­дых годах попав­ший в плен и про­дан­ный в Кон­стан­ти­но­по­ле в раб­ство мест­но­му жите­лю Фео­гно­сту. В Рос­сии хра­мы в честь Покро­ва Божи­ей Мате­ри появи­лись в ХII веке. Все­мир­но извест­ный по сво­им архи­тек­тур­ным досто­ин­ствам храм Покро­ва на Нер­ли был постро­ен в 1165 году свя­тым кня­зем Андре­ем Бого­люб­ским. Забо­та­ми это­го свя­то­го кня­зя и был уста­нов­лен в Рус­ской Церк­ви око­ло 1164 года празд­ник Покро­ва Божи­ей Мате­ри. В Нов­го­ро­де в ХII веке суще­ство­вал мона­стырь Покро­ва Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы (так назы­ва­е­мый Зве­рин­ский мона­стырь); в Москве царем Иоан­ном Гроз­ным был постро­ен собор Покро­ва Божи­ей Мате­ри у хра­ма Свя­той Тро­и­цы (извест­ный как храм Васи­лия Блаженного).

В празд­ник Покро­ва Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы мы испра­ши­ва­ем у Цари­цы Небес­ной защи­ты и помо­щи: “Помя­ни нас во Тво­их молит­вах, Гос­по­же Дево Бого­ро­ди­це, да не погиб­нем за умно­же­ние гре­хов наших, покрой нас от вся­ка­го зла и лютых напа­стей; на Тя бо упо­ва­ем и, Тво­е­го Покро­ва празд­ник честву­ю­ще, Тя величаем”.

Тро­парь, глас 4

Днесь благове́рнии лю́дие све́тло пра́зднуем /​осеня́еми Твои́м, Богома́ти, прише́ствием, /​и к Тво­е­му́ взира́юще Пречи́стому о́бразу, уми́льно глаго́лем: /​покры́й нас честны́м Твои́м Покро́вом, /​и изба́ви нас от вся́каго зла, /​моля́щи Сы́на Тво­е­го́, Хри­ста́ Бо́га на́шего, /​/​спа­сти́ ду́ши на́ша.

Кондак, глас 3

Де́ва днесь предстои́т в це́ркви, /​и с ли́ки святы́х неви́димо за ны мо́лится Бо́гу, /​А́нгели со архиере́и покланя́ются, /​апо́столи же со проро́ки ликовству́ют: /​/​нас бо ра́ди мо́лит Богоро́дица Преве́чнаго Бо́га.

Вели­ча­ние

Велича́ем Тя, /​Пресвята́я Де́во, /​и чтим Покро́в Твой святы́й: /​Тя бо ви́де святы́й Андре́й на возду́се, /​/​за ны Хри­сту́ моля́щуюся.

Молит­ва ко Пре­свя­тей Богородице

О, Пресвята́я Де́во, Ма́ти Го́спода вы́шних сил, Небе­се́ и зем­ли́ Цари́це, гра́да и стра­ны́ на́шея Всемо́щная Засту́пнице! При­и­ми́ хвале́бно благода́рственное пе́ние сие́ от нас, недосто́йных раб Твои́х, и воз­не­си́ моли́твы на́ша ко Престо́лу Бо́га Сы́на Тво­е­го́, да ми́лостив бу́дет непра́вдам на́шим, и проба́вит благода́ть Свою́ чту́щим всечестно́е и́мя Твое́ и с ве́рою и любо́вию покланя́ющимся чудотво́рному о́бразу Тво­е­му́. Не́смы бо досто́йни от Него́ поми́ловани бы́ти, а́ще не Ты уми́лостивиши Его́ о нас, Влады́чице, я́ко вся Тебе́ от Него́ возмо́жна суть. Сего́ ра́ди к Тебе́ прибега́ем, я́ко к несомне́нней и ско́рой Засту́пнице на́шей: услы́ши нас, моля́щихся Тебе́, осе­ни́ нас вседержа́вным покро́вом Твои́м, и испро­си́ у Бо́га Сы́на Тво­е­го́: па́стырем на́шим ре́вность и бде́ние о душа́х, градоправи́телем му́дрость и си́лу, судия́м пра́вду и нелицеприя́тие, наста́вником ра́зум и смиренному́дрие, супру́гом любо́вь и согла́сие, ча́дом послуша́ние, оби́димым терпе́ние, оби́дящим страх Бо́жий, скорбя́щим благоду́шие, ра́дующимся воздержа́ние, всем же нам дух ра́зума и благоче́стия, дух милосе́рдия и кро́тости, дух чисто­ты́ и пра́вды. Ей, Гос­по­же́ Пресвята́я, умилосе́рдися на немощны́я лю́ди Твоя́; разсе́янныя собе­ри́, заблу́ждшия на путь пра́вый наста́ви, ста́рость под­дер­жи́, ю́ныя уцелому́дри, младе́нцы воспита́й, и при́зри на всех нас призре́нием ми́лостиваго Тво­е­го́ заступле́ния, воздви́гни нас из глу­би­ны́ грехо́вныя и про­све­ти́ серде́чныя о́чи на́ша ко зре́нию спасе́ния, ми́лостива нам бу́ди зде и та́мо, в стране́ земна́го прише́льствия и на стра́шнем суде́ Сы́на Тво­е­го́; преста́вльшияся же в ве́ре и покая́нии от жития́ сего́ отцы́ и бра́тию на́шу в ве́чней жи́зни со А́нгелы и со все́ми святы́ми жи́ти сотво­ри́. Ты бо еси́, Гос­по­же́, Сла́ва Небе́сных и Упова́ние земны́х, Ты по Бо́зе на́ша Наде́жда и Засту́пница всех, притека́ющих к Тебе́ с ве́рою. К Тебе́ у́бо мо́лимся, и Тебе́, я́ко Всемогу́щей Помо́щнице, са́ми себе́ и друг дру́га и весь живо́т наш предае́м, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Ап. от 70 Ана­нии (I). Прп. Рома­на Слад­ко­пев­ца (ок 556). Прп. Сав­вы Вишер­ско­го, Нов­го­род­ско­го (1461). Пско­во-Покров­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри (1581). Празд­но­ва­ние в честь Хито­на Гос­под­ня и Стол­па Живо­тво­ря­ще­го (Груз.). Мч. Дом­ни­на Солун­ско­го (IV). Прмч. Миха­и­ла, игум. Зовий­ско­го, и с ним 36 прмчч. (780 – 790) Рав­но­апп. царя Ивер­ско­го Мири­а­на (после 361) и цари­цы Ивер­ской Наны (ок. 364; груз.). Собор Мол­дав­ских свя­тых. Сщмч. Алек­сия Став­ров­ско­го пре­св. (1918) Сщмч. Миха­и­ла Воло­год­ско­го пре­св. (1920) Сщмч. Алек­сандра Ага­фо­ни­ко­ва пре­св. (1937) Сщмч. Геор­гия Архан­гель­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Нико­лая Кули­ги­на пре­св. (1937) Мч. Иоан­на Арте­мо­ва (1937). Люб­лин­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри (IX). Бра­и­лов­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри (1635). Кас­пе­ров­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри (1840). Гер­бо­вец­кой ико­ны Божи­ей Мате­ри (1859). Бар­ской ико­ны Божи­ей Матери.

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму