14 декаб­ря. Пра­вед­ный Фила­рет Милостивый
Сын Геор­гия и Анны, вос­пи­тан­ный в бла­го­че­стии и стра­хе Божи­ем, жил в VIII веке в селе­нии Амния Пафла­гон­ской обла­сти (Малая Азия). Жена его Фео­з­ва была из бога­той и знат­ной семьи, у них были дети: сын — Иоат и…

Сын Геор­гия и Анны, вос­пи­тан­ный в бла­го­че­стии и стра­хе Божи­ем, жил в VIII веке в селе­нии Амния Пафла­гон­ской обла­сти (Малая Азия). Жена его Фео­з­ва была из бога­той и знат­ной семьи, у них были дети: сын — Иоат и доче­ри — Ипа­тия и Еванфия.

Фила­рет был бога­тым и знат­ным вель­мо­жей, но богат­ство его не радо­ва­ло. Зная, как мно­го людей стра­да­ет от бед­но­сти, вспо­ми­нал он сло­ва Спа­си­те­ля о страш­ном суде и о “малых сих” (Мф. 25, 40), сло­ва апо­сто­ла о том, что чело­век, уми­рая, ниче­го не уно­сит из мира (1 Тим. 6, 7), стро­ки царя Дави­да о воз­на­граж­де­нии пра­вед­ни­ка (Пс. 36, 25). И Фила­рет про­сла­вил­ся нищелюбием.

Одна­жды изма­иль­тяне (ара­бы) напа­ли на Пафла­го­нию, опу­сто­ши­ли стра­ну и раз­гра­би­ли иму­ще­ство Фила­ре­та. У него оста­лось два вола, коро­ва, несколь­ко ульев и дом. Но и это послед­нее он посте­пен­но раз­дал бед­ным. Стой­ко и крот­ко пере­но­сил пра­вед­ник упрё­ки жены и насмеш­ки детей. “Я имею в тай­ни­ках, вам неиз­вест­ных, такое богат­ство и такие сокро­ви­ща, — отве­чал он род­ным, — кото­рых доста­нет вам, даже если вы и сто лет про­жи­вё­те без тру­да и ни о чём не заботясь”.

И Гос­подь воз­дал Фила­ре­ту за его мило­сер­дие: когда была отда­на послед­няя мера пше­ни­цы, его ста­рый друг при­слал ему сорок мер, а после того, как была отда­на нище­му тёп­лая одеж­да, к нему вер­ну­лось богат­ство. Про­изо­шло это так.

В то вре­мя импе­ра­три­ца Ири­на иска­ла неве­сту для сына — буду­ще­го сопра­ви­те­ля Кон­стан­ти­на VI, и для это­го по всей импе­рии разо­сла­ла послов. Послы не мино­ва­ли и Амнии. Когда Фила­рет и Фео­з­ва узна­ли, что высо­чай­шие гости долж­ны посе­тить и их дом, Фила­рет очень обра­до­вал­ся, а Фео­з­ва опе­ча­ли­лась: в доме не было вооб­ще ника­кой еды, и о подо­ба­ю­щем уго­ще­нии нече­го было и думать. Но Фила­рет при­ка­зал жене хоро­шень­ко убрать в доме. Сосе­ди, узнав, что ожи­да­ют­ся цар­ские послы, при­нес­ли в изоби­лии всё для бога­то­го пира. Послы ото­бра­ли для цар­ских смот­рин, вме­сте с деся­тью кра­си­вей­ши­ми девуш­ка­ми, внуч­ку Фила­ре­та, Марию. Она пре­взо­шла сво­их сопер­ниц доб­ро­той и скром­но­стью и ста­ла цари­цей, а Кон­стан­тин Баг­ря­но­род­ный щед­ро ода­рил Фила­ре­та. Со всею семьёй тот отпра­вил­ся в Кон­стан­ти­но­поль, где в 788 году и был совер­шён брак Марии с Кон­стан­ти­ном. Пра­вед­ный Фила­рет посе­лил­ся во двор­це и про­во­дил жизнь доб­ро­де­тель­но и свя­то, согла­сив­шись при­нять лишь неболь­шой при­двор­ный чин.

Так вер­ну­лись к Фила­ре­ту сла­ва и богат­ство. Но, как и преж­де, свя­той нище­лю­бец щед­ро раз­да­вал мило­сты­ню и устра­и­вал тра­пезы для нищих и сам слу­жил им во вре­мя этих тра­пез. Все удив­ля­лись сми­ре­нию Фила­ре­та и гово­ри­ли: “Поис­ти­не чело­век этот весь Божий, истин­ный уче­ник Христов”.

Слу­ге он при­ка­зал сде­лать три ящи­ка и напол­нить их порознь золо­ты­ми, сереб­ря­ны­ми и мед­ны­ми моне­та­ми: из пер­во­го полу­ча­ли мило­сты­ню совсем неиму­щие, из вто­ро­го — лишив­ши­е­ся средств, а из тре­тье­го — те, кто лице­мер­но выма­ни­вал деньги.

Так, не при­ем­ля поче­стей, в сми­ре­нии и нище­лю­бии достиг бла­жен­ный ста­рец 90 лет. Пред­ви­дя свою кон­чи­ну, он отпра­вил­ся в Кон­стан­ти­но­поль­ский мона­стырь Родо­фи­ли­он, раз­дал там всё, что имел при себе, на мона­стыр­ские нуж­ды и нищим. При­звав род­ных, настав­лял их в нище­лю­бии и нес­тя­жа­тель­но­сти, после чего мир­но преставился.

Скон­чал­ся он в 792 году и был погре­бён в оби­те­ли Суда в Константинополе.

Свя­тость пра­вед­но­го Фила­ре­та под­твер­ди­ло явлен­ное после его смер­ти чудо. Когда тело свя­то­го нес­ли к месту погре­бе­ния, один чело­век, одер­жи­мый бесом, схва­тил­ся за гроб и сле­до­вал с погре­баль­ной про­цес­си­ей. На клад­би­ще про­изо­шло исце­ле­ние бес­но­ва­то­го: бес пова­лил чело­ве­ка на зем­лю, а сам вышел из него. Мно­гие дру­гие чуде­са и исце­ле­ния совер­ша­лись при гро­бе святого.

После смер­ти пра­вед­но­го Фила­ре­та его жена Фео­з­ва тру­ди­лась, вос­ста­нав­ли­вая в Пафла­го­нии мона­сты­ри и хра­мы, раз­ру­шен­ные во вре­мя ино­зем­ных нашествий.

Тро­парь, глас 4

Авра́аму в ве́ре подража́я, /​И́ову же в терпе́нии после́дуя, /​о́тче Филаре́те, /​блага́я зем­ли́ разделя́л еси́ неиму́щим /​и лише́ние сих терпе́л еси́ му́жественне. /​Сего́ ра́ди све́тлым тя венце́м увен­ча́ Подвигополо́жник, Христо́с Бог наш, /​/​Его́же моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 4

Доброде́тельми украша́яся и стра́хом Бо́жиим, /​преди́вен во всех яви́ся Ца́рскаго гра́да, /​ни́щим сокро́вище бога́тства разда́в /​и нетле́нно бла́гих бога́тство на Небесе́х прие́м. /​Те́мже всю́ду и вез­де́, Филаре́те, чту́щих тя помина́й, /​/​сла́во пра́ведным и похвало́.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​святы́й пра́ведный Филаре́те, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Прор. Нау­ма (VII в. до Р. Х.). Свтт. Пор­фи­рия, пат­ри­ар­ха Антио­хий­ско­го (413). Ана­нии, епи­ско­па Ефес­ско­го. Мчч. Ана­нии Пе́рсянина; Тута, Лохит­ро­на и Кан­ди­ды. Свя­тых Анто­ния Ново­го; Сатор­ни­ка; Димит­рия Три­сха­лея и Каллиника.

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму