14 апре­ля. Пре­по­доб­ная Мария Египетская
Пре­по­доб­ная Мария, про­зван­ная Еги­пет­ской, жила в сере­дине V и в нача­ле VI сто­ле­тия. Ее моло­дость не пред­ве­ща­ла ниче­го хоро­ше­го. Марии испол­ни­лось лишь две­на­дцать лет, когда она ушла из сво­е­го дома в горо­де Алек­сан­дрии. Будучи сво­бод­ной от…

Пре­по­доб­ная Мария, про­зван­ная Еги­пет­ской, жила в сере­дине V и в нача­ле VI сто­ле­тия. Ее моло­дость не пред­ве­ща­ла ниче­го хоро­ше­го. Марии испол­ни­лось лишь две­на­дцать лет, когда она ушла из сво­е­го дома в горо­де Алек­сан­дрии. Будучи сво­бод­ной от роди­тель­ско­го над­зо­ра, моло­дой и неопыт­ной, Мария увлек­лась пороч­ной жиз­нью. Неко­му было оста­но­вить ее на пути к поги­бе­ли, а соблаз­ни­те­лей и соблаз­нов было нема­ло. Так 17 лет Мария жила в гре­хах, пока мило­сти­вый Гос­подь не обра­тил ее к покаянию.

Слу­чи­лось это так. По сте­че­нию обсто­я­тельств Мария при­со­еди­ни­лась к груп­пе палом­ни­ков, направ­ляв­ших­ся в Свя­тую Зем­лю. Плы­вя с палом­ни­ка­ми на кораб­ле, Мария не пере­ста­ва­ла соблаз­нять людей и гре­шить. Попав в Иеру­са­лим, она при­со­еди­ни­лась к палом­ни­кам, направ­ляв­шим­ся в храм Вос­кре­се­ния Христова.

Люди широ­кой тол­пой вхо­ди­ли в храм, а Мария у вхо­да была оста­нов­ле­на неви­ди­мой рукой и ника­ки­ми уси­ли­я­ми не мог­ла вой­ти в него. Тут поня­ла она, что Гос­подь не допус­ка­ет ее вой­ти в свя­тое место за ее нечистоту.

Охва­чен­ная ужа­сом и чув­ством глу­бо­ко­го пока­я­ния, она ста­ла молить Бога про­стить гре­хи, обе­щая в корне испра­вить свою жизнь. Уви­дев у вхо­да в храм ико­ну Божи­ей мате­ри, Мария ста­ла про­сить Бого­ма­терь засту­пить­ся за нее перед Богом. После это­го она сра­зу почув­ство­ва­ла в душе про­свет­ле­ние и бес­пре­пят­ствен­но вошла в храм. Про­лив обиль­ные сле­зы у гро­ба Гос­под­ня, она вышла из хра­ма совер­шен­но дру­гим человеком.

Мария испол­ни­ла свое обе­ща­ние изме­нить свою жизнь. Из Иеру­са­ли­ма она уда­ли­лась в суро­вую и без­люд­ную Иор­дан­скую пусты­ню и там почти пол­сто­ле­тия про­ве­ла в пол­ном уеди­не­нии, в посте и молит­ве. Так суро­вы­ми подви­га­ми Мария Еги­пет­ская совер­шен­но иско­ре­ни­ла в себе все гре­хов­ные поже­ла­ния и соде­ла­ла серд­це свое чистым хра­мом Духа Святого.

Ста­рец Зоси­ма, жив­ший в Иор­дан­ском мона­сты­ре св. Иоан­на Пред­те­чи, про­мыс­лом Божи­им удо­сто­ил­ся встре­тить­ся в пустыне с пре­по­доб­ной Мари­ей, когда та уже была глу­бо­кой ста­ри­цей. Он был пора­жен ее свя­то­стью и даром про­зор­ли­во­сти. Одна­жды он уви­дел ее во вре­мя молит­вы как бы воз­вы­сив­шей­ся над зем­лей, а дру­гой раз – иду­щей через реку Иор­дан, как по суше.

Рас­ста­ва­ясь с Зоси­мой, пре­по­доб­ная Мария попро­си­ла его через год опять прий­ти в пусты­ню, что­бы при­ча­стить ее. Ста­рец в назна­чен­ное вре­мя вер­нул­ся и при­ча­стил пре­по­доб­ную Марию Свя­тых Таин. Потом при­дя в пусты­ню еще через год в надеж­де видеть свя­тую, он уже не застал ее в живых. Ста­рец похо­ро­нил остан­ки св. Марии там в пустыне, в чем ему помог лев, кото­рый сво­и­ми ког­тя­ми вырыл яму для погре­бе­ния тела пра­вед­ни­цы. Это было при­бли­зи­тель­но в 521 году.

Так из вели­кой греш­ни­цы пре­по­доб­ная Мария ста­ла, с Божи­ей помо­щью, вели­чай­шей свя­той и оста­ви­ла такой яркий при­мер покаяния.

С дав­них веков свя­тая Цер­ковь при­зы­ва­ет хри­сти­ан молить­ся прп. Марии Еги­пет­ской в обуз­да­ние плот­ской похо­ти и помыслов.

Тро­парь, глас 8

В тебе́, ма́ти, изве́ст­но спа­се́­ся, е́же по о́бра­зу, /​при­и́м­ши бо крест, после́­до­ва­ла еси́ Хри­сту́ /​и, де́­ю­щи, учи́­ла еси́ пре­зи­ра́ти у́бо плоть, пре­хо́­дит бо /​при­ле­жа́ти же о души́ ве́­щи без­сме́рт­ней. /​/​Те́м­же и со Áн­ге­лы сра́­ду­ет­ся, пре­по­до́б­ная Мари́е, дух твой.

Кондак, глас 4

Гре­ха́ мглы избе­жа́в­ши, /​пока­я́­ния све́том оза­ри́в­ши тво­е́ се́рд­це, сла́в­ная, /​при­шла́ еси́ ко Хри­сту́, /​Сего́ Все­не­по­ро́ч­ную и свя­ту́ю Ма́­терь /​Моли́твен­ни­цу ми́­ло­стив­ную при­несла́ еси́. /​Ото­ну́­ду­же и пре­гре­ше́­ний обре­ла́ еси́ остав­ле́­ние /​/​и со Áн­ге­лы при­́с­но сра́дуешися.

Вели­ча­ние

Убла­жа́ем тя, /​пре­по­до́б­ная ма́ти Мари́е, /​и чтим свя­ту́ю па́­мять тво­ю́, /​ты бо мо́­ли­ши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́­га на́шего.

Молит­ва пре­по­доб­ной Марии Египетской

О, вели́кая Хри­сто́­ва уго́д­ни­це, пре­по­до́б­ная ма́ти Мари́е! На Небе­си́ Пре­сто́­лу Бо́­жию пред­сто­я́­щи, на зем­ли́ же ду́­хом люб­ве́ с на́­ми пре­бы­ва́­ю­щи, иму́­щи дерз­но­ве́­ние ко Го́с­по­ду, моли́ спа­сти́ рабы́ Его́, к тебе́ с любо́вию при­те­ка́­ю­щия. Испро­си́ нам у Мно­го­ми́­ло­сти­ва­го Вла­ды­́ки и Го́с­по­да на́­ше­го ве́­ры непо­ро́ч­ное соблю­де́­ние, гра­до́в и весей на́­ших утвер­жде́­ние, от гла́­да и па́­гу­бы избав­ле́­ние, скор­бя́­щим уте­ше́­ние, неду́­гу­ю­щим исце­ле́­ние, па́д­шим воз­ста́­ние, заблу́жд­шим вра­зум­ле́­ние, в де́­лех бла­ги́х пре­спе­́я­ние и бла­го­сло­ве́­ние, сиро­та́м и вдо­ви́­цам заступле́­ние и отше́д­шим от сего́ жити­я́ ве́ч­ное упо­ко­е́­ние. Бу́­ди кре́п­кая хода́та­и­ца, ди́в­ная ма́ти Мари́е, во е́же всем нам в день Стра́ш­на­го Суда́ дес­ны­́я стра­ны́ о́бщ­ни­ки бы́ти и бла­же́н­ный глас Суди­и́ ми́­ра услы­́­ша­ти: при­и­ди́­те, бла­го­сло­ве́н­нии Отца́ Мое­го́, насле́­дуй­те уго­то́­ван­ное вам Ца́р­ствие от сло­же́­ния ми́­ра. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Мч. Авра­амия Бо́л­гар­ско­го, Вла­ди­мир­ско­го чудо­твор­ца (1229). Прп. Евфи­мия, архим. Суз­даль­ско­го, чудо­твор­ца (1404 – 1405). Преп. Вар­со­но­фия Оптин­ско­го (1913). Мчч. Герон­тия и Васи­ли́­да (III). Прав. Аха­за. Прп. Мака­рия, игу­ме­на Пели­ки́т­ской оби­те­ли (ок. 830). Прпп. Евло­гия Салос­ско­го, Гру­зин­ско­го (XII-XIII); Иоан­на Шав­те­ли, Гру­зин­ско­го (XIII). Прп. Герон­тия, кано­нар­ха Печер­ско­го, в Даль­них пеще­рах (XIV). Прп. Вар­со­но­фия Оптин­ско­го (1913). Сщмч. Сер­гия Зава­ри­на пре­сви­те­ра (1938).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму