14 апре­ля. Пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий Оптинский
Пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий, в миру Павел Ива­но­вич Пли­хан­ков, родил­ся 5 июля 1845 года. Его путь в мона­стырь был долог и неле­гок, в миру про­шло 46 лет – боль­шая часть его жиз­ни. Кадет­ский кор­пус, воен­ная служ­ба, бле­стя­щая карье­ра.…

Пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий, в миру Павел Ива­но­вич Пли­хан­ков, родил­ся 5 июля 1845 года. Его путь в мона­стырь был долог и неле­гок, в миру про­шло 46 лет – боль­шая часть его жиз­ни. Кадет­ский кор­пус, воен­ная служ­ба, бле­стя­щая карье­ра. Пря­мая воз­мож­ность к стя­жа­нию всех мир­ских благ. И… отказ от все­го. Сослу­жив­цы и зна­ко­мые никак не мог­ли понять: что же за “изъ­ян” в строй­ном, кра­си­вом пол­ков­ни­ке, весь облик кото­ро­го так дышал каким-то уди­ви­тель­ным внут­рен­ним бла­го­род­ством? Женить­ся не женит­ся, балов и зва­ных обе­дов, рав­но как и про­чих свет­ских раз­вле­че­ний, избе­га­ет. В театр, быва­ло, ходил, да и тот бро­сил. За спи­ной у Пав­ла Ива­но­ви­ча даже пого­ва­ри­ва­ли порой: “С ума сошел, а какой был человек!..”

10 фев­ра­ля 1892 года Павел Ива­но­вич был зачис­лен в чис­ло брат­ства Иоан­но-Пред­те­чен­ско­го ски­та и одет в под­ряс­ник. Каж­дый вечер в тече­ние трех лет ходил он для бесед к стар­цам: сна­ча­ла к пре­по­доб­но­му Ана­то­лию, а затем к пре­по­доб­но­му Иосифу.

Через год, 26 мар­та 1893 года, Вели­ким постом послуш­ник Павел был постри­жен в рясо­фор, в декаб­ре 1900 года по болез­ни постри­жен в ман­тию с име­нем Вар­со­но­фий, 29 декаб­ря 1902 года руко­по­ло­жен в иеро­ди­а­ко­на, а 1 янва­ря 1903 года был руко­по­ло­жен в сан иеромонаха…

В 1903 году пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий был назна­чен помощ­ни­ком стар­ца и одно­вре­мен­но духов­ни­ком Шамор­дин­ской жен­ской пусты­ни и оста­вал­ся им до нача­ла вой­ны с Японией.

Опти­ну за все вре­мя сво­ей мона­ше­ской жиз­ни пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий поки­дал лишь несколь­ко раз – толь­ко по послу­ша­нию. В 1910 году, так­же “за послу­ша­ние”, ездил на стан­цию Аста­по­во для напут­ствия уми­рав­ше­го Л.Н. Тол­сто­го. Впо­след­ствии он с глу­бо­кой гру­стью вспо­ми­нал: “Не допу­сти­ли меня к Тол­сто­му… Молил вра­чей, род­ных, ниче­го не помог­ло… Хотя он и Лев был, но не смог разо­рвать коль­цо той цепи, кото­рою ско­вал его сатана”.

В 1912 году пре­по­доб­но­го Вар­со­но­фия назна­ча­ют насто­я­те­лем Ста­ро-Голутви­на Бого­яв­лен­ско­го мона­сты­ря. Несмот­ря на вели­кие духов­ные даро­ва­ния стар­ца, нашлись недо­воль­ные его дея­тель­но­стью: путем жалоб и доно­сов он был уда­лен из Опти­ной. Сми­рен­но про­сил он оста­вить его в ски­ту для житель­ства на покое, про­сил поз­во­лить ему остать­ся хотя бы и в каче­стве про­сто­го послушника.

Муже­ствен­но пере­но­ся скорбь от раз­лу­ки с люби­мой Опти­ной, ста­рец при­ни­ма­ет­ся за бла­го­устрой­ство вве­рен­ной ему оби­те­ли, крайне рас­стро­ен­ной и запу­щен­ной. И как преж­де, сте­ка­ет­ся к пре­по­доб­но­му Вар­со­но­фию народ за помо­щью и уте­ше­ни­ем. И как преж­де, он, сам уже изне­мо­гав­ший от мно­го­чис­лен­ных мучи­тель­ных неду­гов, при­ни­ма­ет всех без отка­за, вра­чу­ет телес­ные и душев­ные неду­ги, настав­ля­ет, направ­ля­ет на тес­ный и скорб­ный, но един­ствен­но спа­си­тель­ный путь. Здесь, в Ста­ро-Голутвине, совер­ша­ет­ся по его молит­вам чудо исце­ле­ния глу­хо­не­мо­го юно­ши. “Страш­ная болезнь – след­ствие тяж­ко­го гре­ха, совер­шен­но­го юно­шей в дет­стве”, – пояс­ня­ет ста­рец его несчаст­ной мате­ри и что-то тихо шеп­чет на ухо глу­хо­не­мо­му. “Батюш­ка, он же вас не слы­шит, – рас­те­рян­но вос­кли­ца­ет мать, – он же глу­хой…” – “Это он тебя не слы­шит, – отве­ча­ет ста­рец – а меня слы­шит”, – и сно­ва про­из­но­сит что-то шепо­том на самое ухо моло­до­му чело­ве­ку. Гла­за того рас­ши­ря­ют­ся от ужа­са и он покор­но кива­ет голо­вой… После испо­ве­ди пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий при­ча­ща­ет его, и болезнь остав­ля­ет страдальца.

Мень­ше года управ­лял ста­рец оби­те­лью. Стра­да­ния его во вре­мя пред­смерт­ной болез­ни были поис­ти­не муче­ни­че­ски­ми. Отка­зав­ший­ся от помо­щи вра­ча и какой бы то ни было пищи, он лишь повто­рял: “Оставь­те меня, я уже на кре­сте…” При­ча­щал­ся ста­рец ежедневно.

1 апре­ля 1913 года пре­дал он свою чистую душу Гос­по­ду. Похо­ро­нен был пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий в Опти­ной, рядом со сво­им духов­ным отцом и учи­те­лем пре­по­доб­ным Ана­то­ли­ем “Стар­шим”.

Тро­парь, глас 4

Во́ине до́б­ле­ствен­ный и изря́д­ный, /​све́том откро­ве́­ния, я́ко Па́вел, оза­ре́н­ный, /​вся во уме́ты Хри­ста́ ра́­ди вме­ни́л еси́, /​и́но­че­ским по́­дви­гом под­ви­за­́л­ся еси́, /​тече́­ние скон­ча́в и ве́­ру соб­лю́д, /​те́м­же зове́м ти: /​спа­са́й нас моли́тва­ми тво­и́­ми, /​/​пре­по­до́бне Вар­со­но́­фие, о́т­че наш.

Кондак, глас 2

Чисто­то́ю душе́в­ною боже́ствен­но воору­жи́в­ся, /​и непре­ста́н­ные моли́т­вы /​я́ко копи­е́ вру­чи́в кре́п­ко, /​про­бо́л еси́ бесо́в­ская опол­че́­ния. /​/​Вар­со­но́­фие, о́тче

Вели­ча­ние

Убла­жа́ем тя, /​пре­по­до́бне о́т­че Вар­со­но́­фие, /​и чтим свя­ту́ю па́­мять тво­ю́, /​наста́в­ни­че мона́­хов /​/​и собе­се́д­ни­че А́нгелов.

Молит­ва пре­по­доб­но­му Вар­со­но­фию Оптинскому

О пре­по­до́бне и бого­но́сне о́т­че Вар­со­но́­фие, ста́р­че О́п­тин­ский, все­де́­тель­ныя люб­ве́ Бо́­га Отца́ Без­на­ча́ль­на­го чест­но́е зер­ца­́­ло! Кре́ст­ныя люб­ве́ Сы́­на Бо́­жия сми­ре́н­ный под­ра­жа́­те­лю, даро­да́­тель­ныя люб­ве́ Бо́­га Ду́­ха Свя­та́­го сосу́­де избра́н­ный! Моли́ у́бо, о́т­че, о нас, под кров моли́тв тво­и́х при­бе­га́­ю­щих, да огне́м люб­ве́ Бо́­жия к пока­я́­нию про­све­ти́м­ся, и дух теп­лохла́д­но­сти, мало­ду́­шия и лице­ме́рия от душ на́­ших изве́рг­ше, на де́ла­ние за́­по­ве­дей Его́ до ве́­че­ра жи́з­ни на́­шея устре­ми́м­ся: пло­ды́ же пока­я́­ния поне́ на ста́рость при­не́с­ше, да вни́­дем в ра́­дость Го́с­по­да на́­ше­го, иде́­же ты в неза­хо­ди́­мей сия́е­ши сла́ве, про­слав­ля́я Соде́­те­ля и Совер­ши́­те­ля вся́­че­ских Бо́­га, в Тро́и­це покла­ня́е­ма­го во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Прп. Марии Еги­пет­ской (522). Мч. Авра­амия Бо́л­гар­ско­го, Вла­ди­мир­ско­го чудо­твор­ца (1229). Прп. Евфи­мия, архим. Суз­даль­ско­го, чудо­твор­ца (1404 – 1405). Преп. Вар­со­но­фия Оптин­ско­го (1913). Мчч. Герон­тия и Васи­ли́­да (III). Прав. Аха­за. Прп. Мака­рия, игу­ме­на Пели­ки́т­ской оби­те­ли (ок. 830). Прпп. Евло­гия Салос­ско­го, Гру­зин­ско­го (XII-XIII); Иоан­на Шав­те­ли, Гру­зин­ско­го (XIII). Прп. Герон­тия, кано­нар­ха Печер­ско­го, в Даль­них пеще­рах (XIV). Сщмч. Сер­гия Зава­ри­на пре­сви­те­ра (1938).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму