14 нояб­ря. Бес­среб­ре­ни­ки и чудо­твор­цы Кос­ма и Дами­ан Асий­ские, и матерь их пре­по­доб­ная Феодотия
Свя­тые Кос­ма и Дами­ан были родом из Малой Азии. Их отец-языч­ник умер, когда они были еще совсем малы­ми детьми. Вос­пи­та­ни­ем бра­тьев в хри­сти­ан­ском бла­го­че­стии зани­ма­лась их мать, Фео­до­тия. При­мер мате­ри и чте­ние свя­тых книг сохра­ни­ли их…

Свя­тые Кос­ма и Дами­ан были родом из Малой Азии. Их отец-языч­ник умер, когда они были еще совсем малы­ми детьми. Вос­пи­та­ни­ем бра­тьев в хри­сти­ан­ском бла­го­че­стии зани­ма­лась их мать, Фео­до­тия. При­мер мате­ри и чте­ние свя­тых книг сохра­ни­ли их в непо­роч­ной жиз­ни по зако­ну Гос­под­ню, Кос­ма и Дами­ан воз­рос­ли в мужей пра­вед­ных и добродетельных.

Обра­зо­ван­ные и искус­ные вра­чи, они стя­жа­ли бла­го­дат­ный дар Духа Свя­то­го – силою молит­вы исце­лять душев­ные и телес­ные неду­ги людей, лечить даже живот­ных. С горя­чей любо­вью к Богу и ближ­ним бра­тья вышли на обще­ствен­ное слу­же­ние. С боль­ных, кото­рых лечи­ли свя­тые, они нико­гда не бра­ли ника­кой пла­ты, стро­го соблю­дая запо­ведь Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста: “Даром полу­чи­ли, даром давай­те” (Мф. 10, 8).

Сла­ва о свя­тых Кос­ме и Дами­ане про­шла по всей окру­ге, и люди назва­ли их бессребрениками.

Одна­жды свя­тых позва­ли к тяже­ло боль­ной жен­щине, лечить кото­рую отка­за­лись все вра­чи из-за ее без­на­деж­но­го состо­я­ния. По вере Пал­ла­дии (так зна­ли боль­ную) и по усерд­ной молит­ве свя­тых бра­тьев Гос­подь исце­лил уми­ра­ю­щую, и она вста­ла с одра сво­е­го совер­шен­но здо­ро­вой, сла­вя Бога. Испол­нен­ная бла­го­дар­но­сти к цели­те­лям и желая, что­бы они при­ня­ли от нее хоть какой-нибудь дар, Пал­ла­дия тай­но при­шла к Дами­а­ну. Она при­нес­ла ему три яйца и ска­за­ла: “При­ми этот малый дар во Имя Свя­той Живо­на­чаль­ной Тро­и­цы – Отца, Сына и Свя­то­го Духа”. Услы­шав Имя Свя­той Тро­и­цы, бес­среб­ре­ник не посмел отка­зать­ся. Кос­ма же, узнав о слу­чив­шем­ся, очень опе­ча­лил­ся. Он поду­мал, что брат его нару­шил их стро­гий обет.

Вско­ре испол­ни­лось вре­мя свя­то­му Кос­ме отхо­дить ко Гос­по­ду. Уми­рая, он заве­щал, что­бы бра­та не хоро­ни­ли рядом с ним. Через малое вре­мя умер и свя­той Дамиан.

Все были в боль­шом недо­уме­нии, где будет моги­ла Дами­а­на. Но тут, по воле Божьей, свер­ши­лось чудо: к людям при­шел вер­блюд, кото­ро­го когда-то свя­тые выле­чи­ли от бешен­ства, и про­го­во­рил чело­ве­че­ским голо­сом, что­бы, не сомне­ва­ясь, поло­жи­ли Дами­а­на рядом с Кос­мой, пото­му что не ради мзды при­нял Дами­ан дар жен­щи­ны, а ради Име­ни Божьего.

Чест­ные мощи свя­тых бра­тьев были поло­же­ны вме­сте в Фере­мане (Месо­по­та­мия). По смер­ти свя­тые бес­среб­ре­ни­ки совер­ши­ли мно­го чудес.

Жил в Фере­мане, близ хра­ма Кос­мы и Дами­а­на, некто Малх. Одна­жды, соби­ра­ясь в дале­кий путь и остав­ляя супру­гу свою надол­го одну, он молит­вен­но пору­чил ее небес­но­му покро­ви­тель­ству свя­тых бра­тьев. А враг рода чело­ве­че­ско­го, все­лив­шись в одно­го из дру­зей Мал­ха, заду­мал погу­бить жен­щи­ну. Про­шло немно­го вре­ме­ни, и этот чело­век пошел к ней в дом и ска­зал, что послан Мал­хом, что­бы про­во­дить ее к нему. Жен­щи­на пове­ри­ла и пошла. Он завел ее в пустын­ное место и захо­тел над­ру­гать­ся над ней и убить. Жен­щи­на, уви­дев, что ей гро­зит опас­ность, с глу­бо­кой верой воз­зва­ла к Богу. Тогда яви­лись два гроз­ных мужа, и лука­вый чело­век отпу­стил жен­щи­ну, бро­сил­ся бежать, но упал в про­пасть. Мужи отве­ли жен­щи­ну домой. У дома сво­е­го она, кла­ня­ясь им до зем­ли, спро­си­ла: “Как зовут вас, спа­си­те­ли мои, кого бла­го­да­рить мне до кон­ца моих дней?” “Мы рабы Хри­сто­вы Кос­ма и Дами­ан” – отве­ча­ли они и ста­ли неви­ди­мы. Жен­щи­на со стра­хом и радо­стью рас­ска­за­ла всем о слу­чив­шем­ся с ней, сла­вя Бога, со сле­за­ми пошла к иконе свя­тых бра­тьев и сотво­ри­ла бла­го­дар­ствен­ную молит­ву о избав­ле­нии. С тех пор свя­тые бра­тья Кос­ма и Дами­ан почи­та­ют­ся покро­ви­те­ля­ми свя­то­сти и нена­ру­ши­мо­сти хри­сти­ан­ско­го бра­ка, устро­и­те­ля­ми супру­же­ской жиз­ни. Издрев­ле рас­про­стра­не­но их почи­та­ние на Руси.

Тро­парь, глас 8

Святи́и безсре́бреницы и чудотво́рцы, Кос­мо́ и Дамиа́не, /​посети́те не́мощи на́ша: /​/​ту́не прия́сте, ту́не дади́те нам.

Кондак, глас 2

Благода́ть прии́мше исцеле́ний, /​простира́ете здра́вие су́щим в ну́ждах, /​вра́чеве, чудотво́рцы пресла́внии, /​но ва́шим посеще́нием ра́тников де́рзости низложи́те, /​/​мир исцеля́юще чудесы́.

Вели­ча­ние

Велича́ем вас, /​чудотво́рцы сла́внии, Кос­мо́ и Дамиа́не, /​и чтим святу́ю па́мять ва́шу, /​наста́вницы заблу́ждшим, исцели́тели боля́щим /​/​и собесе́дницы А́нгелом.

Молит­ва бес­среб­ре­ни­кам и чудо­твор­цам Кос­ме и Дами­а­ну Асийским 

Чудотво́рцы сла́внии, вра́чеве безме́зднии, Кос­мо́ и Дамиа́не! Вы от ю́ности Хри­ста́ Бо́га возлюби́вше и Того́ повеле́ния всем се́рдцем соблюда́ющи, а́ще и вда́сте себе́ уче́нию враче́бному, но доброде́тельнаго ра́ди жития́ и чисто­ты́ душе́вныя, си́лою Хри­ста́ Бо́га, не врачева́ния то́кмо иску́сство, но па́че неоску́дную благода́ть исцеле́ния вся́ких неду́гов от Бо́га прия́ли есте́. Отоню́дуже любо́вию и милосе́рдием к неду́гующим подвиза́еми, не то́кмо лю́дем, но и ското́м исцеле́ния боле́зней подава́ете, неисче́тным мно́жеством чуде́с ва́ших весь мир наполня́ете, и не теле́сныя то́кмо неду́ги исцеля́ете, но и ве́рою Христо́вою ду́ши просвеща́ете, в терпе́нии боле́зней укрепля́ете, в тя́жких неду́зех о исправле́нии жития́ вразумля́ете и ко Хри­сту́ покая́нием привлека́ете. Тем же ны́не и нас, припа́дающих к вам пред честно́ю ико́ною ва́шею, ско́ро услы́шите, ю́ныя де́ти, ва́шей по́мощи во уче́нии кни́жном прося́щия, ва́шими моли́твами наста́вите, да ва́шему житию́ ревну́юще, не земно́е то́чию науче́ние приобря́щут, но па́че во благоче́стии и пра́вой ве́ре вы́ну да преуспе́ют. На одре́ боле́зни лежа́щим, челове́ческая по́мощи отча́янным, к вам же те́пле с ве́рою и усе́рдною моли́твою прибега́ющим, исцеле́ние боле́зней ва́шим ми́лостивым, чудоде́йственным посеще́нием да́руйте. Мно́гажды в боле́зни впа́дающия и от лю́тых неду́гов в уны́ние, малоду́шие и ропта́ние прише́дшия, да́нною вам от Бо́га благода́тию в терпе́нии утверди́те, и наста́вите, да уразуме́ют во́лю о них Бо́жию святу́ю и благу́ю и са́ми себе́ и живо́т свой во́ли Хри­ста́ Бо́га предаю́т. В неду́зех су́щих, о исправле́нии же жития́ не радя́щих, во гресе́х не раска́ивающихся, се́рдцем ожесточе́нных сокруши́те во спасе́ние и к покая́нию призови́те, да не́мощни су́ще те́лом, здра́ви пребу́дут душе́ю, и прича́стницы соде́лаются Бо́жия спаси́тельныя благода́ти. Бра́тию свята́го хра́ма сего́, ва́шему свято́му заступле́нию от Бо́га вруче́нную, и всех к вам усе́рдно прибега́ющих невреди́мы сохрани́те от долгонеду́жия, от боле́зней лю́тых и неисце́льных, от разслабле́ния те́ла, от иступле́ния ума́, от смертоно́сной я́звы, от внеза́пный сме́рти, и всемо́щным хода́тайством ва́шим к Бо́гу соблюди́те в пра́вой ве́ре тве́рдых, во благоче́стии преспева́ющих, в до́брых де́лах усе́рдных, в моли́тве к Бо́гу приле́жных, да с ва́ми вку́пе сподо́бятся в бу́дущем ве́це при́сно воспева́ти и сла́вити всесвято́е и великоле́пое и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Мцц. Кири­е­ны и Иули­а­нии (305 – 311). Сщмчч. Иоан­на еп. и Иако­ва пре­св., в Пер­сии постра­дав­ших (ок. 345). Мч. Ерми­нин­гель­да, царе­ви­ча Готф­ско­го (586). Мчч. Кеса­рия, Дасия и с ними пяти (VII). Сщмч. Алек­сандра Смир­но­ва пре­св. (1918) Сщмч. Фео­до­ра Реми­зо­ва пре­св. (1918) Сщмч. Алек­сандра Шалая пре­св. (1937) Сщмч. Димит­рия Овеч­ки­на пре­св. (1937) Мц. Ели­са­ве­ты Самов­ской (1937). Мч. Пет­ра Игна­то­ва (1941).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму